Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 15.03.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Санакоева, О. В. Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе (из опыта работы) / О. В. Санакоева, Т. Н. Носенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 166-168. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100745/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье авторы делятся опытом работы по планированию видов деятельности с указанием средств, форм и методов.

Ключевые слова: развитие, перспективно-календарное планирование, связная речь, ребенок, воспитательно-образовательный процесс, дошкольное образование.

Методические рекомендации по планированию воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения разработаны совместно учителем–логопедом и воспитателем.

В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Задача педагогов закреплять и совершенствовать речевые навыки, сформированные учителем-логопедом, что обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателей и родителей воспитанников.

Планирование воспитательно-образовательного процесса разрабатывается с учетом адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — Программа). Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группах компенсирующей направленности (для детей с общим недоразвитием речи), включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

В обязательную часть включена парциальная программа под редакцией Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Тумановой Т. В. «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи».

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план и реализуется через следующие формы: непосредственно-образовательная деятельность (далее — НОД), чтение, беседа, решение проблемных ситуаций, игра, проектная деятельность, создание коллекций, обсуждение, рассказ, инсценирование, ситуативный разговор с детьми, сочинение загадок, использование различных видов театра.

Комплексно-тематическое планирование традиционных событий, праздников, мероприятий для детей на теплый (с 1 июня по 31 августа) и холодный (с 1 сентября по 31 мая) периоды представлено в виде лексических тем по неделям.

С учетом лексических тем учителем-логопедом разрабатывается перспективно-календарное планирование логопедических фронтальных занятий на холодный период [4]. Перспективно-календарное планирование рассчитано на детей старшего и подготовительного к школе возраста. Логопед проводит три фронтальных занятия в неделю: по развитию у детей лексико-грамматических категорий, по обучению грамоте и навыкам звукового анализа, по развитию связной речи. Также, учитель-логопед подбирает материал по развитию общей и мелкой моторики, по развитию речевого дыхания, по развитию просодических компонентов речи, по развитию мимической выразительности, по развитию фонетико-фонематических процессов, по развитию лексико-грамматических процессов, по развитию связной речи по каждой теме недели . Развитие общей моторики проводится в музыкальном сопровождении и включает в себя элементы логоритмики.

Таким образом, если тема недели, к примеру «Одежда», то все виды деятельности объединены вокруг нее. (Таблица 1)

Таблица 1

Материал для работы с детьми по лексической теме «Одежда»

Тема: «Одежда»

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

Это платье для Наташки—

Красные горошки.

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки. [2]

4 ритмичных поворота вправо-влево, руки на поясе.

4 ритмичных прыжка на двух ногах.

«Рисуют» на животике два кармашка.

Прикладывают обе ладошки к животику

2. Развитие мелкой моторики

Маша варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика — пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла,

Поглядите-ка нашла! [1]

«Надевают».

4 пальца прижаты друг к другу прямо, большой согнуть.

Показывают «Домик».

«Снимают».

Пальцы сжаты в кулак, кроме большого

3. Развитие артикуляционной моторики

Упражнения для челюсти

« Стучит швейная машинка » максимально часто открывать рот и произносить: «Па-па-па-па, бы-бы-бы-бы» [3]

Упражнения для губ

«Большие пуговицы и маленькие». Максимально округлить губы (большая пуговица) и вытянуть губы узкой трубочкой (маленькая пуговка)

Упражнения для языка

«Иголочка». Вытянуть острый язык как можно дальше изо рта, удерживать до 5

4. Развитие мимических мышц

Выразить мимикой: тебе купили новую шубу---«радость», ты потерял варежку—«огорчение», мама тебя поругала за потерю—«обида», сестра нашла твою варежку—«радость»

5. Работа по развитию речевого дыхания и голоса

«Шитье одежды». Шьем и поем: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю» (громко—тихо)

«Укололи пальчик» Произнести: «Ой-ой-ой, болит пальчик мой!»(на одном выдохе)

6. Развитие фонетико-фонематических процессов

1. Деление слов на слоги: варежки, пальто, шапка. Выложить столько же полосочек,

сколько раз хлопнули.

