В статье автор описывает какую роль выполняет морской транспорт Белого моря, его негативное влияние на акваторию моря, а также факторы, влияющие на экологическую уязвимость моря. Выполнено районирование акватории моря в летний период и проведен анализ карты.
Ключевые слова: акватория, районирование, летний период, Белое море, загрязнения, нефтяные углеводороды.
Белое море имеет большое транспортное значение, связывая экономические районы Севера Европейской части России с портами восточной части России. Порты Белого моря: Архангельск, Онега, Мезень, Кемь, Кандалакша. В грузообороте преобладают лес, лесоматериалы, уголь. Белое море связано Беломорско-Балтийским каналом с Балтийским морем.
Порт Архангельск входит в число крупнейших портов России [5].
Общий объем транспортировки нефтяных углеводородов оценивается примерно в 6–7 млн. тонн в год. Перевозка нефтепродуктов ориентирована в основном на экспорт. Часть нефтепродуктов развозится морем для обеспечения жизнедеятельности многих населенных пунктов, а также гидрометеорологических станций, маяков и объектов Министерства обороны, расположенных на побережье и островах. Снабжение их сухопутными путями затруднено отсутствием постоянных автодорог с твердым покрытием и железнодорожных веток, и море является самой эффективной, а иногда единственной транспортной артерией.
Морской транспорт является одним из источников хронического загрязнения морской среды и повышенной угрозы разливов нефтяных углеводородов, которые могут нанести непоправимый вред уязвимой природе.
Разливы нефти и нефтепродуктов под действием течений и ветра способны распространяться на большие расстояния, измеряемые десятками и сотнями километров от мест разлива.
Факторы, влияющие на уязвимость акватории моря при транспортировке нефтяных углеводородов:
— Сильные ветра переносят загрязняющие вещества на значительные расстояния;
— Волны перемешивают морскую воду и распространяют нефть в водной толще по всей вертикале;
— Дрейфующие ледяные поля переносят разлитую нефть на них и под ними по морской акватории, а также усложняют сбор разлитой нефти;
— Разливы нефти в зонах повышенной биопродуктивности может привести к нарушению режима функционирования и угнетения их [3].
Изменчивость влияния природных и антропогенных факторов в зависимости от сезона очень велика. Так, например, в зимний, весенний и часть осеннего периодов акватория моря покрыта льдом. Большую часть этих периодов интенсивность движения морского транспорта мала, в то же время, если в эти периоды нефтяные углеводороды попадут в море, то экологический ущерб, нанесенный акватории будет намного сильнее, чем в летний период.
На основании этого автором было выполнено геоэкологическое районирование акватории Белого моря в летний период, когда акватория моря открыта и интенсивность движения морского транспорта максимальна (наиболее подробно о выполнении геоэкологического районирования Белого моря изложено в ранее опубликованных работах автора [4, 7]).
Методом был выбран получивший наибольшую популярность — метод анализа иерархий (МАИ) [2]. для проведения районирования было выделено 27 факторов, объединенные в 6 групп: (климатические (термический режим, ветер, туман, опасные гидрологические явления), океанологические (течения, ветровое волнение, приливы, фронтальные зоны, речной сток, ледовые явления), гидрохимические (соленость, потребление кислорода, рН, концентрация биогенов, кислород), геологические (взвеси, устойчивость берегов, рельеф дна), социально-экономический (транспорт, население), экологические (ООПТ, биопродуктивность, морские млекопитающие, рыбные запасы, загрязнение атмосферы, загрязнение воды, нефтяное загрязнение) [1].
Вся акватория моря разделена на 88 квадратов. Расчеты для каждого квадрата проводились по формуле (1).
I R = , (1)
где k j — весовые коэффициенты групп факторов, k ij — весовые коэффициенты внутри групп , j = 1…R — количество групп, p i — балльные оценки факторов. Для получения балльных оценок строились шкалы в диапазоне от 0 до 9 баллов.
На основе суммирования внутригрупповых балльных оценок с учётом весовых коэффициентов факторов и межгрупповых весовых коэффициентов построена карта.
Шкала разбита на 5 диапазонов: 4,79 — очень высокий, 4,09 — высокий, 3,38 — средний, 2,68 — умеренный, 1,98 — низкий. Анализ карты проходил по принципу: чем выше значение показателя, тем уязвимее район акватории в экологическом отношении [6].
В летний период преобладает умеренная и средняя экологическая напряженность. Средняя экологическая напряженность наблюдается в Двинском заливе, влияющими факторами являются нефтяное загрязнение воды и загрязнение воды речным стоком Северной Двины. В Кандалакшском заливе влияющие факторы это особо охраняемые природные территории и нефтяные загрязнения воды. В Горле и западной части Воронки влияющими факторами являются течения и нефтяные загрязнения (рис. 1).
Рис. 1. Карта экологической напряженности акватории Белого моря в летний период
Таким образом, в летний период акватория моря открыта, интенсивность движения морского транспорта, в том числе перевозка нефтяных углеводородов по акватории максимальна, оседание выбросов от промышленных источников, а также попадание пластика и микропластика максимальны. Но учитывая тот факт, что течения в северной части Белого моря имеют стоковый характер и большинство загрязняющих веществ выносит в Баренцево море, поэтому на акватории моря преобладает умеренная экологическая напряженность.
Автор выражает глубокую признательность за помощь в работе и ценные советы научному руководителю д. б.н., профессору кафедры химии и химической экологии ВШЕНиТ САФУ Поповой Л. Ф.
Литература:
- Бек Т. А. Структура и иерархия биотопов беломорской системы // Проблемы изучения, рационального использования и охраны природных ресурсов Белого моря: Матер. VII междунар. конф. СПб., 1998. — с. 72–74
- Грузинов В. М. Гидрология фронтальных зон Мирового океана. — Л.: Гидрометеоиздат, 1986. 272 с.
- Коробов В. Б., Завернина Н. Н. Факторы, влияющие на формирование экологической ситуации Белого моря. Вестник Архангельского государственного технического университета. Серия «Прикладная геоэкология». Выпуск 70, 2007. — С. 27–37.
- Коробов В. Б., Ружникова Н. Н. Геоэкологическое районирование Белого моря. Научная конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов северного (арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова «Развитие северо-арктического региона: проблемы и решения». Архангельск, 2012.
- Правительство Архангельской области [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.dvinaland.ru (Дата обращения 26.02.2023). — Загл. с экрана.
- Ружникова Н. Н. Геоэкологическое районирование заливов Белого моря. Русская Арктика. 2021. № 2 (13). С. 5–13.
- Ружникова Н. Н. Эколого-географическое районирование акватории Белого моря. Геология морей и океанов: материалы XIX Международной научной конференции (Школы) по морской геологии. Т. III. — М.: ГЕОС, 2011. — с. 251–255.