Использование метода аналогий и моделирования на уроках физики в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 18.02.2023

Статья просмотрена: 216 раз

Библиографическое описание:

Мавлонов, Ж. С. Использование метода аналогий и моделирования на уроках физики в средней школе / Ж. С. Мавлонов, Д. О. Дадаматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 269-275. — URL: https://moluch.ru/archive/454/98522/ (дата обращения: 01.05.2024).



Статья посвящена проблемам преподавания физики и астрономии в общеобразовательных учебных заведениях Узбекистана. В статье проанализированы результаты внедрения методики преподавания физики с использованием методов аналогий и моделирования во время педагогической практики.

Ключевые слова: методика, аналогия, моделирование, методы познания, абстрактное мышление, педагогический процесс.

Нельзя отрицать, что в последние десятилетия основным критерием успешности и показателем рейтинга средних школ стал процент поступления выпускников в высшие учебные заведения и подготовка одного или нескольких участников ежегодных областных и республиканских олимпиад. В результате чего, отступила на второй план основная задача общеобразовательной школы, а именно воспитание всесторонне развитой гармоничной личности, с крепкими базовыми знаниями как в области естественных, точных, так и в области гуманитарных наук, формирование у учеников научного мировоззрения, развитие творческих и аналитических способностей, а также их всестороннее воспитание и развитие. Определяющую роль в достижении этих целей играют методы и методики обучения, используемые при организации и проведении уроков.

Хотя педагогическая деятельность и разнообразна, но она все же подчиняется определенным закономерностям. Эти закономерности можно понять лишь систематизировав педагогический опыт многих поколений преподавателей и результаты специальных научно-педагогических исследований.

Педагогический процесс — это совместная работа преподавателя и учеников, преподаватель непосредственно организует их учебно-познавательную деятельность различными способами. Эти способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, некоторым образом упорядоченные и направленные на достижение определенной цели образования и называются методами обучения.

Разработкой методов обучения и их классификацией занимается дидактика. Принято считать, что усвоение новых знаний происходит в трех стадиях [4]:

осмысленное восприятие и запоминание;

применение знаний по образцу и в похожей ситуации;

творческое применение знаний.

Методы обучения физики подразделяются на: модельные гипотезы, математические гипотезы и принципы.

К модельным гипотезам относятся модели идеального газа, броуновского движения, планетарная модель атома и другие. Метод модельных гипотез основывается на наглядных образах и представлениях, которые возникают у учеников в ходе повседневных наблюдений.

В результате ученики обучаются восприятию при помощи аналогий.

Методы обучения появились в результате обобщения колоссального опыта преподавателей и педагогов, приобретенного в процессе преподавания физики и астрономии в школе. Поэтому в них нашли отображения все методы познания, творческого и логического мышления, которые стали теоретической основой каждого метода обучения.

Аналогия представляет собой вывод, сделанный на основе подобия объектов, процессов и явлений. Аналогии в учебном процессе позволяют эффективно использовать и закреплять ранее изученный материал или знания учеников, приобретенные при изучении других предметов или в повседневной жизни. Ярким примером этого является гидродинамическая аналогия электрической цепи, в которой электрический ток заменяется потоком воды, соединительные провода — водопроводными трубами, вольтметр — манометром и т. д.

Модели — это макеты или объекты, которые имеют сходство по форме с натуральными объектами или логическими построениями для лучшего представления процессов, проведения определенных манипуляций и получения количественных или качественных результатов. Модели можно разделить на материальные (модель генератора, гидравлического пресса, конденсатора и т. д.) и идеальные (графики, формулы, графы и т. д.).

Аналогия является одним из наиболее эффективных методов научного познания, который имеет большой потенциал применения при преподавании физики и астрономии. В его основе лежит сравнение. Если два или более объектов имеют одинаковые признаки или ведут себя одинаково при определенных условиях, то можно сделать вывод, что они имеют и некоторые другие схожие признаки или ведут себя одинаково в других условиях [4].

Рис. Процесс сбора электрической цепи учениками 10 Г класса СГОШ № 14 для изучения характеристик транзистора.

