Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Анарбекова М. Внеклассная работа и ее значение при формировании профессиональной компетенции будущих учителей-физики // Молодой ученый. — 2017. — №4.1. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/archive/138/39456/ (дата обращения: 20.04.2018).



В этой статье раскрывается существующая взаимосвязь между обучением и воспитанием, а также рассмотрены виды и формы внеклассной работы в контексте интегральных общностей. Установлено, что организация внеурочных занятий учащихся является необходимым для формирования профессиональных компетенций будущих учителей физики.

Ключевые слова: образование, воспитание, внеклассная работа, профессиональная компетенция, учитель физики.

In this article the existing relationship between training and education, and discusses the types and forms of extracurricular activities in the context of integrated communities. It was found that the organization of extracurricular activities of students is necessary for the formation of professional competence of future teachers of physics.

Keywords: education, education, out-of-class work, professional competence, teacher of physics.

В современной образовательной парадигме иногда имеет место о том, что классная работа и внеклассная работа между собой органически не взаимосвязаны.

Однако, педагогическая практика показывает, что без элементов воспитания нет процесса образования и наоборот. В любом воспитательном процессе существуют компоненты образования. Таким образом, можно в определенной степени заключить, что процессы воспитания и образования системно интегрированы. Однако в отдельных случаях доминируют либо проблемы (задачи) образования, либо проблемы воспитания.

Основной задачей внеклассной работы является повышения:

а) качества знаний учащихся;

б) уровня воспитания каждого отдельного ученика [1].

Из этих основных задач следует проблема повышения качества знаний учащихся, выявление и развитие их индивидуальных способностей, формирование умений самостоятельно приобретать знания [2].

Главным из путей решения, поставленных перед школой задач, является осуществление целенаправленной взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности учащихся [3]. Повседневная практика показывает, что ввиду определенных трудностей, связанных с особенностями урочной системы (большое количество учащихся в классе, регламентирование характера и видов классно-урочных занятий и др.) учителю сложно в полной мере на уроке осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, учесть их индивидуальные склонности и особенности. Поэтому необходим выход за пределы регламентированной учебной деятельности, который открывает простор свободному выбору занятий, где могли бы ученики приложить приобретенный познавательный опыт, развивать свои способности и склонности, удовлетворять запросы и стремления. Все это предполагает осуществление целенаправленной внеклассной работы с учащимися с учетом основного условия ее организации — взаимосвязи с учебным процессом.

Отмечая важность осуществления взаимосвязи классных и внеклассных занятий можно констатировать, что обучение должно быть органически связано с другими видами внеурочной деятельности. Знания, полученные на уроках должны находить широкое применение в других видах деятельности, обогащать их интеллектуальное содержание. Проведение учебных и внеучебных занятий в сочетании с дифференцированным обучением создает благоприятное условие для удовлетворения интересов как наиболее способных учащихся.

Чтобы показать связи между уроком и внеклассной работой сначала рассмотрим основные виды внеурочной деятельности будущих учителей физики. Обыкновенная необходимость внеклассной работы основана на следующих факторах учебного и воспитательного процессов:

1) неодинаковый интерес учеников к изучению физики;

2) ограниченность времени учебного процесса;

3) зарегламентированность форм организации учебы;

4) необходимость учета индивидуальных особенностей учеников;

5) возможность учителя в свободном выборе форм; содержания и методов внеурочной или внеклассной деятельности;

6) учитель физики имеет возможность вовлекать учеников в активную практическуюдеятельность;

7) формировать моральные качества ученика и т.д.;

Массовое применение внеурочных форм обучения и воспитания школьников началось лишь в середине ХХ века. С тех пор по настоящее время установились следующие формы внеурочной работы:

a) индивидуальная;

б) групповая;

в) массовая.

К индивидуальным формам внеурочной работы школьника по физике относятся:

1. Ознакомление с электронными источниками;

2. Чтение печатных пособий (учебников, журналов);

3. Подготовка эссе, рефератов;

4. Решение физических задач;

5. Выполнение доступных физических экспериментов, измерений и конструкций моделей физических устройств и т. д.;

К групповой внеурочной форме деятельности ученика под руководством учителей физики причислены; такие формы как:

1. Прослушание факультативных и других элективных курсов;

2. Посещение физических кружков;

3. Ознакомление с выставками, музейными экспонатами и другими зрелищными групповыми мероприятиями и т. д.

К третьим массовым формам внеурочных процессов, мероприятий входят:

1. Участие в физических олимпиадах;

2. Посещение лекций по физике;

3. Участие в физических вечерах;

4. Участие в командах КВН и другие;

5. Активное участие в школьных средствах пропаганды физики (стен газеты, викторины, физические бюллетени);

6. Подготовка и проведение физических тематических вечеров и т. д.;

Посредством внеклассных занятий по физике будущий учитель физики должен участвовать в решении основных задач обучения физике в средней школе следующих главных направлений обучения:

a) формирование в учениках стойкого интереса к изучению физики;

б) формирование научного мировоззрения учеников;

в) развитие познавательных способностей и логического мышления;

г) ознакомление учеников в учебных и воспитательных процессах с физическими основами современных научных, технических и технологических процессов и физических явлений;

д) ознакомление учениками современными методами научных исследований;

е) Самым интегративным из всех вышеперечисленных пунктов является формирование крепких знаний, умений, навыков и определенных компетенций учеников по физике.

Как установлено образовательные цели обучения физике в определенной степени отражаются и в воспитании, одновременно входя в систему общедидактических целей [4].

Внеклассная работа по физике является подвижной формой обучения и воспитания учащихся. Внеурочные занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления творческой личности благоприятные условия, существенно конкретизируются и расширяют знания учеников в области физической науки и техники.

Современная школа требует от будущих учителей работать в быстро изменяющихся условиях, такие процессы и условия связаны с изменением объема учебного времени, отводящего на изучения конкретных дисциплин, регионально-национальными особенностями введение профильного обучения и т. д. Из-за этих связей в подготовке будущих учителей Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает целый ряд новых курсов, ориентирующих будущих учителей на знакомство и освоение инновационных подходов к воспитанию и обучению физике.

Литература:

  1. Основная образовательная программа. Квалификация учитель физики. Великий Новгород: 2011. – С. 3.
  2. Усольцев А. П. Управление процессами саморазвития учащихся при обучении физике, монография/ А. П. Усольцев. – М. – Берлин: Директ-Медиа, 2014. С. 75–95.
  3. Телесенко В. И. Профессиональное становление будущего учителя физики в обновленном педагогическом образовании: монография / В. Н. Телесенко, Н. А. Эверт, Т. А. Зеленая. – Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2008. – 380 с.
  4. Доронина Е. В. Формы и методы внеклассной работы по физике. – Омск: 2013.
  5. Учебный проект, «формы и методы внеклассной работы по физике». – Омск: 2013. – С. 3–6.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассной работы, учитель физики, будущих учителей, будущих учителей физики, методы внеклассной работы, качества знаний учащихся, of extracurricular activities, формы внеклассной работы, осуществление целенаправленной внеклассной, задачей внеклассной работы, of physics, внеклассная работа, обучения физике, изучению физики, внеурочных занятий учащихся, необходимость внеклассной работы, внеклассных занятий, and forms of, внеклассной деятельности, внеклассной работой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос