Несмотря на то, что проблема девиантного поведения неоднократно поднималась как в зарубежной, так и в отечественной социологической литературе, надо признать, что феномен девиантного поведения именно в общественных местах изучен значительно меньше, в том числе и в России. Традиционно к общественным местам, в которых проявляется девиантное поведение, включают развлекательные заведения. Считается, что цель посещения подобных заведений является отдых и развлечение, однако зачастую это понятие включает в себя и различные формы отклоняющегося поведения — в том числе чрезмерное употребление алкогольных напитков и даже прием наркотических средств. Кроме того, перечень общественных мест, где возможно проявление девиантного поведения, не исчерпывается только развлекательными заведениями, но включает в себя парки, скверы, улицы, и даже образовательные заведения. Нельзя не отметить и проблему изучения девиантного поведения в общественных местах, только с середины XIX века под влиянием позитивизма, как в социологии, так и в философии социальные науки начинают использовать научные методы в изучении объекта исследования. Постепенно ученые, занимающиеся разными аспектами девиантологии, начали активно использовать все социологические методы сбора и анализа эмпирических данных [5].
В конце 1980 и 1990 годов о методологии говорили, как о социальной дисциплине, отмечая, что есть проблема не только в сравнении прикладных исследований, но и во взаимосвязи между сравнительными исследованиями и социальными теориями [4]. В данной статье рассмотрены социологические методы изучения девиации. Исследование проводилось с помощью двух методов: анкетирование и интервью. В анкетировании приняло участие 100 респондентов, также в ходе исследования было проведено 8 формализованных интервью среди работников сферы общественного питания, а именно бара, ночного клуба и ресторана.
Применение такого метода, как анкетирование [4], позволяет получить независимую и полную картину по предмету исследования, собранную в ходе анкетирования информацию легко систематизировать и анализировать, также легко собрать большое количество информации при общей простоте проведения.
Анкета составлена с использованием как закрытых и полузакрытых, так и открытых вопросов, позволяющих подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы. Очень важно использование полузакрытых вопросов, поэтому в каждом вопросе присутствует вариант «другое», дающий возможность ответить свободно на заданный вопрос, если в анкете не предусмотрен возможный вариант ответа. Также анкета включает в себя так называемые «сензитивные» вопросы, которые вызывают моральный страх у респондентов, и ответы на эти вопросы чаще всего утаиваются [5]. Например, вопрос «Пробовали ли Вы наркотические вещества в любой их форме?». Поэтому в формулировании чувствительных вопросов, чаще звучит «Вы или Ваши друзья», предполагая, что респондент намного легче ответит не про личный опыт, а про опыт знакомых или друзей [2].
Интервью, проводимое среди людей, работающих в сфере общественного питания, имело вид формализованного интервьюирования. Вопросы, содержащиеся в анкете, были составлены заранее, и респонденты отвечали в заранее строгой последовательности. Некоторые вопросы дублировали вопросы в анкете, но предполагали выражение свободного мнение на тему возможных причин и мотивов возникновения девиантного поведения. Интервью, проходило в форме беседы, где респонденту до начала интервью были даны определения девиации, девиантного поведения. Затем респонденту предлагалось ответить на вопросы в свободной форме, которые заранее были поделены на следующие блоки:
1) Что такое девиантное поведение и как оно проявляется в общественных местах;
2) Употребление алкогольной продукции;
3) Табакокурение;
4) Употребление наркотических средств;
5) Агрессивное поведение;
Формализованное интервью позволило получить хорошо интерпретируемые результаты, за счет заранее подготовленных формулировок вопросов, при этом время проведения беседы составило в среднем 20–30 минут. Вопросы в анкете весьма чувствительны, и о 100 процентной искренности респондентов, конечно, говорить не стоит. Но, пожалуй, опрос помог выявить, какие формы девиантного поведения встречаются в общественных местах, частоту посещаемости жителями Калининграда увеселительных заведений, основные причины отклоняющегося поведения в общественных местах.
На вопрос “Как часто вы посещаете увеселительные заведения (ночные клубы, рестораны, бары)” 50 % респондентов ответило, что посещают раз в месяц и реже, 1 раз в неделю посещает 24 % опрошенных, 7 % — посещает пару раз в неделю, не посещают вообще заведения подобного типа 19 %. Причем, половина из 50 респондентов, ответивших, что посещают увеселительные заведения раз в месяц и реже — это юноши и девушки в возрасте 20 лет.
Наличие вредных привычек.
Из общего числа опрошенных, 64 % респондентов не имеют такой вредной привычки, как курение. Выкуривает около 1–10 сигарет в день — 24 процента ответивших, выкуривают пачку и более — 11 %.
Алкогольные напитки не употребляют 19,0 % опрошенных, не чаще одного раза в месяц и совсем немного — 40,0 процентов, 18,0 % — один раз в неделю и совсем не много, 14,0 % людей употребляют алкогольные напитки один раз в месяц, но зато так, чтобы запомнилось на месяц, 5 % людей пьют один раз в неделю, но очень много. Каждый день выпивает 1,0 % от всех респондентов (см. приложение 1).
