По данным Всемирной организации здравоохранения в развитых странах с каждым годом увеличивается число когнитивных дисфункций среди молодежи. Ученые связывают это с ростом раздражителей, которые воспринимаются сенсорными системами и передаются в головной мозг. Он состоит из нервных клеток-нейронов, которые при чрезмерном возбуждении вступают в рефрактерный период т. е. возбудимость отдельных зон снижается до нуля. Пациент начинает чувствовать ряд симптомов, таких как:
— Повышенная утомляемость
— Ухудшение памяти
— Нарушение цикла сна и бодрствования
— Апатия
— Головные боли
— Трудности в обучении и т. д.
Если не купировать течение болезни на ранних стадиях, то она может привести к депрессии (по данным Всемирной организации здравоохранения ей страдают 112 миллионов человек во всем мире в возрасте от 14 до 27 лет синдрому хронической усталости (57 миллионов человек во всем мире), синдрому рассеянности внимания (13 миллионов человек во всем мире) и многим другим заболеваниям [1].
Такой класс лекарственных средств как ноотропы оказывают специфическое положительное влияние на высшие интегративные функции мозга. Они улучшают умственную деятельность и стимулируют познавательные функции, обучение и память, повышающие устойчивость мозга к различным повреждающим факторам. Поэтому именно ноотропы применяются для купирования подобных расстройств и предотвращения осложнений [2].
Можно сделать вывод, о том, что множество людей во всем мире являются потребителями препаратов из данной группы. Однако их приём должен происходить при строгом соблюдении правил, прописанных в инструкции, а именно:
— курс должен быть пропит целиком
— необходимо исключить прием алкоголя
— принимать только по медицинским показаниям и т. д.
Ведь если не придерживаться этих правил, то эффективность лечения снижается или может исчезнуть вовсе.
Как видим, вопрос информированности населения о ноотропных препаратах весьма актуален и нами он был поставлен целью данной работы.
В исследовании принимали участие 60 студентов различных факультетов ДонНМУ им. Максима Горького и НИУ БелГУ со 2 по 5 курс.
Анкета состояла из 5-ти взаимосвязанных этапов: социально- демографический портрет респондента, отношение к здоровому образу жизни, состояние здоровья, правила приема и эффективность, расширенная информированность.
В результате первого этапа анкетирования был сформирован медико-социальный портрет студента. Это в основном женщина (75 %), в возрасте 21-25 лет (66,6 %), имеющая неполное высшее образование (100 %), проживающая в городе (86,6 %), не имеющая детей (96,6 %), с доходом 1–2 прожиточных минимума (78,3 %), обучающаяся на факультете фармации Белгородского государственного университета (50 %).
В ходе анализа второго этапа опроса установлено, что большинство студентов являются приверженцами здорового образа жизни (придерживаются полностью 35 %, а в большинстве аспектов 55 %). Это подтверждается количеством занятий физкультурой (2–3 раза в неделю тренируются 65 %), достаточным количеством сна (6–8 часов в сутки спят 36,6 %). У большинства респондентов активная социальная жизнь, т. е. они имеют различные хобби (78,4 %), регулярно встречаются с друзьями (ежедневно 45 %, а раз в неделю 51,7 %). Курению подвержены только 31,6 %, однако большинство позволяет себе алкоголь-90 %.
Т. к. большинство респондентов ведут здоровый образ жизни, то закономерно, что по результатам исследований здоровья (3-й блок) удовлетворительным его считают 65 %, а хорошим — 20 %. Хронические заболевания присутствуют только у 15 % респондентов.
Больше половины людей изредка обращается к врачу 55 %, однако если обратились, то предписания выполняют 78,4 %, в то время, как самолечение предпочитают лишь 5 %. С таким классом лекарственных препаратов как ноотропы знакомы 86,6 %.
Малая доля (25 %) лично принимали препараты класса ноотропов (пирацетам 6,6 %, глицин 25 %, ноотропил 1,6 %).
Следующий этап социологического опроса направлен на осведомленность студентов о правилах приема и эффективности ноотропов. Он показал, что только 10 % принимали препарат по рекомендации врача (из них 11,7 % получили частичное улучшение), а остальные 15 % узнали о нем из других источников (в частности интернет) и желаемого эффекта в полной мере достигли 5 %. Во время приёма строго придерживались правил 5 %, не строго — 16,6 %. При приеме препаратов наблюдались диспепсические расстройства (3,3 %) и нарушения сна (1,6 %). Все эти побочные эффекты пропали сразу после отмены приема.
В рамках опроса была проанализирована необходимость расширенной информированности респондентов. Исследования показали, что 91,7 % процентов студентов желают получать информацию о ноотропах (в частности узнать про нозологии хотят 20 %, про механизм действия 11,7 %, про правила приема 18,3 %, про доказанную эффективность 38,3 %, про побочные эффекты 3,3 %). В вопросе выбора источника информации больше доверяют врачам (53,3 %), чуть меньше фармацевтам — 21,7 %.
Таким образом, в результате проведенного социологического исследования было определено о необходимости разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию фармацевтической помощи студентам. Группой авторов были сформулированы следующие рекомендации для информирования студентов медицинских вузов о профилактике когнитивных нарушений, а так же механизмах работы, показаниях и противопоказаниях, правилах приёма ноотропов:
1. Проводить лекционные и практические занятия по профилактике переутомлений, доводить до студентов значимость полноценного сна и отдыха.
2. Информировать о возможности применения в стрессовые периоды (экзаменационная сессия, государственная аккредитация, составление важных отчетов на работе) витаминно-минеральных комплексов для поддержания тонуса организма и адаптогенов (настойка женьшеня, лимонника, элеутерококка)
3. Для предупреждения самолечения студентами, информировать о необходимости обращения к врачу.
4. Информировать студентов о различных ценовых категориях ноотропов.
5. Проводить консультации по правилам курсового применения препаратов, по хранению, по совместимости с другими лекарственными препаратами и с пищей, т.д.
6. Организовывать круглые столы с фармацевтами и врачами, где студенты смогут получить ответы на интересующие их вопросы.
Литература:
- Депрессия. — Текст: электронный // https://www.who.int/: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression (дата обращения: 02.02.2023).
- Ноотропы. — Текст: электронный // www.rlsnet.ru: [сайт]. — URL: https://www.rlsnet.ru/library/articles/nevrologiya/nootropy-63 (дата обращения: 02.02.2023).