2. Звуковой анализ слогов: AM, ОМ, УМ, ИМ с выкладыванием графической схемы.

3. Игра «Хлопай, не зевай». Хлопнуть на звук М.

4. Определение места звука М в словах: мак, альбом, гном, сом.

7. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Чей, чья, чьи, чье?» Это чья шапка? (Моя.) Это чьи перчатки? (Мои.) И т. д.

2. Игра «Один — много». Сапог — сапоги, куртка — куртки, носок — носки. И т. д.

3. Игра «Подбери признак». Куртка (какая?) — красная, теплая... Шарф (какой?) —

длинный, пушистый, шерстяной. И т. д.

8. Развитие связной речи (предварительная работа)

Чтение с обсуждением: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

Г. Снегирев «Верблюжья варежка», русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

и украинская «Рукавичка». Роспись варежки, фартука, сарафана. Аппликация «Коврик». [1]

Словарь:

Существительные: одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан.

Прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный.

Глаголы: носить, надевать

Весь этот материал разучивается на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях, учитывая возможности детей-логопатов.

Воспитателями на основе лексических тем разрабатывается перспективно-календарное планирование образовательной деятельности по следующим направлениям:

— изобразительная деятельность (лепка, аппликация, рисование — Н. Н. Леонова «Художественное творчество»);

— конструирование (Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»);

— речевое развитие (О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5–7 лет»);

— познавательно-исследовательская деятельность (природный мир, экспериментирование, основы безопасного поведения — Авдеева Н. Н. Князева О. Л. Стеркина Р. Б. «Безопасность», Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!»).

Далее составляется планирование всех видов деятельности по дням недели с учетом режимных моментов. К примеру, планирование деятельности на понедельник:

— утро: работа с календарем природы; беседа по картинкам; артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики; дидактическая игра (речевая); малоподвижная игра;

— НОД: музыкальная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность и основы безопасного поведения;

— прогулка: наблюдение за погодой; подвижная игра; дидактическая игра; сюжетно-ролевая игра; индивидуальная работа по музыке; трудовая деятельность;

— вторая половина дня: логопедический час;

— прогулка: наблюдение за погодой; подвижная игра; дидактическая игра; сюжетно-ролевая игра; трудовая деятельность.

Планирование на остальные дни недели схоже, но имеет отличия в видах наблюдения и в НОД (модель НОД берем из Программы). Игры сюжетно-ролевые, наблюдения, художественную литературу воспитатели подбирают самостоятельно, но с учетом темы недели.

Вся работа воспитателей и логопеда с детьми дошкольного возраста выстроена по системе от простого к сложному, носит регулярный и непринужденный характер, она организована увлекательно и интересно, проводится в основном в игровой форме и вызывает у ребенка положительные эмоции.

Тесное взаимодействие педагогов формирует у детей все те необходимые предпосылки для овладения школьными навыками, которые помогут им в дальнейшем успешно обучаться в школе.

Литература:

  1. Гомзяк, О. С. Говорим правильно в 5–6 лет. Тетрадь 1 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. — Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 24 c.
  2. Нищева, Н. В. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD / Н. В. Нищева, Л. Б. Гавришева. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2013. — 48 c.
  3. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика / Е. А. Пожиленко. — Санкт-Петербург: Каро, 2009. — 92 c.
  4. Филичева, Т. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Филичева,Т 1, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. — Москва: Просвещение, 2016. — 201 c.
Основные термины (генерируются автоматически): развитие, перспективно-календарное планирование, ребенок, связная речь, воспитательно-образовательный процесс, дидактическая игра, дошкольное образование, безопасное поведение, логопедическая группа, мелкая моторика.


Ключевые слова

развитие, дошкольное образование, ребёнок, связная речь, воспитательно-образовательный процесс, перспективно-календарное планирование

Похожие статьи

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе...

Программные задачи, реализуемые в ходе образовательной ситуации

Развивающие: развитие слухового внимания, восприятия, мышления и любознательности. Воспитательные: воспитание экологической культуры, культуры безопасного поведения; дружеских

— Ребята, вам понравилось изготавливать плакат «Правила безопасного поведения на природе»?

