Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 11 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 27.03.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Магульян В. В. Особенности формирования и развития креативных способностей подростков в деятельности художественной направленности педагога дополнительного образования [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15704/ (дата обращения: 01.04.2020).

Препринт статьи



В статье рассматриваются понятия творчество и креативность, особенности формирования креативных способностей на мастер-классах и образовательных курсах художественной направленности в условиях временного коллектива.

Ключевые слова: подросток, творчество, креативность, мастер-класс, образовательный курс, творческое проектирование.

Студент не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь.

Арцимович Л. А.

Современный мир развивается достаточно стремительно. Изменения, которые произошли в социальной, экономической, технической сфере, произошедшие при повышении общего культурного и познавательного уровня, поставили человека в новую позицию перед обществом и самим собой. Постепенно меняются цели, ценности, ориентации человека, заставляя рефлексировать, развиваться, соответствуя запросам общества и направляясь навстречу появившиеся возможности. Современному человеку необходимо быть ответственным, уметь мыслить нешаблонно, творчески, быстро принимая решения. В связи с чем, в современном пространстве должно было появиться понятие «креативность» — понятие, сформированное потребностью современного мира.

Работая в студиях художественной направленности, необходимо соответствовать запросам общества, подготавливая подростков к самостоятельной жизни в условиях современного мира. Современная информационная среда предлагает огромный спектр образовательных предложений от репродуктивных живописных мастер-классов до творческих проектных объединений. Все они выполняют различные образовательные задачи.

Рассуждая о возможностях формирования креативности подростков, в первую очередь необходимо развести понятия творчество и креативность, поскольку, зачастую, в русскоязычном обществе их принято считать синонима.

Если понятие «творчество» достаточно давно и широко распространено в России, то понятие «креативность», наоборот, будучи достаточно популярным, имеет размытые понятийные границы.

Творчество, как процесс, создаёт качественно новые материальные и духовные ценности, либо субъективно новый продукт. Российский учёный Л. С. Выготский писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим в обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого и комбинирующего поведения». [1]

В свою очередь, креативность — это творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. [2] Способность человека использовать предметы, обстановку и обстоятельства самым необычным образом, находя остроумное и нетривиальное решение проблемы, своего рода смекалка. Результаты креативной деятельности находят себя в абсолютно разных сферах от философии, музыки, до экономики и науки. Креативный процесс оснащён прагматическими целями. Человек, создавая свой продукт, уже изначально знает, зачем он его создает, для чего, таким образом, решая заранее обусловленную проблему. Креативность является важным фактором, способствующим успеху во многих областях жизни, поэтому логичным и естественным является желание подростков узнать о возможностях формирования креативных способностей. Формирование креативного мышления напрямую связано с жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, межличностными взаимоотношениями, так как креативные решения своего рода результат сплетения различных знаний, опыта и навыков.

Креативность основана на творчестве и без него существовать не может, это лишь технология организации процесса творчества. Без творчества креативность не продуктивна, а без креативности творчеству сложно добиться популярности.

Из всего вышесказанного следует, что для развития творческих способностей необходимо в первую очередь иметь знания и умения художественной направленности, желание созидания чего-то нового. В свою очередь для развития креативных способностей, необходимо воссоздать проблемную ситуацию и предоставить простор для поиска решений.

Современный мир достаточно быстро развивается, имеет стремительные скачки технологического процесса, изменения в разных отраслях, что вынуждает новое поколение мыслить стремительно и нестандартно, брать на себя ответственность и вносить революционные изменения. В современных условиях жизни креативная личность становится более востребованной обществом. В свою очередь педагог должен стремиться предоставить максимальные условия для формирования и развития творческих и креативных способностей.

В рамках наблюдения рассматривались несколько мастер-классов в первой части, и образовательных курсов во второй части. Все образовательные проекты проводились для подростков 11–16 лет на базе мастерской прикладного и художественного творчества ВДЦ «Орлёнок» в течение 2019 года. Объектом является развитие и формирование креативных способностей подростков. Использовались такие методы как визуальное наблюдение, анкетирование, опрос в ходе фронтальной беседы.

