Мары – культурная столица СНГ 2012 года (к вопросу изучения истории древнего Мерва) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ходжакулиева, Б. А. Мары – культурная столица СНГ 2012 года (к вопросу изучения истории древнего Мерва) / Б. А. Ходжакулиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 346-348. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5644/ (дата обращения: 19.12.2024).

Решением Совета глав государств СНГ в целях расширения культурных связей между странами – участницами Содружества Независимых государств город Мары,расположенный в юго-восточной части Туркменистана, объявлен культурной столицей Содружества на 2012 год [1, с. 3]. Данный выбор далеко не случайный. Мары является одним из древнейших городов мира, известный в истории под названием Мерв. Процветанию города во многом способствовало месторасположение его в старой дельте реки Мургаб. Мары и сегодня является динамично развивающимся современным городом Туркменистана – вторым по величине после Ашхабада и административным центром одного из пяти регионов страны – Марыйского велаята.

Богатая и самобытная история Мерва уходит своими корнями в глубокую древность. На протяжении многих веков город являлся крупнейшим научным и культурным центром. Богатейшие библиотеки Мерва привлекали к себе внимание известных ученых Востока. Как отмечает Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов: «В разные периоды своей славной истории город Мерв считался одним из ведущих культурных центров мира. Находясь на пересечении маршрутов Великого шелкового пути, этот древний город создал условия для влияния развитой туркменской культуры на культуры различных народов мира» [2, с.2].

Плодородные земли Мургабского оазиса ещё в древности являлись благоприятным фактором для создания земледельческих культур. Во втором тысячелетии до н.э. здесь зарождается один из древнейших центров мировой цивилизации – Маргуш. У греко-римских авторов эта область упоминается как страна Маргиана. Столицей этой древнейшей страны был Гонурдепе, где на протяжении уже нескольких десятилетий ведутся археологические исследования. К началу первого тысячелетия до н.э. вследствие изменения русла реки Мургаб население покинуло город. В середине первого тысячелетия до н.э. жизнь зарождается на территории древнейшего ядра Мерва – городища Эрк-кала, который был главным городом маргианской сатрапии державы Ахеменидов. Античные авторы свидетельствуют о том, что известный завоеватель древности Александр Македонский основал в центре Маргианы город, но теперь благодаря археологическим фактам становится ясным, что греко-македонский предводитель не строил здесь новый город, а лишь укрепил стены существовавшего и назвал его Александрией Маргианской [3, с. 205]. Это нынешнее городище Эрк-кала. Во времена Антиоха Сотера - правителя Селевкидского государства, основанного после распада империи Македонского, границы города расширяются, и он стал именоваться Антиохией Маргианской. Весь прилегающий земледельческий оазис вокруг Мерва, в целях защиты от набегов кочевников был обнесен земляным валом.

В период с III в. до н.э. - до III в. н.э. Мерв входил в состав одного из крупнейшего государств древности Парфянского царства, являлся важным пунктом Великого шелкового пути. Наивысшего расцвета город достигает в ХIв.во времена существования Туркмено-Сельджукской империи. Именно тогда он стал называться «Шахиджахан» («Душа царей»). С 1118 года последний правитель Сельджукского государства султан Санджар сделал Мерв своей столицей.

История Мерва на протяжении многих десятилетий привлекает к себе внимание известных ученых мира, в том числе и российских историков. Начиная с 90-х годов ХIХ в. Древний Мерв становится объектом пристального интереса востоковедов и археологов. Первое научное изложение истории и исследование памятников принадлежит профессору Петербургского университета Валентину Алексеевичу Жуковскому, который в 1890 г. был командирован в Мервский оазис Императорской археологической комиссией [4, с. 1]. Он не имел возможности проводить археологические раскопки, и главное внимание, согласно поставленной перед ним задаче, уделил обследованиям руин древнего Мерва и ближайших окрестностей по обоим берегам Мургаба. В.А. Жуковский осмотрел и сфотографировал все доступные взору исторические памятники, собрал народные предания о них, переписал со стен зданий и с надгробных плит тексты на арабской графике, и на основе топографической съемки составил первую карту развалин Мерва. Итогом исследований ученого явилась написанная в 1894 г. книга «Древности Закаспийского края. Развалины Старого Мерва», представляющая огромный научный интерес и в наши дни [4]. Важно отметить, что в 2004г. фотографии Жуковскогобыли привезены в Туркменистан в ходе официального визита делегации Санкт-Петербурга во главе с В.Матвиенко [5]. Среди старинных архитектурных памятников, изображенных на снимках, мавзолеи Асхабов и Солтана Санджара, ворота Абдуллахан-кала, мечеть Шахруха и другие. Даже сильно разрушенные временем великолепные образцы строительного искусства, построенные туркменскими мастерами в различные исторические эпохи не утратили своей красоты и совершенства форм. К сожалению некоторые из них можно видеть теперь только на этих уникальных фотографиях. Стеклянные негативы снимков и сегодня бережно хранятся в фототеке Института истории материальной культуры Российской Академии наук.