Употребление наркотических средств, влюбой их форме.
На вопрос “Пробовали ли Вы наркотические средства в любой их форме”, 25,0 % ответили, что да, но им не понравилось, действие наркотических средств понравилось — 14 % опрошенных, никогда не употребляли наркотические средства и даже не думали об этом — 50 %, не пробовали, но хотели бы 11,0 %. Причем, 22 %, кто пробовал наркотические вещества — это молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, 10 % — от 24 до 30 лет и 5 % респондентов в возрасте от 31 до 37, ответивших положительно.
Далее на вопросы 5–7 отвечали только те, кто употребляли наркотические средства, поэтому результаты этих вопросов приводятся в процентах от тех, кто знаком с наркотическими веществами.
Впервые 25,6 % опрошенных попробовали наркотические вещества в общественных, местах (в парках, скверах, на улице), в ночном клубе, баре ресторане, дискотеках — 20,5 %, 38,5 % опрошенных — «на квартирах». В учебных заведениях- 12,8 %. Стоит отметить, что впервые употребление наркотических средств у молодых людей в возрасте 20 лет происходило в основном «на квартирах» и в таких общественных местах, как парки, скверы, улицы.
Основные причины употребления наркотиков:
20,5 % респондентов ответили, что целью употребления наркотических средств было поднятие настроения и облегчения общения, для 38,5 % опрошенных — испытание новых ощущений, 66,6 % впервые попробовали наркотики просто из любопытства и лишь 25,6- делали это «за компанию» и лишь 4,5 % опрошенных употребляли наркотики, чтобы отвлечься от неразрешимых проблем. (Прим. в анкете предусматривалось от 1 до 3 ответов). На вопрос “Есть ли среди ваших знакомых те, кто пробовали наркотические средства” — 49,0 % респондентов сказали, что они знают людей, кто пробовал наркотики, 10 % ответило, что знают таких, кто употребляет регулярно, употребляет наркотики от случая к случаю — 14 %
В следующем вопросе, респондентам предлагалось оценить в процентах количество знакомых, которые хоть раз в жизни пробовали наркотические средства, усредненное значение — 32,7 %, которое, может сказать, что ответы респондентов искренни в предыдущем вопросе.
Отдельного внимания заслуживают вопросы, посвященные проблеме девиантного поведения в таких общественных местах, как ночные клубы, бары, дискотеки, рестораны. Выяснилось, что 65,0 % опрошенных всегда употребляют алкогольные напитки отдыхая в увеселительных заведениях, чтобы расслабиться и поднять себе настроение, 5 % выпивают, чтобы не чувствовать себя некомфортно среди друзей, 27 % — отдыхают с друзьями, не выпивая. Не являясь курильщиками 36,0 % опрошенных находясь в состоянии алкогольного опьянения позволяют себе курить. Что касается, агрессии в отношении других, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения 42,0 % опрошенных признались, что, действительно, вступали в конфликт, при этом 26 % — инициаторами конфликта не являлись, 2 % — являлись инициаторами.
Интерпретация результатов интервью
В ходе исследования было проведено 8 интервью среди работников сферы общественного питания, а именно бара, ночного клуба и ресторана.
По мнению большинства респондентов, девиантное поведение в общественных местах проявляется как агрессивное поведение в состоянии алкогольного опьянения, чрезмерное употребление алкогольных напитков, употребление наркотических средств. Были выделены и следующие формы: вандализм, распитие спиртных напитков во дворах, на детских площадках. Причем большинство опрошенных ответило, что чаще всего девиация встречается в ночных клубах, барах, ресторанах и таких общественных местах, как детские площадки, скверы, парки.
Не менее важным стал вопрос о табакокурении. Респондентам предлагалось высказать свое мнение, отвечая на вопрос: «Табакокурение — это форма девинатного поведения или для современного общества это норма?». Мнения респондентов разделились, но чуть преобладало мнение, что табакокурение это форма девиации, так как в первую очередь это загрязнение окружающей среды и осознанное нанесение вреда здоровью. Респонденты, ответившие, что табакокурение — это норма, придерживаются мнения, что в современном обществе курение стало обыденность и, скорее, привычкой. Причем опрашиваемые почти единогласно ответили, что число курящих, посещающих увеселительные заведения, варьируется от 60 до 90 %.
Что касается употребления алкогольных напитков, почти все респонденты единогласно ответили, что примерно 90–95 % отдыхающих употребляет алкоголь. Следующий вопрос предлагал оценить в процентах, сколько людей употребляет данные виды напитков в выходной день: крепкие, слабоалкогольные, безалкогольные напитки. Ответы работающих в ночных клубах и барах существенно отличались от ответов работающих в ресторанах или кафе. Разница обусловлена тем, что цель посещающих подобные заведения, как правило разная, как и целевая аудитория.
