Взаимосвязь креативности со способностью к адаптации детей среднего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 03.02.2023

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Киреева, Ю. И. Взаимосвязь креативности со способностью к адаптации детей среднего школьного возраста / Ю. И. Киреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 241-244. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99725/ (дата обращения: 02.05.2024).



Полноценная реализация детского потенциала личности во многом зависит от социальной поддержки. Вместе с тем, креативные дети могут иметь как успехи, так и проблемы, связанные с их адаптацией в социуме. В статье приводятся теоретические основы некоторых особенностей детей с креативным мышлением и условия их адаптации в социуме.

Ключевые слова : психологическая адаптация, творческое мышление подростков, подростковый возраст, креативность школьников.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью способностей адаптации современных подростков с креативным мышлением.

Цель исследования. Научная деятельность направлена на обоснование взаимосвязи креативности мышления и адаптационного процесса детей среднего школьного возраста.

Метод или методология проведения работы. Теоретико-методологическим основанием исследования является междисциплинарный подход.

Результаты. Раскрыта роль креативности, как условия социально-психологической адаптации детей среднего школьного возраста в социуме.

Область применения результатов. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших исследованиях, а также в педагогико-психологической деятельности.

Креативность считается одним из самых сложных и важных видов поведения человека. Воздействие креативного мышления очевидно и широко распространено, оно признано в самых разных областях — от решения повседневных жизненных проблем до науки и искусства. Креативность обычно относится к способности генерировать творческие идеи. Согласно большому психологическому словарю, «креативность» (англ. creativity) — это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

Осмысленное творчество начинается в подростковом возрасте с развития способности к абстрактному мышлению вместе с творческими процессами. Данные процессы возникают сначала в подростковом возрасте в результате эффективного формирования и адаптивной фиксации способов переживания и решения подростковых психологических задач развития, переживаний, в большей или меньшей степени ведущих к зрелой взрослой жизни.

Отчасти это формирование может быть связано с ранними волнениями, потому что у всех подростков есть тенденция к превышению целей. Подростковая особенность бунтарства является неотъемлемой частью попыток независимости от родителей. Иногда это довольно болезненно как для самих подростков, так и для родителей, которые являются объектами их неповиновения.

Сильный компонент сопротивления в бунтарстве, включая оппозицию в какой-то момент социальному, а также родительскому диктату, отличается от коротких и поверхностных оппозиционных фаз 2–3-летних детей в раннем детстве, он продолжается на протяжении всего подросткового возраста, пока не будет изменен и проработан. В целом, этому способствует как задача развития через созревание к индивидуализации или стабильной идентичности. Для творчески мотивированных подростков оппозиция имеет разные инновационные эффекты и сохраняется как основа для когнитивных противоположных диспозиций.

Психологическая выносливость рассматривается как один из адаптационных ресурсов личности к стрессовым ситуациям, отвечающий за сохранение психического здоровья. Подростки, как возрастная группа, являются одними из наиболее восприимчивых к стрессовым факторам, поэтому психологическая выносливость важна для нормального развития подростков.

Проблема адаптации к требованиям социальной среды особенно остро стоит в подростковом возрасте, который традиционно рассматривается как кризисный возраст [2]. Стремление подростков испытать собственные силы, добиться успеха и самоутвердиться в группе сверстников связано с различного рода трудностями, которые могут привести к неадекватным формам поведения. Из-за этого все больше исследований связано с изучением факторов, обеспечивающих развитие психологической выносливости, которая рассматривается как основной адаптационный ресурс человека, ответственного за сохранение психического здоровья и благополучия подростков.

В ряде исследовательских работ было выявлено, что психологическая выносливость и способность к адаптации во внешней среде более выражена у подростков, занимающихся спортом, творческой, интеллектуальной или вокальной деятельностью, по сравнению с обычными школьниками [Султанбаева и Чертыков, 2014; Чернявская и Шабанова, 2016; Плотников и др., 2017; Шумакова и Шамардина, 2018]. Не оспаривая значимости этих исследований, следует отметить, что они проводились на небольшой выборке и носят скорее локальный характер.

