Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (46) ноябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 9587 раз

Библиографическое описание:

Штепина, И. С. Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников / И. С. Штепина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 374-377. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5665/ (дата обращения: 16.12.2024).


Целью психолого-диагностического эксперимента является изучение исходного уровня познавательной активности младших дошкольников. Из всего множества имеющихся в психолого-педагогической и методической литературе характеристик нами были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности младших дошкольников, которые можно отследить по следующим показателям (табл. 1).

Таблица 1.

Компоненты познавательной активности младших дошкольников

Компоненты познавательной активности

Показатели

Когнитивный

  • вербально-логическое и наглядно-образное мышление,
  • внимание,
  • память,
  • зрительно-пространственное восприятие

Эмоциональный

эмоциональная сфера младших дошкольников

Деятельностный

психосоциальная зрелость младших дошкольников

Источник: составлено автором.
На основе выделенных показателей компонентов познавательной активности в целях психолого-диагностического эксперимента нами выбраны методики познавательной активности младших дошкольников.

Технология организации психолого-диагностического эксперимента представляет собой следующие этапы:

1. Подготовительный этап исследования. Целью данного этапа является всесторонняя подготовка психолого-диагностического эксперимента. Решаются следующие задачи:

- определение валидных методик диагностики познавательной активности младших дошкольников;

- составление общего плана опытно-поисковой работы.

2. Исходно-диагностический этап исследования. Данный этап психолого-диагностического эксперимента нацелен на определение степени развития познавательной активности младших дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

3. Итогово-диагностический этап психолого-диагностического эксперимента характеризуется нацеленностью на оценку динамики развития познавательной активности младших дошкольников в контрольной и экспериментальной группах, организацию диагностических тестов, позволяющих не только оценить динамику развития тех или иных процессов, но и валидность используемых методик.

4. Обобщающий этап исследования позволяет сделать выводы о структуре и особенностях познавательной активности младших дошкольников.

Для решения поставленных задач в рамках организации психолого-диагностического эксперимента важной является опора на конкретные методологические основы.

Опираясь на принцип, выдвинутый В.П. Озеровым для изучения познавательной активности – «максимальное число экспериментальных показателей у максимального числа испытуемых за единицу времени» [3, c.105], предлагается воспользоваться рядом методик диагностики познавательной активности младших дошкольников:

  • исследование эмоциональной сферы: методики Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой «Закончи историю», «Сюжетные картинки», «Раскрась рисунок»;

  • мнемические способности: методика «10 слов», предложенная А.Р. Лурией;

  • уровень восприятия: методика Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой и С.Д. Забрамной «Исключение неподходящей картинки»;

  • исследования свойств мышления: методики Л.А. Венгера «Самое непохожее», методика «Анализ и синтез»;

  • степень психосоциальной зрелости: тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым;

Таким образом, содержание и направленность методик, по нашему мнению, отвечают требованиям системного подхода к организации экспериментального исследования, т.к. они нацелены на диагностику различных познавательных способностей и индивидуальных качеств младших дошкольников.

Следующей задачей экспериментального исследования является обработка и интерпретация полученных данных. Вообще приемы интерпретации экспериментальных данных подразделяются на количественные и качественные. С точки зрения количественного анализа данных применяются математические и статистические методы обработки данных. Качественный анализ позволяет систематизировать и описать общие закономерности и некоторые варианты психологических явлений, выявленных методом количественного анализа. Кроме того, при качественном анализе необходимо ориентироваться на принципы сравнительного метода, то есть выявить особенности психической организации способностей у испытуемых, различающихся не только по возрасту, но по полу (мальчики – девочки).

Ниже представлено подробное теоретическое и методологическое обоснование применяемых диагностических методик.

Методики, направленные на исследование познавательной активности младших дошкольников, и используемые в психологическом эксперименте, можно классифицировать по нескольким основаниям. Основная часть методик носит вербальный характер, то есть так или иначе связанных с речевой активностью обследуемых. Задания в этих методиках апеллируют к памяти, воображению в их опосредованной языковой форме. К вербальным методикам относятся все методики, примененные для диагностики памяти, внимания, мыслительных операций (анализ, синтез).

Часть диагностических методов, подобранных нами для решения диагностических задач, предполагает правильный ответ и за счет этого обеспечивается их объективность. К этой группе относится методика исследования мнемических способностей – методика «10 слов».

В комплекс включены методики, направленные на диагностику эмоциональной сферы, внимания, памяти, восприятия и мышления.

Младшее дошкольное детство считается особым этапом эмоционального онтогенеза, поскольку в этот период оформляются важнейшие эмоциональные новообразования: переживания становятся более глубокими, осознанными, обобщенными, дифференцированными, усложняется их предметное содержание [5, c.208], формируется устойчивая система эмоциональных отношений [7, c.197], появляется эмоциональная децентрация – способность к сопереживанию другому человеку, совершенствуется способность к распознаванию эмоций [6, c.96], возникает эмоциональная коррекция поведения [5, c.291].

Для оценки эмоционального развития младших дошкольников предлагается использовать методики Ю.А. Афонькиной и Г.А. Урунтаевой [1, c.58] «Закончи историю», целью которой является изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость; «Сюжетные картинки», направленной на изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике; «Раскрась рисунок», целью которой является изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку.

