Автор: Иргалиев Сабыр Саинович

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Иргалиев С. С. Развитие навыков исторического мышления на основе исторических концептов [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 86-90.



}}}

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, рассмотрены вопросы связанные с трудностями использования формационного и цивилизационного подходов в освещении исторических событий, как способ решения проблем предлагается использование идеи обучения через концепты. В статье определены основные положения концептуального обучения.

Ключевые слова: концептуальное обучение, историческое мышление, когнитивная деятельность, формационный подход, цивилизационный подход, доказательство, изменение и преемственность, причина и следствие, сходство и различие, значение и интерпретация

The article considers the problems faced by teachers connected with the formation of historical thinking in students on the subject of world history. Сonsidered issues related to the difficulties of using formational and civilizational approaches of historical events. As a way to solve the problems proposed to use the idea of learning through key-concepts. The article defines the basic provisions of the key-concepts of learning.

Keywords: key-concepts learning, historical thinking, cognitive activity, formational approach, civilizational approach, evidence, сhange and continuity, сause and effect, similarities and differences, significance and interpretation

Республика Казахстан перешагнула первую четверть века своей независимости и суверенного развития. За эти годы воплотились в жизнь многие идеи, одним из важных качественных достижений стало формирование своей историографической школы по всемирной истории, пишется большое количество учебников, методических пособий. В настоящее время, значительно возрос социальный интерес к проблемам преподавания, активизировались научные исследования в данной предметной области. Целью исследования является выявление и анализ основных факторов, которые позволяют успешно реализовывать учебный процесс, используя метод концептуального обучения. А также ознакомить с зарубежными ресурсами, которые позволят эффективнее внедрить метод концептуального обучения. При написании работы в методологическом плане применялась следующая совокупность методов (сравнительный анализ, системный подход), использовались разработки учебных планов и ресурсов зарубежных школ. Актуальность и практическая значимость определена объективной реальностью в связи с внедрением идеи концептуального обучения, исследование имеет большое значение для правильного понимания ее особенностей, к тому же представляет интерес для учителей занимающиеся внедрением метода концептуального обучения.

За последние годы из всех школьных дисциплин, наверное, именно история пережила множество изменений, и не все из них были качественными и эффективными. История как предмет, долгое время обслуживавший идеологию коммунизма и потому считавшийся одним из важных, вдруг утратил четкое представление целей и задач обучения, а вместе с тем и ясность своего предназначения.

По этой причине изучение и обучение истории часто стало подвергаться критике, где характерной особенностью было простая передача факталогического материала, перечисление тех или иных событий. Многие привыкли думать то, что история — это последовательность просто каких-то событий дат, где историческое прошлое рассматривается с точки зрения нарратива. Однако такое обучение, вряд ли будет способствовать созданию понятий целостной картины мира, которые имеют основополагающее значение для понимания прошлого. К тому же небезызвестен тот факт, что история и преподавание в том числе, к сожалению зависела от того, кто у власти, господствующей идеологии. Сейчас история и историческая наука претерпевает сложные времена, идет попытка искажения исторических событий, происходит трактовка в угоду своим интересам, попытки исказить историю прошлого имеют место быть и это объективная реальность, как сказал Ф.Ницше, «фактов не существует, есть лишь интерпретация фактов». Исторические факты и ее интерпретация вещь сложная, требующая от человека высоких аналитических навыков, предметного знания, убеждений, сложившегося правильного исторического мышления.

Вспоминая крылатое выражения Френсиса Бэкона «Знание — сила», к современным реалиям данное выражение становиться все менее применимым, сейчас, наверно, уместнее сказать, «Навыки — сила».

