«Здесь родины моей начало…»: история зарождения и развития Вяземского района | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Любимов, Н. А. «Здесь родины моей начало…»: история зарождения и развития Вяземского района / Н. А. Любимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31.1 (478.1). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/archive/478/105309/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье приводятся основные социальные аспекты образования и развития Вяземского района. Поиск следов истории города и района осложняется тем, что источники изучения в открытом доступе фактически отсутствуют. Приводятся результаты изучения материалов краеведческого музея и газетных статей, посвященных вопросам зарождения Вяземского района и села Вяземское.

Ключевые слова: О. П. Вяземский, железная дорога, казаки, Медвежий, Гленовский, гражданская война, партизаны, г. Вяземский.

Станица Чупрово располагалась недалеко от существующего дачного поселка Тигрово. Дорожное сообщение между станицами проходило по другим путям по сравнению с нынешними, один из них уцелел до сих пор. Он находится в Северо-Восточной части города от ул. Тургенева района Вяземского — «Чупровка», проходя через реку «Вторая Седьмая», в обход п. Садовый. По первому предположению район «Чупровка» нашего города и назван в честь данной станицы, т. к. отсюда был путь на Север и в первую станицу «Чупрово», встречающуюся на пути). По второму предположению — Жители станицы «Чупрово» были переселены близко к Вяземской, участок, ныне ставший районом города. В документах 1907 года упоминается как поселок «Чупровский» [1].

С 80-х годов 19 века переселенческое движение на Восток оживилось. Этому в значительной степени способствовали начатые в 1883 году регулярные морские рейсы из Одессы во Владивосток. Вместо полутора — двух лет, затрачиваемых на сухопутный путь из Европейской России, дорога отнимала только пятьдесят дней. Морским путем преимущественно пользовались выходцы из южных и западных губерний, оседавшие в большинстве случаев в Приморье и Хабаровском Приуссурье.

Возникновение селения относится к ранней весне 1895 г., когда здесь осело 15 крестьян-переселенцев и ссыльнопоселенцев и 2 казачьих семьи Населенный пункт начал развиваться в связи с прохождением через него ж/д линии северного участка Уссурийской ж/д.

Но еще в 1893 году (по воспоминаниям ссыльнокаторжного Федуна, рассказ от 1925 года), прибыли сюда в глухую тайгу три партии ссыльных на строительство «чугунки». В тех партиях было человек 100. Их привезли в Николаевск, с парохода перевезли на баржу, ее вел на буксире 2-х колесный пароход вверх по Амуру до Хабаровского поста. Там прицепили еще одну баржу с семьями и на ней, с собой везли лошадей, свиней, кур и собак. Пароход прошел вверх по Уссури.

На первой остановке партию ссыльных высадили на пустующей казачьей станице Будагосского, выгрузили груз по указанию урядника, а люди со второй баржи поехали дальше. Затем грузы перенесли в подготовленные избы, трудились до темна. А утром, взяв с собой инструменты, по еле заметной тропе отправились к месту строительства. Через 5 км вышли к будущему разъезду Медвежий. Но в то время здесь были только шалаш и несколько человек из исследовательской экспедиции [1].

В 1897 г. на станции был построен первый деревянный вокзал и по приказу генерал-губернатора Н. И. Гродекова, станция стала носить имя начальника строительства Уссурийской железной дороги Ореста Полиеновича Вяземского. В 1897–1898 гг. были построены баня и ж/д больница. В больнице было всего 6 коек.

В этом же году была построена водонапорная башня. Она предназначалась для создания напора в водопроводной системе депо, вокзала и для заправки паровых систем паровозов.

В 1899 г. было построено кирпичное здание школы — «Трехклассная церковно-приходская школа Его Императорского Величества». Но в связи с тем, что после постройки школы не было детей для обучения, школа была открыта в 1904 году.

В 1900 году войсковая администрация переселила на станцию Вяземскую ещё несколько казачьих семей из старожилов. Так появился посёлок Гленовский названый именем исследователя Приамурья Петра Глена. Поселок простирался между улицами Козюкова и Калинина, а крестьянское село Вяземское — от улицы Козюкова до улицы Дзержинского.

