Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 17.03.2023

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Михальчук, А. В. Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке / А. В. Михальчук, Е. В. Гапанович-Кайдалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100798/ (дата обращения: 01.05.2024).



Эмоциональное развитие школьников во многом определяет дальнейший процесс их личностного становления. В настоящее время основным критерием качества образования считается хорошая знаниевая подготовка — свободное владение школьниками информацией по учебным предметам, сформированность интеллектуальных способностей. В специализированных классах для детей с нарушениями слуха, наряду с коррекционными задачами по развитию речи и коммуникативных навыков данной группы детей, также предполагается приоритетным умственное развитие.

Эмоциональная саморегуляция — это комплекс осознаваемых и неосознаваемых психических процессов, которые влияют на силу либо удержание на одном уровне качества и интенсивности эмоциональных реакций и эмоциональных состояний [1].

Исследование проблемы формирования навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста стало предметом исследований таких авторов, как Е. Н. Башкирова, Ю. В. Гайдова, Т. Г. Грабенко, И. А. Михаленкова, Е. Г. Речицкая и др. Авторы подчеркивают, что отсутствие у детей навыков регуляции своего эмоционального состояния как средства адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире может привести к нарушениям психического, соматического, физического здоровья ребенка и, как следствие, значительно снизить качество обучения в среднем звене школы.

Отдельных методов и приемов формирования эмоциональной регуляции в литературных источниках представлено мало, в основном авторы рассматривают формирование эмоциональной саморегуляции в общей системе работы по развитию эмоциональной сферы слабослышащих школьников.

Ю. В. Гайдова, Е. Г. Речицкая предлагают формировать навыки произвольной регуляции эмоций у слабослышащих детей через введение ребенка в мир человеческих переживаний, помогая ему прожить определенное эмоциональной состояние, понять его и объяснить, что оно обозначает, дать ему словесное обозначение. Кроме того, авторы предлагают знакомить школьников с навыками релаксации и саморегуляции, что создает условия для формирования способности управлять свои эмоциональным состоянием [2]. Эмоциональную устойчивость, по мнению исследователей, повышает обсуждение и «проживание» ситуаций, актуализирующих различные эмоции.

Ю. В. Гайдова, Е. Г. Речицкая считают целесообразным использовать систему психокоррекционных игр и упражнений, проводимых во внеклассное время с небольшими группами [2]. Предлагаемые этюды и упражнения носят как вербальный, так и невербальный характер, в зависимости от слухоречевых возможностей детей. Если школьники испытывают большие речевые трудности, то задания предлагаются с минимальными словесными обозначениями. Невербальным средствам коммуникации (выразительным жестам, мимике, позе тела) при этом отдается предпочтение. Вербальная инициатива в обозначении эмоционального состояния поощряется и стимулируется. В ходе работы над такими эмоциями, как радость, удивление, интерес, печаль, отвращение, гнев, страх, вина, стыд и др., используются разнообразные психогимнастические этюды и игры. Например, «Встреча с другом», «Хорошее настроение», «Стыдно», «Вкусные конфеты». Выполнение этюдов, требующих эмоциональных переживаний, включает и моделирование конфликтных ситуаций, в которых дети учатся регулировать свое эмоциональное состояние, понимать состояние другого.

Ю. В. Гайдова, Е. Г. Речицкая считают, что формированию эмоциональной регуляции способствует использование такого приема, как включение школьников в моделируемые конфликтные ситуации, которые решаются с помощью кукол или ролевой игры. Появление социальной компетентности в результате таких игр происходит после самостоятельного разрешения конфликта и оценки социальной значимости поступков. Это такие упражнения, как «Умей прощать», «Рукопожатие», «Как избежать ссоры», «Одна книга на двоих», «Чья собственность?», «Новичок». В конфликтных ситуациях школьники должны объяснять свои поступки, мотивы своего поведения, а также высказать мнение о поведении сверстников, что формирует навыки рефлексивного поведения, самоконтроля [2].