Современная школа в быстро развивающемся динамичном мире во главу угла ставит прикладные навыки, в том числе и функциональную грамотность, оно выражается в способностях индивидуума быстро социализироваться, максимально динамично адаптироваться, продуктивно и адекватно вступать в отношения с окружающей средой. В отличие от простой грамотности и мало-мальского фонового знания в том числе способности писать, читать, считать, понимать, осуществлять простейшие математические действия, функциональная грамотность является показателем готовности личности к использованию знаний, умений и навыков, обеспечивающее достаточно комфортное функционирование личности в социуме, которое считается минимальной необходимостью для осуществления жизнедеятельности человека в конкретной социо-культурной среде. [1]

В связи с этим учителям необходимо обратить внимание на формирования правильного и объективного восприятия исторической картины мира, развивать у учащихся общие и специальные учебные умения, в конце концов, быть компетентным. В формулировке 10 глобальных вызовов наш президент Н. А. Назарбаев отметил, «Первый вызов — это ускорение исторического времени. Историческое время стремительно ускорилось. Мир интенсивно трансформируется, и скорость происходящих изменений поражает». [2]

Несомненно, что в эпоху динамично развивающегося мира и глобализации, когда поток информации возрастает в разы, приобретенный багаж знаний иногда начинает терять значение, фокус отводится на способности личности добывать, правильно разделять источники на достоверные и недостоверные, критически осмысливать, правильно интерпретировать полученную информацию, «к способности разработки и проверки гипотезы, умению работать в проектном режиме, проявлять креативность и брать инициативу на себя в принятии решения». [3]

При этом нужно отметить тот факт, что долгое время для учителей всемирной истории подходы к изучению истории лежали либо через призму формационного подхода, либо через цивилизационный подход, каждая из которых имеет множество недостатков. Например, в формационном подходе многие процессы духовной и культурной жизни рассматриваются несколько проще, мало внимания уделяется отдельным историческим личностям, их роли в тех или иных событиях, простому человеческому фактору. К тому же была абсолютизирована идея перехода общества от одной формации к другой, идеализировалась роль «революции».

Другим подходом к изучению стал «цивилизационный», который получил распространение лишь после распада СССР, однако и здесь не все так гладко, имеются свои плюсы и минусы. Духовно-культурная сфера является основным базовым положением для цивилизационного подхода. Термин цивилизация имеет множество интерпретации. Сколько ученых — столько и дефиниции этого понятия, авторы в своих теориях выделяют различное количество цивилизаций, различие во взглядах, в классификации государства, различные социальные и культурные институты. В общем же характерно отмечается многообразие, плюралистичность, отрицание единства истории человечества, всеобщих исторических закономерностей, что в свою очередь приводит определенной не системности и сумбуру в голове не только у ученика, но и учителя. Недостатками цивилизационного подхода можно отнести то, что он не в состоянии сформировать у обучаемого широкого взгляда на историю, как на целостный и закономерный процесс; используя цивилизационный подход несколько труднее изучать закономерности и процессы исторического развития. В постсоветском пространстве во всех странах, в том числе и в Казахстане наблюдалось стремление отхода от формационного подхода, активно внедрялся цивилизационный подход.

Каждый из данных подходов имеет и плюсы, и минусы. Необходимо отметить то что, основополагающие принципы диалектики характерны и исторической науке «В единстве борьбы противоположностей», где поиск оптимального варианта позволяет развиваться науке в целом, конечно же, оба этих подхода имеют право на жизнь. Они просто рассматривают историю сквозь призму каждого из подходов соответственно. Однако внедрение в обучение истории цивилизационного подхода без должной подготовки привело к следующим проблемам.

Во-первых, в исторической науке до сих пор в среде ученых не сложилось общего мнения о том, какой подход будет применяться.

Во-вторых, те, кто считают данный подход верным, сами еще не определились даже с ключевым понятием своей концептуальной идеи «цивилизации». В конечном счете, всё это привело к следующим последствиям, что на свет появились различные учебники — с формационным подходом и разными цивилизационными подходами. От теоретического разнообразия у учителя возникает «антиномия», что брать за основу М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Н. Я. Данилевского, П. А. Сорокина. История — явление сложное в некотором роде «трансцендентальное», многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. Вероятно, что лишь синтез данных подходов позволит более эффективно улучшить процесс обучения.

