Морская добыча нефти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (159) июнь 2017 г.

Дата публикации: 21.06.2017

Статья просмотрена: 4058 раз

Библиографическое описание:

Картамышева, Е. С. Морская добыча нефти / Е. С. Картамышева, Д. С. Иванченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 107-110. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44708/ (дата обращения: 22.12.2024).



Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу морской добычи нефти. В статье акцентируется внимание на том, что высокий потенциал добычи нефти существует на арктическом шельфе, однако проекты в данном регионе находятся на начальной стадии, и в ближайшие десять лет промышленная добыча там не ожидается. Владение морскими технологиями является необходимым, но развитие добычи нефти в Арктике сомнительно не только по естественным экологическим ограничениям, но и по экономическим параметрам.

Ключевые слова: морская добыча нефти, шельф, энергоресурсы, загрязнение нефтью

Морская добыча нефти является важнейшим компонентом мирового энергоснабжения. Она требует использования всё более изощрённых технологий и всё большего внимания в связи с её пагубным воздействиям на окружающую среду.

Поскольку России принадлежит самый обширный в мире шельф, где находится множество месторождений, развитие морской добычи является крайне перспективным для российской нефтегазовой отрасли. Морская добыча нефти в России — важный элемент технологического прогресса и создания резерва гибкости на будущее, а в ряде случаев она может быть эффективней разработки месторождений в удаленных районах.

Около трети добытой нефти и газа во всём мире поступает из морских источников (в основном эту нефть добывают Бразилия, США, Ангола, Норвегия) [1] — этот показатель остаётся стабильным с начала 2000-х годов и вряд ли скоро изменится, несмотря на быстрое освоение нетрадиционных ресурсов, таких как нефтяные пески и сланцевое масло. В 2015 году объём добычи на шельфе составил 29 % от общего объёма мирового производства. В 2014–2015 году объёмы морской добычи нефти увеличились, несмотря на их последовательное ежегодное снижение с 2010 по 2013 год. Так, по итогам 2015 года на шельфе было добыто более 27 миллионов баррелей нефти, в 2016 году мировые морские месторождения нефти и природного газа достигли чуть более 2,3 млрд. баррелей в сутки [2].

Объём морской добычи нефти сосредоточен в нескольких странах, пять из которых в 2016 году обеспечили 43 % всей морской добычи нефти: Саудовская Аравия, Бразилия, Мексика, Норвегия и Соединённые Штаты. По прогнозам Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, объёмы морской добычи нефти в России могут вырасти на 29 % в течение 2017–2021 годов, с 19,4 миллиона тонн, зафиксированных по итогам 2016 года, до 25 миллионов [7]. Морские нефтяные проекты России находятся в основных регионах — Дальний Восток, Балтика, южные моря, Печорское море. В последние годы добыча нефти в России растет, в том числе благодаря разработке морских месторождений. Основным центром морской нефтедобычи является шельф о. Сахалин, но производство налаживается и в других районах. Новыми драйверами роста стали проекты в Каспийском и Печорском морях, и в ближайшие пять лет они могут обеспечить прирост производства нефти в объёме до 7–10 млн тонн в год, что составляет половину нынешней добычи на шельфе.

По данным Росстата, в 2016 году в России морская добыча нефти составила 19,4 млн тонн, или 3,8 % от национального показателя. Значительный рост уровня добычи нефти на море был обеспечен в 2016 году, когда он вырос на 35 % (+5 млн т) к 2015 году. Прирост обеспечили месторождения Охотского (шельф о. Сахалин), Каспийского и Печорского морей. Морскую добычу нефти в России ведут четыре основные компании, две из которых являются консорциумом в рамках соглашений о разделе продукции. Проекты с участием иностранных компаний реализуются на шельфе о. Сахалин; ПАО «ЛУКОЙЛ» представлен в Каспийском и Балтийском морях, а ПАО «Газпром нефть» — в Печорском море.

В России добыча нефти на море ведётся в рамках шести проектов, расположенных в четырех морях. Около 75 % морской добычи обеспечивают два проекта — «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые реализуются с середины 2000-х годов [11, c. 28].

Ожидается, что в последующие годы глобальная добыча нефти останется высокой, так как многие нефтедобывающие страны продолжают наращивать производство. Усовершенствования в технологии бурения, оборудования для динамического позиционирования, плавучих установок и буровых установок сделали перспективы, которые ранее казались недостижимыми, реальными. В настоящее время рекорд глубины добычи нефти принадлежит международной нефтяной компании, которая добывает нефть из скважины, расположенной на месторождении Тобаго, на 2934 метра ниже поверхности Мексиканского залива. Показатель глубины водозаборов для добычи подводного газа составляет около 2700 м и находится на платформе, расположенной в газовом месторождении Шайенн, также в Мексиканском заливе [5].

Несмотря на то, что благодаря технологическим достижениям стали доступными новые районы нефтяных месторождений, глубоководные проекты требуют больших инвестиций и времени, чем мелководные или береговые разработки. В связи с этим большинство стран с оффшорными активами работают только на мелководье. Например, в России нет проектов по добыче нефти из глубоководных (125–1500 метров) и сверхглубоководных (более 1500 метров) месторождений, поскольку разработка таких месторождений сопряжена с необходимостью применения более сложных методов бурения и добычи, а также очень высокой себестоимостью.

В районах с глубоководными операциями добыча нефти значительно возросла, а во многих случаях даже превысила мелководную добычу нефти [4]. Большая часть глубоководной или сверхглубоководной добычи проводится в четырёх странах: Бразилии, Соединённых Штатах, Анголе и Норвегии. На долю Соединённых Штатов и Бразилии приходится более 90 % мировой добычи нефти из сверхглубоководных ресурсов.

Как и в случае нетрадиционных ресурсов, основные ограничения производства на шельфе касаются затрат и окружающей среды. Несмотря на технологические достижения, каждый этап процесса добычи нефти — от разведки, бурения и добычи до строительства целевых платформ и судов — требует инвестиций в миллиарды долларов. Конкурентоспособность каждого проекта должна оцениваться в каждом конкретном случае. Что касается окружающей среды, то аварии, подобные апрельскому разливу в Мексиканском заливе в апреле 2010 года, заставили компании систематически пересматривать существующие объекты, менять способы разработки на морском дне и укреплять свои лучшие практики. Учитывая масштабы таких бедствий, их влияние на имидж компании и их финансовые последствия, требуется постоянная бдительность, особенно при работе в таких хрупких условиях, как Арктика. Что касается добычи нефти в Арктической зоне, то этот процесс весьма нежелателен для уязвимой арктической экосистемы. Распределение запасов нефти в Арктике выглядит таким образом: 41 % нефтяных месторождений принадлежит России, 28 % — Соединённым Штатам Америки, 18 % — Дании, 9 % и 4 % — Канаде и Дании соответственно [8]. В настоящее время на арктическом континентальном шельфе США ведётся добыча нефти только в море Бофорта. При этом добыча осуществляется либо с материковой части с помощью горизонтального бурения, либо с искусственных островов, сооружённых на небольших глубинах (до 10 м). Морские платформы в море Бофорта сейчас не используются. Наибольшее количество участков в морях Бофорта и Чукотском в настоящее время арендует компания «Shell». Кроме того, в качестве арендаторов выступают «Statoil» (Норвегия), «BP» (Великобритания), «ConocoPhillips» (США), «Eni» (Италия), «Murphy Oil Corporation» (США), «Iona Energy» (Канада), «OOGC America» (дочернее предприятие Китайской национальной нефтегазовой корпорации) и «Repsol» (Испания).

