Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 16.05.2021

Статья просмотрена: 124 раза

Библиографическое описание:

Белопольская, А. А. Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект) / А. А. Белопольская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81131/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, младший школьный возраст, эмоциональная сфера, общение, взаимодействие, коммуникация.

В последние десятилетия в жизни детей произошли колоссальные изменения: ускорился темп жизни, увеличилось число факторов стресса, возрастает конкуренция и ответственность без наличия своевременных и доступных способов релаксации. Вдобавок ко всему растет и количество информации, необходимой к переработке и усвоению.

К такому образу жизни добавляется повсеместная компьютеризация, зависимость от гаджетов, переизбыток развлекательных ресурсов, отклоняющих вектор внимания на юмористический, развлекательный контент. В итоге мы имеем ребенка, который мало проводит времени со сверстниками, общается посредством социальных сетей, личные разговоры он отводит на второй план и заменяет его дистанционными способами взаимодействия. В такой ситуации страдают коммуникативная и перцептивная стороны общения. Также указанные факторы приводят к повышению эмоциональной перегруженности, повышению чувства тревоги, апатии, беспомощности. А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян в своих работах говорят, что «с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерных для нашей культуры» [1] тесно связаны эмоциональные нарушения.

В таких условиях младшим школьникам стало труднее освоить навыки человеческих чувств, основы эмоциональной и социальной жизни. Поэтому запрос государства к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, изложенный на страницах Федерального государственно стандарта, содержит в себе требования к развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, а также развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Реализовать данный запрос, на наш взгляд, можно через формирование и развитие у младших школьников эмоционального интеллекта. Такая деятельность даст возможность младшим школьникам понять и справиться с беспокоящими их ощущениями и позволит взять контроль над негативными импульсами, а также научит понимать чувства и эмоции окружающих людей.

В психолого-педагогической науке проблема эмоционального интеллекта человека в целом и младшего школьника в частности рассматривается в многообразных аспектах: сущность и составляющие эмоционального интеллекта (Д. Карузо, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Гоулман, Ю. Беатрис, Р. Бар-Он и др.), эмоциональное воображение (А. В. Запорожец), взаимосвязь эмоций и интеллекта (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, У. Джеймс, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.), роль нравственных переживаний в общей системе развития личности, становлении ее внутренней позиции (Л. И. Божович, B. C. Мухина), разумность чувств (B. C. Мухина). В ряде исследований отдельных составляющих эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте обнаружились такие аспекты, как феномен «воображаемого партнера» в детском возрасте (О. Б. Чеснокова), ориентация на другого человека и поиск оптимального диалога с ним (О. А. Степанчук).

Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное развитие всех сторон личности ребенка. На данном этапе происходит совершенствование их самосознания, возможности к рефлексии и умения вставать на место другого человека, а также учитывать его потребности и чувства.

Повлиять на развитие эмоционального интеллекта могут социальные и биологические факторы. Р. М. Грановская [2], Р. В. Овчарова [3], А. С. Cпиваковская [4], В. К. Загвоздкин [5] и другие исследователи отмечали, что отношения ребенка с семьей являются одним из важнейших факторов становления и организации эмоционального интеллекта. Автор А. А. Осипова говорит, что школа — это важный фактор развития эмоционального интеллекта. Вступая в школьную жизнь, ребенок начинает тесно взаимодействовать с одноклассниками, заводит новых друзей, принимает участие в жизни коллектива.

Исходя из вышесказанного можно заключить, что формирование и развитие эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте — это актуальная проблема современной психолого-педагогической науки.

Развитие данного конструкта происходит в процессе специально организованной деятельности, в которой ребенок обретает непосредственный индивидуальный опыт переживаний эмоций и чувств.

В полной мере раскрыть все вышеназванные стороны личности в ходе обычной учебной деятельности на уроке довольно проблематично. При этом огромные возможности для работы над аффективной сферой личности ребенка раскрывает внеурочная деятельность. Её потенциал реализуется через клубные объединения, факультативы, различные мероприятия (экскурсии, олимпиады, конкурсы, проекты, акции и др.).

