В данной статье рассмотрена роль иностранных инвестиций в экономическом развитии РФ, а также причины и проблемы неравномерного распределения инвестиций в России.
Ключевые слова: инвестиции, портфельные, прямые, иностранные инвестиции, инвестиционный климат, рейтинг.
В постсоветский период большинство экспертов сходилось во мнении, что именно привлечение иностранных инвестиций в экономику страны ускорит процесс интеграции России в глобальные экономические процессы. В ходе реформирования, российские чиновники сделали ставку на привлечение иностранного капитала. Ежегодно в Россию вливались миллионы и миллиарды иностранных долларов. Но принесли ли они реальную отдачу? Нет ни современных предприятий, выпускающих качественную высокотехнологичную продукцию, ни новых рабочих мест, а по уровню развития технологий Россия продолжает на несколько лет отставать от развитых стран.
Под иностранной инвестицией понимается вложение иностранного капитала в сферу предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами [1].
В соответствии с общепринятой классификацией, инвестиции подразделяются на прямые, портфельные и прочие. При прямых инвестор получает контроль над деятельностью предприятия на территории страны или активно участвует в его управлении, в портфельных роль инвестора сводится к получению дивидендов, а прочие — это иностранные кредиты банков и организаций. Реальный вклад в увеличение экономического потенциала страны вносят именно прямые инвестиции и частично портфельные, а вот прочие, напротив, закабаляют заемщиков, в роли которых выступают отечественные предприятия и организации.
В последнее десятилетие общий объем иностранных инвестиций рос особенно активно. Но если разобраться в его структуре, картина складывается довольно печальная. Значительный рост абсолютных показателей после 2000 года эксперты объясняют ростом мировых цен на товары сырьевой группы. В страну через офшоры частично возвращались деньги компаний, полученные за экспорт минеральных ресурсов и полуфабрикатов [3].
Основная доля иностранных инвестиций приходится на кредиты. Их доля на протяжении последних пяти лет, по данным Госстата, стабильно составляет 80–85 %. На долю же прямых иностранных инвестиций, в период с 2002 по 2013 гг. приходилось не более четверти всего объема вливаний, поступивших в страну. А ведь именно прямые инвестиции являются эффективными для реального сектора экономики. Например, роль иностранных инвестиций в «китайском экономическом чуде» огромна. Благодаря государственной политике Китая, в девяностых в освоенном иностранном капитале уверенно лидировали именно прямые инвестиции. В период с 1995 по 2000 гг. их доля стабильно держалась на уровне 70–80 %, а в начале двухтысячных иностранные займы и кредиты и вовсе перестали привлекаться в страну.
В 2014 году Россия, впервые за последнее десятилетие, не вошла в топ-25 самых привлекательных для прямых инвесторов стан мира. Рейтинг составлен авторитетной международной консалтинговой компанией A. T. Kearney. Произошло это еще до украинского конфликта и разразившейся международной травли. В качестве главной причины этого называлась непредсказуемость степени политического вмешательства в экономический сектор, неблагоприятный инвестиционный климат в стране в целом.
За истекший 2014 год, по данным Центробанка, приток прямых иностранных инвестиций в Россию сократился в три раза с 69 млрд. долл. и достиг рекордно низкого с 2005 года значения в 21 млрд. долл. Весь приток пришелся на первое полугодие, а затем два квартала отток существенно превышал вливания. Подобного в России не было с начала сбора статистики по инвестициям в 1994 г. В стране возникла ситуация «инвестиционного голода».
Список стран, осуществляющих значимую инвестиционную деятельность в России, довольно узок. На конец 2014 года основная часть финансирования пришлась на долю Кипра (5,34 млрд. долл.), Багамских Островов (3,8 млрд. долл.), Британских Виргинских островов (2,3 млрд. долл.), Франции, Китая. Выводы о том, почему такие некрупные государства вкладывают огромные суммы в нашу экономику и каково происхождение этих средств очевидны. Значительная часть российских инвестиций выводится в крохотные офшоры, которые затем возвращаются в нашу страну уже в качестве иностранных инвестиций.
таблица 1
Динамика прямых инвестиций российской федерации[1] (сальдо операций платежного баланса; миллионов долларов США)
|
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Прямые инвестиции |
2372 |
9448 |
11767 |
-1766 |
17288 |
33532 |
За границу |
17880 |
52616 |
66851 |
48822 |
86507 |
56389 |
В Россию |
15508 |
43168 |
55084 |
50588 |
69219 |
22857 |
Для оздоровления отечественной экономики крайне важны коренные изменения в структуре инвестиционных поступлений. Необходимо предпринимать активные действия с целью увеличения доли прямых инвестиций, так как именно они способствуют ускорению технического прогресса, модернизации производства, созданию новых рабочих мест, повышают конкурентоспособность продукции на внешнем рынке и оздоравливают экономику страны в целом.
