Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (157) июнь 2017 г.

Дата публикации: 12.06.2017

Статья просмотрена: 645 раз

Библиографическое описание:

Сулейманова С. С. Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 287-290. — URL https://moluch.ru/archive/157/44369/ (дата обращения: 21.03.2019).



Важнейшим аспектом личностного развития и полноценного включения ребенка в учебу выступает его эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие обусловлено удовлетворением таких потребностей ребенка, как потребность в общении со сверстниками и взрослыми, благоприятной атмосфере в семье, в учебно-воспитательных учреждениях. Таким образом, в современной образовательной ситуации эмоциональное неблагополучие ребенка — частое явление, в связи с этим и обусловлена актуальность нашего исследования.

В нашем исследовании мы рассматриваем особенности формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста. Мы опираемся на представления М. И. Лисиной и Т. А. Репиной о том, что эмоциональное благополучие можно определить как «устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных» [1].

Объект исследования — эмоциональное благополучие младших школьников.

Предмет исследования — факторы, влияющие на формирование эмоционального благополучия младших школьников.

Гипотеза исследования заключается в том, что эмоциональное благополучие младших школьников связано с их учебной успеваемостью, статусом в классе, эмоциональным отношением к ситуации обучения и эмоциональным интеллектом.

В связи с вышеизложенным определилась цель исследования — изучить условия и факторы эмоционального благополучия в младшем школьном возрасте.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) Провести теоретический анализ состояния проблемы эмоционального благополучия и его детерминант в психологии;

2) Определить факторы эмоционального благополучия и неблагополучия у младших школьников;

3) Выявить условия формирования эмоционального благополучия.

Исследование осуществлялось на выборке, состоящей из учащихся 3-х и 4-х классов МАОУ «Гимназия № 1» г. Рузы и МОУ СОШ № 12 г. Щелково в количестве 60 человек при помощи методик:

  1. Методика определения социометрического статуса в группе сверстников в адаптации Я. Л. Коломинского
  2. Методика «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич
  3. Методика «Я в школе, я дома» в адаптации Н. С. Чернышевой
  4. Методика «Выявление школьной тревожности детей» в адаптации Е. Р. Гореловой
  5. Методика исследования эмоционального интеллекта EQ (вариант для младших школьников) в адаптации Т. Д. Марцинковской

Далее приведем сводную характеристику полученных результатов по всей выборке, представленную на рис.1

Рис. 1. Распределение уровней компонентов эмоционального благополучия младших школьников, в %

Результаты исследования эмоционального благополучия показали следующее:

Исследование содержательных характеристик эмоционального благополучия (личностных коррелятов), показало, что показатели успеваемости, социометрического статуса, эмоционального отношения к себе и к миру, а также тревожности и эмоционального интеллекта находятся на преимущественно среднем уровне, но отличаются динамикой разброса показателей.

Анализируя выборы учащихся, можно выявить то, что наиболее эмоционально значима для детей именно школа — она является как основной причиной повышенной тревожности, так и для оценки своего места среди сверстников.

В ходе анализа полученных данных по показателям эмоционального благополучия хотелось бы отметить тот факт, что уровень эмоционального благополучия недостаточно высок, хоть и находится преимущественно в границах среднего уровня. Это выражается в таких особенностях, как тревожность, неуверенность, некоторая агрессивность, робость и пр.

Таким образом, при внешнем беглом осмотре, общая ситуация кажется нормальной и гармоничной, но при более серьезном анализе обнаруживаются противоречия, требующие внимания и психолого-педагогической работы.

Выявлено, что компоненты эмоционального благополучия младших школьников имеют различную нагрузку. Основной структурной составляющей является социометрический статус, что доказано результатами эмпирического исследования. Следующей по влиянию и степени выраженности является успеваемость, которая характеризуется неоднозначной личностной составляющей. Далее следует такой компонент, как эмоциональное состояние в школе. Высокая выраженность компонента тревожности во всех аспектах деятельности требует особого внимания специалистов и принятия мер по включению средств саморегуляции в структуру эмоционального благополучия младших школьников.

