Влияние концептуального обучения на мотивацию учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (454) февраль 2023 г.

Дата публикации: 15.02.2023

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Саугабеков, К. У. Влияние концептуального обучения на мотивацию учащихся / К. У. Саугабеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 7 (454). — С. 285-287. — URL: https://moluch.ru/archive/454/100027/ (дата обращения: 04.05.2024).



Исследование имело целью повышение мотивации учащихся с помощью концептуального обучения. Практическое часть состоит из обзора литературы и трех уроков проведенных с использованием концептов. Результаты исследования показали возможность мотивации учащихся через концептуальное обучение.

Ключевые слова: концепция, мотивация, информатика.

«Может ли понимание концептов в обучении улучшать мотивацию учащихся?» Данный вопрос ключевым вопросом, основанием для исследования.

Концептуальное обучение, основанное на всестороннем изучении явлений, в настоящее время рассматривается многими развитыми странами как один из наиболее прогрессивных способов современного образования. Потому что Человек, созданный природой и создавший науку, не желает останавливается на достигнутом, он хочет глубже изучить мир (вселенную) и сделать мир все более подходящим и более комфортным для себя. Но для этого необходимо укреплять способность креативно мыслить, и поэтому для этого необходимо повышать качество образования, и как следствие в последнее время образовательные системы различных стран ищут подходящие методы обучения для раскрытия способностей и талантов учащихся. Например, исследователь из Аризонского государственного университета (США) пишет об отсутствии возможности подвести учащихся к глубокому изучению науки, вместо углубленного изучения явлений в образовательном стандарте для старших классов делается упор на дискретные поверхностные факты, предметы науки [1]. Чтобы изменить эту ситуацию, он предлагает перейти к концептуальному обучению.

Анализ существующей литературы выявило следующие преимущества концептуального обучения:

– развивает критическое мышление;

– делает понятным внутрипредметную информацию за счет глобализации;

– мотивирует к обучению.

Таким образом ясно, что концептуальное обучение оказывает положительно влияниет на результаты учащихся.

Исследователь Степанов [2] указывает, что «понятие» — это «связка представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, сопровождающая определенное слово».

Применительно к образованию, по мнению Эриксона [3] в 2012 г., в наше время, когда информацию можно найти практически мгновенно в Интернете, учебное время следует использовать не для изложения всех существующих фактов по теме и запоминания информации, а для осмысления и применения знаний. как на актуальном, так и на концептуальном уровне.

По словам Андрея Елькина [4], например, при изучении механики в физике учитель постулирует понятие «материальная точка», которое довольно сложно понять ученику — то есть понятие просто вводится. Его применение на практике (на улице, в жизни) вызывает понятные трудности.

Таким образом, в новейшем понимании понятие может брать на себя функции основного рабочего инструмента, позволяющего говорить о механизме и порядке смыслопорождения и схватывания смысла в педагогическом процессе.

Если явление в школьном учебном процессе дается с помощью понятийного схватывания, то это понятие навсегда остается у учащегося, то есть формирует его компетентность.

Другой исследователь, Себастьен Барнард [5], сказал:

ЗНАТЬ И ДЕЛАТЬ против ЗНАТЬ, ДЕЛАТЬ И ПОНИМАТЬ. Мы слишком часто предполагаем, что если бы студенты знали и делали, они бы поняли. К сожалению, это не случай. Концептуальное понимание добавляет глубины образовательному опыту учащихся.

В случае обучения программированию в области компьютерных наук студенты могут писать код программы, следуя заданной структуре, но встречая новую задачу с немного другим определением работы, многие учащиеся приходят в замешательство. Итак, непонимание очевидно! Это оправдывает использование понятий в обучении информатике.

В рамках исследования в ходе серии занятий были рассмотрены три Концепции:

  1. Тип данных (Разница)
  2. Состояние (Условие)
  3. Цикл (цикл)

Применение: концепции, с которыми учащиеся знакомятся путем постановки вопросов учителем, чтобы облегчить учащимся формулировку тезиса.

Так, на уроке 8 класса понятие «Цикл» использовалось для обучения программированию по теме «Циклы». Для примера из жизни детям был поставлен вопрос: Что все время повторяется вокруг человека? Ответы студентов были: времена года, день и ночь, уроки в течение дня и т. д.

Основываясь на знании этих повторений как общего понятия Цикл, дети поняли значение Цикла в программировании.

То же самое произошло с синтаксисом условия в программе на C++. Размышляя о тропических районах с проливными дождями, студенты должны были учитывать условия, как выйти на улицу и не промокнуть. Затем, после представления синтаксиса использования условия в коде, учащимся поручили запрограммировать действие, когда идет дождь — вывести сообщение «используй зонт» или «сегодня солнечно».

На третьем уроке студенты должны были рассмотреть понятие Тип через переменные разных типов. Таким образом, они должны были определить концепцию самостоятельно. Итак, студенты должны были вывести понятие Различие.

