«Город золотого песка»: социально-экономическое, социокультурное развитие города Могоча | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (24) январь 2011 г.

Статья просмотрена: 4427 раз

Библиографическое описание:

Балдандоржиев, Ж. Б. «Город золотого песка»: социально-экономическое, социокультурное развитие города Могоча / Ж. Б. Балдандоржиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2504/ (дата обращения: 19.12.2024).

Город Могоча – административный центр Могочинского района – расположен на востоке Забайкальского края и граничит с Амурской областью. В переводе с эвенкийского слово «Могоча» означает «Золотое дно» или «Золотая долина», поэтому Могочинский район издавна считался богатейшим в России по содержанию золота. Еще в середине XIX в. здесь началась золотая лихорадка, и в этот район Забайкалья устремились искатели золота. Собственно, Могоча началась с зимовья, построенного изыскателями в 1908 г. на слиянии трех рек – Могочи, Амазара и Среднего Олонгро. Первыми старателями были взяты пробы, и информация о том, что за день в устье Могочи можно намыть до 70 злотников быстро распространилась по Приамурью и Забайкалью [1]. Молва о богатейших песках ежедневно привлекала до 50 человек. Все крупные поселения района (Ксеньевская, Ключи, Давенда и др.) начинались именно старателями, и Могоча не была исключением. Но начало строительству большого поселка, ставшего потом городом, было положено во время прокладки Амурской железной дороги, специальное решение о строительстве которой на всем протяжении с ветвями от рек Шилки и Амура к Таптугарам, Рухлово (Сковородино), Ушумуну было принято Государственной Думой в 1908 году. С маленьких станционных строений, с деревянных бараков, в которых селились путевые рабочие – выходцы из средней России, началось строительство станции. Уже через четыре года в Могочу прибыл первый паровоз, а еще через четыре – построено паровозное депо. И вся дальнейшая история г. Могочи - это история локомотивного депо. До революции это был небольшой разъезд, который состоял из трех небольших улиц, с населением 1700 человек. В 1913 г. была построена первая школа, в которой обучалось 100 учеников, небольшая больница с одним фельдшером, церковь, казенная винная лавка, несколько питейных заведений. Такая инфраструктура очень мало способствовала просвещению населения, которое в основном работало в паровозном депо и на приисках, некоторые занимались торговлей [2].

После революции советская власть придавала большое значение развитию Могочинского района, который был одним из богатейших по разнообразию природных ресурсов. Минерально-сырьевая база Могочи включает в себя промышленные запасы полезных ископаемых: золото (россыпное и рудное), молибден, уголь, уран, вольфрам, железо, никель, редкоземельные металлы, источники минеральных вод. Территория Могочинского района издавна привлекала к себе внимание рудознатцев и геологов. Более сорока лет здесь проводит геологические исследования Восточная экспедиция Читинского геологического управления (Восточное геологическое государственное предприятие). Геологи нашли здесь все виды сырья, необходимые для самостоятельного экономического развития, но несмотря на их большое разнообразие, в районе добывается только золото. В 20-е годы добычей золота в районе занималось Амазаро-Урюмское приисковое управление, в 1934 г. оно было преобразовано в трест «Верхамурзолото», который добывал драгоценный металл на территории двух областей - Читинской и Амурской и вся добыча золота была государственной. 185 золотоносных россыпей Могочи объединены в четыре золотоносных узла: Итакинский, Урюмский, Верхнеамазарский и Могоча-Амазарский. В 1970-е гг. появились первые старательские артели. Могочинский район - это одна из старейших золотодобывающих территорий страны. Здесь производилась добыча преимущественно россыпного золота, только с 1960-х гг. район начал приобретать значение как сырьевая база для развития золотой и молибденовой горнорудной промышленности. В 2000-е гг. район ежегодно давал четвертую долю всего добываемого в Забайкалье золота.

Могоча – крупная железнодорожная станция Транссибирской магистрали и железнодорожный транспорт - градообразующая отрасль города. В 1916 г. вошло в строй Могочинское паровозное депо, в 1924 г. в городе загорелась первая электрическая лампочка, в 1930 г. началось строительство второго железнодорожного пути, были построены электростанция и вагонное депо, дистанция сигнализации и связи. Станция Могоча первой на забайкальской железной дороге заменила паровозы на магистральные тепловозы «ТЭЗ». В 1960 г. здесь было образовано Могочинское отделение Забайкальской железной дороги, которое объединило 45 станций, 4 локомотивных и 3 вагонных депо, 5 дистанций пути.

Хозяйственная жизнь Могочи тесно связана с забайкальским севером и город является своеобразным перевалочным пунктом снабжения северных районов Забайкальского края, плацдармом для его хозяйственного освоения. Здесь располагаются склады и базы многих геологоразведочных и других экспедиций, работающих на севере края, в 60-е годы на станции была построена база снабжения Удоканской экспедиции, в 80-е введена в эксплуатацию товарная контора. С 1912 г. от станции Могоча была проложена колесная дорога до Тунгира, в 1949 г. ее заменили на зимнюю автодорогу Могоча – Чара.

