Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 21 декабря, печатный экземпляр отправим 25 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (35) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 08.08.2020

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Богданова, Е. Ю. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре посредством народных игр / Е. Ю. Богданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/177/5471/ (дата обращения: 09.12.2024).



Актуальность. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Культурное наследие народа — это огромные богатства, которым каждому ребенку надо научиться умело распоряжаться, сохранять и преумножать его. А детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, — это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, что возмутило и заставило плакать — не от личной обиды, а от переживания за судьбы других людей, — от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник» [7, 191].

Патриотизм — это чувство гордости за свою большую и малую Родину, за свой народ, традиции и свои корни. Самая главная цель патриотического воспитания — воспитать свободную личность, гражданина, патриота своей страны, уважающего традиции своих предков.

Средства патриотического воспитания дошкольников: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослыми с детьми, художественно- литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания, народная игра.

Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Знакомить с традициями русского народа необходимо не только через художественно-литературное творчество, но и через деятельность. Дошкольник- деятель. Опыт проживания, как делать, необходимо в образовательном процессе — в игре, в празднике.

В народной игре реализуются «три линии духовного развития личности:

– развитие своеобразия основных сил, творческого начала в ребенке;

– развитие исконного раздвоения добра и зла и связанное с этим развитие начала свободы;

– развитие связи с социальной средой» [8].

В народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, устои, представления о чести, смелости, мужестве. В. М. Григорьев отмечал, что «правила игры учат нравственным принципам — честности, ответственности, верности слову» [1].

В игре, у дошкольников, происходит пробуждение нравственного чувства, осуществляется внутренняя духовная работа, позволяющая в дальнейшем стать развитой личностью. Дети стремятся быть сильными, ловкими, выносливыми, быстрыми, а также справедливыми, честными.

Исходя из этого, нами была поставлена цель: формирование нравственно-патриотического чувства у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения народных игр.

Задачи.

  1. Создать систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на занятиях по физической культуре через знакомство с русскими народными подвижными играми.
  2. Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
  3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс формирования нравственно-волевых качеств у дошкольников через совместные физкультурные мероприятия.
  4. Определить результаты воспитательно-образовательной и оздоровительной работы по нравственно-патриотическому воспитанию, сформулировать выводы об эффективности проведенных мероприятий.

Воспитательно-образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста мы распределили на 2 блока.

1 блок. Знакомство и разучивание народных игр к календарным, народным праздникам.

Разученные игры помогли познакомить в игровой форме с самобытностью русского народа, его обычаями, своеобразием русского языка, сформировать интерес к народной культуре, ее традициям.

Народные игры воспитывали культуру общения друг с другом, помогали быть внимательными друг к другу, позволяли преодолеть нерешительность некоторых детей.

2 блок. Знакомство и разучивание народных игр — состязаний.

Игры помогли укрепить коллектив дошкольников, сформировать качества, необходимые защитнику Родины.

Народные игры выбирались по следующим правилам:

– выбранные игры соответствовали возрасту детей;

– сюжет был интересен и доступен детям;

– учитывалось общее эмоциональное состояние детей;

– всегда готовилось место для проведения игры.

При разучивании новой игры, продумывалось условие, в котором будет проводиться игра и форма проведения физкультурного занятия (на свежем воздухе или в спортивном зале). Знакомство с новой игрой начиналось с рассказа о происхождении игры, разбора ее содержания, подбора атрибутов, текст разучивался во время движений в процессе игры.

Главная задача состояла в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Чтобы дети могли сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретали важные качества, необходимые в будущей повседневной жизни.

К осеннему обрядовому празднику «Посиделки на Покров» были разучены народные игры: «Летели две птички», «Ручеек» с целью научить детей умению налаживать контакт с представителями своего или противоположного пола, умению выявить лучшие качества в товарище. А игры «Облупа» и «Арина» научили с помощью кожных осязаний узнавать своего товарища.

На «Рождественские Посиделки» дети разучили народные игры: «Баба-Яга», «Два Мороза», «Салки», «Пузырь», «Приходила Коляда», направленные на развитие силовых качеств, на снятие эмоционального напряжения.

К календарно-обрядовому празднику «Масленица» дети выучили хороводные игры «Карусель» и «Блин золотой», подвижные народные «Заря-заряница», «Ловишка» с ролью козлика, «Воробьи, вороны». Дети получили большой заряд бодрости.

К Весенним обрядовым праздникам «Вербное воскресенье» и «Пасха» разучили игры: «Верба-вербочка», «Веснянка», «Птички и весна», «Гуси-лебеди», «Пасха», «Жмурки». К Троице, «Празднику березки», хороводные игры: «Венок», «Заинька», «Колечко». Эти игры развивали навыки социального поведения.

Дети познакомились с играми-забавами, их значением для народного обрядового праздника, разучили считалки, скороговорки, заклички к праздникам.

В состязаниях «Бег в мешках», «Перетяжка», «Гуси», «Петушиный бой», «Взятие снежной крепости» развивали скоростно-силовые качества и воспитывали смелость, организованность, чувство соперничества и взаимопомощи.

