Использование средств визуализации при обучении грамматике на уроках английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (453) февраль 2023 г.

Дата публикации: 15.02.2023

Статья просмотрена: 2087 раз

Библиографическое описание:

Соловьева, Т. А. Использование средств визуализации при обучении грамматике на уроках английского языка / Т. А. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 260-265. — URL: https://moluch.ru/archive/453/99865/ (дата обращения: 24.12.2024).



В статье рассматриваются различные средства визуализации при обучении грамматике английского языка. Автор описывает практические примеры средств визуализации, используемые им на практике.

Ключевые слова: визуализация, английский язык, грамматика, ментальные карты, презентация, прием «фишбоун», схема, диаграмма Венна.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, обучающимся основной средней школы необходимо освоить такие умения, как сопоставление, систематизация, анализ, обобщение и интерпретация информации, умения выделять главное, предоставлять информацию в сжатой словесной и наглядно-символической форме, дополнять схемы, таблицы и тексты. Использование средств визуализации способствует формированию указанных умений. Визуализация предполагает когнитивную деятельность на основе анализа и синтеза. Образное представление учебного материала помогает обучающимся вспомнить пройденный учебный материал, влияет на формирование грамматических навыков и их дальнейшего использование в устной и письменной речи.

Растущая роль визуализации является результатом не только глобальных процессов, но потребностью в быстром взаимопонимании и взаимодействии между людьми в условиях стремительного увеличения объема потока информации. Ни у кого не вызывает сомнений, что в настоящее время мы наблюдаем переход от «текстовой цивилизации» к «цивилизации изображений». Как показывает практика и традиции иноязычного образования в России, принцип наглядности всегда был одним из основополагающих принципов обучения иностранным языкам. Использование наглядности применяется на всех этапах обучения, а область ее применения стабильно расширяется. В современных условиях мы все больше говорим не только о средствах наглядности, но о средствах визуализации, в основе созданиях которых лежат различные способы обработки и компоновки информации, позволяющие представлять ее в компактном и удобном для восприятия и использования виде. [4, с.70]

Большое количество методов и средств обучения, появившихся за последние десятилетия, требуют тщательного анализа, осмысления и скрупулезного отбора, в зависимости от потребностей обучающихся. Однако одним из наиболее эффективных и обширно применяемых педагогических средств в обучении иностранным языкам является визуальная наглядность. Принцип наглядности заключается в том, что учитель в своей профессиональной деятельности использует визуальные материалы (таблицы, рисунки, схемы), которые не только упрощают понимание и усвоение какой-либо темы, но и являются дополнительным источником информации и даже вдохновения.

Понятия «наглядность» и «визуализация» тесно связаны между собой. Ряд исследователей используют эти две педагогические категории как синонимы. Однако поскольку наглядность с точки зрения воздействия на органы чувств подразделяется на зрительную, звуковую или моторно-двигательную, необходимо уточнить, что под визуализацией понимается представление какого-либо процесса или явления в форме, удобной именно для зрительного восприятия. [6, с.167] Подача учебного материала в виде изображения позволяет облегчить понимание информации и придает зрительный образ любому абстрактному объекту, субъекту или процессу. Процесс визуализации — это передача мысленного содержания через наглядное изображение. При этом после восприятия это изображение обрабатывается и становится основанием для самостоятельных мыслительных и практических действий. Следовательно, визуализация — это промежуточное звено между учебным материалом и результатом обучения, это механизм, позволяющий оптимизировать процесс познания.

Исследователи различают статичные, динамические и интерактивные визуализации. Статичные визуализации в свою очередь делятся на изобразительные (предметные), логические и смешанные. К изобразительным визуализациям относятся фотографии, портреты, зарисовки, наброски. На учебных занятиях изобразительные визуализации выполняют иллюстрирующую и объясняющую функцию. Логические визуализации (схемы, графики и диаграммы) используются для наглядного представления информации абстрактного характера. Смешанные визуализации, имеют признаки как изобразительных, так и логических визуализаций. [3, c.229]

При обучении иностранному языку особенно важно прибегать к визуализации при изучении грамматического материала. Грамматическая (лингвистическая) компетенция — это теоретическое и практическое знание ограниченного количества грамматических правил, позволяющее порождать неограниченное количество правильных предложений. [3, c.17–29] Без азов грамматики невозможно научить грамотно разговаривать на иностранном языке. Изучение грамматических понятий и структур, бесспорно, процесс сам по себе нелёгкий и зачастую не очень увлекательный. Конспектирование теоретического материала или копирование грамматических структур из учебника в тетрадь не способствует их достаточному усвоению. Используя изображения, знаки и символы педагог превращает изложение сухой теории в увлекательный и творческий процесс, развивает внимание, зрительную память и воображение обучающихся.

Применяя средства визуализации при обучении грамматике английского языка, учитель создает условия для чувственного восприятия теоретической информации. Именно визуализация помогает обучающемуся повысить эффективность обучения, способствует лучшему усвоению языковых единиц, делает процесс обучения более увлекательным. [1, c.85–88]

При представлении нового грамматического материала обучающимся Петрозаводского Президентского кадетского училища на уроках английского языка мы используем следующие средства визуализации: мультимедийные презентации, ментальные карты, диаграммы, схемы (диаграмма Венна, пирамида), метод «Фишбоун» и зарисовки. Все перечисленные средства визуализации имеют свои преимущества для объяснения теоретической составляющей той или иной грамматической темы.

Мультимедийная презентация это представление информации с использованием разнообразных мультимедийных технологий, таких как текст, графика (в том числе, трёхмерная), анимация, аудио и видеофрагменты, рисунок и фотография. Главное преимущество презентации как средства визуализации состоит в том, что динамичный визуальный ряд способствует быстрому и прочному закреплению в памяти обучающегося учебного языкового материала. [5, c.2]

Главным достоинством презентации как средства визуализации является то, что знание передается в единстве образа и текста. При этом помимо визуального восприятия задействуются память, мышление и воображение. Особенный интерес у обучающихся вызывают динамические презентации, которые представляют собой некое учебное видео, основанное на мультимедийной презентации с различными анимационными эффектами. Использование мультимедийной презентации способствует повышению интереса обучающихся и мотивирует учащихся к изучению английского языка. Такая подача материла позволяет учителю сфокусировать внимание учеников на самом процессе обучения.

Работа с презентациями заставляет структурировать материал, формулировать его предельно кратко и лаконично, систематизировать воспринимаемую информацию, представляя ее в виде краткого конспекта, в виде основных понятий, правил, представленных в виде схем. [4, с.72] В связи с все более активным использованием дистанционного формата обучения данное средство визуального представления материала стало особенно актуальным.

В 60–70 годах XX века американским ученым Тони Бьюзеном были изобретены Mind Maps (мыслительные карты, карты памяти, карты ума, умственные карты, интеллект карты или ментальные карты). Ментальная карта — это особый метод графического выражения информации, это аналитический инструмент, который используют, если необходимо найти максимально эффективное решение задачи.

В нашей практике мы успешно используем метод ментальных карт для представления темы «Видовременные формы глаголов». При этом шаблон одной ментальной карты можно использовать для визуального изображения практически любого времени, например простого прошедшего (pис.1). Используя один и тот же шаблон, обучающиеся получают разнообразные и красочные карты, конспектируя теоретический материал и попутно раскрывая свой творческий потенциал. В настоящий момент существует множество ресурсов для создания интеллект карт. Однако на наш взгляд, обучающимся интереснее самостоятельно рисовать ментальные карты, используя зрительные образы из собственного опыта, в то время как цифровые ресурсы подразумевают ограниченный арсенал визуальных инструментов.

Ментальная карта «Прошедшее простое время»

Рис. 1. Ментальная карта «Прошедшее простое время»

Ментальная карта позволяет взглянуть на ту или иную видовременную форму как на целостное явление, состоящее из отдельных аспектов, требующих повышенного внимания.

Диаграммы и схемы способствуют развитию критического мышления, увеличивают процент успешного усвоения материала, а также способствует развитию фотографической памяти.

Нами разработана и апробирована схема на основе диаграммы Венна по теме «Употребление неопределенных местоимений» (рис. 2). Рассматриваемы грамматический материал вызывает у обучающихся трудности, поскольку в русском языке мы используем одни и те же слова для определения количества как с исчисляемыми, так и с неисчисляемыми существительными. Более того выбор таких слов в русском языке не зависит от типа предложения. Как показывает опыт, недостаточно просто пояснить алгоритм рассуждений. Прежде всего нужно изобразить материал компактно и схематично.

Диаграмма Венна «Неопределенные местоимения с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными»

Рис. 2. Диаграмма Венна «Неопределенные местоимения с исчисляемыми и неисчисляемыми существительными»

Рассмотрим диаграмму детально. Два пересекающихся круга — это две большие группы существительных: исчисляемые и неисчисляемые. Для удобства использования сферы разделены двумя линиями, выделяющими три типа предложений. Верхняя часть обеих сфер — это утвердительное предложение, средняя — отрицательное, нижняя часть — вопросительное. Данную схему можно использовать не только для ознакомления с грамматической темой, но и использовать ее в качестве своего рода «лекала» для употребления неопределенных местоимений. Обучающиеся читают предложение, определяют тип предложения (утверждение, отрицание или вопрос), тип существительного (исчисляемое или неисчисляемое) и выделяют ту область окружностей, которая подпадает под выбранные критерии. На первых порах мы закрываем «ненужные» области ладонями или листами бумаги. Таким образом, в поле зрения остаются только нужные для того или иного предложения неопределенные местоимения.

Схема в виде пирамиды наглядно демонстрирует наречия частотности при изучении темы «Настоящее простое время» (рис.3). В основании пирамиды располагается наречие, выражающее наибольшую частотность («always» — всегда), на вершине же помещается наречие наименьшей частотности («never» — никогда).

Схема «Наречия частотности»

Рис. 3. Схема «Наречия частотности»

Метод «Фишбоун» (fishbone — рыбья кость, рыбий скелет) был разработан профессором Токийского университета Каору Исикава. Суть этого метода заключается в осознании проблемы и поиске способов ее решения. В его основе лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Как правило, метод «Фишбоун» на уроках английского языка используется для отработки какой-либо дискуссионной лексической темы, так как подразумевает наличие проблемы, причинно-следственных связей и выводов, однако мы применяем данную схему для визуализации грамматической темы «Способы выражения будущего действия» (рис.4).

Схема «Способы выражения будущего действия»

Рис. 4. Схема «Способы выражения будущего действия»

В основании схемы (голова скелета) располагается вопрос: «Как определить форму выражения будущего действия», верхняя часть скелета — формы выражения будущего времени (простое будущее время, конструкция «to be going to» и настоящее длительное время). Нижняя часть скелета — ситуации, в которых используется та или иная форма выражения будущего действия. По задумке Каору Исикава в хвосте должны располагаться выводы проведенного анализа. В результате заполнения рыбьего скелета по указанной теме, предполагается, что обучающиеся придут к выводу о том, что выбор формы выражения будущего действия необходимо делать, исходя из контекста предложения.

Казалось бы, что такое средство визуализации как зарисовка актуально на уроках с обучающимися начального звена, но в действительности кадеты среднего и даже старшего звена с интересом включаются в процесс творчества. Практически любой грамматический материал можно вводить и демонстрировать в виде визуального повествования, некой грамматической истории, сказки.

В ходе работы над темой «Настоящее простое и настоящее длительное время» обучающимся предлагается представление первого времени в виде двух домиков (Рис.5).

Грамматическая зарисовка «Настоящее простое время»

Рис. 5. Грамматическая зарисовка «Настоящее простое время»

Дом вызывает ассоциацию стабильности и постоянства, а именно такого рода действия выражает простое настоящее время. На крышах домов написаны вспомогательные глаголы рассматриваемого времени, при этом на трубах крыш расположены знаки «?» и «-», сигнализирующие о том, что эти вспомогательные глаголы понадобятся для грамотного оформления вопросительного и отрицательного предложения. В каждом из домов живут свои обитатели. Так в домике с надписью на крыше «does» «живут» местоимения третьего лица единственного числа, так как существительные этого лица и числа используются с указанным на крыше вспомогательным глаголом. У домика «does» есть маленькая пристройка с буквами «S/ES» и знаком «+» над ней, эта деталь подскажет обучающимся, что в утвердительных предложениях, в которых подлежащее выражено существительным третьего лица единственного числа, к сказуемому следует прибавить окончание «S или ES». Во втором домике «живут» местоимения оставшихся лиц и чисел (первого, второго лица и третьего лица множественного числа). На крыше этого дома написан вспомогательный глагол «do». Данное визуальное представление настоящего простого времени позволяет придумывать целые истории про «жителей деревни Present Simple», при этом обучающиеся могут дополнять его своими авторскими деталями, которые в свою очередь помогут им усвоив эту грамматическую тему на начальных этапах, а отработать на примерах. На этапе отработки практического применения настоящего простого времени при выборе вспомогательного глагола обучающиеся вспоминают «в каком доме живет» подлежащее.

Настоящее длительное время часто изображается в виде сказочного Змея Горыныча (рис. 6), на головах которого располагаются три формы глагола «to be», а на хвосте — окончание «-ing». При этом желательно изобразить Змея Горыныча в полете, тем самым подчеркивая движение, процесс, свойственные рассматриваемому времени. Таким образом, настоящее длительное время противопоставляется настоящему простому времени, временное действие — постоянному. Еще одним важным преимуществом данного визуального оформления настоящего длительного времени является целостность образа Змея Горыныча. Грамматическая формула этого времени включает в себя два элемента, а именно глагол «to be» в нужной форме глагол с окончанием «-ing». Частой ошибкой является опущение одной из составляющих этой формулы, в этом случае слова «голова» и «хвост» служат сигналами к исправлению ошибки, поскольку нельзя Змея Горыныча лишить «хвоста» или «обезглавить».

Грамматическая зарисовка «Настоящее длительное время»

Рис. 6. Грамматическая зарисовка «Настоящее длительное время»

Подводя итоги, необходимо отметить, что несмотря на то, что грамматика английского языка весьма схематична, использование исключительно таблиц, схем и формул делает ее изучение скучным и однообразным. Освоение грамматики английского языка — это сложный и трудоемкий процесс, а применение средств визуализации может не только облегчить задачу преподавателя, но и мотивировать обучающихся к познавательной деятельности, вовлекая их в учебный процесс. Визуализация учебного материала на уроках английского языка позволяет повысить уровень заинтересованности в изучении материала, увеличить объем запоминаемой информации, обеспечить систематизацию полученных знаний. Использование средств визуализации на уроках английского языка с одной стороны, стимулирует творческую составляющую мыслительной деятельности и формирует навыки делать логические выводы, с другой. Работа с визуальными образами активизирует у обучающихся учебную и познавательную деятельность, формирует и развивает критическое мышление.

Литература:

  1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2001. — 222 с.
  2. Смирницкий А. И. Грамматика английского языка. М.: Либроком, 2015.- 296 с.
  3. Иванова Н. В. Визуализация, наглядность и визуальный нарратив на лекциях по лингвострановедению // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. 2021. № XIII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualizatsiya-naglyadnost-i-vizualnyy-narrativ-na-lektsiyah-po-lingvostranovedeniyu (дата обращения: 19.09.2022).
  4. Изотова Н. В., Буглаева Е. Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник БГУ. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sredstv-vizualizatsii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 22.09.2022).
  5. Кодзова Зуриет Нурбиевна Визуальные средства в обучении иностранным языкам // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vizualnye-sredstva-v-obuchenii-inostrannym-yazykam (дата обращения: 22.09.2022).
  6. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).- М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, средство визуализации, длительное время, обучающийся, будущее действие, визуализация, простое время, грамматический материал, ментальная карта, учебный материал.


Ключевые слова

английский язык, схема, визуализация, грамматика, презентация, ментальные карты, прием «фишбоун», диаграмма Венна

Похожие статьи

Использование средств визуализации для развития лексико-грамматических навыков учащихся 5-го класса на уроке английского языка

В статье рассматриваются средства визуализации, представляется их использование на уроке английского языка в пятом классе

Визуализация в обучении иностранному языку посредством использования интернет-технологий

В статье авторы пытаются определить основные техники и приёмы визуализации для организации учебного материала на уроках иностранного языка посредством использования Интернет-приложений.

Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики

В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...

Использование игровых технологий при обучении грамматике английского языка

В статье рассмотрены возможности использования игровых технологий при обучении школьников грамматике английского языка. Представлены некоторые из игр, которые помогут учителю формировать у учащихся навыки работы с грамматическими конструкциями, особе...

Инновационные методы преподавания английского языка

В статье освещаются различные методы преподавания английского языка, а также описано использование инновационных методик обучения студентов коммуникации на английском языке. Новые методы, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм и ...

«Умные» технологии запоминания слов на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены и проанализированы особенности современных технологий для заучивания английской лексики, предложены нетрадиционные способы запоминания слов в методике иностранного языка.

Применение игровой методики в изучении английского языка

В статье автор пытается определить важность применения игровой методики в изучении английского языка, а также разобрать, какие существуют эффективные игровые технологии.

Использование игровых технологий в начальной школе в обучении грамматике испанского языка

В статье автор предлагает методику формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы с использованием игровых технологий на уроках испанского языка.

Использование метода проектов на уроках английского языка в современной школе

В статье автор исследует аспекты использования метода проектов на уроках английского языка.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Похожие статьи

Использование средств визуализации для развития лексико-грамматических навыков учащихся 5-го класса на уроке английского языка

В статье рассматриваются средства визуализации, представляется их использование на уроке английского языка в пятом классе

Визуализация в обучении иностранному языку посредством использования интернет-технологий

В статье авторы пытаются определить основные техники и приёмы визуализации для организации учебного материала на уроках иностранного языка посредством использования Интернет-приложений.

Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики

В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...

Использование игровых технологий при обучении грамматике английского языка

В статье рассмотрены возможности использования игровых технологий при обучении школьников грамматике английского языка. Представлены некоторые из игр, которые помогут учителю формировать у учащихся навыки работы с грамматическими конструкциями, особе...

Инновационные методы преподавания английского языка

В статье освещаются различные методы преподавания английского языка, а также описано использование инновационных методик обучения студентов коммуникации на английском языке. Новые методы, такие как групповые дискуссии, ролевые игры, мозговой штурм и ...

«Умные» технологии запоминания слов на уроках английского языка

В данной статье рассмотрены и проанализированы особенности современных технологий для заучивания английской лексики, предложены нетрадиционные способы запоминания слов в методике иностранного языка.

Применение игровой методики в изучении английского языка

В статье автор пытается определить важность применения игровой методики в изучении английского языка, а также разобрать, какие существуют эффективные игровые технологии.

Использование игровых технологий в начальной школе в обучении грамматике испанского языка

В статье автор предлагает методику формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы с использованием игровых технологий на уроках испанского языка.

Использование метода проектов на уроках английского языка в современной школе

В статье автор исследует аспекты использования метода проектов на уроках английского языка.

Роль и место наглядности при обучении грамматике на уроках английского языка в средней школе

В статье рассматривается значение принципа наглядности на уроках английского языка, а также стратегия формирования грамматических навыков с помощью средств наглядности.

Задать вопрос