Однако, несмотря на объективные трудности, необходимо отметить что, на современном этапе неоспоримым фактом одного из преимуществ, которым обладает современный учитель, является доступ практически к любой информации, что позволяет учителям истории иметь оперативную автономию. Мы имеем большую свободу и гибкость, чтобы решить то, как и каким способом обучать своих учеников, при этом придерживаясь строго учебного плана. Есть возможность интегрировать обучение через знаниевый и предметный багаж, широкий охват учебной программы позволяет формировать необходимые навыки. Одним из эффективных способов может стать обучение через акцентирование и фокусировку на ключевые исторические концепции, которые помогают ученикам организовать знания и представления об истории, делать обобщения, признать сходства и различия, находить закономерности и устанавливать связи. Обучение на основе концептов предусматривает восхождение от предметного понятийного аппарата к общенаучным категориям. Данный подход положительно зарекомендовал себя в международной практике, например в Австралии организация «Developed by the History Teachers Association of Australia» разработала учебные планы через принципы концептуального обучения. В Новой Зеландии также существует подобный ресурс http://seniorsecondary.tki.org.nz/Social-sciences/History/Key-concepts. Еще одним примером может послужить британский образовательный ресурс http://www.teachithistory.co.uk/, где так же разработаны дополнительные материалы к уроку через использование идеи концептуального обучения.

Хотелось бы отметить то, что в Советское время данная идея схожая с концептуальным обучением имело свое развитие в работах И. Я. Лернера, М. Н. Скаткиным, которые разработали классификацию методов исторического познания по мнению авторов «К числу методов исторического познания, имеющих общеобразовательное значение, относятся: 1. Сравнительно-исторический метод. 2. Метод аналогий. 3. Статистический метод: выборочный, групповой и т. д. 4. Установление причин по следствиям.5. Определение цели действующих людей и групп по их действиям и следствиям этих действий. 6. Определение зародыша по зрелым формам. 7. Метод обратных заключений (определение прошлого по существующим пережиткам). 8. Обобщение формул, т. е. свидетельств памятников обычного и писаного права, анкет, характеризующих массовость тех или иных явлений. 9. Реконструкция целого по части. 10. Определение уровня духовной жизни по памятникам материальной культуры.11. Лингвистический метод». [4]

В той же работе И. Я. Лернером была систематизирована структура исторического мышления, «…историческое мышление включает 9 умений:1) умение описать общественное явление или событие, правильно отобрав характерные для него черты и факты; 2) выяснение причины возникновения любого общественного явления; 3) стремление к определению условий, сопутствующих историческому явлению и их взаимосвязанности; 4) сознание преходящего характера всякого исторического явления, его исторического значения; 5) осознание многообразия конкретного проявления закономерностей истории; 6) поиск тенденции развития, заложенной в каждом историческом явлении; 7) умение определять социальные мотивы, определяющие деятельность общественных групп или отдельных лиц; 8) проявление интереса к сопоставлению прошлого и настоящего; 9) умение извлекать из фактов прошлого уроки истории». [4]

На сегодняшний день данные умения и навыки актуальны как никогда, идея получила свою реализацию в рамках разработанных учебных планов по Всемирной истории в Назарбаев интеллектуальные школы, где компоненты исторического мышления представлены как цели обучения.

Обучение на основе концептов позволяет интегрировать содержание различных предметов для решения межпредметных задач, транслировать идеи, методы, принципы из одного предмета в другой, развивать понятийное историческое мышление, повысить функциональную грамотность учащегося. Конструирование обучения сквозь призму определенных исторических концептов позволяет развивать у учащихся навыки исторического мышления на основе конкретного учебного материала. Данный подход предполагает обучение, основанное на исследовании и способствует глубокому изучению предмета. Основная функция концептов заключается в том, чтобы фиксировать и упорядочивать научные знания о мире, полученные в результате направленного обучения или самообразования.

Идея концептуального обучения универсальна, она применима практически в каждой предметной области и предметах, возможно определение системы макро- и микро-концептов или понятием первого и второго порядка. Например, в предмете человек и общество общенаучные концепт на макроуровне крупные модели и структура общества, (семья, система образования, религия политический и экономический строй) на микроуровне социологического исследования направлены на изучение мельчайших элементов межличностного поведения и общения, мотивы поведения людей, которые оказывают влияние на стабильность общества или происходящие в нем. [5]

