Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Украинец, И. В. Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ / И. В. Украинец, К. В. Утицких, М. С. Юрченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100455/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Ключевые слова: народный праздник, патриотическое воспитание, игра, традиция, народная культура

Воспитанию патриотизма у граждан РФ всех возрастов в нашей стране придается особое значение. Не обходятся без этого и дошкольные образовательные учреждения. Однако стоит отметить, что патриотическое воспитание понимается зачастую несколько однобоко — как воспитание на примерах мужества и героизма, которые неотъемлемо связаны с разного рода военными конфликтами.

Как указывают авторы парциальной программы «Дошколятам о нашем Отечестве» Ж. Н. Тельнова, В. Л. Малашенкова, М. В. Мякишева, Е. В. Намсинк, патриотическое воспитание представляет систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; патриотическое воспитание осуществляется по двум основным направлениям — гражданско-патриотическое и военно-патриотическое, выступающим взаимодополняющими составляющими целостной системы [2, с. 4].

Безусловно, страницы истории Великой Отечественной войны, и ряда других — это важные страницы нашей истории, с которыми необходимо знакомить подрастающее поколение с ранних лет, но любовь к Родине — это не только преклонение перед ее великими и тяжкими годами, а также подвигами людей, но и внимание к ее культуре, в том числе, народной и культуре повседневности, к мирному труду, ко всему тому, что составляет социокультурную идентичность народа, проживающего в суверенной стране.

Народная культура — это быт и труд, будни и праздники, традиции, обряды, игры, сакральные смыслы, закладываемые в декор одежды, белья (рушников, скатертей, занавесок и т. д.), игрушки, обустройство дома и двора. Со всем этим — с учетом многонациональности нашего народа — необходимо последовательно знакомить дошкольников. Это можно осуществлять в разных видах деятельности, в разных режимных моментах.

Неслучайно одним из популярных направлений педагогики, в том числе и дошкольной, является народная педагогика или этнопедагогика как совокупность педагогических практик народа, сохраненных в фольклоре, художественных образцах, обрядах и обычаях. Использование приемов этнопедагогики, то есть народного воспитания, способствует единению и преемственности поколений, целостности этноса.

Традиции народного воспитания «базируются не только на художественных ценностях, созданных народом, но и на осмыслении тех переживаний человека, нации, которые отражают опыт противоборства добра и зла, кодекс чести и достоинства, его идеалы и привязанности» [1, с. 90].

Российский народ — многонациональный народ, объединенный под сенью русского языка и русской культуры. Невозможно почувствовать себя полноценным сыном или дочерью нашего Отечества, не восприняв ее исконные историю и культуру как свои собственные. Это возможно только при использовании педагогического потенциала традиционной культуры [4, с. 90].

Предлагаем обратить внимание на потенциал народных праздников как источников для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников.

Во-первых, сама форма праздника всегда привлекательна для детей, создает положительный настрой. Подготовка и проведение праздника — комплексный феномен, сочетающий в себе отдых, развлечение, собственно праздник, образование, самообразование и творчество. Подготовка к празднику позволяет создать ожидание радости, и в то же время — включить в процесс массу развивающих, воспитательных и образовательных элементов. В народные праздники, как правило, заложены идеи торжества добра, блага, награды для тех, кто положительно отличился в течение какого-то периода.

Во-вторых, многие народные праздники сопровождались играми и забавами, что позволяет знакомить дошкольников с традициями и обычаями в игровой форме. Как отмечают Л. С. Щербина и Т. С. Калинина: «В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр. Так как доброжелательный смех партнеров — близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания» [4, с. 87]. Редко какой праздник обходился без песен и хороводов, которые, по сути, являются не просто круговыми танцевальными движениями, но и обрядовым действом, связанным с годовым циклом и с сезонными работами.

Сакральный смысл закладывался и во многие игры, например, игра «А мы просо сеяли». Традиционно в нее играли на Красную горку, на Троицу, но в некоторых регионах и во время Святок. При этом, несмотря на названия, песня имитирует не часть земледельческого цикла, а элемент свадебного обряда, связанный с переходом невесты из одной семьи в другую. Игра интересна тем, что в ней сочетаются и пение, и движение, но при этом они несложны и доступны для повторения детьми. В рамках игры можно познакомиться с агрокультурой российского крестьянства, и с брачно-семейными традициями и обрядами.

В-третьих, народные праздники позволяют не только познакомиться с традициями, но и с традиционной праздничной одеждой разных народов. Как отмечают некоторые авторы, «национальная одежда — это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа» [3, с. 302]. Занятия в рамках подготовки к проведению народных праздников, посвященные национальным костюмам, способны положительно повлиять на формирование художественного вкуса, причем, речь идет не только о «положительных» образцах. Например, в одном из сел Липецкой области, Романове, принято было одеваться очень пестро, ярко, безвкусно, отчего в народе появилось выражение «одета как романушка». Кроме того, знакомство с видами одежды, с названиями декора и узоров развивает лексический запас дошкольников. Также с одеждой связан ряд народных пословиц и поговорок, которые можно и нужно включать в занятия, посвященные народному костюму.

В-четвертых, подготовка к проведению праздника невозможна без включения в этот процесс родителей. Выполнение поделок, подготовка костюмов, разучивание стихов и песен — совместная деятельность педагогов, родителей и детей служит консолидации воспитательных усилий, повышению компетенций педагога и педагогической культуры родителя. Сам праздник — это обогащение эмоционального опыта не только воспитанников, но и родителей, многие из которых, не исключено, и сами впервые будут знакомиться с какими-то народными традициями, обычаями и играми.