Однако в большинстве случаев наблюдалась активность одаренных учащихся. Другим студентам, казалось, нужно было больше времени, чтобы ответить и подумать.

Наблюдение за развитием мотивированности учащихся может быть определено из их собственного анализа. Учащихся демонстрируют прогресс в решении понисании задч и анализе заданного кода программы в результате конструктивной обратной связи и размышлений учителя по каждому уроку. Например, учитель информатики указывает, что благодаря обратной связи ученик смог выполнить следующую видеизменненую задачу самостоятельно, поэтому нужно чтобы задания были ориентированы на каждого отельного учащиегося; чтобы они продемонстрировали аналитические способности, сделав выводы об особенностях используемых концептов для лучшего освоения материала урока, что приводит к росту самооценки учеников и следовательно к мотивации. Причина, по которой некоторые учащиеся не проявляют активности, заключается в том, что было ошибкой доводить содержание заданий до уровня, который может выполнить большинство учащихся, и не представлять задание на том уровне, который должны выполнить все учащиеся; Понятно, что концептуальная разработка требует абстрактного мышления, использования очень высокого уровня мышления при изучении нескольких дисциплин.

Ответ на вопрос, насколько можно повысилась ли мотивация учащиеся ответили положительно -83 %, отрицательно -13 %.

В опросе ученики отметили необходимость использования концептов как связь с тем что они знают из повседневной жизни для мотивации к обучению.

Внедрение концептуального обучения в дисциплину требует большое количество исследований и времени [4]. Результаты краткосрочных наблюдений доказывают, что понятийное обучение является эффективным средством развития естественной грамотности учащихся, доказывая, что учащиеся могут перемещать понятия с предметного уровня на индивидуальный, локальный, глобальный, социальный уровни, синтезируя знания по нескольким дисциплинам.

Результаты

В целом, результаты использования концептов при обучении учащихся 8-х классов в группах где концепты не использовались изменения в баллах по сравнению с предыдущим периодом обучения значимых изменений не произошло. В двух фокус-группах: 8с и 8д, гле преподавание происходило через использование концептов, есть повышение результатов на 8–12 баллов.

На рис. 1 показана диаграмма с баллами для разных классов.

Результаты использования концептов

Рис. 1. Результаты использования концептов

Выводы

Полученные в результате более высокие баллы студентов, очевидно, основаны на использовании концептуальных понятий. Изучая непосредственно структуры и синтаксис программирования, такие как типы, условия и циклы, студенты запоминали бессмысленные блоки кода в установленном порядке. Это требует многократно повторяющихся усилий для сохранения в памяти этого синтаксиса кодирования. Наоборот, когда изучаемые понятия связывают эти программные блоки с тем, что они уже знают и понимают, тогда учащиеся и видят смысл в строках кода. Таким образом, понимание структуры, блоков программы способствует к стимуляции мотивации и решая задачи программирования ученики ощущают семя победителями, и это путь к радости в обучении.

Внедрение концептуального обучения в предмет требует больших исследований и времени [6]. Результаты краткосрочного мониторинга доказывают, что учащиеся способны синтезировать свои знания критического мышления, нескольких предметов, а также переносить понятия с предметного уровня на индивидуальный, локальный, глобальный и социальный уровни.

Литература:

  1. Peter Rillero, (2016). Deep Conceptual Learning in Science and Mathematics: Perspectives of Teachers and Administrators. Electronic Journal of Science Education Vol. 20, No. 2, стр.15, 14–31
  2. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — С. 40–76.
  3. H Lynn Erickson. Concept-based teaching and learning. International Вaccalaureate Organization. IB position paper. 2012
  4. Андрей Елькин. Педагогический смысл концепта. 2018. retrieved from https://elkin-andrey.ru/archives/77 in 07.02.2022
  5. Sebastien Barnard. Concept-based learning for today’s students. Classroom culture, Middle Years Programme (MYP), July 8, 2016
  6. Программа развития креативности. CTY. (2011).
Основные термины (генерируются автоматически): концептуальное обучение, учащийся, время, знание, использование концептов, критическое мышление, обучение, предметный уровень, результат использования концептов, социальный уровень.


Похожие статьи

Использование концептуального обучения для развития...

Библиографическое описание: Доскарина, Г. М. Использование концептуального обучения для развития

Таким образом, в результате работы с концептом «взаимоотношения».

Как мы видим, возможностей использования концептуального обучения огромное множество.

Руководство для учителя. Второй (основной) уровень, издание четвертое.

Развитие навыков исторического мышления на основе...

Ключевые слова: концептуальное обучение, историческое мышление, когнитивная

Обучение на основе концептов предусматривает восхождение от предметного понятийного

Обучение на основе концептов позволяет интегрировать содержание различных предметов для

Все эти концепты позволяют систематизировать полученные знания, а также развивать...