Также были выявлены высокие корреляционные связи между социометрическим статусом и самоотношением у респондентов, что означает, что чем выше социометрический статус и популярность в классе, тем выше самооценка и самоощущение. Для детей 3–4 классов начальной школы общение со сверстниками выступает в качестве среды, в которой формируются как нормы общения со сверстниками, так и новые для этого возраста понятия вроде субкультуры. Вхождение в ту или иную субкультуру для младшего школьника определяет дальнейший ход социализации, которая, несомненно, является одним из важнейших факторов развития личности.

Кроме того, с популярностью в классе связана также и тревожность в ситуации учебной деятельности. Таким образом, чем популярнее ребенок, тем ниже у него тревожность.

Также нами было выявлено то, что такой показатель, как эмоциональный интеллект достаточно тесно связан как с общим уровнем эмоционального благополучия, так и с социометрическим статусом. То есть, дети с более высоким уровнем эмоционального благополучия более склонны к сопереживанию, а популярность в классе положительно влияет на оба этих фактора.

Далее важно подчеркнуть, что наиболее слабые корреляционные связи были выявлены среди показателей эмоционального благополучия, связанных с эмоциональным состоянием в доме и тревожностью, вызванной необходимостью возвращаться домой. Данные факторы наиболее тесно связаны с такими показателями, как успеваемость и эмоциональный интеллект, что означает, что степень домашнего и семейного благополучия связана с успеваемостью (это может быть связано с тем, что благоприятная среда в доме определяет успешность выполнения домашних заданий, соответственно, и усвоения учебной программы). Также это может говорить о том, что именно отношения с родителями и близкими и их характер определяет степень развития эмоционального интеллекта детей.

Таким образом, эмоционально благополучных детей отличают:

1) Формальные критерии

а) Высокая успеваемость (категории оценок «Преимущественно «отлично», а также «Отлично» и «Хорошо»)

б) Высокий социометрический статус («Лидер» или «Принятый», как минимум)

2) Индивидуальные критерии

в) Низкая или средняя тревожность

г) Позитивное эмоциональное состояние в ситуации нахождения в школе и дома

д) Высокий эмоциональный интеллект (не менее 65 %)

Показано, что эмоционально благополучных детей отличает общительность, высокое самопринятие, эмпатийность и открытость новому.

Таким образом, наиболее значимыми компонентами эмоционального благополучия у младших школьников являются, в первую очередь, успеваемость и эмоциональный интеллект, а далее — социометрический статус и школьная тревожность (как в ситуации нахождения в школе, так и в ситуации ее покидания).

Соответственно, эмоционально неблагополучных детей отличают:

1) Формальные критерии

а) Низкая успеваемость (категории оценок «Преимущественно «удовлетворительно», а также «Удовлетворительно» и «Хорошо»)

б) Низкий социометрический статус («Изолированный», «Пренебрегаемый», «Предпочитаемый» как максимум)

2) Индивидуальные критерии

в) Высокая или средняя тревожность

г) Негативное эмоциональное состояние в ситуации нахождения в школе и дома

д) Низкий эмоциональный интеллект (менее 65 %)

Таким образом, эмоционально неблагополучных детей отличает неверие в себя, низкое самопринятие, робость, боязливость, необщительность, вялость, отсутствие готовности к общению среди сверстников, нежелание учиться, а также общая пассивность.

Соответственно, основными факторами эмоционального неблагополучия в младшем школьном возрасте являются, в первую очередь, статус в группе ровесников, тревожность (при отправлении в школу и при нахождении в ней), а далее показатели эмоционального интеллекта и школьной успеваемости.

Сравнив основные компоненты эмоционального благополучия и неблагополучия можно сделать выводы о том, что они, по сути своей, идентичны, но отличаются только степенью значимости в каждом случае, а также о том, что эмоциональное благополучие характеризуется в т. ч. уровнем тревожности при покидании школы, а неблагополучие — при отправлении в нее же, а также отношением к своему нахождению дома.