Разученные игры использовались в различных эстафетах, при проведении праздников, досугов, вечеров развлечений. Совместно с воспитателями были разработаны сценарии праздников с использованием народных игр и игр- состязаний: «Посиделки на Покров», «Рождественские посиделки», «Широкая масленица», «Праздник березки», «Ярмарка народных игр».

Активными участниками воспитательно-образовательного процесса были и родители детей. Они принимали участие в совместных праздниках «Посиделки на Покров», «Рождественские посиделки», «Мама, папа и я- спортивная семья». На родительских собраниях, вместе с детьми, играли в народные и дворовые игры. Для взрослых, в родительских уголках, вывешивалось описание народных игр, которые разучили дети на занятиях физической культурой, для совместных игр.

Важным в работе стало создание игротеки. В ней были собраны народные игры к определенным обрядовым праздникам, игры-состязания. С собранными в игротеке играми знакомились и дети, и сотрудники детского сада, и родители. Был собран разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки, изготовлены атрибуты к народным играм, для совместных игр в выходные дни.

Мы пришли к выводу, что народные игры являются эффективным средством нравственного воспитания. Игры помогли нам преодолеть нерешительность и застенчивость некоторых детей в коллективе, воспитать культуру общения детей между собой, основанную на добрых чувствах, доверии, справедливости и взаимной выручки.

В сочетании с другими средствами и видами деятельности, народные игры способствовали формированию активной личности дошкольника, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.

Календарно-тематическое планирование народных игр, игр-состязаний

Календарно-обрядовый праздник

Дата

Блок

Содержание

Задачи

1. «Покров»

Сентябрь

III неделя

Пятница

1

Подвижные народные игры

«Летели две птички»

«Ручеек»

«Облупа»

«Арина»

Научить детей умению налаживать контакт с товарищем, умению выявить лучшие качества в товарище.

Научить с помощью кожных осязаний узнавать своего товарища.

IVнеделя

пятница

2

Считалки

Скороговорки

Игры-состязания

«Петушиный бой»

«Перетяжка»

«Гуси»

«Бег в мешках»

Развитие силовых качеств, снятие эмоционального напряжения.

2. «Рождество»

Декабрь

IIIнеделя

пятница

1

Подвижные народные игры

«Баба-Яга»

«Два Мороза»

«Салки»

«Пузырь»

«Приходила Коляда»

Знакомство с традициями праздника

IVнеделя

пятница

2

Игры-состязания

Старинные стишки колядки

«Коляда»

«Взятие снежного городка»

Развитие силовых качеств, снятие эмоционального напряжения.

3. «Масленица»

Февраль

III неделя

пятница

1

Хороводные игры

«В каравай»

«Блин золотой»

«Солнышко-ведрышко»

Народные подвижные игры

«Гуси-лебеди»

«Жмурки»

«Гори, гори ясно»

«Салки с мячом»

Знакомство с традициями праздника и его главными атрибутами.

IVнеделя

пятница

2

Считалки

Скороговорки

Игры-состязания

«Петушиный бой»

Перетягивание каната

«Бег в мешках»

«Взятие снежной крепости»

«Снежный лабиринт»

Снежная горка

Развитие силовых качеств, снятие эмоционального напряжения.

4. «Вербное воскресенье»

март

IVнеделя

пятница

1

Хороводные игры

«Верба-вербонька»

«Заря-зареница»

«Веснянка»

Знакомство с традициями праздника

Подвижные народные игры

«Гуси-лебеди»

«Птички и весна»

Развитие координации движений

5. «Пасха»

Апрель

I неделя

пятница

1

Хороводные игры

«Карусель»

«Солнышко-ведрышко»

Народные подвижные игры

«Гуси-лебеди»

«Жмурки»

Знакомство с традициями праздника и его главными атрибутами.

2

Считалки

Скороговорки

Игры-состязания

«Петушиный бой»

Перетягивание каната

«Гуси»

«Бег в мешках»

Развитие силовых качеств, снятие эмоционального напряжения.

6. «Праздник березки»

Май

IV неделя

пятница

1

Хороводные игры

«Венок»

«Заинька»

«Колечко» (для девочек)

«Нос» (для мальчиков)

Знакомство с традициями праздника. Воспитание моральных качеств:

доброта, взаимопомощь, дружба.

Литература:

  1. Григорьев В. М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности. -М.: Просвещение, 1998. -66 с.
  2. Детские народные подвижные игры / Под ред. Осокиной Т. И., Кенеман А. В.- М.: Просвещение, 1995. -224с.
  3. Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. — СПб.: Союз, 1999. — 336 с.
  4. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. — Волгоград: Учитель, 2014. -166 с.
  5. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Весна. — Волгоград: Учитель, 2003. -111 с.
  6. Лапшина Г. А. Календарные и народные праздники в детском саду. Осень. Зима. -Волгоград: Учитель, 2003. -84 с.
  7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: «Радянская школа», 1972. -С.191
  8. 1829619720.pptx

Похожие статьи

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание учащихся на уроках математики средствами краеведения

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Похожие статьи

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами народных игр

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Патриотическое воспитание учащихся на уроках математики средствами краеведения

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников на уроках физической культуры

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством знакомства с народным творчеством

Патриотическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Задать вопрос