Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 09.02.2023

Статья просмотрена: 78 раз

Библиографическое описание:

Кочетова, Ю. А. Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии / Ю. А. Кочетова, К. А. Чернышов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 349-352. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99881/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитательно-коррекционной работы в условиях воспитательной колонии по формированию ценностных установок у осужденных несовершеннолетних в условиях воспитательной колонии.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, воспитательная колония, ценностные установки, педагогические технологии.

В связи с тем, что в последние годы наблюдается обесценивание традиционных ценностей и нравственных устоев именно в молодежной среде, возникает проблема ценностных ориентаций в самом широком диапазоне данного значения. Важность нравственности в структуре молодежной среды российского общества важна сегодня как никогда, особенно в условиях пропаганды патриотизма в связи с новыми политическими событиями.

Ценностные ориентации личности, как известно, во многом определяют поступки и характер деятельности человека, направляя его активность на реализацию низших или высших ценностей, а также определяют способ реализации поставленных целей. Многие авторы (Б. Г. Ананьев, 1980; Л. В. Колесникова, 2000; М. С. Яницкий, 2000 и др.) считают ценностные ориентации доминирующим компонентом в структуре личности. Таким образом, ценностные ориентации являются одним из центральных звеньев в комплексе проблем изучения личности и закономерностей её развития.

К сожалению, не все несовершеннолетние отличаются высоким уровнем сформированности положительных ценностных установок. Несовершеннолетние, воспитывающиеся в неблагополучных семьях не знакомы с нормальной, общественно-культурной жизнью. Совершенно логично, что, когда подросток чувствует свою ненужность, отсутствие поддержки и понимания среди семейного и школьного окружения, он станет искать поддержки в кругу тех, кто «воспитан улицей» и имеют схожие проблемы друг с другом. Так называемая социальная дезадаптация и взаимодействие с «плохой компанией» способствуют становлению подростка на путь противоправного и антиобщественного поведения, что в итоге приводит его в места лишения свободы. Так, по данным Федеральной службы исполнения наказаний, на начало 2021 года в воспитательных колониях для несовершеннолетних отбывали наказание 948 подростков. В следственных изоляторах и тюрьмах, а также в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО и тюрем, содержалась еще 888 подростков [6].

На основе изучения многих исследований характеристик и особенностей поведения осужденных подростков мы пришли к выводу, что для несовершеннолетних правонарушителей характерны реакции оппозиции — активный протест; имитации — подражание определенному образцу, модель которого диктуется, как правило, компанией сверстников и которое нередко является причиной криминального поведения.

Осужденные несовершеннолетние демонстрируют реакцию «гиперкомпенсации», так как они стремятся добиться успеха в той области, где слабы; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным срывом. Реакция «эмансипации» проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших. Демонстрацию такой реакции со стороны осужденных подростков можно объяснить их борьбой за самостоятельность, самоутверждение себя как личности и проявляется в стремлении сделать все по-своему. Также наблюдается реакция группирования — филогенический стадный инстинкт.

Познавательные интересы у подростков-правонарушителей либо не развиты, либо утрачены, либо приобрели криминальную направленность. Что касается самооценки осужденных несовершеннолетних, то многие исследователи отмечают ее неадекватность, выражающуюся в стремлении любыми средствами обратить на себя внимание, демонстрации своего превосходства над другими. Неспособность такими подростками критически оценивать себя приводит к отсутствию осознания необходимости преодолевать отрицательные качества и привычки. Подростки-правонарушители бравируют преступлением, перекладывают вину на других, и, желая обрести авторитет в «своих кругах», они открыто высказываются о своей приверженности ценностям, которые осуждаются обществом.

Для многих из осужденных несовершеннолетних типичны акцентуации характера, которые усугубляют стремление к антиобщественному поведению. Так, эпилептоидная акцентуация в случае раннего употребления алкоголя предрасполагает к развитию хронического алкоголизма, истероидная в стрессовых ситуациях — аффективным реакциям демонстративного типа, сензитивная — развитию фобического невроза, циклоидная и эмоционально-лабильная — психогенным депрессивным состояниям [3].

Еще одним сильным фрустрирующим фактором для осужденных несовершеннолетних выступает социальная изоляция, которая способствует развитию агрессивности. Однако, стоит отметить, что многие осужденные несовершеннолетние обладают психологической предрасположенностью к агрессивному поведению. Так, при участии в драке побуждает сама среда колонии, культ силы как способ самоутверждения. При этом агрессивное поведение — это мотив защитной реакции (отстоять свой статус, избежать репутации «слабака»).

То, как осужденные несовершеннолетние относятся к своим недостаткам, зависит от норм и ценностей, преобладающих в данной группе. В данной среде уважительно относятся к смелым и решительным, настойчивым при совершении преступления, агрессивным по отношению к «чужим» и честным по отношению к друзьям [2].

Немаловажен тот факт, что среди ценностных установок несовершеннолетних правонарушителей нет установки на светлое будущее. Они фактически совершенно не представляют, как будут строить свою жизнь, оказавшись на свободе. Они не могут выстроить свой собственный жизненный план, а тот, который им описывают работники воспитательного учреждения, воспринимают достаточно негативно. Будущее выступает у них как отрицание настоящего (жизнь в колонии), а у некоторых — и прошлого (жизнь до колонии, когда был во многом слабым и зависимым от других), однако оно не имеет собственного позитивного содержания.

Осужденные несовершеннолетние, попадая в воспитательную колонию, по-разному относятся к отбыванию наказания, к преступлению и наказанию. Данный факт обусловлен спецификой их криминальным опытом и личностными качествами. Когда подросток попадает в воспитательную колонию, то оказывается в обществе «приверженцев криминальной субкультуры», где он начинает обмениваться опытом, демонстрировать свою модель поведения, перенимать чужие поведенческие модели. При этом происходит не только усвоение методов и форм преступного поведения, но и искажение личностной сферы подростка. Конечно, такая система никак не может способствовать исправлению и коррекции деформированных моделей поведения и сознания личности подростка.

Поэтому мы считаем, что в приоритете должно быть создание наиболее эффективных и продуктивных образовательных, психолого-педагогических коррекционно-развивающих программ для несовершеннолетних осужденных, учитывая при этом условия получения знаний, умений и навыков в воспитательной колонии, а также особенности личности самих осужденных. В содержании программы должно быть наличие разнообразных методов, форм и приемов работы с несовершеннолетними осужденными, которые смогут способствовать формированию у осужденных положительных ценностных установок. К тому же наш взгляд на данную проблему совпадает с целевой установкой осуществляемого реформирования уголовно-исполнительной системы, которая звучит, как необходимость «совершенствования форм и методов исправительного воздействия на осуждённых и повышения эффективности использования психолого-педагогических методов работы с различными категориями, осуждённых к лишению свободы» [1].

Коррекция должна предусматривать комплексное воздействие на различные качества личности несовершеннолетних: формирование адекватного отношения к будущему, установление нормальных отношений со сверстниками и взрослыми, формирование самосознания подростка и сглаживание в поведении акцентуаций характера [5]. К тому же, немаловажным становится формирование гражданской позиции личности осужденных, в связи со спецификой возраста, в котором осужденные попадают в места лишения свободы [4].

При этом коррекция имеет специфическую роль в общем процессе преодоления деформаций в развитии личности. Так, коррекция социальных отношений подростков, формирование гражданственности являются воздействием, наиболее доступным внешнему контролю и наиболее радикально изменяющим образ жизни несовершеннолетнего правонарушителя. Она может включать в себя широкий диапазон конкретных воздействий — от применения группового тренинга до планомерной организации разных видов общественно и личностно значимой коллективно-распределенной деятельности, расширения контактов подростка с другими группами сверстников и взрослых, характеризующимися иными нормами взаимоотношений. Коррекция отношения к будущему обеспечивает фиксацию и развитие личностного смысла происходящих изменений в социальных отношениях, направленных на обучение подростка целенаправленному упорядочению своей деятельности, определению ближайших и отдаленных перспектив, выделению и осознанию различных систем ценностей, лежащих в основе тех или иных социальных отношений. Коррекция черт характера обеспечивает активное включение личности подростка в процесс развития социальных отношений и формирование содержательного отношения к будущему; предполагает прежде всего обучение способам сознательного отношения к себе и построения адекватного «Я-образа», а также текущей самокоррекции неадекватных новым социальным отношениям и представлению о будущем форм поведения, являющихся следствием акцентуации различных черт характера. Коррекция отношения к будущему предполагает как индивидуальные, так и групповые формы работы.

В любом случае, общей задачей этих мероприятий является отработка жизненных целей осужденных несовершеннолетних, моделирование значимых жизненных условий, прогнозирование, планирование и программирование жизненного пути, критериальное оценивание жизненных достижений, принятие и корректировка их жизненно важных решений.

Основной упор, однако, делается на активизацию личностно-смысловой регуляции, которая составляет функциональное ядро ценностной системы личности, осознанной саморегуляции ее жизненного пути [5]. Именно такое комплексное воздействие на личность осужденного несовершеннолетнего позволит предотвратить повторное его попадание в места лишения свободы, что сказывается на большем смещении акцентов ценностно-смысловых ориентаций осужденных.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. — Электронный ресурс: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/

2. Сучкова Е. Л. Правовые представления осужденных: моногр. –Вологда, 2012. — С. 72–83

3. Савардунова В. И. Влияние воспитательной системы на ресоциализацию несовершеннолетних осужденных женского пола в период отбывания наказания в виде лишения свободы. — М., 2000.

4. Кочетова Ю. А., Емельянова Е. А. Психологические характеристики проявления гражданской позиции в ранней и поздней юности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. С. 147–156. DOI: 10.17759/psyedu.2019110412

5. Леус Э. В. Особенности личности несовершеннолетних делинквентов в процессе адаптации в учреждении закрытого типа [Текст] / Э. В. Леус, П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев // Казанский педагогический журнал. — 2008. — № 1.

6. Федеральная служба исполнения наказаний — Электронный ресурс: https://fsin.gov.ru/index.php

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная колония, осужденный, место лишения свободы, агрессивное поведение, антиобщественное поведение, будущее, жизненный путь, комплексное воздействие, коррекция отношения, молодежная среда.


Похожие статьи

Личностные особенности осужденных к лишению свободы женщин с детьми

Актуальность статьи обусловлена нерешенностью вопроса изучения личностных особенностей женщин, осужденных к лишению свободы. В статье приведены результаты исследования личностных особенностей осужденных женщин, имеющих детей при исправительном учрежд...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые соци...

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Система воспитательной работы как часть образовательного процесса в школе при исправительном учреждении

Материал статьи раскрывает некоторые особенности организации воспитательной работы с учащимися в условиях организации учебной деятельности в исправительном учреждении. Учебно-воспитательный процесс в исправительном учреждении требует реализации воспи...

Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников

Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования ком...

Организация воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ

В статье проводится историко-правовой анализ особенностей организации воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ. Авторы рассматривают процесс использования труда несовершеннолетних, ставят вопрос о смещении прерогатив го...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Похожие статьи

Личностные особенности осужденных к лишению свободы женщин с детьми

Актуальность статьи обусловлена нерешенностью вопроса изучения личностных особенностей женщин, осужденных к лишению свободы. В статье приведены результаты исследования личностных особенностей осужденных женщин, имеющих детей при исправительном учрежд...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы в России

Статья освещает воспитательный потенциал исправительных учреждений в России, а также выделяются определенные проблемы в социальной адаптации, бывших заключенных после выхода их из пенитенциарных учреждений. При этом, акцент делается на некоторые соци...

Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей подростков в условиях детского оздоровительного лагеря

В статье отражены подходы к проблеме развития творческих способностей в условиях детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогическая деятельность с подростками рассматривается как оказывающая влияние на раскрытие их личностного потенциала. В с...

Система воспитательной работы как часть образовательного процесса в школе при исправительном учреждении

Материал статьи раскрывает некоторые особенности организации воспитательной работы с учащимися в условиях организации учебной деятельности в исправительном учреждении. Учебно-воспитательный процесс в исправительном учреждении требует реализации воспи...

Педагогическая деятельность воспитателя детского сада по формированию коммуникативных компетенций у дошкольников

Статья посвящена формированию коммуникативных компетенций дошкольников средней группы детского сада. Проведен анализ научно-практической литературы по проблеме исследования. Научная новизна в разработке и реализации модели изучения и формирования ком...

Организация воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ

В статье проводится историко-правовой анализ особенностей организации воспитания несовершеннолетних в системе исправительных учреждений ГУЛАГ. Авторы рассматривают процесс использования труда несовершеннолетних, ставят вопрос о смещении прерогатив го...

Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе

В данной статье рассматриваются проблемы интерпретации инновационной деятельности педагогов в дошкольном учебном заведении. Были проанализированы и очерчены условия и виды инновационной деятельности педагогического коллектива, а также инновационные х...

Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста

В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Задать вопрос