Конспект непосредственно образовательной деятельности по...

 Цель: Обобщить и закрепить знания детей о безопасном поведении в дошкольном отделении.

Учить соблюдать правила безопасного поведения в дошкольном отделении.

А для этого поиграем в игру. (Дети встают и выполняют движения около стульчиков).

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей- дать каждому ребёнку основные понятия

1.1.1 Характеристика психологического и физического развития ребёнка четвёртого года жизни.

2.4. Примерное комплексно- тематическое планирование (2 младшая группа).

Примерный план воспитательно-образовательного процесса на неделю (2 младшая группа).

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного...

Основные методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

Практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).

Работа по развитию навыков безопасного поведения с дошкольниками связана с

Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильного и безопасного поведения.

Формирование основ безопасного поведения дошкольников...

Важна для познания социального мира. В процессе нее ребенок имеет возможность

Дети учились составлять план-карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др.

По теме «Ознакомление детей с основами безопасного поведения на улице и дома с.

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший.

Дидактическая игра как средство развития речевой...

Библиографическое описание: Мясникова, Е. К. Дидактическая игра как средство развития

Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего...

В педагогике существует множество определений понятия «дидактическая игра».

Процесс педагогической игры осуществляется не более 20 минут по подгруппам или парами.

Горошко Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

...различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей.

– Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту. – Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильного и

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

Ключевые слова: дошкольное образование, безопасность детей, дидактические игры.

Большая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста принадлежит игре

Следовательно, сформировать опыт безопасного поведения у детей в быту посредством

Задача педагогов дошкольного образования — создать для ребенка условия, в которых он...

Похожие статьи

Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе...

Программные задачи, реализуемые в ходе образовательной ситуации

Развивающие: развитие слухового внимания, восприятия, мышления и любознательности. Воспитательные: воспитание экологической культуры, культуры безопасного поведения; дружеских

— Ребята, вам понравилось изготавливать плакат «Правила безопасного поведения на природе»?

Конспект непосредственно образовательной деятельности по...

 Цель: Обобщить и закрепить знания детей о безопасном поведении в дошкольном отделении.

Учить соблюдать правила безопасного поведения в дошкольном отделении.

А для этого поиграем в игру. (Дети встают и выполняют движения около стульчиков).

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования.

Проект «Учимся безопасности» | Статья в сборнике...

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей- дать каждому ребёнку основные понятия

1.1.1 Характеристика психологического и физического развития ребёнка четвёртого года жизни.

2.4. Примерное комплексно- тематическое планирование (2 младшая группа).

Примерный план воспитательно-образовательного процесса на неделю (2 младшая группа).

Педагогическая деятельность по воспитанию основ безопасного...

Основные методы формирования основ безопасного поведения у дошкольников

Практические (выполнение творческих проектов, игры и упражнения и пр.).

Работа по развитию навыков безопасного поведения с дошкольниками связана с

Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильного и безопасного поведения.

Формирование основ безопасного поведения дошкольников...

Важна для познания социального мира. В процессе нее ребенок имеет возможность

Дети учились составлять план-карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др.

По теме «Ознакомление детей с основами безопасного поведения на улице и дома с.

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший.

Дидактическая игра как средство развития речевой...

Библиографическое описание: Мясникова, Е. К. Дидактическая игра как средство развития

Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка.

Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как...

Дидактическая игра как средство развития детей старшего...

В педагогике существует множество определений понятия «дидактическая игра».

Процесс педагогической игры осуществляется не более 20 минут по подгруппам или парами.

Горошко Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области

ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст, младший.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей...

...различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей.

– Формирование у детей первичных представлений о безопасном поведении в быту. – Развитие у детей познавательных процессов необходимых для правильного и

безопасное поведение, игра, ребенок, правило поведения, дошкольный возраст, игровая...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

Ключевые слова: дошкольное образование, безопасность детей, дидактические игры.

Большая роль в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста принадлежит игре

Следовательно, сформировать опыт безопасного поведения у детей в быту посредством

Задача педагогов дошкольного образования — создать для ребенка условия, в которых он...

Задать вопрос