В данной статье автор освещает основные законодательные нормы, регулирующие вопросы санитарно-эпидемиологического направления, а также отмечает, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции, был задействован весь их спектр. Однако, по мнению некоторых ученых, наблюдалось отсутствие единого правового подхода, для принятия необходимых мер, что обусловлено применением законов, с разной юридической силой.
Ключевые слова : охрана здоровья, санитарно-эпидемиологическая защита, чрезвычайная ситуация, стратегия, национальная безопасность.
In this article, the author highlights the main legislative norms regulating issues of sanitary and epidemiological direction, and also notes that in the conditions of a pandemic of coronavirus infection, their entire spectrum was involved. However, according to some scientists, there was a lack of a unified legal approach to take the necessary measures, due to the application of laws with different legal force.
Keywords: health protection, sanitary and epidemiological protection, emergency situation, strategy, national security.
Административно-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в нашей стране представляет собой комплексный институт административного права. Данная комплексность выражается в использовании совокупности правовых средств, находящихся в тесной взаимосвязи с такими понятиями как «безопасность» и «национальная безопасность», а с другой, с такими юридическими терминами как «чрезвычайная ситуация», «санитарно-эпидемиологическое благополучие», «чрезвычайное положение», [5].
Первые два термина относятся к ведению исключительно государства, собственно, это и логично, и прописано непосредственно в п. «м» ст. 71 Конституции РФ [1]. А вот вопросами здравоохранения могут ведать в том числе и субъекты Федерации. Меры по борьбе с эпидемиями отнесены к вопросам совместного применения (ст. 72 п. «ж», «з» Конституции), а в случае возникновения серьезных санитарно-эпидемиологических угроз на конкретной территории может быть введено чрезвычайное положение (ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении» [2].
Таким образом, сегодня данные вопросы регулируются как с точки зрения централизованного управления, так и организационной самостоятельности органов государственной власти субъектов Федерации.
Федеральный Закон «О безопасности» [3] предусматривает обширную деятельность государства по защите как территорий страны, обеспечению ее единства, так и заботу о населении с точки зрения экологической безопасности и других ее видов, что можно объединить под понятием «национальная безопасность». Данное понятие сформулировано и закреплено в Стратегии национальной безопасности РФ, где акцентируется внимание на том, что возникновение и распространение новых вирусов, угрожающих здоровью и нормальной жизни людей — это прямая угроза национальной безопасности, в связи с чем данный вопрос приобретает приоритетное значение для государства.
Право граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья обеспечивается Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ [4], посредством которого устанавливаются определенные правила и требования к соблюдению населением мер санитарной безопасности в случае необходимости. За нарушения в данной отрасли права КоАП РФ предусматривает административную ответственность (ст. 6.3) [5], что применялось в период пандемии коронавирусной инфекции с 2020 по 2022 гг.
Все меры можно разделить на профилактические и ограничительные. Первые, как правило, направлены на устранение различных инфекций и вирусов, их минимизацию и ликвидацию, а вторые — на противодействие распространению инфекционных заболеваний, проявление их массового характера, и, как правило, реализуются введением карантинов, ограничений мобильности населения, его массового скопления.
Распределение полномочий между государством и субъектами регламентировано Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Охране со стороны государства подлежат также аспекты, возникающие в случае чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, что регулируется соответствующим Федеральным законом.
Введение на территории любой страны особого правового режима осуществляется с целью стабилизации ситуации в государстве при возникновении угрозы конституционному строю, жизни и здоровью населения, а также общественному порядку. Прежде всего, введение особых правовых режимов, направлено на создание и поддержание необходимого уровня защищенности общественных объектов, сохранение всеобщего порядка и национальных интересов. Чрезвычайное положение представляет собой тип экстраординарного режима, который устанавливается либо во всем государстве в целом, либо на его определенных территориях при определенных условиях. Учитывая данные обстоятельства деятельность органов государственной власти и местного самоуправления подчиняется иным правилам.
В связи с объявлением Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекций — пандемией, в РФ был введен режим повышенной готовности, сравнимый по уровню организации с ликвидацией ЧС. Так, был утвержден ряд документов:
— План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением COVID-19;
— Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима чрезвычайной ситуации;
— порядок мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в субъектах РФ в связи с распространением COVID-19;
— правила согласования приостановления деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей, а также введение особого режима работы отдельных категорий граждан.
В области охраны здоровья и благополучия населения имеются и другие регуляторы. Приведенный перечень нормативных документов не является исчерпывающим, однако, по нашему мнению, он является основополагающим.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 8 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31, ст. 4398; Российская газета. 2020. 4 июля.
- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 2001. № 23, ст. 2277; 2016. № 27, ч. I, ст. 4153.
- Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (в ред. от 6 февраля 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 1, ст. 2; 2020. № 6, ст. 585.
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13 июля 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 1999 г. № 14, ст. 1650; 2020. № 29, ст. 4504.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 1 апреля 2020 г.) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; 2020. № 11, ст. 1577.
- Аникин С. Б., Пермяков А. И. Некоторые аспекты административно-правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в России // Вестник СГЮА. 2020. № 6 (137). С. 101–107.