В предмете истории понятием первого порядка будут явления которые всегда были неотъемлемой частью любого исторического учения, концепции, которые помогают нам понять закономерности и исторические тенденции, а также конкретные события, мы можем называть их как «частнонаучные» или микроконцепты. Примеры этих понятий (национализм, социализм, фашизм, коммунизм, империализм, неоколониализм, революция и контрреволюция, гражданская война, независимость, деколонизация, холодная война, перестройка, арабская весна). Необходимо акцентироваться на концепциях «второго порядка», которые являются гораздо более универсальными, данные общенаучные концепты (макро) или категории, которые используются в различных областях научного знания (т. е. имеют межпредметный характер) в особенности их обобщающей силы и их отношение к историческим процессам. Концепции второго порядка позволяют ученикам понять, как работают историки, как формируется историческое знание в целом, как оно строится и создается. Эти концепции «второго порядка» и включают в себя; 1) поиск доказательства 2) Изменение и целостность 3) Причина и следствие 4) Разнообразие 5) Значение и Интерпретация. [6]

В свете данных идей обучение через ключевые концепции истории становятся тем объединяющим фактором, который позволит и ученикам, и учителям рассматривать, исследовать и изучать историю через призму ключевых концепции. Концепт Доказательство позволяет формировать навык правильной и объективной интерпретации исторических источников, что в свою очередь позволить учащимся делать обоснованные заключения и соответствующие выводы; — анализировать различные, иногда противоречивые свидетельства из первоисточников и вторичных работ в целях создания объективного представления о прошлом. Концепт изменения и преемственность позволяет правильно ориентироваться во времени и пространстве, анализировать объединять и объяснять ключевые подходы в критериях систематизации и организации исторических событий и процессов внутри определенного временного блока. Например, что является характерным для истории Средневековья, Нового времени и. т.д. В концепте причина и следствие, развивается навык исторического анализа, учащийся выявляет детерминирующую связь между события и их причинами, понимает историческую обусловленность явления, находит взаимосвязь с другими историческими событиями. В концепте сходство и различия, также развивается навык анализа, ученик может сравнивать связанные исторические события и процессы на местах, в течение определенного отрезка времени, в различных общественных системах, или внутри одного общества. Концепт Значимость и интерпретация позволяет определять значимость исторического события, явления, процесса для развития общества; объяснять и оценивать различные точки зрения на определенное историческое событие, явление, процесс. [7]

Все эти концепты позволяют систематизировать полученные знания, а также развивать навыки исторического мышления в целом, создать у учащихся целостную картину исторического развития человечества.

Внедрение идеи концептуального обучения началось в этом учебном году. И наша задача как можно эффективней и продуктивней внедрить ее в процесс обучения истории. Что в дальнейшем поможет внедрить ее в систему общеобразовательных школ Республики Казахстан.

Литература:

1. Мацкевич В.В, Крупник С.А Социология: Энциклопедия

  1. Послание президента Республики Казахстан-Лидера Нации Н. А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства
  2. Каспржак А.Г, Логинова О.Б, Поливанова К. Н. Стандарт образования: история разработки и итоги // Вопросы образования, 2004, № 3, С. 31.
  3. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории //М.: Просвещение. — 1982. — С. 191.
  4. Булатова А. Н., Исмагамбетова З. Н. Курс лекций по социологии. Алматы: Данекер, 2002. — 284 с.
  5. Инструктивно-методическое письмо об организации образовательного процесса в Назарбаев интеллектуальных школах в 2016–2017 учебном году
  6. Шегенова З., Жанисов А. Развитие навыков исторического мышления на основе исторических концептов. Методическое пособие/авт.-сост.:. — Астана, 2015 г. — 20 с.
  7. http://www.achistoryunits.edu.au/teaching-history/key-concepts/teachhist-concepts.html
  8. http://seniorsecondary.tki.org.nz/Social-sciences/History/Key-concepts
  9. http://www.teachithistory.co.uk/key-concepts
Основные термины (генерируются автоматически): концептуального обучения, исторического мышления, идеи концептуального обучения, цивилизационный подход, навыков исторического мышления, навыки исторического мышления, Развитие навыков исторического, метод концептуального обучения, исторических концептов, методов исторического познания, основе исторических концептов, цивилизационного подхода, исторического развития, формированием исторического мышления, правильного исторического мышления, исторических событий, положения концептуального обучения, структура исторического мышления, метода концептуального обучения, компоненты исторического мышления.

Ключевые слова

доказательство, когнитивная деятельность, концептуальное обучение, историческое мышление, причина и следствие, формационный подход, цивилизационный подход, изменение и преемственность, сходство и различие, значение и интерпретация

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос