Антропогенное воздействие на экологическое равновесие Белого моря | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (456) март 2023 г.

Дата публикации: 05.03.2023

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Ружникова, Н. Н. Антропогенное воздействие на экологическое равновесие Белого моря / Н. Н. Ружникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100545/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор описывает промышленность, расположенную в береговой зоне Белого моря, ее негативное влияние на атмосферу и водные объекты. Выполнено районирование акватории моря и проведен анализ карты.

Ключевые слова: акватория, районирование, заливы, Белое море, изменение.

Европейский Север — самый большой регион России. В то же время он самый малочисленный по населению — 6 млн. человек. В состав регионов Европейского Севера входят: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская и Мурманская области.

В отличие от многих районов России Европейский Север широким фронтом выходит к огромной акватории Баренцева и Белого морей. Это в значительной мере определяет выгоды экономико-географического положения района. Крупные порты — Мурманск и Архангельск, возникшие на побережьях этих морей, играют важную роль в транспортной системе России.

Архангельская область. Объём промышленной продукции здесь более чем в 14 раз превышает объём продукции сельского хозяйства. В экономике России Архангельская область выделяется развитым лесным комплексом, судостроением и рыбной промышленностью.

Архангельская область обладает развитой рыбной (Архангельский траловый флот), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностью (Архангельский ЦБК), имеется машиностроение (ПО «Севмаш», ЦС «Звёздочка»), выполняющее оборонный заказ и обслуживающее ту же рыбную и деревообрабатывающую промышленности.

Область располагает значительными неосвоенными запасами природных ресурсов: лес, нефть, газ, бокситы, титановые руды, золото, медно-никелевые и свинцово-марганцевые руды, полиметаллы, марганец, базальт.

Идёт промышленное освоение алмазов на месторождении им. Ломоносова и им. В. Гриба. В Архангельской области открыта единственная в Европе алмазоносная провинция.

Транспортная освоенность территории области невысокая. Развиты морские и речные перевозки. Основные морские порты — Архангельск, Онега [4].

Мурманская область. В недрах Кольского полуострова открыто более 60 крупных месторождений различных видов минерального сырья. Добывают почти три десятка полезных ископаемых, наибольшую ценность из которых имеют медно-никелевые, железные, нефелин-апатитовые руды и руды редкоземельных металлов.

Крупнейшие предприятия области: «Апатит» — производство апатитового концентрата; «Кандалакшский алюминиевый завод») — производство первичного алюминия; «Кольская горно-металлургическая компания» — производство никеля, рафинированной меди, серной кислоты; Оленегорский ГОК — производство железорудного сырья; Ковдорский горно-обогатительный комбинат — производство апатитового, бадделеитового и железорудного концентратов; «Мурманский траловый флот» — рыбный промысел.

Электроэнергией область обеспечивают Кольская АЭС. В Мурманской области имеется уникальная электростанция: Кислогубская приливная, производящая электричество из энергии приливов и отливов.

Хорошо развиты рыбная, горнодобывающая, химическая промышленность и цветная металлургия.

Транспортная инфраструктура области представлена наземным, воздушным, морским видами транспорта. Основу железнодорожной сети составляет магистраль Мурманск — Санкт-Петербург. На территории области расположены 3 морских порта, 2 аэропорта. В Мурманске базируется атомный ледокольный флот, позволивший сделать навигацию в западном секторе Арктики круглогодичной [5].

Республика Карелия. Республика обладает достаточно развитой промышленной базой, в которой основными являются металлургия, деревообрабатывающая отрасль и бумажная промышленность.

Ведущим производителем и поставщиком электрической и тепловой энергии является ОАО «ТГК-1». В её входят: Петрозаводская ТЭЦ, каскад Выгских ГЭС, каскад Кемских ГЭС, каскад Сунских ГЭС, группа малых ГЭС, дизельная электростанция на острове Валаам.

Каскады ГЭС объединяют 17 гидроэлектростанций. На них вырабатывается около 70 % производимой в республике электроэнергии. Кроме того, работают четыре ТЭЦ целлюлозно-бумажных комбинатов.

Крупные предприятия: «Авангард» — судостроительный завод; «Вяртсильский метизный завод» — проволока, гвозди; «Карельский окатыш» —железорудные окатыши; «Кондопога» —газетная бумага; «Ляскельский бумажный завод»; «Петрозаводскмаш» — химическое и бумагоделательное оборудование; «Онежский тракторный завод» — тракторы (ТЛТ-100А); «Сегежский ЦБК» — мешочная бумага; «Суоярвская картонная фабрика»; Целлюлозный завод «Питкяранта».

Железнодорожный транспорт в Карелии — ключевой составляющей инфраструктуры экономики [6].

Загрязнение атмосферного воздуха. Белое море, которое практически со всех сторон окружено сушей, испытывает нагрузку через атмосферу со стороны антропогенных источников [9].

Наибольший вред состоянию воздуха Европейского Севера причиняют выбросы с предприятий электроэнергетики, машиностроительной индустрии, нефтедобывающей, угольной, целлюлозно-бумажной и металлургической промышленности. Экология Архангельской области подвергается отрицательному воздействию со стороны вредных выбросов «Архангельского целлюлозно-бумажного комбината». на Кольском полуострове вредность влияния выбросов с предприятий «Североникель» и «Печенганикель» на здоровье населения Мурманской области также давно уже доказана.

Загрязнение вод. Основными источниками загрязнения водных объектов рассматриваемой территории являются промышленные предприятия. Водоёмы Архангельской, Мурманской областей и Республики Карелия сильнее всего страдают от слива неочищенных сточных вод с предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.

Загрязнению водных объектов Архангельской области и Республики Карелия также способствуют многочисленные аварии на нефтепроводах.

Радиоактивное загрязнение. Территория Северного района подвержена риску радиоактивного загрязнения. Потенциальную опасность вредного излучения представляют четыре реактора Кольской атомной электростанции, составляющие основу энергетики региона.

Экология Архангельской области также уязвима от повышения уровня радиации. Потенциальную опасность радиационного загрязнения окружающей среды в этом регионе представляют два радиационно опасных объекта (РОО) — Акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка», Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» и хранилище радиоактивных отходов «Миронова гора».

Радиационная обстановка, в целом, в последние годы остается стабильной, уровни радиоактивного загрязнения не представляют опасности для населения.

Экология Северного района в наибольшей степени беззащитна перед загрязнениями антропогенного характера. На восстановление экологии в условиях холодного климата уходит огромное количество лет. На основании этого автором было выполнено геоэкологическое районирование акватории Белого моря (наиболее подробно о выполнении геоэкологического районирования Белого моря изложено в ранее опубликованных работах автора [3, 8]).

Методом был выбран получивший наибольшую популярность — метод анализа иерархий (МАИ) [2]. для проведения районирования было выделено 27 факторов, объединенные в 6 групп: (климатические (термический режим, ветер, туман, опасные гидрологические явления), океанологические (течения, ветровое волнение, приливы, фронтальные зоны, речной сток, ледовые явления), гидрохимические (соленость, потребление кислорода, рН, концентрация биогенов, кислород), геологические (взвеси, устойчивость берегов, рельеф дна), социально-экономический (транспорт, население), экологические (ООПТ, биопродуктивность, морские млекопитающие, рыбные запасы, загрязнение атмосферы, загрязнение воды, нефтяное загрязнение) [1].

Вся акватория моря разделена на участки в виде квадратов. Для каждого квадрата рассчитывался интегральный показатель по формуле

I R = ,

где k j — весовые коэффициенты групп факторов, k ij — весовые коэффициенты внутри групп , j = 1…R — количество групп, p i балльные оценки факторов. Для получения балльных оценок строились шкалы в диапазоне от 0 до 9 баллов.

На основе суммирования внутригрупповых балльных оценок с учётом весовых коэффициентов факторов и межгрупповых весовых коэффициентов построена карта.

Шкала разбита на 5 диапазонов: 1,75 — очень высокий, 1,22 — высокий, 0,97 — средний, 0,79 — умеренный, 0,27 — низкий. Анализ карт проходил по принципу: чем выше значение интегрального показателя, тем уязвимее район акватории в экологическом отношении [7].