Фотографии Жуковского. Мавзолей Асхабов. Мавзолей Султана Санджара

Мавзолей Султана Санджара (после реставрации).

Современный снимок

В начале прошлого столетия история Мерва привлекает к себе внимание известного востоковеда академика В. В. Бартольда. В опубликованном в 1910 г. историческом очерке «К истории Мерва» ученый всесторонне исследует книгу В. А. Жуковского «Древности Закаспийского края. Развалины Старого Мерва». Автор подробно анализирует работу Жуковского и, основываясь на арабские и персидские источники, приводит более подробные топографические данные, относящиеся к Мервскому оазису. Итоги исследований Бартольда в области изучения истории Мерва нашли свое отражение в IV томе собраний сочинений автора [6].

В ХХ веке большой вклад в дело изучения истории и культуры древнего Мерва внесли академик М.Е.Массон и возглавляемая им Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция (ЮТАКЭ). Решение об учреждении Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедицией было принято в Москве ещё в 1945 г. Основанием послужил тот факт, что территория Туркменистана по количеству и научной значимости исторических памятников материальной культуры занимала ведущее место в Советской Средней Азии. Полевые работы начались с 1946 г. В Ленинградском отделении Института истории материальной культуры Академии наук СССР был создан постоянный ученый Совет ЮТАКЭ во главе с академиком В. Струве. Согласно положению ЮТАКЭ для проведения полевых археологических работ, экспедиция приглашала специалистов из союзных республик, а также из головных институтов Москвы и Ленинграда. В работе экспедиции принимали участие не только археологи и историки, но и филологи, искусствоведы, ботаники, зоологи, химики и другие специалисты. Экспедиция в течение 30 лет предпринимала активную разностороннюю разведочную, маршрутную и стационарную деятельность по всей территории Южного Туркменистана, включая памятники древнего Мерва.

Во второй половине 40-х годов ХХ в. один из отрядов ЮТАКЭ под руководством С. А. Вязигина занимался исследованием стены, воздвигнутой по приказу Антиоха Сотера. В результате археологических раскопок было установлено, что данное сооружение, построенное в античное время, обороняло Мервский оазис от набегов кочевников с северной, восточной и западной сторон. В 1950-х годах экспедиция возглавляемая В. Массоном проводила археологические раскопки в районе поселения Яздепе, датируемого железным веком. Результатом научных исследований явилась вышедшая в свет в 1959 г. книга «Древняя земледельческая культура Маргианы». В начале 1960-х годов отрядами ЮТАКЭ были обнаружены следы буддийских и христианскиххрамов на территории древнего Мерва. В целом, благодаря исследованиям Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции научные открытия Древнего Мерва получили всемирную известность [7, с. 20].

На протяжении уже нескольких десятилетий в зоне старой дельты Мургаба плодотворно работает совместная туркмено-российская археологическая экспедиция «Маргиана» Национального управления Туркменистана по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры, а также Института антропологии и этнологии Российской академии наук под руководством профессора В.И.Сарианиди. С 1972 г. Виктор Иванович Сарианиди проводит регулярные полевые сезоны в Каракумском этрапе Марыйского велаята. Особое внимание ученых привлекает огромный дворец и монументальный храм огня, следы которых обнаружены в Гонурдепе [8,с. 247]. Находки археологов - гончарные изделия, ювелирные украшения, письменные знаки, датируемые третьим тысячелетием до н.э. - являются ярким свидетельством высокоразвитой культуры древних земледельцев населявших некогда плодотворную долину старой дельты Мургаба [9, с. 33]. Благодаря открытиям археологов совместной туркмено-российской экспедиции страна Маргуш получила всемирную известность, как одного из центров древнейших цивилизаций.