Использование аналогий при преподавании повышает научно-теоретический уровень изложения материала на уроках физики и астрономии, помогает формированию научного мировоззрения у учащихся [1]. К примеру, процесс формирования газо-пылевого диска вокруг уже сформировавшейся звезды (планетеземалий) на уроках астрономии можно объяснить на примере следующего кулинарного приема. Мастера-кулинары для утоньшения теста, подкидывают её в воздух, одновременно дав ей вращательное движение. В результате чего, сферический кусок теста приобретает форму лепешки.

В педагогической практике метод аналогий используется в основном для пояснения уже введенных наиболее трудных для понимания учеников понятий и закономерностей, физических процессов и явлений. Приводимые примеры должны быть понятны ученикам из повседневной жизни или из предыдущих разделов, которые ученики хорошо освоили [2]. Рассмотрим примеры применения этого метода при изучении физических явлений и законов из некоторых разделов физики и астрономии.

Для объяснения протекания тока в проводниках можно воспользоваться аналогией электрической цепи и гидравлической системы [3].

Гидравлический аналог протекания электрического тока от точки с высоким потенциалом к точке с низким потенциалом

Рис. 1. Гидравлический аналог протекания электрического тока от точки с высоким потенциалом к точке с низким потенциалом

Для объяснения различия между такими понятиями как напряжение и сила тока очень удобно и эффективно использовать аналогию с давлением и потоком воды в водопроводной трубе.

Гидравлический аналог электрического тока для объяснения электрического напряжения и силы тока

Рис. 2. Гидравлический аналог электрического тока для объяснения электрического напряжения и силы тока

Работа пилорамы и электрического лобзика может наглядно продемонстрировать различие постоянного и переменного тока в проводнике.

Аналог постоянного и переменного тока

Рис. 3. Аналог постоянного и переменного тока

Изучение электромагнитных колебаний и волн в средней школе всегда вызывает у учеников большие затруднения, связанные с недостаточно развитым образным мышлением. Для облегчения понимания электромагнитных процессов вводится аналогия с механическими колебаниями и волнами, поскольку колебания и волны различной природы подчиняются общим законам и закономерностям.

Механический аналог электромагнитных колебаний

Рис. 4. Механический аналог электромагнитных колебаний

Электромагнитные колебания в контуре имеют сходство со свободными механическими колебаниями, например, с колебаниями тела, закрепленного на пружине. Это сходство проявляется не в отношении природы величин, которые периодически изменяются, а в отношении процессов периодического изменения различных физических величин.

Таблица 1

Механическая аналогия электрических величин

При изучении динамики вращательного движения введение аналогии с поступательным движением тела поможет ученикам легче освоить материал.

Таблица 2

Аналогия физических величин поступательного движения с величинами во вращательном движении

Конечно же, каждый ученик — это прежде всего ребенок, которому интересно все новое, неизведанное. И преподавателю необходимо своевременно уловить этот интерес, развить ее и направить в правильное русло. Ученикам, как и всем детям интересно испробовать все самим, сделать все своими руками, познавать окружающий мир самостоятельно. Хороший педагог может перенаправить эту тягу к научному познанию мира, к повышению интереса учеников физике и астрономии. Для этого можно использовать применение в уроках наглядных пособий, демонстрационных опытов, привлечение учеников к сборке различных моделей.

Рис. Процесс разбора с учениками работы реостата

Все вышеперечисленные методы были опробованы авторами при проведении педагогической практики в среднеобразовательных школах № 14 города Чирчик и № 20 Пскентского района в течении трех месяцев с сентября по декабрь 2022 года. Анализ результатов наглядно показывает, что ученики стали меньше пропускать уроки физики и астрономии, повысился интерес к предметам, качественно улучшилось участие учеников на уроках и их успеваемость.