Роль влияния социальной среды на адаптацию подростков изучали такие российские психологи, как Ананьев (2007) и Рубинштейн (2015), а также зарубежные исследователи — Деси и Райана (2000), Бандур (2004) и Селигман (2013).

Можно предположить, что включение подростков в различные социальные условия жизни может повлиять на развитие их способности к адаптации. Так, например, спортивная деятельность происходит в условиях реальной конкуренции, направленной как на непосредственные, так и на отдаленные цели, поэтому она связана со стрессовыми соревновательными ситуациями, с необходимостью преодолевать трудности, поэтому можно предположить, что наличие психологической выносливости, с одной стороны, является одним из основных условий их успеха, и поэтому все компоненты адаптации имеют большое значение и должны быть развиты на достаточно высоком уровне.

Учебная деятельность в гимназиях, лицеях и специализированных исследовательских центрах ориентирована на высокие академические достижения с ориентацией на будущие перспективы, это кажется невозможным без самоконтроля, и поэтому можно предположить, что этот уровень адаптации должен быть высоким.

В обычной школе подростки находятся в более естественных условиях жизни, они более предоставлены самим себе, у них меньше обязательств и больше свободного времени для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Все указанные виды деятельности детей среднего возраста по-разному влияют на уровень креативности и адаптации в социуме.

Влияние социальной среды на развитие креативности имеет важное значение, это то, что позволяет предлагать инновационные решения проблем, то есть то, что окружает учащегося и способствует развитию его личности.

Ключевой проблемой в развитии креативности, является мотивация. Чтобы развивать креативность, это должна быть более высокая внутренняя мотивация, чем внешняя. Также стоит отметить, что значительное влияние на развитие креативности оказывают социальные факторы, так что внутренняя мотивация, внутренняя оценка в соответствии с техническими критериями и отсутствие внешних вознаграждений являются решающими факторами для ее развития. Другими словами, внешние стимулы и мотивация к выполнению задачи должны сочетаться взаимодополняющим образом.

Как правило, творческое обучение характеризуется тем, что оно активное, мотивирующее, динамичное и вовлекающее. Также творческое обучение относится к знаниям, полученным при активном участии субъекта, от его планирования до его усвоения, характеризующегося внутренней мотивацией, ориентированностью на учащегося, открытостью процесса и самооценкой.

Барьеры для творческого мышления находятся в рамках трех типов блоков: перцептивных, культурных и эмоциональных. Блоки характеризуются следующим образом [5]:

— Перцептивные блоки. Предполагается, что человек не видит проблемы или не видит, что не так, из-за нескольких ограничений, таких как выделение проблемы, определение условий проблемы, использование органов чувств для наблюдения за проблемой, восприятие отдаленных взаимосвязей, исследование очевидного или различение причины и следствия.

— Эмоциональные блоки. Являются ли они результатом собственной неуверенности человека, такой как страх ошибиться или выглядеть глупо, цепляться за первую идею или решение, которое приходит на ум, косность мышления, высокая мотивация к быстрому успеху, чрезмерное желание безопасности, страх и недоверие к начальству, недостаток энергии для решения проблемы, опыт и отсутствие желания внедрять новое решение.

— Культурные блоки. Это те, которые вытекают из того, чему учат, и которые научились воспринимать как хорошие или плохие, такие как желание приспособиться к общепринятым правилам, желание быть практичным и экономичным, склонность к принятию позиции «все или ничего», слишком много или мало знаний о чем-либо, чрезмерная конкуренция слишком веря в статистику или логику, считают, что фантазия того не стоит, и считают, что невежливо быть очень любопытным или сомневающимся.

Лорна [4] описывает барьеры творчества как препятствия, влияющие на творческие и инновационные навыки отдельных людей. Она считает, что знание, выявление и осознание барьеров на пути творческого мышления могли бы предотвратить их появление и позволить реализовать творческий потенциал отдельных людей м успешно адаптироваться в социуме. С этой целью Лорна создала условный Перечень препятствий для творческого мышления и инновационных действий.

Эти блоки и барьеры также были обобщены на два типа: внутренние и внешние барьеры. Внутренние барьеры были связаны с блоками восприятия и эмоциональными блоками, а внешние — с культурными блоками.