Т. Г. Грабенко, И. А. Михаленкова рассматривали возможность использования игровых технологий для развития эмоциональной сферы слабослышащих школьников [19]. Включая игровую пелагогическую технологию в структуру педагогического процесса со слабослышащими детьми, авторы предлагают включать в содержание игры эмоционально-экспрессивные средства языка. К видам игровой коррекционной деятельности авторы относили песочную терапию, настольные игры, сюжетно-ролевые игры. В игровой деятельности необходимо дать прочувствовать школьникам, что означает отвечать за свои поступки. В процессе игры ребенку разрешается управлять собственным поведением. Отыгрывая чувства и не встречая неодобрения взрослого, школьник начинает понимать, что его чувства могут быть приняты. Поскольку поведение ребенка не направляется извне, он учится самоконтролю и управлению собственным поведением. для формирования навыков эмоциональной регуляции школьнику важно встречать безоценочное принятие своих чувств и не испытывать необходимости быть кем-то другим. Именно игра дает возможность самопринятия, способствующего развитию позитивной самооценки. Например «Игра «Сходства и различия», в которой школьникам предлагается найти друг у друга 3 сходства и 3 различия, повышает уровень эмоциональной сплоченности и учит быть критичными к своим поступкам и качествам. Уменьшению аффективных вспышек способствует организация межличностного взаимодействия в ходе сюжетной игры, в которой школьники учатся установлению контакта. Игра как разновидность совместной воображаемой действительности, совершенствует социальное взаимодействие со сверстниками, помогает овладевать навыками саморегуляции.

Е. З. Яхнина предлагает использование опорных речевых карт с эмоционально-экспрессивной лексикой (приветствие, просьбы, пожелания) как средство создания специальной развивающей среды. Представленная наглядно тематическая лексика, пиктограммы с изображением эмоций, графические изображения человека, отображающие эмоциональное состояние расширяют возможности школьников в формировании коммуникативных компетенций. Организация предметной развивающей среды также включает подбор иллюстраций, картинок, фотографий с изображением различных эмоциональных состояний людей. Подбор материала, изображающего взрослых и детей разных возрастных категорий: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек [3].

Метод арт-терапии для формирования навыков распознавания и идентификации эмоций, осознания эмоционального состояния предлагает использовать Е. Н. Башкирова. По ее мнению, работа по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей должна основываться на важнейшем принципе арт-терапии — одобрении и принятии результатов деятельности. Так, коммуникативное рисование при ограничении вербальных средств позволяет школьнику выразить свое эмоциональное состояние, а потом обсудить оттенки содержания рисунка. Например, групповой рисунок «Передай чувства по кругу» [4].

Как прием арт-терапии Е. Н. Башкирова предлагает использовать библиотерапию. Литературное произведение, адаптированное к возможностям слабослышащих детей, становится средством обогащения эмоционального опыта. Автор рекомендует подбирать такие произведения, в которых герои испытывают переживания, преодолевают трудности. Важным моментом является обсуждение школьниками собственных мыслей и переживаний, которые возникают после прочтения произведения. Альтернативой библиотерапии для слабослышащих детей автор считает мульттерапию. По словам Е. Н. Башкировой, «благодаря различным видам арттерапии можно решать задачи развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, саморегуляции, мелкой моторики; формирования умения свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и понимать позицию другого; адекватного межличностного поведения и самооценки, способности искать и раскрывать ресурсы детей» [4, с. 115].

Таким образом, для формирования навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста могут быть использованы методы и приемы: психогимнастические этюды и моделирование конфликтных ситуаций; опорные речевые карты с эмоционально-экспрессивной лексикой (приветствие, просьбы, пожелания) как средство создания специальной развивающей среды; различные виды арт-терапии (изобразительная деятельность, библиотерапия, мульт-терапия); игровые технологии.

Литература:

  1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. — Казань: Издательcтво Казанского университета, 1987. — 264 с.
  2. Гайдова, Ю. В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста / Ю. В. Гайдова, Е. Г. Речицкая //Коррекционно-развивающие педагогические технологии в системе образования лиц с особыми образовательными потребностями: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Е. Г. Речицкой. — М.: МПГУ, 2014. — С. 115–139.
  3. Яхнина, Е. З. Организация слухоречевой среды в процессе воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха / Е. З. Яхнина. // Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. В двух частях. Часть 1. / Под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 2014. — С. 153–154.
  4. Башкирова, Е. Н. Арттерапия как средство развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. Н. Башкирова. // Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. В двух частях. Часть 1. / Под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 2014. — С. 108–115.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное состояние, ребенок, школьник, эмоциональная саморегуляция, автор, эмоциональная регуляция, эмоциональная сфера, младший школьный возраст, собственное поведение, специальная развивающая среда.


Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего...

эмоция, эмоциональная сфера, понимание эмоций, младший школьный возраст, высшая.

Эмоциональная сфера личности — особый вид психических состояний и процессов.

Но эмоциональная сфера, по мнению Д. Б. Эльконина [8, с. 37], заметно отстает в своем.

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе...