Праздники любят все — и взрослые, и дети. И эту любовь к праздничному веселому досугу можно и нужно использовать в педагогических целях. Не только для знакомства с культурой и историей народа, но и для воспитания тех нравственных качеств, которые испокон века ценились народом и формирование которых во многом закладывалось в те обряды, традиции, обычаи, игры, которые использовались в праздновании тех или иных народных праздников. Праздник как создание особой социокультурной среды — это возможность непосредственного и эмоционально окрашенного соприкосновения с народной культурой и традициями, формирования чувства сопричастности к наследию прошлого.

Литература:

  1. Беспалова, Н. Н. Использование основ народной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста / Н. Н. Беспалова // Мир науки, культуры, образования. — 2008. — № 1(8). — С. 90–92.
  2. «Дошколятам о нашем Отечестве». Парциальная программа по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста / Ж. Н. Тельнова, В. Л. Малашенкова, М. В. Мякишева, Е. В. Намсинк. — Омск: Издательство ОмГПУ, 2022. — 60 c.
  3. Смирнова, О. И. Народный костюм — хранитель традиций / О. И. Смирнова, О. В. Алмазова, Е. А. Пичугина // Воспитание подрастающего поколения на основе семейных традиций писателя С. Т. Аксакова и социокультурных основ народов России (к 230-летию со дня рождения С. Т. Аксакова): Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 12–27 сентября 2021 года. — Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2021. — С. 301–308.
  4. Щербина, Л. С. Этнопедагогика — учебник жизни для подрастающего поколения / Л. С. Щербина, Т. С. Калинина // Новое слово в науке: стратегии развития: Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 28 августа 2020 года. — Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020. — С. 86–90.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, праздник, игра, народная культура, традиция, народ, народное воспитание, обычай, проведение праздника.


Ключевые слова

игра, традиция, патриотическое воспитание, народная культура, народный праздник

Похожие статьи

Русские народные традиции как средство воспитания...

Из всего вышесказанного мы определены основные направления в нашем исследовании с детьми пяти-шести летнего возраста:формировать любовь к Родине, своему народу, традициям, обычаям. Познакомить детей с русским народным промыслом и играми.

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной

Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

СПб,2000.-208с. Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры».

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических.

Традиционные народные праздники и их роль в воспитании...

Обычаи и обряды, праздники. Народные праздники как средство

В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием.

В нашей школе тоже проводятся народные праздники и это становится доброй традицией.

Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика, этнос, система воспитания, народ, педагогика масс.

Формирование основ народной культурывоспитание любви...

Ключевые слова : ребенок, игра, народная культура, народные праздники, родитель. «Очень часто за событиями и за сутолокой дней. Старины своей не помним, забываем мы о ней. И хоть более привычны, нам полеты на луну. Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии...

Развитие и поддерживание интереса дошкольников к традициям, обычаям, праздникам

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное...

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Это языческие, православные и тематические праздники. Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей.

Значение народных традиций и их сохранение в современных...

Библиографическое описание: Сидорова, М. Е. Значение народных традиций и их

Ключевые слова: народные традиции, праздники, культура, современные календарные обряды

Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в

Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего...

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской...

Знакомство дошкольников с народными играми, «непривычными» для современных детей

Приобщение детей к народным традициям, фольклору, способности к общению, уважению к

Именно в праздниках лучше всего отражаются традиции каждого народа, то во что верят

Знакомство детей с традиционными праздниками русской культуры может проводиться и в...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Средства патриотического воспитания дошкольников: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослыми с

1 блок. Знакомство и разучивание народных игр к календарным, народным праздникам.

Григорьев В. М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности.

Косарева В. Н. Народная культура и традиции. — Волгоград: Учитель, 2014. -166 с.

Похожие статьи

Русские народные традиции как средство воспитания...

Из всего вышесказанного мы определены основные направления в нашем исследовании с детьми пяти-шести летнего возраста:формировать любовь к Родине, своему народу, традициям, обычаям. Познакомить детей с русским народным промыслом и играми.

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством...

Воспитание патриотизма у дошкольников посредством приобщения к русской народной

Праздник пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

СПб,2000.-208с. Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры».

Приобщение детей к русскому народному творчеству, воспитание патриотических.

Традиционные народные праздники и их роль в воспитании...

Обычаи и обряды, праздники. Народные праздники как средство

В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием.

В нашей школе тоже проводятся народные праздники и это становится доброй традицией.

Ключевые слова: народная педагогика, этнопедагогика, этнос, система воспитания, народ, педагогика масс.

Формирование основ народной культурывоспитание любви...

Ключевые слова : ребенок, игра, народная культура, народные праздники, родитель. «Очень часто за событиями и за сутолокой дней. Старины своей не помним, забываем мы о ней. И хоть более привычны, нам полеты на луну. Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии...

Развитие и поддерживание интереса дошкольников к традициям, обычаям, праздникам

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное...

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

Фольклорные праздники в детском саду проводятся в соответствии с традиционным народным календарем праздников. Это языческие, православные и тематические праздники. Народные праздники во все времена играли большую роль в воспитании нравов и поведения детей.

Значение народных традиций и их сохранение в современных...

Библиографическое описание: Сидорова, М. Е. Значение народных традиций и их

Ключевые слова: народные традиции, праздники, культура, современные календарные обряды

Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в

Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего...

Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской...

Знакомство дошкольников с народными играми, «непривычными» для современных детей

Приобщение детей к народным традициям, фольклору, способности к общению, уважению к

Именно в праздниках лучше всего отражаются традиции каждого народа, то во что верят

Знакомство детей с традиционными праздниками русской культуры может проводиться и в...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Средства патриотического воспитания дошкольников: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослыми с

1 блок. Знакомство и разучивание народных игр к календарным, народным праздникам.

Григорьев В. М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности.

Косарева В. Н. Народная культура и традиции. — Волгоград: Учитель, 2014. -166 с.

Задать вопрос