Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 26.01.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Лагуткина, О. В. Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю / О. В. Лагуткина, Н. В. Катина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/8018/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.

Ключевые слова : ребенок, игра, народная культура, народные праздники, родитель.

«Очень часто за событиями и за сутолокой дней.

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны, нам полеты на луну.

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину».

Представляем улыбки на лицах людей, читающих эти слова. И это естественно, потому что нет ни одного педагога, которые хоть раз не произносил эти слова. Несмотря на все современные трудности (постоянный кризис, бесконечные бытовые и рабочие проблемы, коронавирусная инфекция) нам хочется поговорить о приобщении к истории и культуре своего народа. На наших глазах меняются наши воспитанники и их родители, но природа детства остается. Наши дети играют, растут, познают окружающий мир.

Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. В «Стратегии развития воспитания Российской Федерации на период до 2025 года» Президентом Российской Федерации В. В. Путиным даны стратегические ориентиры образовательной политики в этом направлении: «Воспитание гражданина России — зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

Данная позиция отражена в Федеральном образовательном стандарте дошкольного воспитания, где патриотическое воспитание связано с приобщением детей к своей малой родине, традициям своего края, города, семьи.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Дошкольное детство — важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Народное творчество и искусство в целом — источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно — это идет от души, а душа добра и красива народная.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении — вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Учитывая физиологические и возрастные особенности детей: отклонения в речевом и интеллектуальном развитии, словарь беден, у них узкий круг интересов и мотивов, были определены задачи.

Прежде, чем приступить к работе был проведен мониторинг по выявлению теоретических и практических умений детей и анкетирование родителей касающихся: уровня знаний о предметах быта, праздников, традиций, игр, видов народно — прикладного творчества. Результаты показали низкий уровень знаний и умений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Это определило основные направления работы.

Всем известно, что окружающие предметы оказывают влияние на формирование душевных качеств ребенка — развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. В создании развивающего пространства большая помощь оказана родителями. Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающей атмосферу старины.

Благодаря совместным усилиям появились предметы русского быта. Так появился мини-музей русской избы, который назвали «В гостях у бабушки Загадушки», как образовательный модуль и полноценный центр активности для детей дошкольного возраста. Все предметы в «избе» — интерактивны. Дети могут не только рассматривать экспонаты, но и действовать с ними, узнавать их применение. В такой атмосфере гораздо лучше воспринимается весь познавательный материал. В атмосфере «русской избы» дети дошкольного возраста имеют возможность ощутить себя частью русского народа, хотя еще в полной мере и не осознавая этого. Важная особенность мини-музея в предметно — развивающей среде, участие в их создании детей и родителей. В настоящем музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждая тематическая выставка мини-музея результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Сделав соответствующие выводы, оформили картотеку пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок, картотеку загадок, потешек, закличек. Составили перспективное планирование с использованием малых форм фольклора к каждой лексической теме, учитывая возраст и интеллектуальное развитие детей с ЗПР.

Знакомясь с устным народным творчеством, мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям, формируем потребность в художественном слове. В русских народных сказках, песнях, пословицах сочетаются слова, музыкальный ритм, напевность, высмеиваются недостатки и положительные качества людей, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Невозможно представить народный обряд, традицию без музыки, костюма, песни, сказки. Поэтому дети, приобщаясь к народной культуре, должны уметь лепить, рисовать, петь, танцевать, участвовать в театрализованных играх — проявлять единство всех видов творчества.

Игра — своеобразная школа ребенка — является ведущим видом деятельности, особенно для детей с задержкой психического развития. В игре удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. Игра — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Используем игры во всем их многообразии. Особенное внимание уделили народным играм. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней. Русские народные игры заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребенка. Собрали разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки, скороговорки. При организации игр и речевых упражнений руководствовались определенными требованиями. Изготовили атрибуты к народным играм. Систематизировали русские народные игры по видам и качествам, развиваемым в ходе их проведения, подобрали народные календарные игры, проводимые в дни православных праздников.

Неоценимым национальным богатством являются календарные обрядовые игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом календарных обрядовых праздников.