Европейский Парламент вообще выступил с предложением запретить бурение на нефть в арктических водах. В то время как Россия выступает категорически против такого решения, апеллируя к тому, что чистые технологии будут препятствовать пагубному последствию нефтедобычи в Арктике [6]. Но данные аргументы выглядят довольно сомнительными ввиду того, что, как известно, ни в России, ни в других страна мира не существует максимально безопасных технологий освоения Арктики. Необходимо отметить, что сегодня проекты по добыче нефти, реализуемые на арктическом шельфе, существенным образом отличаются друг от друга в технологическом плане, что обусловлено различными природно-климатическими условиями тех регионов, в которых они находятся. Это приводит к необходимости разработки новых технологий и поиска соответствующих технических решений практически под каждый конкретный проект, что увеличивает время реализации и стоимость проектов. Освоение арктических нефтегазовых ресурсов остаётся одним из стратегических приоритетов Российской Федерации, учитывая, что суммарные извлекаемые запасы арктического шельфа оцениваются в 106 млрд тонн нефтяного эквивалента, включая запасы газа, оцениваемые в 70 трлн м3 [9, c. 9]. Всего на российском континентальном шельфе в Арктике открыто 25 месторождений, причём все они находятся в Баренцевом и Карском морях (включая Обскую и Тазовскую губы) и имеют извлекаемые запасы промышленных категорий более 430 млн тонн нефти. Вместе с тем реализация планов по разработке арктического шельфа (довести к 2035 г. ежегодную добычу на арктическом шельфе до 35 млн тонн нефти общероссийской добычи), которая может потребовать инвестиций более 1 трлн долларов США [10], в значительной степени осложняется санкционными ограничениями в финансовой сфере.

Во всех приарктических государствах приняты правовые акты, закрепляющие стратегическое значение Арктики в первую очередь с точки зрения запасов углеводородных ресурсов. Вместе с тем степень изученности и освоенности данных ресурсов в приарктических государствах остается крайне низкой. В настоящее время на континентальном шельфе США, Норвегии и России в Арктике реализуются лишь единичные проекты. По оценкам экспертов, до 2030 г. на арктическом шельфе будут проводиться главным образом геологоразведочные работы и подготовка месторождений к последующему масштабному освоению.

Значительная техногенная нагрузка на окружающую среду от нефтегазового комплекса обуславливается экологическими катастрофами глобального масштаба, которые случаются в результате аварий при транспортировке нефти, мощных взрывов и пожаров на промышленных предприятиях, оседание грунта в результате интенсивной нефтедобычи без соблюдения требований технологических регламентов. Все эти факторы, кроме большого экономического ущерба, в первую очередь приводят к пагубным необратимым последствиям для Мирового океана.

Аварийные опасные ситуации обуславливаются различными причинами. Аварийные выбросы и открытое фонтанирование нефти является неконтролируемым и слабо урегулированным фактором опасности. По тяжести последствий и неконтролируемости ситуации аналогичным является нарушение герметичности систем сбора и транспортировки нефти на море. Одной из экологически опасных операций при нефтедобыче является бурение скважин. При реализации любого способа бурения для повышения общей эффективности нефтедобычи привлекают большое количество химических реагентов. К ним относятся соединения, полученные при переработке углеводородов нефти и газа, и отходы нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.

Около 10 % глобального загрязнения морской экосистемы нефтью происходит в результате аварий нефтяных танкеров. Около 35 % загрязнений приходится на регулярные морские перевозки, куда включается также загрязнение нефтью от незаконной очистки цистерн. Наибольшая доля, составляющая 45 %, поступает от источников коммунальных и промышленных стоков и от рутинной эксплуатации нефтяных буровых установок, а также небольшого количества летучих масляных компонентов, которые выбрасываются в атмосферу во время различных видов процессов горения на суше, а затем попадают в воду. Еще 5 % приходится на неопределённые источники. Эти показатели, естественно, не относятся к 2010 году и другим годам, в которые произошли крупные разливы нефти. Одна только упомянутая выше катастрофа Deepwater Horizon выпустила около 700 000 тонн нефти в море — более двух третей объёма, который обычно поступает в морскую среду в течение года.

Сокращение запасов традиционных нефтяных месторождений на суше заставило ведущие компании отрасли бросить свои силы на разработку богатых морских блоков. В то же время, получение сырья на морских участках осуществляется преимущественно с применением дорогих и трудоёмких методов, при этом задействуются сложнейшие технические комплексы — нефтяные платформы, что требует больших затрат. Морская добыча нефти сопряжена также с возникновением различных рисков и последствий, которые нуждаются в тщательной идентификации и минимизации, поскольку деятельность по добыче нефти может происходить в экологически важных областях или вблизи них. Чёткое определение экологических рисков и разработка подробных планов управления с целью избежать, предотвратить или минимизировать негативные последствия морской добычи нефти, является важной и неотъемлемой частью планирования разведочных и производственных работ.