Могочинский район самый богатый регион Забайкалья по запасам древесины. Лесистость Могочи – 90 %, что значительно выше этого показателя в целом по Забайкальскому краю (61 %). К концу XX в. в лесной отрасли Могочи работали пять крупнейших в регионе леспромхозов. В настоящее время Амазарское лесопромышленное предприятие и Могочинский лесхоз наряду с добычей золота и железнодорожным транспортом в Могоче дают основной доход в бюджет и составляют основу хозяйства района [3].

В связи с развитием отраслей народного хозяйства и ростом населения несколько раз изменялся административный статус Могочи: от железнодорожного разъезда до поселка городского типа в 1930 г., в октябре 1950 г. он получил статус города. К началу XXI в. население города составило свыше 13 тысяч человек, основная часть которого занята на транспорте, в горнодобывающей и лесной отраслях, в пищевой промышленности, торговле. Социальная сфера представлена широкой сетью организаций и учреждений образования, здравоохранения и культуры.

Труженики Могочи не только развивали народное хозяйство города, строили и благоустраивали его, но и прославили его фронтовыми подвигами и работой в тылу в годы Великой Отечественной войны. Около четырех тысяч человек из района ушли на фронт, более тысячи погибли. Звания Героя Советского Союза были удостоены могочинцы Г.С. Кочетков и Ф.А. Пешков, около двух тысяч воинов вернулись с боевыми наградами. Бесперебойную работу паровозов в тылу обеспечивали труженики Могочинского локомотивного и вагонного депо, выполняя по две-три нормы в смену, жители города сдавали деньги на строительство танков и самолетов и собирали теплые вещи для фронта.

В середине XX в. город быстрыми темпами стал менять свой облик – началось строительство многоэтажных домов, школ, больниц, административных зданий, а в восьмидесятые жилищное строительство получило новое развитие на базе различных ведомств. Так в восточной части города возник микрорайон «Горняцкий», строительство которого начал Амазарский ГОК, возникли свои жилые микрорайоны у коллективов вагонного депо, опытной механизированной дистанции пути. В городе работает сеть библиотек, несколько школ, детские музыкальная и спортивная школы, стадион, историко-краеведческий музей локомотивного депо, Дом культуры, издается еженедельная газета «Могочинский рабочий».

Перемены, происходившие в стране в конце XX в., не обошли стороной и Могочинский район. Во времена приватизации и акционирования многие предприятия лишились собственности, и на целое десятилетие хозяйство района пришло в упадок. В начале текущего века экономика региона начала постепенно возрождаться. Важной ее составляющей по-прежнему являются золото и лес, а также перерабатывающая промышленность [4].

Всего за одно столетие люди смогли, используя лишь одни природные богатства, создать богатейшие леспромхозы и золотодобывающие предприятия, построить железную дорогу и город, который вновь может стать «жемчужиной Забайкалья» [5].

В настоящее время (с 1 марта 2008 г.) Могоча является центром муниципального района Могочинский район Забайкальского края.


Литература:
  1. Дорога – это жизнь: 100 лет Забайкальской железной дороге. – Чита: Забтранс,; Новосибирск, 2000. – 487 с.

  2. Казимиров В.Н. Великий сибирский путь / В.Н. Казимиров. - Чита: Забтранс, 1997.

  3. Маслюков Г.М. Могочинский район. Природные богатства / Г.М. Маслюков. – Чита: Поиск, 2001. – 214 с. – (Это удивительное Забайкалье)

  4. Гончаров А. Могоча – «малахитовая шкатулка» Забайкалья / А. Гончаров, Е. Мартынюк // Забайкальские областные ведомости. – 2003. – 5 февраля. - С. 5.

  5. Снегур А. Когда и как начиналась Могоча? / А. Снегур // Забайкальский рабочий. – 2007. – 2 апреля. – С. 14.

  6. Семенов А. Могоча. История г. Могоча / Семенов А. // Забайкальский рабочий , 1938 – 30 декабря


Основные термины (генерируются автоматически): Могочинский район, могоч, Забайкальский край, вагонное депо, добыча золота, железнодорожный транспорт, Забайкалье, локомотивное депо, паровозное депо, Россия.


Похожие статьи

Историко-культурное развитие города Балей

Культурно-историческое наследие и экономическое развитие города Шилка

Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект

Историко-культурное наследие малого города Хилок Забайкальского края

Рекреационный регион КМВ в контексте проблемы реализации экономических интересов Российской Федерации

Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, содержание, факторы состояния и развития

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Мары – культурная столица СНГ 2012 года (к вопросу изучения истории древнего Мерва)

Состояние и развитие скотоводства, и его роль в экономике Монголии

Социокультурная идентичность региона и региональное гражданское общество

Похожие статьи

Историко-культурное развитие города Балей

Культурно-историческое наследие и экономическое развитие города Шилка

Культурно-образовательная деятельность музея: социологический аспект

Историко-культурное наследие малого города Хилок Забайкальского края

Рекреационный регион КМВ в контексте проблемы реализации экономических интересов Российской Федерации

Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, содержание, факторы состояния и развития

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Мары – культурная столица СНГ 2012 года (к вопросу изучения истории древнего Мерва)

Состояние и развитие скотоводства, и его роль в экономике Монголии

Социокультурная идентичность региона и региональное гражданское общество

Задать вопрос