В данной статье автор делится собственным опытом реализации дифференцированного подхода на уроках. Автор рассказывает о важности дифференцированного подхода для современной школы; различает дифференциацию, персонализацию и индивидуализацию обучения; останавливается на алгоритме реализации дифференцированного обучения.
Ключевые слова: дифференциация, подход, персонализация, индивидуализация, психолого-педагогическая диагностика.
В современной системе образования существуют и продолжают быть актуальными вопросы дифференциации. На протяжении многих лет образование стремилось к унификации, и дифференциации не было уделено достаточно внимания. В наши дни стала очевидным необходимость дифференцированного, индивидуального подхода, так как стала очевидной невозможность объединения всех учащихся в единую группу по способностям, наклонностям, восприятию. Дифференцированное же обучение должно быть построено с учетом индивидуальных потребностей, склонностей, возможностей учащихся.
Краеугольным камнем дифференциации является учет личностных особенностей каждого отдельного обучающегося, которая также требует огромных усилий со стороны учителей. Организация дифференциации на уроках требует диагностики индивидуальных особенностей учащихся, для этого необходимо использовать специальные техники и правильно интерпретировать результаты. Кроме этого, с учетом результатов диагностики, учитель должен подбирать учебный материал таким образом, чтобы он соответствовал запросам каждого ребенка в классе. Вместе с этим, необходимо подбирать различные методы обучения, отвечающих образовательным потребностям учащихся, соответствующих их возрастным особенностям, что требует еще большей подготовки учителей. Таким образом, с одной стороны, дифференциация становится эффективным подходом в обучении учащихся, но, с другой, является серьезным вызовом для учителей, требуя большой предварительной подготовки.
Прежде чем приступить непосредственно к планированию уроков с использованием дифференцированного подхода, необходимо определить, какие же виды дифференциации существуют? На самом деле, классификаций много, например, существуют классификации следующих авторов: Бабанского Ю. К.; Касаткиной Е. С.; Мостеллера Ф. и других; Осмоловской И. М.; Покровской С. Е.; Пурышевой Н. С.; Шахмаева Н. М.; Рабунской Е. С.; Сариго Н. В.; Томлинсон К. А.; Унт И. Э.; Чередова И. М. и других. Их критерии дифференциации можно объединить в следующие группы:
— по учебным возможностям: умственные способности, обучаемость, работоспособность и т. д.;
— по психофизиологическим особенностям: когнитивные стили, доминантность полушарий мозга;
— по интересам и предпочтениям, профориентации, культурным и религиозным особенностям;
— по типам восприятия информации и прочее [1, с. 7].
Для основания дифференциации нужно сначала отобрать те ее критерии, которые являются для нас наиболее важными и которые мы хотели бы взять за основу. В первую очередь, дифференцированное обучение следует начинать с диагностики учащихся, при этом алгоритм действий должен быть примерно следующим:
— выбор критерия, на котором будет основываться дифференциация;
— — психолого-педагогическая диагностика по выбранному критерию;
— выявление типологических групп учащихся по итогам проведенной диагностики;
— определение способов дифференциации;
— использование дифференциации на разных этапах урока;
— повторная диагностика, которая позволит, при необходимости, изменить состав типологических групп [1, с. 8].
Дифференцированный подход предполагает разделение учащихся на несколько групп, как правило на три, и подготовки материалов трех уровней сложности, от простого к сложному. Но, часто случается так, что некоторые учащиеся настолько выбиваются от остальных, что к ним требуется отличный от привычного подход. Здесь во главу угла уже ставится уникальность каждого учащегося, это является основой принципа индивидуализации. Кроме этого, существует еще принцип персонализированного обучения, который подразумевает организацию и реализацию учебного процесса учащимися. То есть, учащийся сам выбирает вектор развития, даже если он не соответствует школьной программе. Персонализация — это образование, которая дает возможность учащимся принимать самостоятельные решения в регулировании траектории обучения. Таким образом у учащихся формируется навык принятия самостоятельных решений и ответственности за последствия данных решений. При персонализации учителя должны уметь научить обучающихся определять свои сильные и слабые стороны, интересы и потребности, и при необходимости направлять их [2, с. 17].