Литература:

  1. Global Offshore Oil Production Climbing, With Strong Contribution from U. S., Says EIA / Carolyn Davis. — 26.10.2016. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.naturalgasintel.com/articles/108234-global-offshore-oil-production-climbing-with-strong-contribution-from-us-says-eia
  2. GOM ‘Stable,’ But Global Offshore Oil, Natgas Discoveries Plunge in 2016 / Carolyn Davis. — 18.01.2017. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.naturalgasintel.com/articles/109094-gom-stable-but-global-offshore-oil-natgas-discoveries-plunge-in-2016
  3. Financial Review of the Global Oil and Natural Gas Industry: 2016 // Markets and Financial Analysis Team. — May 2017. — 29 p.
  4. Deepwater offshore oil production on the rise /Ashley Herriman. — October 28, 2016. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.workboat.com/news/offshore/deepwater-offshore-oil-production-rise/
  5. Oil and gas from the sea. — 2015. — 47 p. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://worldoceanreview.com/wp-content/downloads/wor3/WOR3_chapter_1.pdf
  6. Лед без пятен / Тарас Фомченков // Российская газета. — № № 7225 (59). — 21.03.2017.
  7. Лей до дна // Александра Воздвиженская // Российская газета. — Федеральный выпуск № 7213 (47). — 06.03.2017.
  8. Арктика в фокусе современной геополитики // Институт региональных проблем. ЦДУ ТЭК. — М., 2015. — 58 с.
  9. Разработка морских нефтегазовых ресурсов Арктики: текущее состояние и перспективы: Аналитическая записка. // Российский совет по международным делам. — М., 2016. — 12 с.
  10. Минэнерго РФ: до 2020 г. потребуется порядка 1 трлн долларов инвестиций в инфраструктурные проекты в ТЭК // Pro Arctic. 21 июня 2016 г. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pro-arctic.ru/21/06/2012/news/37
  11. Энергетический бюллетень. — № 45, февраль, 2017. — 58 с.
Основные термины (генерируются автоматически): морская добыча нефти, Россия, добыча нефти, Арктика, арктический шельф, Норвегия, Бразилия, окружающая среда, проект, США.


Ключевые слова

энергоресурсы, морская добыча нефти, шельф, загрязнение нефтью

Похожие статьи

Контрабанда стратегически важных ресурсов

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с контрабандой стратегически важных ресурсов. Проанализирована статистика стратегически важных ресурсов на примере леса и лесоматериалов. На основе проведенного исследования предлагается дать решение пр...

Применение альтернативных источников энергии на территории Сахалинской области

Сахалинская область является одним из самых богатых регионов России. Но, не смотря на экономические достоинства региона, энергетика на островах развита слабо — пример тому изношенные сети, высокая цена за электроэнергию, отсутствие на некоторых остро...

Экологический аспект как ключевое понятие в обеспечении экологической безопасности нефтедобывающей отрасли

В статье автор затрагивает такую проблему, как обеспечение экологической безопасности. Проблема рассматривается на актуальном для Российской Федерации примере — нефтедобывающей отрасли. На протяжении всего исследования автор доказывает ключевую роль ...

Проблемы лесного хозяйства в экономике РФ

Лесное хозяйство является крупной отраслью Российской экономики и хотя ее доля в ВВП с каждым годом все ниже, это не говорит о малой значимости отрасли для благополучия страны и населения. Однако взгляд на нынешнее положении дел в лесном хозяйстве го...

Влияние магистрального нефтепровода на окружающую среду в период эксплуатации

Экономика многих стран на сегодняшний день имеет потребность в увеличении доли потребления нефти и нефтепродуктов с связи с ростом промышленной активности. Современные магистральные трубопроводные системы работают на пределе своих мощностей. Магистра...