В 1900 году образуется село — Отрадное, Дормидонтовка, в 1902г — Красицкое, в 1906 год — Тигровое, в 1907 году — Капитоновка, Глебово, Венюково.

Все крестьянские сёла в это время объединялись в две волости: Вяземскую и Дормидонтовскую которые относились к Хабаровскому уезду.

В годы гражданской войны Вяземский район был одним из центров партизанского движения в крае. Многие вяземцы принимали участие в войне и в партизанском движении в районе. Они не могли смириться с тем, что на русской земле хозяйничают интервенты. Среди партизан, героев гражданской войны на Дальнем Востоке, был рабочий Вяземского железнодорожного Депо, коммунист Александр Погорелов, Григорий Коваль, Ефим Гармашев [1].

В годы первых пятилеток в районе создается новые промышленные предприятия: электростанция, ремонтные мастерские, хлебопекарня, Кир личный завод, типография. Дормидонтовский лесопильный завод Вяземский, Ворошиловский и Дормидонтовский леспромхозы. Но объемы их производства были небольшими, преобладала примитивная техника, конная тяга и в основном ручной труд. В 1938 году село Вяземское получило права поселка городского типа.

В героические страницы летописи Великой Отечественной войны вяземцы вписали и свои замечательные строки. Более пяти тысяч воинов сражались с фашистскими захватчиками под Москвой и Ленинградом, на берегах Волги и на Курской дуге, с японскими захватчиками на Дальнем Востоке. Около двух тысяч вяземцев пали на полях сражений.

Шестеро наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза: Константин Заслонов, Феодосий Стоцкий, Феодосий Котляр, Евгений Дикопольцев, Виктор Бабошин, Валентин Пилипас.

За проявленные мужество и храбрость, за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны, родина наградила орденами и медалями около четырех тысяч вяземцев.

25 октября 1951 года п. Вяземский возведён в ранг города районного подчинения [2].

В 60-х годах начинается интенсивное строительство в районе. В 1960 — школа в селе Котиково. В 1961 году был создан Вяземский плодово-ягодный совхоз. Совхоз был основан на месте, где была расположена научно-опытная станция по овощеводству. В 1961 г. построен кинотеатр «Космос». В 1964 году построено на селе — 90 жилых домов, построено 3 магазина, 7 бань, 49 проезжих мостов, 29 пешеходных. С 1965 года. Построены ситроцех, магазин «Рассвет».

Современный облик г. Вяземский приобрел в семидесятые –восьмидесятые годы ХХ века. В этот период построены, Дом культуры, краеведческий музей (1977), городские площади «Виадук» и «30-летие Победы» (1975).

Несмотря на относительно «молодой» возраст и скромные размеры, Вяземскому району есть чем гордиться. И в мирное время, и во времена тяжких испытаний наши земляки честно выполнили свой долг перед родиной.

Отстояли честь и свободу родного края во времена гражданской войны и Великой Отечественной. Возродили разрушенную войнами экономику, подняли уровень культуры и образования. Пусть было тяжело, но наши земляки привыкли помогать друг другу. Брат за брата, сосед за соседа так совместными усилиями добились того, что есть сейчас, что посчастливилось увидеть нынешнему поколению.

Литература:

  1. Куприянов А. И. Новь Вяземской земли: Страницы прошлого и настоящего / А. И. Куприянов. — Хабаровск: Кн. изд-во 1984. — 104 с.
  2. Инженер О. П. Вяземский // газета «Вяземские вести». — 2001. — № 78.
Основные термины (генерируются автоматически): Вяземский район, гражданская война, Великая Отечественная война, Дальний Восток, краеведческий музей, Медвежий, партизанское движение, партия ссыльных, район, Феодосия.


Ключевые слова

казаки, железная дорога, Гражданская война, партизаны, О. П. Вяземский, Медвежий, Гленовский, г. Вяземский

Похожие статьи

Село Бычиха: прошлое и современность

Статья посвящена научно-исследовательской работе, направленной на изучение истории небольшого села Хабаровского муниципального района, Хабаровского края, под названием — Бычиха. В процессе исследования определены версии возникновения названия села, п...