Народная культура тесно переплетается с религиозными обычаями, традициями, обрядами. На Руси религиозные праздники перекликались с календарными праздниками, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи вносили в религиозные праздники жизнерадостность. Это наша культура, история, а православие — основа духовной жизни русской нации. Формы и способы подачи могут быть разнообразными. Что подтолкнуло меня к русскому искусству? Любим русскую народную песню, музыку. Принимаем самое активное участие в фольклорном ансамбле более 20 лет. Наши посиделки часто сопровождаются прослушиванием частушек, русских народных песен, народных музыкальных инструментов. Слушаем колокольные перезвоны: «Рождество», «Пасхальный», «Малиновый», церковные песнопения «Ангелы в небе». Не забываем про голоса птиц в природе. Все эти грамзаписи собраны у нас в группе.

Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение календарных праздников. Таким мероприятиям предшествует предварительная работа, которая требует от воспитателя тактичного и деликатного доведения информации родителям. Основа личности ребенка закладываются в семье. Даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст семья. Поэтому основной принцип в нашей работе — действовать вместе с семьей, используя нетрадиционные формы. Приятно было видеть удивленные, сияющие лица родителей на родительском собрании. Традиция чаепития, сложившаяся в нашей группе, не была нарушена. За чашкой чая мы с родителями ведем теплые беседы о детях, о методах семейного воспитания, о секретах кулинарного искусства, обсуждаем конкурс «Чей блин вкуснее?». Такие встречи создают атмосферу взаимопонимания, помогают сблизиться, наладить контакт. Устраиваем и обсуждаем различные конкурсы: «Мой папа самый смелый и умелый»; «Вместе с мамочкой моей»; «Я, ты, он, она — вместе дружная семья»; «Игрушки из бабушкиного сундука».

Вместе с родителями наметили план работы по организации участия в календарном празднике Масленица. Разучивали стихи, хороводы, песни. Узнавали, как правильно сделать чучело масленицы, шили костюмы, готовили атрибуты для игр. Всю неделю в группе проходили Масленичные посиделки. Гости — дед Матвей и бабушка Загадушка, обращались к детям со словами: «Красны девицы», «Добры молодцы», рассказывали детям о том, как на Руси отмечался этот праздник его традиции: каждый день имел свое название, сжигали чучело масленицы, прогоняли зиму, зазывали весну и ели блины. Сказочные герои обращались к детям за помощью в изготовлении маленьких солнышек, чтобы весна пришла поскорее в наши края. Празднования Масленицы длились целую неделю, а закончились совместными гуляньями детей, родителей, педагогов в музыкальном зале. Спортивные и народные игры, сжигание чучела Масленицы, горячий чай и блины явились продолжением праздника на улице. Праздник закончился словами: «Прощай Масленица! Здравствуй, весна — матушка».

Готовясь к празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе, провели беседы о значении пасхальных символов — кулич, пасха, яйцо; приготовили лоток для катания яиц, карусель — любимая игра наших детей, устроили соревнования с кручением «крашенок», выставку семейных поделок, угощали друг друга куличами. Разучили заклички, песни — колядки, хороводные песни

Проделанная работа не могла отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к народной культуре. А это значит, что у детей развились слух, внимание, чувство ритма, память. Таким образом, во всех видах непрерывной образовательной деятельности в основе лежит народная культура, которая формирует у детей эстетическое отношение к окружающему. Закладывает основы развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине и уважении к истории своего народа, успешного обучения ребенка в школе. Развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.

Приобщать детей к истории культуры, красоте родного края — это радость, это тяжелый кропотливый труд, приносящий бесценные плоды.

Литература:

  1. «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика — синтез, 2014
  2. Данилина Т. А., Взаимодействие ДОУ с социумом. М.: АРКТИ, 2004
  3. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: М. Т. Ц. Сфера, 2005.
  4. Пугачева Н. В., «Календарные обрядовые праздники»: М. Педагогическое общество России, 2007.
  5. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: М.: Т. У. Сфера, 2004.
  6. Князева О. А., Маханева М. Д., «Приобщение к истокам русской народной культуры»: М.: Издательство «Детство Пресс», 2004г.
Задать вопрос