И так, в ночных клубах, барах крепкие алкогольные напитки в среднем употребляет 58,4 % отдыхающих, слабоалкогольные напитки — 35,0 %, безалкогольные напитки- 8,6 %. В ресторанах или кафе, примерно 37,5 % употребляет крепкие алкогольные напитки, 50,5 % употребляет слабоалкогольные напитки и безалкогольные напитки — 14,3 %. Основными мотивами употребления алкогольных напитков, респонденты считают: расслабление и отдых, веселье, уход от неприятностей и стрессовых состояний.
Что касается употребления наркотических средств, оценивая по внешним признакам и характерным поведением, примерно 45 % отдыхающих находятся в состоянии наркотического опьянения. Основным мотивом, по мнению респондентов, является желание достичь эйфории и уйти от повседневных проблем.
Не менее важная тема, поднятая в интервью, агрессивное поведение в общественных местах [3]. Все опрашиваемые ответили, что не раз наблюдали агрессию, обусловленную алкогольным или наркотическим опьянением. Также одной из причин назвали неуважение по отношению к другим и агрессия, вызванная на фоне различных разногласий.
Проведенный социологический опрос и интервью на тему девиантного поведения в общественных местах позволяет сделать выводы:
- Чаще всего заведения развлекательного характера посещает молодежь в возрасте от 18 до 35 лет.
- Заявляемая цель употребления алкогольных напитков — расслабление и получение удовольствия.
- Под воздействием алкогольных напитков человек утрачивает чувство ответственности перед обществом и собой (агрессия, употребление наркотических средств)
- Употребление наркотических средств чаще всего связано с любопытством испытания новых ощущений, причем именно эту причину выбрали в основном респонденты в возрасте 18–20 лет.
Анализ применения методов кисследованию проблемы.
При изучении таких форм девиантного поведения как алкоголизм, наркомания, табакокурение и агрессивное поведение уже в разработке теоретической модели исследования возникают трудности. Специфика объекта исследования (девиантное поведение в общественных местах) с самого начала обуславливает ошибки в полученных результатах, причем эти ошибки редко можно выявить на первых этапах исследования, чаще всего они выявляются уже после обработки и интерпретации данных. Социологи считают, что при обычных опросах искренность респондентов составляет 80–90 %, в то время как при изучении девиантного поведения лишь 40–50 %.
Снизить погрешности ошибки до 20–25 %, как в опросе, так и в интервью, применяемых в исследовании, поможет опытность и искусство интервьюера, анонимность опроса и интервью также повысит достоверность полученных результатов.
Основной трудностью при проведении, как опроса, так и интервью стали установки респондентов. Чаще всего респонденты старались уклониться от вопросов представляющих «опасность», то есть связанные с личным опытом. Но, интервьюирование и анкетирование позволили выделить мотивы, причины девиантного поведения, о которых респонденты были согласны рассказать.
Что касается анкетирования, опросный метод был достаточно успешен в изучении отклоняющегося поведения, но важно соблюдать некоторые принципиальные требования. Во-первых, вопросы в анкете должны максимально отражать суть проблемы. Во-вторых, необходимо включать, как закрытые, так и открытые вопросы. Закрытые вопросы легче анализировать, но такой тип вопроса значительно ущемляет выражение свободного мнения респондента, также необходимо помнить, что вопросы не должны подталкивать к определенному ответу.
Интервью, используемое в опросе, имело четкий план задаваемых вопросов, но, тем не менее, информация, полученная в ходе проведения интервью значительно глубже и содержательнее, чем в анкетировании. Качественное исследование позволило осуществить сбор подробной глубинной информации об убеждениях, мнениях, мотиваций респондентов. Но, не смотря на свои плюсы, выражающиеся не только в содержательности результатов, но и в относительной легкости анализа и интерпретации данных, интервью имеет свои недостатки. Как правило, качественные методы характеризуются малыми размерами выборки, что не позволяет нам обеспечить получение количественного описания результатов. Анкетирование, в свою очередь, позволяет судить о распространенности изучаемых явлений.
Проведенное социологическое исследование с помощью опроса и интервью позволило сделать выводы, что в целом эти методы достаточно успешны при изучении девиантного поведения. Результаты проведенного исследования показали, что выбранные методы позволили адекватно оценить проблему девиантного поведения в общественных местах, получить ответы на чувствительные для общества темы, которые обычно вызывают у респондентов «моральную панику», за счет анонимности опроса. Данные, полученные в ходе анкетирования дали содержательные и хорошо интерпретируемые результаты.
Литература:
- Звановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения), — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
- Гасанов Э. Г. Наркотизм: тенденции и меры преодоления (на материалах Азербайджанской Республики). М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.,
- Девятко И. Ф. Методы социологического исследования.— Екатеринбург: Изд-во Урал, ун- та, 1998.— 208 с.
- М. Е. Позднякова (ред.). Девиантное поведение: методология и методика исследования. —: Реглант, 2004. — 196 с.
- Морозов А. В. Социальная психология. — М.: Академический проект, 2008. — с. 127.
- Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/ Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.— М.: Мысль, 1994.— 399 с.
- Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) Москва, 1966.
- Ломброзо Чезаре. Преступный человек. СПб.: Мидгард, 2005.
- Зигмунд Фрейд. Психология бессознательного. Москва: Просвещение, 1990, 448 с.