Исходя из данного подхода, можно развивать навыки творческого мышления подростка в различных областях учебной программы в качестве сквозной компетенции и целенаправленным и конкретным образом. Аналогичным образом можно сформировать методику адаптации подростков к внешним факторам. Чтобы развить творческие навыки и творческое мышление, успешно адаптироваться в социуме, барьеры должны быть устранены, и следует применять творческие навыки, задействованные в процессе решения проблем. Цель состоит в том, чтобы создавать творческие продукты путем преднамеренного использования и применения творческих стратегий.

Теоретические выводы могут быть использованы для разработки стратегий образовательных программ по коррекции социальных условий для развития психологической выносливости и адаптации у подростков разных социальных групп, обеспечения их благополучия. В частности, для подростков всех социальных групп одним из основных условий повышения выносливости является наличие вовлеченности и интереса к осуществлению деятельности или социальному взаимодействию.

Еще одним важным аспектом является необходимость постановки краткосрочных и долгосрочных целей, что характерно для занятий спортом и школ академической ориентации и которых недостаточно в обычных школах. Целевые установки и действия по их достижению могут способствовать развитию самоконтроля, готовности к риску, принятию успехов и неудач как важного опыта, который может повысить уверенность подростков и обеспечить успешную адаптацию в социуме.

Третьим важным компонентом стратегии работы с креативными подростками является развитие готовности к риску или желания активно приобретать знания из опыта для последующего использования, это достигается только в том случае, если содержательный компонент программ предусматривает увязку планируемых занятий с будущей профессиональной деятельностью или с теми навыками, которые могут быть полезны при освоении определенной профессии или иметь какой-то реальный практический результат, которым подросток может гордиться и воспринимать его как достижение, значимое для будущего.

Таким образом, проведенное исследование подтверждает то, что существует взаимосвязь между креативным мышлением детей среднего школьного возраста и способностью их адаптации в социуме, которая сводится к выполняемой ими деятельности и условиям, в которых эта деятельность осуществляется. Полученные результаты могут способствовать построению стратегии работы с креативными подростками и различными социальными группами для достижения их благополучия. В связи с этим дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение взаимосвязи психологической выносливости подростков с их способностью к адаптации в социуме и наличием условий для удовлетворения их потребностей, которые рассматриваются как факторы благополучия.

Литература:

  1. Андронникова Ольга О., Перевозкина Юлия М., Дмитриева Наталья. В., Щукина Надежда А. Структура адаптационного потенциала одаренных подростков // Вестник КемГУ. 2017. № 4 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-adaptatsionnogo-potentsiala-odarennyh-podrostkov (дата обращения: 08.01.2023).
  2. Калашникова М. Б. и Петрова Е. А. Проблема касается современных подростков: риски и ресурсы. J. Педагог. Rev. 4, 2017, С. 166–174.
  3. Креативность. URL: https://psychological.slovaronline.com/857-KREATIVNOST (дата обращения: 08.01.2023)
  4. Лорна П. М. Перечень препятствий на пути творческого мышления и новаторских действий, Библиотека Пфайффера (2-е изд.) Том 8, 1998 г., С.46–53
  5. Larraz-Rábanos N. Development of Creative Thinking Skills in the Teaching-Learning Process. URL: https://www.intechopen.com/chapters/76737 (дата обращения: 08.01.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): психологическая выносливость, подростковый возраст, подросток, творческое мышление, адаптация, креативное мышление, развитие креативности, социальная среда, социум, школьный возраст.


Ключевые слова

подростковый возраст, психологическая адаптация, творческое мышление подростков, креативность школьников

Похожие статьи

Развитие креативного мышления как важнейшее условие...

Ключевые слова: креативное мышление, творческая активность.

Развитие креативного мышления подростков является одной из ключевых проблем современной

Творческая активность в значительной мере связана с развитием креативного мышления человека.

6) подростковый возраст является наиболее сензитивным к социальным явлениям...

Процесс развития сферы коммуникации и формирование...

Мы считаем, что развитие коммуникации и формирование креативности у подростков

Чтобы развивать креативное мышление у подростков я применяю различные игровые приемы.