Инфраструктурный проект в производстве строительных материалов

В статье рассматриваются вопросы об экономическом освоении Арктической зоны с применением сырьевых ресурсов, образованных на алмазодобывающих горно-обогатительных предприятиях Архангельской области. Цель статьи — исследовать объективность в создании ...

Анализ современного состояния газотранспортной системы Калининградской области и перспективы ее развития

Топливно-энергетический комплекс Калининградской области занимает изолированное и крайне уязвимое положение. В регионе отсутствуют крупные источники энергии, это замедляет развитие промышленности и ограничивает развитие новых проектов. В связи с чем ...

Информационные технологии в экономике

Основной целью данной статьи является раскрытие роли вычислительной техники и информационных технологий в развитии экономики. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день IT-продукты занимают важное место в экономическом разви...

Значение информационных технологий в судебной деятельности

В статье анализируется роль и значение информационных технологий в судебной деятельности. В настоящее время нормативное регулирование использования информационных технологий находится на начальном этапе, это связано с тем, что определяется лишь наибо...

Состояние проблемы изученности особенностей разрушения морского льда при воздействии на морские сооружения

Арктический шельф имеет огромный ресурс для развития нефтегазовой отрасли. Акватория морей, покрываемых сезонным ледовым покровом, является очень перспективным местом для развития ресурсного потенциала страны. В обзорной статье рассматривается недост...

Похожие статьи

Контрабанда стратегически важных ресурсов

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с контрабандой стратегически важных ресурсов. Проанализирована статистика стратегически важных ресурсов на примере леса и лесоматериалов. На основе проведенного исследования предлагается дать решение пр...

Применение альтернативных источников энергии на территории Сахалинской области

Сахалинская область является одним из самых богатых регионов России. Но, не смотря на экономические достоинства региона, энергетика на островах развита слабо — пример тому изношенные сети, высокая цена за электроэнергию, отсутствие на некоторых остро...

Экологический аспект как ключевое понятие в обеспечении экологической безопасности нефтедобывающей отрасли

В статье автор затрагивает такую проблему, как обеспечение экологической безопасности. Проблема рассматривается на актуальном для Российской Федерации примере — нефтедобывающей отрасли. На протяжении всего исследования автор доказывает ключевую роль ...

Проблемы лесного хозяйства в экономике РФ

Лесное хозяйство является крупной отраслью Российской экономики и хотя ее доля в ВВП с каждым годом все ниже, это не говорит о малой значимости отрасли для благополучия страны и населения. Однако взгляд на нынешнее положении дел в лесном хозяйстве го...

Влияние магистрального нефтепровода на окружающую среду в период эксплуатации

Экономика многих стран на сегодняшний день имеет потребность в увеличении доли потребления нефти и нефтепродуктов с связи с ростом промышленной активности. Современные магистральные трубопроводные системы работают на пределе своих мощностей. Магистра...

Инфраструктурный проект в производстве строительных материалов

В статье рассматриваются вопросы об экономическом освоении Арктической зоны с применением сырьевых ресурсов, образованных на алмазодобывающих горно-обогатительных предприятиях Архангельской области. Цель статьи — исследовать объективность в создании ...

Анализ современного состояния газотранспортной системы Калининградской области и перспективы ее развития

Топливно-энергетический комплекс Калининградской области занимает изолированное и крайне уязвимое положение. В регионе отсутствуют крупные источники энергии, это замедляет развитие промышленности и ограничивает развитие новых проектов. В связи с чем ...

Информационные технологии в экономике

Основной целью данной статьи является раскрытие роли вычислительной техники и информационных технологий в развитии экономики. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день IT-продукты занимают важное место в экономическом разви...

Значение информационных технологий в судебной деятельности

В статье анализируется роль и значение информационных технологий в судебной деятельности. В настоящее время нормативное регулирование использования информационных технологий находится на начальном этапе, это связано с тем, что определяется лишь наибо...

Состояние проблемы изученности особенностей разрушения морского льда при воздействии на морские сооружения

Арктический шельф имеет огромный ресурс для развития нефтегазовой отрасли. Акватория морей, покрываемых сезонным ледовым покровом, является очень перспективным местом для развития ресурсного потенциала страны. В обзорной статье рассматривается недост...

Задать вопрос