В контексте исследования познавательной активности младших дошкольников достаточно важным является исследование способностей памяти (мнемических), поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека. Формы проявления и виды памяти чрезвычайно многообразны. Один из основных критериев вычленения форм памяти – по времени закрепления и сохранения материала. В соответствии с этим критерием различают кратковременную и долговременную память. Кратковременная память базируется на автономном распаде следов информации и представляет собой ее лабильную фазу, соответствующую удержанию следа в форме реверберации нервных импульсов, а долговременная, соответственно, является ее стабильной фазой, предполагающей сохранение следов за счет структурных изменений. Но по существу кратковременная и долговременная память представляют собой две стадии единого процесса, который всегда начинается с кратковременной памяти [4, c.264].

Относительно недавние исследования, связанные с развитием теорий памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия. Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком и рассчитанной только на ее решение.

Оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Но поскольку суть оперативной памяти заключается в обслуживании непосредственно совершаемых действий, диагностика ее не представляется возможной. Общепринято, что на качество оперативной памяти оказывает влияние объем кратковременной памяти, лежащей в основе всего процесса памяти. Поэтому объективным является диагностировать именно кратковременную память.

Кратковременная память характеризуется очень недолгим сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и проявляется только при условии немедленного воспроизведения. Тесно связанная с перцепцией, кратковременная память между тем является основой более сложных функциональных образований. При диагностике кратковременной памяти обычно измеряют объем, выражающийся в количестве символов, которые могут быть воспроизведены после однократного предъявления.

Мнемические способности детей младшего дошкольного возраста предлагается изучить посредством методики «10 слов», предложенной А.Р. Лурией. Данная методика используется для изучения состояния памяти, выявления органических поражений мозга, а также других отклонений в психическом статусе (истощаемости, утомляемости, устойчивости внимания).

Для исследования уровня восприятия у детей младшего дошкольного возраста предлагается применить методику Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой по изучению восприятия цвета [1, c.175] и С.Д. Забрамной «Исключение неподходящей картинки» [2, c. 236].

Средством познания в процессе восприятия выступают сенсорные эталоны – образцы различных внешних свойств предметов.

В процессе восприятия происходит, с одной стороны, совершенствование представлений о разновидностях каждого свойства, с другой – развитие самих перцептивных действий использования эталонов. Различают три типа перцептивных действий: идентификация, или выбор по образцу; приравнивание к эталону (соотнесение с эталоном) в условиях неполного совпадения свойств предмета с эталоном, близким к нему, но не совпадающим с ним; перцептивное моделирование – соотнесение обследуемого предмета с несколькими эталонами.

Исследование уровня восприятия у младших дошкольников предполагает выявление способности устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями.

Для исследования свойств мышления, характеризующих особенности протекания мыслительных процессов и обеспечивающих продуктивность умственной деятельности младших дошкольников, предлагается применить группу методик.

Исследование свойств мышления у младших дошкольников предполагает выявление способности выделения существенных признаков предметов и соотнесения их по этим признакам. Для этой цели предлагается применить методику Л.А. Венгера «Самое непохожее», направленной на выявление уровня овладения мыслительными операциями: анализа, сравнения и обобщения признаков.

Для диагностики сформированности мыслительных операций анализа и

синтеза у младших дошкольников предлагается воспользоваться методикой «Анализ и синтез» [6, c.364], посредством которой оценивается развитие данных мыслительных операций, и дополнительно способность ребенка к целостному восприятию предмета. Установить это можно, занимаясь с ребенком игровой и продуктивной деятельностью. Для этой цели проводится игра «Рассмотрим предмет», в которой проводящий диагностику предлагает ребенку сначала назвать изображенный объект, а затем показать и назвать его части, или сам показывает часть, а ребенок ее называет, и наоборот, проводящий диагностику называет, а ребенок показывает.

Степень психосоциальной зрелости (кругозор) младшего дошкольника позволяет определить тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым. Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, женщиной или мужчиной?

4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

6. Сейчас утро или вечер? День или утро?

7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?

8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

9. Кем работает твой отец, мать?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон, врач или учитель?

15. Зачем нужны в школе звонок или парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких ты знаешь птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у собаки или у петуха?

21. Что больше – 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?


Литература:

  1. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995.

  2. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М., 2002.

  3. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс +, 2002.

  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб./ В. Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др; под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).

  5. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов /Под ред. A.B.Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964.

  6. Щетинина А.М. Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

  7. Эмоциональная жизнь школьника: дошкольный и младший школьный возраст / П.М. Якобсон. – М., 1999 // Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учебное пособие / Сост. И.В. Дубровина, Анна Михайловна Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999. – С. 236-242.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, кратковременная память, психолого-диагностический эксперимент, дошкольник, методика, оперативная память, долговременная память, качественный анализ, младший дошкольный возраст, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта

Структурно-функциональная модель развития лидерского потенциала старшеклассника средствами педагогического стимулирования

Педагогические особенности использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности

Психолого-педагогические и личностно-мотивационные факторы формирования креативности личности старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса гимназии

Содержательные особенности педагогической модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя

Педагогические профессиональные установки к детям (на примере изучения иерархии ценностей педагогов ДОУ)

Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников

Опыт реализации психолого-акмеологической модели развития психологического здоровья педагога

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта

Структурно-функциональная модель развития лидерского потенциала старшеклассника средствами педагогического стимулирования

Педагогические особенности использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности

Психолого-педагогические и личностно-мотивационные факторы формирования креативности личности старших школьников в условиях воспитательно-образовательного процесса гимназии

Содержательные особенности педагогической модели развития эмоциональной устойчивости будущего учителя

Педагогические профессиональные установки к детям (на примере изучения иерархии ценностей педагогов ДОУ)

Система дидактических условий развития продуктивного мышления учащихся

Задать вопрос