В статье рассматривается положение России в международном валютном фонде, история становления России в МВФ. Также говорится о том, сколько Россия заняла у фонда и какие отношения у страны с МВФ.
Ключевые слова : международный валютный фонд, Россия, международные отношения, ООН, квота, специальные права заимствования, СДР, кредитование.
Валютно-финансовые организации играют важную роль в системе международных экономических отношений, основной целью которых является накопление и перераспределение международного валютного капитала.
Международный валютный фонд (МВФ) — это организация, созданная Организацией Объединенных Наций для решения следующих задач: развитие сотрудничества между государствами-членами в области денежно-кредитной политики, стабилизации обменных курсов, расширения международной торговли, кредитования.
Создание Международного валютного фонда обсуждалась на конференции ООН в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир, США, в июле 1944 года. Тогда 44 страны, представленные на этой конференции, предложили сформировать основу для экономического сотрудничества, чтобы избежать повторения девальвации, для получения конкурентных преимуществ, которые, по их мнению, будут способствовать укреплению Международного валютного фонда. А также одной из основных причин стало восстановление международной финансовой системы после Второй мировой войны. Окончательный вариант Соглашения первые 29 государств подписали 27 декабря 1945 года — это официальная дата создания МВФ.
Россия является членом Международного валютного фонда (МВФ) уже 30 лет. 1 июня 1992 года страна стала частью одного из крупнейших финансовых институтов в мире. За это время Россия перешла от должника к кредитору, получив от МВФ около 22 миллиардов долларов.
В связи с тем, что страны-члены МВФ имеют разные валюты, в 1969 году фонд создал внутренний платежный инструмент — SDR (SDR, специальные права заимствования). В СДР МВФ проводит все расчеты и выдает ссуды, и только «безналом»: СДР не имеют монет или банкнот. Обменный курс колеблется: 1 СДР на 1 июня 2022 года был равен 83,11 рубля.
У каждой страны-члена МВФ есть квота, которая влияет на размер взносов, количество «голосов» при принятии решений и доступ к финансовым ресурсам. Действующая формула расчета квот в МВФ учитывает четыре компонента: валовой внутренний продукт (ВВП), открытость экономики, ее волатильность и международные резервы страны.
Доля России составляет 2,71 %: 12,903 млрд СДР, или около 1,2 трлн рублей по курсу на конец весны 2022 года (табл. 1).
Таблица 1
Страны с самыми крупными квотами в МВФ
Страны |
Количество СДР, млрд. |
% |
США |
82,994 |
17,43 |
Япония |
30,82 |
6,47 |
Китай |
30,482 |
6,4 |
Германия |
26,634 |
5,59 |
Великобритания |
20,155 |
4,23 |
Франция |
20,155 |
4,23 |
Италия |
15,07 |
3,16 |
Индия |
13,114 |
2,75 |
Россия |
12,903 |
2,71 |
Бразилия |
11,042 |
2,32 |
После распада Советского Союза остались миллиарды долгов, которые были ликвидированы только в 2017 году. По разным данным, они варьировались от 65 до 140 миллиардов долларов. Изначально планировалось, что все республики бывшего Союза займутся этим. Однако, заключив с ними соглашения, Российская Федерация взяла на себя выплату долгов всех республик бывшего СССР и взамен получила права на все их активы.
Таким образом, по итогам 1992 года Россия была вынуждена гарантировать сокращение дефицита бюджета до 5 % ВВП. Но он оказался в два раза выше, поэтому страна не получила деньги.
В 1993 году МВФ должен был выдать кредиты на сумму более 1 миллиарда СДР, но руководство фонда было неудовлетворено результатами финансовой и макроэкономической стабильности в России. Таким образом, из-за изменений в составе российского правительства вторая половина кредита в 1993 году так и не была предоставлена.
Наконец, в 1998 году Россия в очередной раз объявила дефолт из-за неполучения части финансовой помощи более 10 миллиардов долларов.
По инициативе России кредитование прекратилось: цена на нефть выросла, политическая ситуация в стране существенно изменилась, необходимость в кредитовании отпала. После этого Россия вернула кредиты до 2005 года. И страна больше не занимала у МВФ.
Россия остается полноправным членом Бреттон-Вудских институтов. Страна внесла значительный вклад в выполнение своих обязанностей и добросовестно и своевременно выполнила все свои финансовые обязательства.
Кроме того, Россия регулярно проводила консультации с МВФ по всем аспектам экономической ситуации в нашей стране и развития экономики. Но с начала спецоперации на территории Украины страна не обращалась в фонд экономических консультаций.
Чтобы страна могла использовать СДР, добровольный обмен с другими государствами-членами должен конвертировать их в иностранную валюту. Учитывая объявленные санкции, это, вероятно, затруднит способность России использовать СДР.
Литература:
- Оценка эффективности проведения антиинфляционной политики (на примере стран Большой семерки) / Е. С. Матерова, Т. В. Корякина, И. Г. Суханова, А. Г. Шарафутдинов // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2022. — Т. 20, № 3. — С. 34–47. — DOI 10.24147/1812–3988.2022.20(3).34–47.
- Россия в МВФ: от должника до кредитора. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/14781097 (дата обращения: 22.02.2023)
- Шарафутдинов, А.Г Банковские автоматизированные информационные системы: сборник статей/ Кашапова Э. З., Шарафутдинов А. Г. Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий- МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2013. С. 167–168.
- Шарафутдинов, А. Г. Ценовая составляющая в экспорте Российской Федерации / А. Г. Шарафутдинов, З. А. Залилова // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2019. — № 6(150). — С. 19–22.