Карта, построенная по бальным оценкам экологических факторов с учетом весовых коэффициентов

Рис. 1. Карта, построенная по бальным оценкам экологических факторов с учетом весовых коэффициентов

Анализ карты показал, что влияние экологических факторов делит акваторию моря на Двинской залив и остальную акваторию. Высокие суммарные бальные оценки характерны для Двинского залива, где происходит основное загрязнение атмосферы от промышленных источников, а также основным источником загрязняющих веществ (более 90 %), поступающих в бассейн Белого моря, является речной сток Северной Двины. На остальной акватории Белого моря суммарные бальные оценки ниже.

Для Кандалакшского и Мезенского заливов характерна умеренная экологическая напряженности, для Онежского залива и северной части бассейна моря — умеренная экологическая напряженность (рис. 1).

Автор выражает глубокую признательность за помощь в работе, ценные советы и рекомендации научному руководителю д. б.н., профессору кафедры химии и химической экологии ВШЕНиТ САФУ Поповой Л. Ф.

Литература:

  1. Бек Т. А. Структура и иерархия биотопов беломорской системы // Проблемы изучения, рационального использования и охраны природных ресурсов Белого моря: Матер. VII междунар. конф. СПб., 1998. — с. 72–74
  2. Грузинов В. М. Гидрология фронтальных зон Мирового океана. — Л.: Гидрометеоиздат, 1986. 272 с.
  3. Коробов В. Б., Ружникова Н. Н. Геоэкологическое районирование Белого моря. Научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов северного (арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова «Развитие северо-арктического региона: проблемы и решения». Архангельск, 2012.
  4. Правительство Архангельской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dvinaland.ru (Дата обращения 26.02.2023). — Загл. с экрана.
  5. Правительство Мурманской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://gov-murman.ru Дата обращения 25.02.2023). — Загл. с экрана.
  6. Правительство Карелии [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://gov- karelia.ru Дата обращения 27.02.2023). — Загл. с экрана.
  7. Ружникова Н. Н. Геоэкологическое районирование заливов Белого моря. Русская Арктика. 2021. № 2 (13). С. 5–13.
  8. Ружникова Н. Н. Эколого-географическое районирование акватории Белого моря. Геология морей и океанов: материалы XIX Международной научной конференции (Школы) по морской геологии. Т. III. — М.: ГЕОС, 2011. — с. 251–255.
  9. Система Белого моря. Том II. Водная толща и взаимодействующая с ней атмосфера, криосфера, речной сток и биосфера. — М.: Научный мир, 2012. — 784 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Архангельская область, Карелия, Мурманская область, Европейский Север, белое море, Мурманск, радиоактивное загрязнение, Акционерное общество, Кольский полуостров, Северный район.


Похожие статьи

Экологическая уязвимость Белого моря в летний период

В статье автор описывает какую роль выполняет морской транспорт Белого моря, его негативное влияние на акваторию моря, а также факторы, влияющие на экологическую уязвимость моря. Выполнено районирование акватории моря в летний период и проведен анали...

Экологические проблемы Каспийского моря на северо-восточном побережье нефтегазовой отрасли

В данной статье рассмотрены экологическая обстановка прибрежной зоны Каспийского моря и техногенное воздействие на окружающую среду в результате добычи и транспортировки нефти, а также проведены научно-исследовательские работы по улучшению состояния ...

Анализ и оценка экологического состояния Республики Казахстан

В данной статье рассмотрены экологическая обстановка прибрежной зоны Каспийского моря и техногенное воздействие на окружающую среду в результате добычи и транспортировки нефти, а также проведены научно- исследовательские работы по улучшению состояния...

Анализ экологической ситуации г. Ишим

К наиболее актуальным проблемам в мировом сообществе относят: изменение климатических условий Земли; загрязнение воздушного бассейна и атмосферного воздуха различными парами. Путем оценки состояния реки Ишим, был проведен анализ геоэкологического сос...