Анализ посещаемости занятий по физике и астрономии в период с сентября по декабрь 2022 года

№ п/п

Классы

Посещаемость уроков физики и

астрономии, %

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1

95

97

99

2

90

93

94

3

92

95

97

4

90

93

97

5

92

94

97

6

10г

90

92

92

7

11г

90

90

91

8

11г

90

90

91

Анализ успеваемости по урокам физики и астрономии в период с сентября по декабрь 2022 года

№ п/п

Классы

Успеваемость по урокам физики и астрономии, %

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

1

87

90

92

2

80

85

87

3

74

80

84

4

82

85

91

5

85

88

92

6

10г

77

79

85

7

11г

85

89

92

8

11г

80

85

90

Рис. Анализ результатов использования методов моделирования и аналогий в СГОШ № 14 города Чирчик, Ташкентской области

Вывод:

Использование метода аналогий и моделирования в преподавании физики астрономии позволяет не только повысить интерес учеников к предмету, но и реально улучшать их показатели по успеваемости. Учитель, совмещая в своей практике эти методы с современными методами обучения, реально сможет достичь основных целей и задач педагогики.

Литература:

  1. Методика преподавания физики в средней школе. Л. И. Резников, С. Я. Шамаш, Э. Е. Эвенчик. Москва, «Просвещение», 1974 год.
  2. Преподавание физики в 10-классе. Ванеев А. А. и др. Москва, «Просвещение», 1974 год.
  3. Научный журнал «Фундаментальные исследования». https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36934
  4. https://fizmet.org/ru/L5.htm
Основные термины (генерируются автоматически): астрономия, урок физики, ученик, вращательное движение, метод обучения, электрическая цепь, электрический ток, научное мировоззрение, педагогическая практика, педагогический процесс.


Похожие статьи

Формирование научного мировоззрения в курсе физики

Физика содержит в себе возможности формирования научного мировоззрения, поскольку упорядочивает знания

И эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей.

Основным в теории обучения является принцип воспитывающего обучения.

Физика «не знает» ни звуков, ни запахов, а описывает соответствующие процессы как.

Педагогические технологии на уроках физики

Библиографическое описание: Осипова, Л. Г. Педагогические технологии на уроках физики / Л. Г. Осипова.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики

В своей практике я использую опорные сигналы, схемы, конспекты. Метод проектов.

Использование дидактических игр на уроках электротехники

Ключевые слова: электротехника, трансформатор, сила тока, резонанс, электрическая цепь.

Приводем примеры дидактических игр на уроках и занятиях кружка в процессе изучения науки электротехники.

После этого, каждый ученик говорит сколько он виражений — терминов написал.

С. Мажидов. Электрические машины и электрический привод. Т.: Укитувчи, 2002 г.

Методика изучения вращательного движения твердого тела...

Аналогично цепям электрического и импульсного тока, для цепи импульсного момента можно ввести понятия изолятора

Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Минск: Высшейш. Школа, 1974, 152с. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М.: Наука, 1970, 264с.

Усова А.В. Теория и методика обучения физики. Медуза, 2002, 175с.

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Сейчас на практике применяются более 30 методов интерактивного обучения.

дискуссии по таким темам как «Природа электрического тока», «О границах физики», «Физический идеализм».

Интересные логические задачи применяются на уроках физики, например

1. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.:ТЦ Сфера, 2005.

Внеклассная работа и ее значение при формировании...

Однако, педагогическая практика показывает, что без элементов воспитания нет процесса образования и наоборот.

a) формирование в учениках стойкого интереса к изучению физики; б) формирование научного мировоззрения учеников

Внеклассная работа по физике является подвижной формой обучения и воспитания учащихся.

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике...

...роли физики в воспитании подрастающих поколений, формировании у них научного мировоззрения и творческих способностей» [1, с.26].

Красота природы особенно потрясает, когда мы знакомимся с основами астрономии.

Умения, полученные на уроках трудового обучения, здесь чрезвычайно важны.

1. Усова А. В. Теория и методика обучения физике.

Некоторые аспекты преподавания физики в школе

...наук в школе, усиления роли обучения в развитии мышления учеников в формировании у них научного мировоззрения.

ознакомление учащихся с методами, применяемыми в научных исследованиях по физике

Усова А.В. Методика преподавания физики. М.: Просвещение, 1990. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике.

Деятельностный подход в обучении физике | Статья в сборнике...

Эти методы учитель может сообщить учащимся с необходимыми разъяснениями.

Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия

подхода в обучении физике на примере урока решения задач по теме «Электрические цепи».

— Биробиджан, ОблИУУ, 2005, — 36 с. Теория и методика обучения физике в школе: Общие...

Гуманизация процесса обучения физике в школе

Всероссийский сборник "Педагогическая мысль третьего тысячелетия", Россия, 2010.

Мощанский В.Н.Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М., 1976.

Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучение. Владос, 2007, 463с.

Щербаков Р.Н. Ценностные аспекты обучения и воспитания на уроках физики. М., 1998.

Похожие статьи

Формирование научного мировоззрения в курсе физики

Физика содержит в себе возможности формирования научного мировоззрения, поскольку упорядочивает знания

И эта функция физики не менее важна, чем ее материальный вклад в жизнь людей.

Основным в теории обучения является принцип воспитывающего обучения.

Физика «не знает» ни звуков, ни запахов, а описывает соответствующие процессы как.

Педагогические технологии на уроках физики

Библиографическое описание: Осипова, Л. Г. Педагогические технологии на уроках физики / Л. Г. Осипова.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных.

Физика в этом плане дает широкие возможности. Практически каждый урок физики

В своей практике я использую опорные сигналы, схемы, конспекты. Метод проектов.

Использование дидактических игр на уроках электротехники

Ключевые слова: электротехника, трансформатор, сила тока, резонанс, электрическая цепь.

Приводем примеры дидактических игр на уроках и занятиях кружка в процессе изучения науки электротехники.

После этого, каждый ученик говорит сколько он виражений — терминов написал.

С. Мажидов. Электрические машины и электрический привод. Т.: Укитувчи, 2002 г.

Методика изучения вращательного движения твердого тела...

Аналогично цепям электрического и импульсного тока, для цепи импульсного момента можно ввести понятия изолятора

Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания. Минск: Высшейш. Школа, 1974, 152с. Уемов А.И. Аналогия в практике научного исследования. М.: Наука, 1970, 264с.

Усова А.В. Теория и методика обучения физики. Медуза, 2002, 175с.

Интерактивные методы обучения на уроках физики и биологии

Сейчас на практике применяются более 30 методов интерактивного обучения.

дискуссии по таким темам как «Природа электрического тока», «О границах физики», «Физический идеализм».

Интересные логические задачи применяются на уроках физики, например

1. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.:ТЦ Сфера, 2005.

Внеклассная работа и ее значение при формировании...

Однако, педагогическая практика показывает, что без элементов воспитания нет процесса образования и наоборот.

a) формирование в учениках стойкого интереса к изучению физики; б) формирование научного мировоззрения учеников

Внеклассная работа по физике является подвижной формой обучения и воспитания учащихся.

Эстетическое воспитание школьников на занятиях по физике...

...роли физики в воспитании подрастающих поколений, формировании у них научного мировоззрения и творческих способностей» [1, с.26].

Красота природы особенно потрясает, когда мы знакомимся с основами астрономии.

Умения, полученные на уроках трудового обучения, здесь чрезвычайно важны.

1. Усова А. В. Теория и методика обучения физике.

Некоторые аспекты преподавания физики в школе

...наук в школе, усиления роли обучения в развитии мышления учеников в формировании у них научного мировоззрения.

ознакомление учащихся с методами, применяемыми в научных исследованиях по физике

Усова А.В. Методика преподавания физики. М.: Просвещение, 1990. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике.

Деятельностный подход в обучении физике | Статья в сборнике...

Эти методы учитель может сообщить учащимся с необходимыми разъяснениями.

Учитель при таком обучении является партнером. На уроке идет процесс взаимодействия

подхода в обучении физике на примере урока решения задач по теме «Электрические цепи».

— Биробиджан, ОблИУУ, 2005, — 36 с. Теория и методика обучения физике в школе: Общие...

Гуманизация процесса обучения физике в школе

Всероссийский сборник "Педагогическая мысль третьего тысячелетия", Россия, 2010.

Мощанский В.Н.Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М., 1976.

Разумовский В.Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучение. Владос, 2007, 463с.

Щербаков Р.Н. Ценностные аспекты обучения и воспитания на уроках физики. М., 1998.

Задать вопрос