Рассмотрим методы внеучебной деятельности, которые потенциально могут оказать наиболее благотворное влияние на развитие эмоционального интеллекта.

Беседа — один из самых доступных и простых способов развития данного конструкта. Важно обсуждать с ребенком все ситуации, которые вызвали у ребенка эмоциональные реакции в течение дня. Обсуждать, как можно иначе вести себя в той или иной ситуации, какие варианты поведения были бы возможны, как другие чувствовали себя тогда и воспринимали его поступки.

Следующий метод развития эмоционального интеллекта — это чтение и анализ художественной литературы. Наиболее подробно данный метод развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста рассматривался в методических материалах Л. П. Стрелковой [6]. Она утверждает, что литература позволяет раскрыть перед школьником разнообразие чувств и эмоций, вызвать интерес к собственному внутреннему миру и к личности героев художественных произведений. С помощью литературных произведений младшие школьники учатся сопереживать, замечать тончайшие изменения в эмоциональном фоне окружающих и близких. Там они могут найти способы разрешения проблем, возникающих в классном коллективе, в семье, в дружеских отношениях.

Гуманистическая педагогика рассматривает музыкальное развитие, как наиболее походящую среду для развития эмоциональной сферы. С помощью музыкальных произведений можно обогатить и гармонизировать внутренний мир, реализовать творческий потенциал. Более того, данный метод может реализовать потребность младшего школьника в двигательной активности. Танцевальные движения становятся средством передачи собственных чувств, переживаний, образа.

Следующее направление в развитии эмоционального интеллекта — это театрализованная деятельность. Театр позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием благоприятного социального климата, снятием тревоги, напряженности, повышением уверенности в себе, расширением словаря эмоций. Немаловажной частью деятельности по развитию эмоционального интеллекта является внеучебная деятельность. На базе школы возможна организация клуба, кружка, студии или секции.

Таким образом, в настоящее время существуют большие возможности для развития эмоционального интеллекта младшего школьника внутри внеучебной деятельности, которые, в свою очередь, помогут оптимизировать эмоциональные процессы и состояния, возникающие у детей в процессе межличностного взаимодействия. Более того, развитие эмоционального интеллекта может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры в детском обществе в целом.

Литература:

1. Никитина, И. В. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения / И. В. Никитина, А. Б. Холмогорова. — Текст: непосредственный // Социальная и клиническая психиатрия.. — 2011. — № 1. — С. 60–67.

2. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. — 2-е изд. — Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1988. — 560 c. — Текст: непосредственный.

3. Овчарова Р. В., Падурина Е. А. Изучение влияния позитивных родительских чувств на самооценку дошкольника // Вестник Курганского государственного университета. 2008. № 2 (12).

4. Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М., 1986. — 141 с. 41.

5. Загвоздкин, В. К. Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребёнка — СПб.-Москва, 2005. — 160 с.

  1. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. — М.: Просвещение, 1985.
  2. Давидян А. Г. Представления об эмоциональном интеллекте в контексте научного знания // Гаудеамус. 2019. № 3 (41).
  3. Фаустова И. В. Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста // КПЖ. 2019. № 4 (135).
  4. Матренин Д. И., Харитонова И. В. Эмоциональный интеллект как ресурс социально-психологической адаптации // Universum: психология и образование. 2019. № 1 (55).
  5. Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М., 1986. — 141 с.
  6. Степанов И. С. Психологические факторы становления эмоционального интеллекта // Вестник ЮУрГГПУ. 2012. № 11.
  7. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопр. психол. № 1. 1995. С. 111–129.
  8. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Консультативная психология и психотерапия. 1999. Том 7. № 2. С. 61–90.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, младший школьный возраст, развитие, внеучебная деятельность, младший школьник, эмоциональная сфера, метод развития, ребенок, чувство, школьник.


Задать вопрос