Исследование условий и факторов эмоционального...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

3) Выявить условия формирования эмоционального благополучия.

Выявлено, что компоненты эмоционального благополучия младших школьников имеют различную нагрузку.

Далее следует такой компонент, как эмоциональное состояние в школе.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка. Л. Выготский.

Развитие эмоционально-волевой саморегуляции у эстрадных...

Эмоционально-волевая саморегуляция обеспечивает эмоциональное регулирование

Эмоциональный стрессом принято считать состояние особого психического напряжения, которое

Эмоциональная компетентность, осознание собственных потребностей, стоящих за

Сензитивным периодом для развития этих навыков является младший школьный возраст.

Современное состояние изучения проблемы саморегуляции...

В статье автор пытается определить актуальность саморегуляции учащихся младшего

саморегуляция, младший школьный возраст, осознанная саморегуляция, школьник.

Процесс саморегуляции у младших школьников Е. С. Федосеева представлен в этой

Однако мы придерживаемся мнения, что эмоциональное состояние ребенка во многом...

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с

и умения выражать свои эмоции [2]. Иными словами, эмоциональная сфера младших школьников с

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст...

Эмоциональное благополучие младшего школьника

Эмоциональная компетентность определяет способность выражать собственные эмоции так, чтобы они

Объект исследования — эмоциональное благополучие младших школьников.

– обеспечение положительного и эмоционального состояния младших школьников и

- снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка.

Особенности формирования эмоционального интеллекта...

 В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности психологического благополучия детей младшего...

Воля младшего школьника недостаточно развита, что также является психологической особенностью.

– активное и независимое поведение младшего школьника, ребенок должен проявлять

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок.

Объект исследования — эмоциональное благополучие младших школьников.

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная...

На основе теоретических исследований были выявлены особенности развития эмоций и чувств в младшем школьном возрасте.

нравственное воспитание, младший школьник, эмоциональная сфера, эмоции, чувства, эмоциональная отзывчивость, начальная школа.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего...

эмоция, эмоциональная сфера, понимание эмоций, младший школьный возраст, высшая.

Эмоциональная сфера личности — особый вид психических состояний и процессов.

Но эмоциональная сфера, по мнению Д. Б. Эльконина [8, с. 37], заметно отстает в своем.

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе...

Исследование условий и факторов эмоционального...

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста.

3) Выявить условия формирования эмоционального благополучия.

Выявлено, что компоненты эмоционального благополучия младших школьников имеют различную нагрузку.

Далее следует такой компонент, как эмоциональное состояние в школе.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

 Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и, прежде всего ребёнка. Л. Выготский.

Развитие эмоционально-волевой саморегуляции у эстрадных...

Эмоционально-волевая саморегуляция обеспечивает эмоциональное регулирование

Эмоциональный стрессом принято считать состояние особого психического напряжения, которое

Эмоциональная компетентность, осознание собственных потребностей, стоящих за

Сензитивным периодом для развития этих навыков является младший школьный возраст.

Современное состояние изучения проблемы саморегуляции...

В статье автор пытается определить актуальность саморегуляции учащихся младшего

саморегуляция, младший школьный возраст, осознанная саморегуляция, школьник.

Процесс саморегуляции у младших школьников Е. С. Федосеева представлен в этой

Однако мы придерживаемся мнения, что эмоциональное состояние ребенка во многом...

Возможности развития эмоциональной сферы младших...

Авторы анализируют особенности эмоциональной сферы младших школьников с

В статье раскрывается проблема развития эмоциональной сферы младших школьников с

и умения выражать свои эмоции [2]. Иными словами, эмоциональная сфера младших школьников с

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст...

Эмоциональное благополучие младшего школьника

Эмоциональная компетентность определяет способность выражать собственные эмоции так, чтобы они

Объект исследования — эмоциональное благополучие младших школьников.

– обеспечение положительного и эмоционального состояния младших школьников и

- снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка.

Особенности формирования эмоционального интеллекта...

 В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Особенности психологического благополучия детей младшего...

Воля младшего школьника недостаточно развита, что также является психологической особенностью.

– активное и независимое поведение младшего школьника, ребенок должен проявлять

младший школьник, учебная деятельность, младший школьный возраст, ребенок.

Объект исследования — эмоциональное благополучие младших школьников.

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная...

На основе теоретических исследований были выявлены особенности развития эмоций и чувств в младшем школьном возрасте.

нравственное воспитание, младший школьник, эмоциональная сфера, эмоции, чувства, эмоциональная отзывчивость, начальная школа.

Задать вопрос