Развитие навыков анализа, синтеза и оценивания у учащихся при...

Однако, процесс выполнение заданий уровня А, В, С не позволяет учащимся развивать исследовательские навыки и

способствует развитию навыков критического мышления у учащихся.

непопулярность данного метода. позволяет составлять урок основываясь на концепт. поддержка одаренности учащихся развиваются навыки анализа и синтеза.

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения...

Ключевые слова: концептуальное обучение, историческое мышление, когнитивная

Метод концептуального обучения является новой вехой в развитии навыков и формировании

Целью обучения данного концепта является то, что учащиеся, в конечном счете, должны

Более того, в языковом плане социальный характер мышления требует указания на то, что.

Вопросы внедрения идей концептуального обучения на уроках...

Рассмотрены вопросы, связанные с трудностями использования исторического концепта

и «интерпретация» являются одними из ключевых в системе обучения через концепты на уроках истории.

Слова же понимаются, устанавливаются сообразно уровню и разумению толпы.

Концепт «интерпретация» подразумевает навык исторического анализа и объяснения.

Основные компоненты структуры исследовательских...

...обучения в современной школе становится развитие творческого мышления учащихся.

Функциональность понятия умения обнаруживается в успешном использовании знаний и

Таким образом, в результате анализа психолого-педагогических исследований необходимо

В то же время выделяются основные характеристики умения. Это и способность личности, и...

К вопросу о сущности исследовательской компетентности...

...обучения, цель которой - основные знания, умения и навыки, к «компетентностной», цель

знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к

Учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в

Именно этот уровень самоопределения позволяет выйти учащемуся на функциональную...

Влияние стратегий критического мышления на повышение...

Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а

– является средством закрепления в памяти учащихся основных законов и понятий; [3].

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии».

Применение модуля «Критическое мышление» на уроках биологии.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках

Векслер СИ. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф

СПб.: «прайм-ЕВРО_ЗНАК», 2003. Применение метода критического мышления на уроках

критическое мышление, стадий рефлексии, учащийся, деятельность учителя, ключевое...

Похожие статьи

Использование концептуального обучения для развития...

Библиографическое описание: Доскарина, Г. М. Использование концептуального обучения для развития

Таким образом, в результате работы с концептом «взаимоотношения».

Как мы видим, возможностей использования концептуального обучения огромное множество.

Руководство для учителя. Второй (основной) уровень, издание четвертое.

Развитие навыков исторического мышления на основе...

Ключевые слова: концептуальное обучение, историческое мышление, когнитивная

Обучение на основе концептов предусматривает восхождение от предметного понятийного

Обучение на основе концептов позволяет интегрировать содержание различных предметов для

Все эти концепты позволяют систематизировать полученные знания, а также развивать...

Развитие навыков анализа, синтеза и оценивания у учащихся при...

Однако, процесс выполнение заданий уровня А, В, С не позволяет учащимся развивать исследовательские навыки и

способствует развитию навыков критического мышления у учащихся.

непопулярность данного метода. позволяет составлять урок основываясь на концепт. поддержка одаренности учащихся развиваются навыки анализа и синтеза.

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения...

Ключевые слова: концептуальное обучение, историческое мышление, когнитивная

Метод концептуального обучения является новой вехой в развитии навыков и формировании

Целью обучения данного концепта является то, что учащиеся, в конечном счете, должны

Более того, в языковом плане социальный характер мышления требует указания на то, что.

Вопросы внедрения идей концептуального обучения на уроках...

Рассмотрены вопросы, связанные с трудностями использования исторического концепта

и «интерпретация» являются одними из ключевых в системе обучения через концепты на уроках истории.

Слова же понимаются, устанавливаются сообразно уровню и разумению толпы.

Концепт «интерпретация» подразумевает навык исторического анализа и объяснения.

Основные компоненты структуры исследовательских...

...обучения в современной школе становится развитие творческого мышления учащихся.

Функциональность понятия умения обнаруживается в успешном использовании знаний и

Таким образом, в результате анализа психолого-педагогических исследований необходимо

В то же время выделяются основные характеристики умения. Это и способность личности, и...

К вопросу о сущности исследовательской компетентности...

...обучения, цель которой - основные знания, умения и навыки, к «компетентностной», цель

знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к

Учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в

Именно этот уровень самоопределения позволяет выйти учащемуся на функциональную...

Влияние стратегий критического мышления на повышение...

Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а

– является средством закрепления в памяти учащихся основных законов и понятий; [3].

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках химии и биологии».

Применение модуля «Критическое мышление» на уроках биологии.

Применение технологии критического мышления на уроках...

Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках

Векслер СИ. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф

СПб.: «прайм-ЕВРО_ЗНАК», 2003. Применение метода критического мышления на уроках

критическое мышление, стадий рефлексии, учащийся, деятельность учителя, ключевое...

Задать вопрос