Следует отметить, что археологические раскопки Маргианской экспедиции продолжаются и в настоящее время. Совсем недавно археологи порадовали нас новыми удивительными находками. Весной 2012 г. недалеко от царского некрополя Гонурдепе среди большого скопления каменных, керамических, бронзовых изделий была обнаружена круглая бронзовая печать-амулет так называемого перегородчатого типа. Большой интерес представляют находки золотых изделий, в том числе небольшая фигурка сайгака с инкрустацией из бирюзы, а также фаянсовая скульптура обезьянки, исполненная с большим мастерством в строго реалистической манере [10]. Ученым ещё предстоит изучить эти и многие другие уникальные находки экспедиции В. И. Сарианиди и определить их место в культурном богатейшем наследии туркменского народа.

Золотая фигурка сайгака с инкрустацией из бирюзы. Фаянсовая скульптура обезьянки. Находки сезона 2012 г. (Гонурдепе)

Таким образом, среди древних цивилизаций и средневековых культур, расположенных на территории Туркменистана Мерв занимает особое место. Исторические источники, археологические находки свидетельствуют о том, что на этой земле существовал один из древнейших очагов мировой земледельческой культуры. В этом отношении, приковывающая к себе внимание ученых всего мира, история древнего Мерва представляет огромный интерес. Большая заслуга в изучении данной проблемы принадлежит российским ученым.


Литература:

  1. Древний Мерв – центр мировой цивилизации. Краткое содержание международной конференции. – Ашхабад, 2012. – 159 с.

  2. Маргиана – Мерв – Мары. Тысячелетия культуры в оазисе реки Мургаб. – Ашхабад, 2012. – 103 с.

  3. Историко-культурное наследие Туркменистана. - Стамбул, 2000. – 381 с.

  4. Жуковский В.А. Древности Закаспийского края. Развалины старого Мерва. - Спб., 1894. – 216.
  5. Нейтральный Туркменистан. 2004, 19 марта.

  6. Бартольд В.В. Сочинения. Т IV. – M. 1966.
  7. Массон В.М. Туркменистан в зеркале мировой истории. – Ашхабад, 2001. - 32 с.

  8. Сарианиди В.И. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. –Ашхабад, 2002. – 355.

  9. Сарианиди В.И. Маргуш. Тайна и правда великой культуры. – Ашхабад, 2009. - 341 с.

  10. Нейтральный Туркменистан. 2012, 29 мая.

Основные термины (генерируются автоматически): древний Мерв, III, Жуковский, история Мерва, Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция, Великий шелковый путь, всемирная известность, Закаспийский край, материальная культура, Старый Мерв.


Похожие статьи

«Город золотого песка»: социально-экономическое, социокультурное развитие города Могоча

Типовая архитектура советского периода в культурно-историческом контексте (на примере г. Комсомольска-на-Амуре)

Возможности повышения плодородия тяжелых почв в условиях Туркменистана

Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект

К вопросу о необходимости модернизации института наблюдения в избирательном процессе РФ

К вопросу об актуальности исследования процессов инновационного развития предприятий

Пути совершенствования туристского потенциала региона (на примере Подмосковья)

Технические проблемы изучения истории технологии производства золотошвейного искусства Бухары

Рекреационный регион КМВ в контексте проблемы реализации экономических интересов Российской Федерации

Гражданское общество в восприятии различных поколений россиян (анализ результатов социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области)

Похожие статьи

«Город золотого песка»: социально-экономическое, социокультурное развитие города Могоча

Типовая архитектура советского периода в культурно-историческом контексте (на примере г. Комсомольска-на-Амуре)

Возможности повышения плодородия тяжелых почв в условиях Туркменистана

Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект

К вопросу о необходимости модернизации института наблюдения в избирательном процессе РФ

К вопросу об актуальности исследования процессов инновационного развития предприятий

Пути совершенствования туристского потенциала региона (на примере Подмосковья)

Технические проблемы изучения истории технологии производства золотошвейного искусства Бухары

Рекреационный регион КМВ в контексте проблемы реализации экономических интересов Российской Федерации

Гражданское общество в восприятии различных поколений россиян (анализ результатов социологического исследования в г. Волжском Волгоградской области)

Задать вопрос