Удручающим, является и отраслевая структура прямых инвестиций. Основная часть зарубежных капиталов направляется в высокодоходные и сверхрентабельные отрасли экономики: нефтегазовый комплекс, металлургию, энергетику, торговлю, финансы, гостиничный и ресторанный бизнес. А вот наукоемкие и высокотехнологичные комплексы иностранные деньги обходят стороной [5].
И без вмешательства государства в эту сферу, без принятия соответствующих законов, Россия, видимо, еще долго останется сырьевым придатком Запада, плотно сидящим на нефтяной игле. Возвращаясь к тому же Китаю, при привлечении иностранных инвестиций страна ввела серьезные ограничения на инвестирование в добывающую промышленность и нефтепереработку. За счет иностранного инвестирования страна развивала именно те отрасли экономики, которые были приоритетны для самого Китая, а не для обогащения пришлых инвесторов.
Говоря другими словами, нашему государству необходимо проводить сложную, деликатную политику стимулирования привлечения и использования иностранного капитала в национальных целях страны без потери привлекательности для самого инвестора. Реальному развитию экономики поможет только целенаправленный процесс иностранного инвестирования. И цели эти должны четко и последовательно прослеживаться в национальном экономическом регулировании.
Еще одна проблема, связанная с иностранными инвестициями — их крайне неравномерное распределение по регионам страны. Так, почти половина иностранных капиталов приходится на Москву и Московскую область. Далее идут сырьевые регионы и крупные индустриальные центры.
Основной причиной неравномерного распределения инвестиций в России является огромный разрыв среди отдельных регионов в уровне ресурсного потенциала, благосостояния и платежеспособности населения, степени развитости инфраструктуры. Для привлечения инвестиций региональные администрации используют практически все свои возможности, прежде всего по снижению налогов и предоставлению налоговых льгот, предоставляют отсрочки по налоговым арендным и иным платежам и т. п. Решающими факторами при осуществлении инвестиций являются географическое и социально-экономическое положение региона. [4]
Как уже говорилось, бегство иностранного инвестора из России началось еще до введения западных санкций. Это было связано с неблагоприятным экономическим состоянием страны и прогнозируемым ухудшением в среднесрочной перспективе. И без того высокий уровень коррупции накануне Олимпиады в Сочи стал просто ошеломляющим. Слишком высоки стали риски невозврата инвестиций. Тем не менее, инвестор в российскую экономику все же шел, пусть неохотно и совсем не в те отрасли, которые необходимо развивать Российской Федерации. Но после Крыма, введения санкций и продуктового эмбарго ситуация накалилась до предела.
Эксперты аналитического агентства Moody’s прогнозируют серьезный кредитный кризис в стране при отсутствии доступа к мировому рынку капитала. Особенно это коснется небольших частных компаний. Отток капитала ускорится, реальные доходы населения упадут, снизится потребительский спрос.
В сложившихся условия плохой низкий инвестиционный климат в стране вполне объясним и закономерен. И вряд ли что-то изменится в ближайшей перспективе. Без реальных экономических реформ текущий экономический кризис может окончательно превратить страну в западную колонию.
Государству необходимо проводить четкую политику целевого привлечения иностранных инвесторов в наукоёмкие и высокотехнологичные отрасли страны, повышать инвестиционную привлекательность отстающих регионов, увеличивать долю прямых инвестиций, ужесточения контроля за выводом отечественного капитала в офшоры. В текущей ситуации о реальном развитии иностранного инвестирования можно говорить только при условии отмены западных санкций.
Литература:
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]- http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/
- ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.
- И. Г. Калабеков «Российские реформы в цифрах и фактах», 2015, 852 с, http://refru.ru/
- Аносова П. И. Иностранные инвестиции в России. Анализ и динамика иностранных инвестиций. /П. И. Аносова. Международный студенческий научный вестник — 2015 — № 4
- Малиновская В. Инвестиционный климат и инвестиции в России. URL: http://www.investmentrussia.ru/teoriya-investirovaniya/investicii-v-rossiyu-v-2014.
- Малиновская В. Как санкции повлияют на российскую экономику? // URL: http://www.investmentrussia.ru/finansovie-novosti/sankcii-dla-rossiyskoy-ekonomiki-09–14.html.
- Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Инвестиции в России. 2015: Стат.сб./ Росстат. — М., И58 2015. — 190 с.
[1] По данным Банка России, сальдо операций. Данные представлены в соответствии с принципом активов/ пассивов. Знак «+» означает рост, знак «-» означает снижение.