В статье приводятся основные социальные аспекты образования и развития Вяземского района. Поиск следов истории города и района осложняется тем, что источники изучения в открытом доступе фактически отсутствуют. Приводятся результаты изучения материалов краеведческого музея и газетных статей, посвященных вопросам зарождения Вяземского района и села Вяземское.
Ключевые слова: О. П. Вяземский, железная дорога, казаки, Медвежий, Гленовский, гражданская война, партизаны, г. Вяземский.
Станица Чупрово располагалась недалеко от существующего дачного поселка Тигрово. Дорожное сообщение между станицами проходило по другим путям по сравнению с нынешними, один из них уцелел до сих пор. Он находится в Северо-Восточной части города от ул. Тургенева района Вяземского — «Чупровка», проходя через реку «Вторая Седьмая», в обход п. Садовый. По первому предположению район «Чупровка» нашего города и назван в честь данной станицы, т. к. отсюда был путь на Север и в первую станицу «Чупрово», встречающуюся на пути). По второму предположению — Жители станицы «Чупрово» были переселены близко к Вяземской, участок, ныне ставший районом города. В документах 1907 года упоминается как поселок «Чупровский» [1].
С 80-х годов 19 века переселенческое движение на Восток оживилось. Этому в значительной степени способствовали начатые в 1883 году регулярные морские рейсы из Одессы во Владивосток. Вместо полутора — двух лет, затрачиваемых на сухопутный путь из Европейской России, дорога отнимала только пятьдесят дней. Морским путем преимущественно пользовались выходцы из южных и западных губерний, оседавшие в большинстве случаев в Приморье и Хабаровском Приуссурье.
Возникновение селения относится к ранней весне 1895 г., когда здесь осело 15 крестьян-переселенцев и ссыльнопоселенцев и 2 казачьих семьи Населенный пункт начал развиваться в связи с прохождением через него ж/д линии северного участка Уссурийской ж/д.
Но еще в 1893 году (по воспоминаниям ссыльнокаторжного Федуна, рассказ от 1925 года), прибыли сюда в глухую тайгу три партии ссыльных на строительство «чугунки». В тех партиях было человек 100. Их привезли в Николаевск, с парохода перевезли на баржу, ее вел на буксире 2-х колесный пароход вверх по Амуру до Хабаровского поста. Там прицепили еще одну баржу с семьями и на ней, с собой везли лошадей, свиней, кур и собак. Пароход прошел вверх по Уссури.
На первой остановке партию ссыльных высадили на пустующей казачьей станице Будагосского, выгрузили груз по указанию урядника, а люди со второй баржи поехали дальше. Затем грузы перенесли в подготовленные избы, трудились до темна. А утром, взяв с собой инструменты, по еле заметной тропе отправились к месту строительства. Через 5 км вышли к будущему разъезду Медвежий. Но в то время здесь были только шалаш и несколько человек из исследовательской экспедиции [1].
В 1897 г. на станции был построен первый деревянный вокзал и по приказу генерал-губернатора Н. И. Гродекова, станция стала носить имя начальника строительства Уссурийской железной дороги Ореста Полиеновича Вяземского. В 1897–1898 гг. были построены баня и ж/д больница. В больнице было всего 6 коек.
В этом же году была построена водонапорная башня. Она предназначалась для создания напора в водопроводной системе депо, вокзала и для заправки паровых систем паровозов.
В 1899 г. было построено кирпичное здание школы — «Трехклассная церковно-приходская школа Его Императорского Величества». Но в связи с тем, что после постройки школы не было детей для обучения, школа была открыта в 1904 году.
В 1900 году войсковая администрация переселила на станцию Вяземскую ещё несколько казачьих семей из старожилов. Так появился посёлок Гленовский названый именем исследователя Приамурья Петра Глена. Поселок простирался между улицами Козюкова и Калинина, а крестьянское село Вяземское — от улицы Козюкова до улицы Дзержинского.
В 1900 году образуется село — Отрадное, Дормидонтовка, в 1902г — Красицкое, в 1906 год — Тигровое, в 1907 году — Капитоновка, Глебово, Венюково.
Все крестьянские сёла в это время объединялись в две волости: Вяземскую и Дормидонтовскую которые относились к Хабаровскому уезду.
В годы гражданской войны Вяземский район был одним из центров партизанского движения в крае. Многие вяземцы принимали участие в войне и в партизанском движении в районе. Они не могли смириться с тем, что на русской земле хозяйничают интервенты. Среди партизан, героев гражданской войны на Дальнем Востоке, был рабочий Вяземского железнодорожного Депо, коммунист Александр Погорелов, Григорий Коваль, Ефим Гармашев [1].
В годы первых пятилеток в районе создается новые промышленные предприятия: электростанция, ремонтные мастерские, хлебопекарня, Кир личный завод, типография. Дормидонтовский лесопильный завод Вяземский, Ворошиловский и Дормидонтовский леспромхозы. Но объемы их производства были небольшими, преобладала примитивная техника, конная тяга и в основном ручной труд. В 1938 году село Вяземское получило права поселка городского типа.
В героические страницы летописи Великой Отечественной войны вяземцы вписали и свои замечательные строки. Более пяти тысяч воинов сражались с фашистскими захватчиками под Москвой и Ленинградом, на берегах Волги и на Курской дуге, с японскими захватчиками на Дальнем Востоке. Около двух тысяч вяземцев пали на полях сражений.
Шестеро наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза: Константин Заслонов, Феодосий Стоцкий, Феодосий Котляр, Евгений Дикопольцев, Виктор Бабошин, Валентин Пилипас.
За проявленные мужество и храбрость, за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны, родина наградила орденами и медалями около четырех тысяч вяземцев.
25 октября 1951 года п. Вяземский возведён в ранг города районного подчинения [2].
В 60-х годах начинается интенсивное строительство в районе. В 1960 — школа в селе Котиково. В 1961 году был создан Вяземский плодово-ягодный совхоз. Совхоз был основан на месте, где была расположена научно-опытная станция по овощеводству. В 1961 г. построен кинотеатр «Космос». В 1964 году построено на селе — 90 жилых домов, построено 3 магазина, 7 бань, 49 проезжих мостов, 29 пешеходных. С 1965 года. Построены ситроцех, магазин «Рассвет».
Современный облик г. Вяземский приобрел в семидесятые –восьмидесятые годы ХХ века. В этот период построены, Дом культуры, краеведческий музей (1977), городские площади «Виадук» и «30-летие Победы» (1975).
Несмотря на относительно «молодой» возраст и скромные размеры, Вяземскому району есть чем гордиться. И в мирное время, и во времена тяжких испытаний наши земляки честно выполнили свой долг перед родиной.
Отстояли честь и свободу родного края во времена гражданской войны и Великой Отечественной. Возродили разрушенную войнами экономику, подняли уровень культуры и образования. Пусть было тяжело, но наши земляки привыкли помогать друг другу. Брат за брата, сосед за соседа так совместными усилиями добились того, что есть сейчас, что посчастливилось увидеть нынешнему поколению.
Литература:
- Куприянов А. И. Новь Вяземской земли: Страницы прошлого и настоящего / А. И. Куприянов. — Хабаровск: Кн. изд-во 1984. — 104 с.
- Инженер О. П. Вяземский // газета «Вяземские вести». — 2001. — № 78.