Развитие креативного мышления как важнейшее условие творческой активности подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Умарова, А. К. Развитие креативного мышления как важнейшее условие творческой активности подростков / А. К. Умарова, Г. Б. Мауленбердиева, И. А. Корнилко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 18 (413). — С. 499-501. — URL: https://moluch.ru/archive/413/91113/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы раскрывают значение развития креативного мышления как важнейшего условия творческой активности подростков.

Ключевые слова: креативное мышление, творческая активность.

Социально-экономические реформы и преобразования, затрагивающие все сферы общественного развития в Республике Казахстан, предъявляют качественно новые требования к системе подготовки учащихся, в которой важное место отводится воспитанию творческой личности, способной к самостоятельному решению нестандартных проблем. Важнейшей проблемой для каждого педагога является создание благоприятных условий для становления и развития субъективной позиции школьника по отношению к восприятию окружающей действительности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, стимулируя и развивая в ребенке потребность к самореализации, способствуя максимально полному раскрытию индивидуальных способностей в различных областях науки, техники, искусства.

Творчество во все времена было неотъемлемым свойством человеческой деятельности, её необходимым и существенным атрибутом. Возникновение человека и человеческого общества было предопределено творчеством. Оно же лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства.

Развитие креативного мышления подростков является одной из ключевых проблем современной педагогики и психологии. На личностном уровне активность проявляется в деятельности и отражает ведущие мировоззренческие, ценностные, жизненные установки личности. Наличие креативного мышления у подростков инициирует стремление личности к эффективному преобразованию окружающей действительности, его творческую активность.

Согласно научной теории о творчестве, исходной точкой процесса творчества являются активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, креативность мышления, способность человека легко переключаться от уже «решенной» проблемы к началу нового поиска, новых путей решения проблемы, склонность и умение фантазировать и обобщать мысли, идеи, способность направлять, аккумулировать внутреннюю энергию для решения проблемных задач и т. д. [1].

Для определения уровня творческой активности личности важно подчеркнуть осуществление деятельности в новых условиях, требующих своеобразия подходов к совершаемым предметным действиям, нахождения новых способов, а это в свою очередь, определяет креативность мышления. Переход на уровень творческой активности — свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, свидетельство значительной силы его внутренних процессов, его саморегуляции и самоорганизации, поскольку прежние уровни активности его обогатились опытом.

Творческая активность в значительной мере связана с развитием креативного мышления человека. С учетом данных теоретических положений представляется возможным уточнить сущность понятия «развитие креативного мышления личности». Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим. То есть развитие выступает как взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития креативного мышления и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, с другой. К числу основных относятся следующие закономерности: развитие креативного мышления личности детерминировано внутренними и внешними условиями; развитие креативного мышления личности обусловлено мерой собственной активности человека, направленной на самосовершенствование, участие в творческой деятельности и общении; развитие креативного мышления личности детерминировано типом ведущей деятельности; развитие креативного мышления личности зависит от содержания и мотивов творческой деятельности, в которой он участвует; развитие креативного мышления креативного мышления обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития творческой активности личности.

С учетом вышесказанного, под развитием креативного мышления личности следует понимать поступательный процесс целенаправленного развития и саморазвития личности через осознание собственной сферы потребностей, ценностей и мотивов, характеризующийся наличием устойчивых навыков к освоению действительности и преобразующей продуктивной деятельности. Развитие креативного мышления личности требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Особое звучание приобретает проблема развития креативного мышления в подростковом возрасте. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в данный возрастной период в развитии личности просматривается ряд важных психолого-педагогических особенностей, которые в определенной мере отражаются на развитии креативного мышления подростка.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития психики в интеллектуальной сфере выделяет И. Ю. Кулагина, отмечая высокие возможности развития таких творческих способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках индивидуального решения нестандартных проблем [2].

Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития способности к переносу опыта. Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными операциями, как классификация, аналогия, обобщение, способствует эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью проведения анализа и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для этого возраста характерен интерес к абстрактным проблемам. Культурные ценности, духовные и материальные, созданные за всю историю человечества, присваиваются детьми за относительно короткий период их детства, отрочества и ранней юности.

Ведущими характеристиками развития креативного мышления выступают мотивы творческой деятельности и умение организовать собственную деятельность, поскольку именно эти критерии во многом определяют возможность дальнейшего развития познавательного интереса и перерастание его в реальную деятельность. Критичность личности проявляется через смысловую оценку существующего и приобретенного опыта. Внешним проявлением способности преобразовывать структуру объекта является генерирование идей. А это невозможно без умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, классифицировать, описывать, выстраивать новые связи в объектах и системах, выдвигать гипотезы, доказывать их правомерность.

К объективным предпосылкам творческой деятельности мы относим возможности образовательной среды, способствующие проявлению и развитию творческой активности. Для нас существенным является тот факт, что само по себе наличие двух предпосылок еще не приводит к творческой деятельности, она возможна только тогда, когда между объективными и субъективными предпосылками устанавливается положительная взаимосвязь и взаимозависимость. Последнее достижимо, поскольку образовательная среда решает задачи, актуальные для самого подростка, которые в первую очередь обусловлены его возрастными особенностями.

Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сформулировать следующие выводы:

1) на личностном уровне активность проявляется в деятельности и отражает ведущие мировоззренческие, ценностные, жизненные установки личности. Стремление личности к эффективному преобразованию окружающей действительности инициирует творческую активность, которая является психологической основой творческой деятельности;

2) под творческой активностью личности нами понимается системное интегративное качество, базирующееся на внутренней потребности в эффективном освоении действительности и проявляющееся в преобразующей продуктивной деятельности;

3) структурными подсистемами творческой активности выступают качества личности, соотносимые с основными этапами творческой деятельности: чувство новизны, направленность на творчество, способность преобразовывать структуру объекта, критичность;

4) в творческой активности можно выделить две составляющие: желание и возможность к достижению акта творчества; умение выразить открывшуюся сущность в общепонятном культурном тексте;

5) под развитием творческой активности личности следует понимать поступательный процесс целенаправленного развития и саморазвития личности через осознание собственной сферы потребностей, ценностей и мотивов, характеризующийся наличием устойчивых навыков к освоению действительности и преобразующей продуктивной деятельности;

6) подростковый возраст является наиболее сензитивным к социальным явлениям, решающим в формировании и развитии личности. Школьники младшего подросткового возраста (учащиеся 5–6 кл.) характеризуются активизацией сознательного отношения к себе, к миру, стремлением к самоопределению и самореализации, становлением мировоззрения;

7) одной из важнейших субъективных предпосылок творческой деятельности подростков является потребность в самовыражении. Реализация творческой инициативы зависит от уровня развития качеств, соотносимых с основными этапами творческой деятельности: чувства новизны, направленности на творчество, способности преобразовывать структуру объекта, критичности. К объективным предпосылкам творческой деятельности подростков относятся возможности образовательной среды, способствующие проявлению и развитию творческой активности.

Литература:

  1. Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Я. А. Пономарев и его школа / Психология творчества. Школа Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — С.24.
  2. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Трикста, 2011, 2013. — C.58.
Основные термины (генерируются автоматически): творческая активность, творческая деятельность, креативное мышление, развитие, творческая активность личности, образовательная среда, окружающая действительность, подростковый возраст, преобразующая продуктивная деятельность, личностный уровень.


Похожие статьи

Методологические основы понятия творческой активности...

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую, при этом творческая активность проявляется в самых различных видах деятельности [10].

Особенности развития творческой активности учащихся...

Развитие творческой активности в процессе обучения... Проблема развития творческой активности личности относится к разряду

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа...

Развитие творческой активности учащихся в школьном классе

Безрукова В. С. под творческой активностью понимает «свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность — это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны...

Процесс развития сферы коммуникации и формирование...

Развитие творческого мышления в системе дополнительного... Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки. Формирование креативного мышления на уроках. Чтобы развивать креативное мышление у подростков я применяю...

Развитие творческой активности в процессе обучения...

Развитие творческой активности — это процесс и результат качественного изменения личности, увеличение комплекса качеств, характеризующих ее творческую активность, происходящее за определенное время посредством общения, обучения...

Влияние формирования творческого потенциала на развитие...

Развитие творческого потенциала личности предполагает ее целостное развитие, прежде всего

Изменяя креативные свойства индивида, мы воздействуем на широкую область

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить...

Особенности формирования и развития креативных...

Представленными выше критериями принято характеризовать творческую деятельность в целом. Для развития креативных способностей, главной задачей педагога, является предоставить простор для поиска креативных решений, выступая в роли наставника...

Особенности развития творческого воображения младших...

Развитие творческого воображения детей 10–12 лет имеет ряд особенностей, связанных с

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий

творческое мышление, творческая деятельность, творческий процесс, продуктивное...

Развитие творческих способностей обучающихся подросткового...

Подростковый возраст — это период, наиболее благоприятный для развития творческой

Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся подросткового возраста в

Эффективность развития школьников определяется не только активностью участия детей в...

Похожие статьи

Методологические основы понятия творческой активности...

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить задачи, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую, при этом творческая активность проявляется в самых различных видах деятельности [10].

Особенности развития творческой активности учащихся...

Развитие творческой активности в процессе обучения... Проблема развития творческой активности личности относится к разряду

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа...

Развитие творческой активности учащихся в школьном классе

Безрукова В. С. под творческой активностью понимает «свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна. Творческая активность — это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны...

Процесс развития сферы коммуникации и формирование...

Развитие творческого мышления в системе дополнительного... Вопросами творческого мышления, креативности занимались с момента развития науки. Формирование креативного мышления на уроках. Чтобы развивать креативное мышление у подростков я применяю...

Развитие творческой активности в процессе обучения...

Развитие творческой активности — это процесс и результат качественного изменения личности, увеличение комплекса качеств, характеризующих ее творческую активность, происходящее за определенное время посредством общения, обучения...

Влияние формирования творческого потенциала на развитие...

Развитие творческого потенциала личности предполагает ее целостное развитие, прежде всего

Изменяя креативные свойства индивида, мы воздействуем на широкую область

Творческая активность — это способность личности самостоятельно и инициативно ставить...

Особенности формирования и развития креативных...

Представленными выше критериями принято характеризовать творческую деятельность в целом. Для развития креативных способностей, главной задачей педагога, является предоставить простор для поиска креативных решений, выступая в роли наставника...

Особенности развития творческого воображения младших...

Развитие творческого воображения детей 10–12 лет имеет ряд особенностей, связанных с

творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий

творческое мышление, творческая деятельность, творческий процесс, продуктивное...

Развитие творческих способностей обучающихся подросткового...

Подростковый возраст — это период, наиболее благоприятный для развития творческой

Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся подросткового возраста в

Эффективность развития школьников определяется не только активностью участия детей в...

Задать вопрос