Экологические проблемы Балтийского моря

В статье излагаются основные экологические проблемы Балтийского моря, в частности, указано, что основной проблемой в большинстве районов Балтийского моря является эвтрофикация, которая вызвана загрязнением питательными веществами в результате антропо...

Таяние ледяного покрова в Арктике как одна из ключевых проблем экологической безопасности

В статье проанализированы причины и возможные последствия таяния ледяного покрова в Арктике, проведено сравнение протяженности морского льда 2020–2022 годов.

Негативное воздействие морского транспорта на окружающую природную среду

В статье автор рассматривает негативное воздействие судов на окружающую среду и методы их снижения.

Актуальные вопросы берегового природопользования северного побережья Калининградской области

В последние десятилетия особенно остро встали вопросы, связанные с изучением природы, использованием ресурсов и охраной прибрежных областей морей и океанов. Поэтому актуальной задачей современности является поиск путей рационального берегопользования...

Особенности экологии Черного моря

В статье рассмотрены актуальные проблемы экологического состояния Чёрного моря, а также географические и геологические особенности его акватории. Выявлены основные проблемы объекта исследования, указано, что неудовлетворительное экологическое состоян...

Проблема деградации водных ресурсов в регионах России

В работе рассмотрены аспекты проблемы деградации водных ресурсов на территории Российской Федерации. Проанализировано современное состояние водных объектов, охарактеризованы последствия для человека и природы. Авторы формулируют возможные пути решени...

Похожие статьи

Экологическая уязвимость Белого моря в летний период

В статье автор описывает какую роль выполняет морской транспорт Белого моря, его негативное влияние на акваторию моря, а также факторы, влияющие на экологическую уязвимость моря. Выполнено районирование акватории моря в летний период и проведен анали...

Экологические проблемы Каспийского моря на северо-восточном побережье нефтегазовой отрасли

В данной статье рассмотрены экологическая обстановка прибрежной зоны Каспийского моря и техногенное воздействие на окружающую среду в результате добычи и транспортировки нефти, а также проведены научно-исследовательские работы по улучшению состояния ...

Анализ и оценка экологического состояния Республики Казахстан

В данной статье рассмотрены экологическая обстановка прибрежной зоны Каспийского моря и техногенное воздействие на окружающую среду в результате добычи и транспортировки нефти, а также проведены научно- исследовательские работы по улучшению состояния...

Анализ экологической ситуации г. Ишим

К наиболее актуальным проблемам в мировом сообществе относят: изменение климатических условий Земли; загрязнение воздушного бассейна и атмосферного воздуха различными парами. Путем оценки состояния реки Ишим, был проведен анализ геоэкологического сос...

Экологические проблемы Балтийского моря

В статье излагаются основные экологические проблемы Балтийского моря, в частности, указано, что основной проблемой в большинстве районов Балтийского моря является эвтрофикация, которая вызвана загрязнением питательными веществами в результате антропо...

Таяние ледяного покрова в Арктике как одна из ключевых проблем экологической безопасности

В статье проанализированы причины и возможные последствия таяния ледяного покрова в Арктике, проведено сравнение протяженности морского льда 2020–2022 годов.

Негативное воздействие морского транспорта на окружающую природную среду

В статье автор рассматривает негативное воздействие судов на окружающую среду и методы их снижения.

Актуальные вопросы берегового природопользования северного побережья Калининградской области

В последние десятилетия особенно остро встали вопросы, связанные с изучением природы, использованием ресурсов и охраной прибрежных областей морей и океанов. Поэтому актуальной задачей современности является поиск путей рационального берегопользования...

Особенности экологии Черного моря

В статье рассмотрены актуальные проблемы экологического состояния Чёрного моря, а также географические и геологические особенности его акватории. Выявлены основные проблемы объекта исследования, указано, что неудовлетворительное экологическое состоян...

Проблема деградации водных ресурсов в регионах России

В работе рассмотрены аспекты проблемы деградации водных ресурсов на территории Российской Федерации. Проанализировано современное состояние водных объектов, охарактеризованы последствия для человека и природы. Авторы формулируют возможные пути решени...

Задать вопрос