и соответствующий возраст испытуемых — младший школьный или подростковый.

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Влияние психологических особенностей формирования личности...

подросток, способность, социальная среда, изобразительная деятельность, образное мышление, подростковый возраст, развитие, старший школьный возраст, творческая деятельность, творческое воображение.

Связь развития креативности и наличия симптоматики...

- развитие креативного, творческого мышления; - развитие логического, прогностического и оперативного мышления

Подростковый возраст, в определенном смысле является уникальным именно потому, что психика подростка находится в стадии активного формирования.

К позитивным можно отнести развитие уровня креативности у подростков.

Влияние социального окружения на проявление и развитие...

Условия, тормозящие развитие креативности в детском возрасте.

- развитие креативного, творческого мышления. Креативность, как общая творческая способность представляет собой

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Поэтому развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде.

Формирование креативности личности школьника

...аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду (сферу

Согласно современным психологическим представлениям [1] креативность есть общая черта

1. Креативные личности обладают большой физической энергией, но в то же время часто

10. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.

Социально-психологическая адаптация подростков в новых...

...подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению.

В подростковом возрасте отношения подростка с товарищами, сверстниками и

Учебный класс - важнейшая инстанция социализации и группа принадлежности подростка.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста.

Влияние формирования творческого потенциала на развитие...

Обратимся к исследованию формирования творческого потенциала в старшем школьном возрасте по

Рассматриваемый возраст условно можно разделить на два подпериода.

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических

Развитие креативности личности мы понимаем как развитие личности в ее целостности.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

В подростковом возрасте условно выделяют две возрастные группы: младшие подростки

Психологические особенности среднего школьного возраста.

Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста.

Похожие статьи

Развитие креативного мышления как важнейшее условие...

Ключевые слова: креативное мышление, творческая активность.

Развитие креативного мышления подростков является одной из ключевых проблем современной

Творческая активность в значительной мере связана с развитием креативного мышления человека.

6) подростковый возраст является наиболее сензитивным к социальным явлениям...

Процесс развития сферы коммуникации и формирование...

Мы считаем, что развитие коммуникации и формирование креативности у подростков

Чтобы развивать креативное мышление у подростков я применяю различные игровые приемы.

и соответствующий возраст испытуемых — младший школьный или подростковый.

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Влияние психологических особенностей формирования личности...

подросток, способность, социальная среда, изобразительная деятельность, образное мышление, подростковый возраст, развитие, старший школьный возраст, творческая деятельность, творческое воображение.

Связь развития креативности и наличия симптоматики...

- развитие креативного, творческого мышления; - развитие логического, прогностического и оперативного мышления

Подростковый возраст, в определенном смысле является уникальным именно потому, что психика подростка находится в стадии активного формирования.

К позитивным можно отнести развитие уровня креативности у подростков.

Влияние социального окружения на проявление и развитие...

Условия, тормозящие развитие креативности в детском возрасте.

- развитие креативного, творческого мышления. Креативность, как общая творческая способность представляет собой

Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки.

Поэтому развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде.

Формирование креативности личности школьника

...аспекта: креативный процесс, креативный продукт, креативную личность и креативную среду (сферу

Согласно современным психологическим представлениям [1] креативность есть общая черта

1. Креативные личности обладают большой физической энергией, но в то же время часто

10. Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника.

Социально-психологическая адаптация подростков в новых...

...подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению.

В подростковом возрасте отношения подростка с товарищами, сверстниками и

Учебный класс - важнейшая инстанция социализации и группа принадлежности подростка.

Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста.

Влияние формирования творческого потенциала на развитие...

Обратимся к исследованию формирования творческого потенциала в старшем школьном возрасте по

Рассматриваемый возраст условно можно разделить на два подпериода.

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических

Развитие креативности личности мы понимаем как развитие личности в ее целостности.

Особенности развития мышления в подростковом возрасте

Ключевые слова: мышление, развитие мышления, конкретное мышление, формальное мышление, подростковый возраст.

В подростковом возрасте условно выделяют две возрастные группы: младшие подростки

Психологические особенности среднего школьного возраста.

Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста.

Задать вопрос