Для повышения эффективности обучения при дифференциации, можно использовать различные стили обучений, для этого можно применить такие способы как анкетирование, опросник, наблюдение и другое. Также можно использовать следующие виды упражнений, направленных на разные виды восприятия информации:
— найти пару: ученикам раздаются карточки со словами и рисунками, и им необходимо их соотнести;
— ключевые слова: учащимся предоставляется список слов и фраз, с помощью которых они составляют речь;
— ментальные карты: в центре листа записывается основная идея и к ней пририсовываются ветви с побочными идеями;
— скрайбинг: учащимся предлагается нарисовать понятийные рисунки для представления теоритического материала и т. п. [3]
Чтобы определить эффективность использования дифференциации на уроках, было принято решение исследовать серию уроков с помощью подхода Lesson Study. Lesson Study является способом сотрудничества учителей разных дисциплин, с целью выявления областей развития в обучении учащихся. Для этого, команда учителей планируют, преподают, наблюдают и оценивают результаты [4]. В данном случае объектом исследования становится дифференциация, то есть проводится цикл уроков с использованием дифференциации, который поможет определить развитие мыслительных процессов учащихся [5].
Рассмотрим отрывок урока, составленного в рамках наблюдения за серией уроков с помощью подхода Lesson Study. Для этого была выбрана модель обучения «Аргументирование»:
Задание. Прочитайте текст о демографической политике Китая. Проанализируйте успешность демографической политики, определив проблему, точку зрения на проблему, определив данные и последствия. Сделайте вывод.
(Учащимся раздается текст о демографической политике Китая)
Их ответ:
Проблема |
Угроза демографического взрыва в Китае |
Точка зрения |
Демографическая политика «Одна семья — один ребенок» поможет уменьшить темп роста численности населения |
Данные |
В стране велась пропаганда поздних браков, применялась система штрафов и поощрений, применялась принудительная стерилизация. |
Последствия |
Снижение количества детей, рожденных одной женщиной, уменьшение естественного роста численности населения. Сокращение трудоспособного населения. Рост численности пожилых людей. |
Вывод |
Решение одной демографической проблемы привело к появлению другой. |
Учащимся также были представлены следующие критерии оценивания:
Критерий оценивания |
Высокий |
Хороший |
Удовлетворительный |
Определяет причины необходимости введения демографической политики |
Приводит примеры 5 причин необходимости введения демографической политики |
Приводит примеры 3–4 причин необходимости введения демографической политики |
Приводит примеры 1–2 причин необходимости введения демографической политики |
Описывает меры, применяемые для решения демографической проблемы |
Описывает все меры, которые применялись для решения демографической проблемы |
Описывает 3–4 меры, которые применялись для решения демографической проблемы |
Описывает 1–2 меры, которые применялись для решения демографической проблемы |
Объясняет позитивные и негативные последствия демографической политики |
Объясняет все позитивные и негативные последствия демографической политики |
Определяет позитивные и негативные последствия демографической политики |
Определяет только позитивное или только негативное последствие демографической политики |
Дает оценку демографической политике |
Дает самостоятельную оценку демографической политике, ссылаясь на данные и примеры |
Дает оценку демографической политике |
Дает ограниченную оценку демографической политике |
Выбранный подход «Аргументирование» помог проанализировать демографическую политику в Китае, определить ее позитивные и негативные последствия, дать оценку на основе сделанных выводов. Данное задание соответствует теме «Демографическая политика» в 8-классе в разделе «Геодемография», по цели «8.4.1.7 демографиялық саясат ұғымын түсіндіру, өзіндік үлгісін ұсыну». Учащиеся проанализируют неоднозначность демографической политики на примеры Китая, определив необходимость ее внедрения и оценив последствия.
Этот и другие модели обучения способствовали росту мотивации и интереса учащихся, что положительно отразилось на их успеваемости. Таким образом, можно заключить, что дифференциация должна стать неотъемлемой частью современного образования.
Литература:
- Основы дифференциации преподавания и обучения в современной школе: учебное пособие /Утегенова Б. М., Смаглий Т. И., Онищенко Е. А. — Костанай: КГПИ. — 2017, 98 с.
- Тренды современного образования — Алматы: ТОО «Bilim Media Group», 2017–326 с.
- Дифференциация обучения: опыт, проблемы, перспективы./Р. Б. Абишева, С. Б. Мамлеева, У. Б. Темиргалиева. — Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». — 64 с.
- Fernandez, C. and Yoshida, M. (2008), Lesson Study: A Japanese Approach to Improving Mathematics Teaching and Learning, Lawrence Erlbaum Associates, Mahwah, New Jersey
- Verhoef, N.C. and Tall, D.O. (2011), «Lesson study: the effect on teachers’ professional development», 35th Conference of the International Group for the Psychology of Mathematics Education (PME), Ankara, Turkey, 10–15 July 2011.