В итоге можно констатировать, что развитие положительной самооценки, правильных личностных ориентаций, социального статуса во многом определяет формирование эмоционального благополучия младших школьников. Это обстоятельство важно учитывать в психологических образовательных практиках.

Гипотеза исследования, которая заключалась в том, что эмоциональное благополучие младших школьников связано с их учебной успеваемостью, статусом в классе, эмоциональным отношением к ситуации обучения и эмоциональным интеллектом, была полностью подтверждена.

Литература:

  1. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. — Спб.: Питер, 2009–320 с.
  2. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2000. — 176 с.
  3. Социализация в мультикультурном пространстве: Методическое пособие / Т. Д. Марцинковская, Е. М. Дубовская [и др.] — М.: МПГУ, 2016–108 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное благополучие, эмоциональный интеллект, статус, школьник, тревожность, ребенок, ситуация нахождения, эмоциональное отношение, младший школьный возраст, учебная успеваемость.


Похожие статьи

Эмоциональное благополучие младшего школьника

Эмоциональное благополучие младшего школьника. Автор: Фирсова Светлана Васильевна.

По отношению к младшему школьнику оно может быть определено как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в школе, являющееся...

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьник, учитель, стили общения, взаимоотношения.

Такой ребенок запоминает в основном отрицательный эмоциональный опыт, что приводит к увеличению уровня тревожности.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

подросток, эмоция, успеваемость, высокая успеваемость, достижение успеха, эмоциональное напряжение, подростковый возраст, эмоциональная сфера, школьная тревожность Филлипса, вид агрессии.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей...

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоция, ребенок, дошкольное образование, эмоциональное отношение, нравственная норма, федеральный государственный образовательный стандарт...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

В современном обществе одной из главных задач государства является обеспечение равных возможностей получения образования всеми гражданами, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, вероисповедания и социального статуса.

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие.

При этом основными критериями успешности обучения ребенка являются психологический комфорт, санитарно-гигиенический и эмоциональный эффект, двигательная активность.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Все это сказывается на эмоциональном фоне учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, высокий уровень, подростковый возраст, общественная жизнь, общение, личностная тревожность, высокий уровень тревожности, возраст...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Эмоциональное благополучие младшего школьника

Эмоциональное благополучие младшего школьника. Автор: Фирсова Светлана Васильевна.

По отношению к младшему школьнику оно может быть определено как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка в школе, являющееся...

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьник, учитель, стили общения, взаимоотношения.

Такой ребенок запоминает в основном отрицательный эмоциональный опыт, что приводит к увеличению уровня тревожности.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

подросток, эмоция, успеваемость, высокая успеваемость, достижение успеха, эмоциональное напряжение, подростковый возраст, эмоциональная сфера, школьная тревожность Филлипса, вид агрессии.

Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей...

учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, школьная мотивация, Школа, младший школьный возраст, высокий уровень, высокая успеваемость, школьная успеваемость, проблема мотивации.

Способы развития эмоционального интеллекта у детей...

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств

Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта...

эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоция, ребенок, дошкольное образование, эмоциональное отношение, нравственная норма, федеральный государственный образовательный стандарт...

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста...

В современном обществе одной из главных задач государства является обеспечение равных возможностей получения образования всеми гражданами, вне зависимости от пола, расовой принадлежности, вероисповедания и социального статуса.

Критерии успешности обучения учащихся... | «Молодой

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие.

При этом основными критериями успешности обучения ребенка являются психологический комфорт, санитарно-гигиенический и эмоциональный эффект, двигательная активность.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения...

Все это сказывается на эмоциональном фоне учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, высокий уровень, подростковый возраст, общественная жизнь, общение, личностная тревожность, высокий уровень тревожности, возраст...

Задать вопрос