История города Полярного в художественном кинематографе

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развити...

Экономическое развитие Ейска с момента основания до окончания Крымской войны (1848–1856 гг.)

Статья посвящена изучению экономического развития провинциального города Ейска 1848–1856 гг., то есть с момента его основания М. С. Воронцовым до окончания Крымской войны. Город основывался как портовый и должен был облегчить торговлю Ставропольской ...

Байкало-Амурская магистраль

Работа приурочена к официальному дню рождения БАМа. В статье обобщен и кратко изложен объемный исторический материал о Байкало-Амурской магистрали. Освещена роль БАМа в Советские и Постсоветские периоды времени, более подробно раскрыты следующие вопр...

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Использование памятников археологии в организации краеведческой работы

Статья посвящена организации исторического краеведения в общеобразовательных школах. Одной из ключевых проблем является недостаточное внимание педагогов к памятникам археологии. Вместе с тем, использование памятников археологии в курсе исторического ...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Способ приобщения учащихся младших классов к истории родного края (на примере жизни и деятельности Л. Н. Толстого на Самарской земле)

В статье особое место уделено изучению жизни и творчества великого русского писателя в Самарском крае. Рассмотрено влияние писателя на жизнь русского мужика в Степном Заволжье. Предложены некоторые рекомендации по формированию у учащихся младших клас...

История пионерской организации города Шуи (к 100-летию со дня создания пионерии)

Настоящая статья посвящена столетию Всесоюзной пионерской организации. В статье рассматривается работа пионерского штаба в г. Шуя Ивановской области в 1959–1965 гг. и делаются выводы о сходстве методов и форм работы пионеров с нынешними активистами г...

История развития и формирования жилого фонда Каменска-Уральского

Статья посвящена городу Каменску-Уральскому, его истории и архитектурному развитию. В материале рассматривается формирование структуры жилого фонда города под влиянием различных факторов, его развитие во времени, а также текущее состояние. В результа...

Похожие статьи

Село Бычиха: прошлое и современность

Статья посвящена научно-исследовательской работе, направленной на изучение истории небольшого села Хабаровского муниципального района, Хабаровского края, под названием — Бычиха. В процессе исследования определены версии возникновения названия села, п...

История города Полярного в художественном кинематографе

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развити...

Экономическое развитие Ейска с момента основания до окончания Крымской войны (1848–1856 гг.)

Статья посвящена изучению экономического развития провинциального города Ейска 1848–1856 гг., то есть с момента его основания М. С. Воронцовым до окончания Крымской войны. Город основывался как портовый и должен был облегчить торговлю Ставропольской ...

Байкало-Амурская магистраль

Работа приурочена к официальному дню рождения БАМа. В статье обобщен и кратко изложен объемный исторический материал о Байкало-Амурской магистрали. Освещена роль БАМа в Советские и Постсоветские периоды времени, более подробно раскрыты следующие вопр...

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Использование памятников археологии в организации краеведческой работы

Статья посвящена организации исторического краеведения в общеобразовательных школах. Одной из ключевых проблем является недостаточное внимание педагогов к памятникам археологии. Вместе с тем, использование памятников археологии в курсе исторического ...

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Способ приобщения учащихся младших классов к истории родного края (на примере жизни и деятельности Л. Н. Толстого на Самарской земле)

В статье особое место уделено изучению жизни и творчества великого русского писателя в Самарском крае. Рассмотрено влияние писателя на жизнь русского мужика в Степном Заволжье. Предложены некоторые рекомендации по формированию у учащихся младших клас...

История пионерской организации города Шуи (к 100-летию со дня создания пионерии)

Настоящая статья посвящена столетию Всесоюзной пионерской организации. В статье рассматривается работа пионерского штаба в г. Шуя Ивановской области в 1959–1965 гг. и делаются выводы о сходстве методов и форм работы пионеров с нынешними активистами г...

История развития и формирования жилого фонда Каменска-Уральского

Статья посвящена городу Каменску-Уральскому, его истории и архитектурному развитию. В материале рассматривается формирование структуры жилого фонда города под влиянием различных факторов, его развитие во времени, а также текущее состояние. В результа...

Задать вопрос