В первой части рассматривались тематические образовательные двухчасовые мастер-классы «Солнечный берег» и «Мой добрый ангел» в 1 группе (56 чел.). В ходе мастер-класса подростки выполняли открытки в технике текстильной лоскутной аппликации по образцу, затем самостоятельно декорировали изделие. 2я группа (61 чел) подростков участвовала в тематических образовательных мастер-классах «Эко-открытие» и «Новогоднее настроение», где, выполняя авторские творческие работы, подростки самостоятельно создавали композицию, проектировали творческую деятельность, выбирали подходящую технику оформления деталей и фиксации элементов, выполняли декорирование.

При визуальном наблюдении была заметна большая мотивированность 2й группы участников мастер — классов. Сразу после определения поставленной задачи «сделать авторскую работу, с композицией на своё усмотрение в установленной технике, подросток, обдумывая задачу, уже был нацелен на продуктивную работу и успешный результат. В ходе обсуждения, становилось ясно, что каждый подросток в течение первого получаса успевал, в той или иной мере, вовлечься в процесс проектирования, вкладывая в свою авторскую работу определённый субъектный опыт и смысл.

Наблюдение за работой 1 группы показало, что работа по образцу вызывает меньший интерес у большинства подростков, удовлетворяя уровень интереса подростков, которые пришли на мастер-класс, имея минимальный интерес к творческой деятельности. Максимальное включение в проектную деятельность происходило на этапе декорирования.

Во второй части сравниваются модули текстильной лоскутной аппликации тематических образовательных курсов в 3й группе (23 чел.) и 4й (20 чел.) объёмом по 14 часов. Подростки 3-ей группы выполняли работы, ориентируясь на образец, в то время, когда подростки 4-й группы выполняли авторские композиции в заранее установленной технике и тематике.

Подростки 3-ей группы, выполняли творческое панно в технике текстильной лоскутной аппликации для декорирования сценических жилеток к мюзиклу по мотивам произведения «Волшебник изумрудного города»/ текстильные аппликации с изображением шестеренок на сценические костюмы к мюзиклу «Время пришло» в стиле стим-панк.

Авторские творческие работы с предшествующим проектированием выполнялись подростками 4 группы. Заданием стало спроектировать поэтапную работу, от задумки до конечного результата, изображения «Рыбы моей мечты» в технике текстильной лоскутной аппликации. Подростки другого лагеря выполняли декоративные интерьерные подушки в технике текстильной лоскутной аппликации с изображением композиции «Таким я запомню «Орлёнок».

Участники 3 группы, ориентируясь на образец, больше внимания уделяли технике и элементам декора, в то время как участники 4 группы тщательно выполняли поиск авторского эскиза и проектирование поэтапного выполнения работы, декорирование, ориентируясь на заранее выбранную более подходящую технику.

Сравнивая деятельность 3 и 4 группы, выяснилось, что в процессе участники 4 группы наиболее мотивированы на успешный результат и продуктивную творческую деятельность. Подростки самостоятельно выбирают творческую траекторию, углубляются в процесс проектирования, и, вкладывая свой субъективный опыт, чаще нацелены на гармоничное решение творческого проекта.

Анализируя деятельность, выявлено сходство 1 и 3, 2 и 4 групп. По мотивационно-ценностному критерию, стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта, указывающему на уровень потребности участия в учебно-познавательной деятельности, отношение к обучению в группе 2 и 4 оказался выше, чем в группах 1 и 3. Способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей, образов, подчас, характеризующая степень вовлеченности в творческий процесс ярче выражена в группах 2 и 4. В то время как группы 1 и 3 фокусировались на одном, главном, чаще предложенном педагогом, решении проблемы. Личностно-креативный критерий показывает, что способность к активизации своего творческого потенциала, использованию воображения, критического взгляда на вещи, склонности действовать максимально самостоятельно ярче выражена в группах 2 и 4, нежели в группах 1и 3. В группах 2 и 4 уровень применения навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбора наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленности на результат, выше, чем в группах 1 и 3. Во всех 4х группах развита способность к самоанализу, саморефлексии, поиску своих сильных сторон и слабых, объективной критике своих творческих достижений и чужих. Однако в группах 2 и 4 ярче выражено стремление к саморазвитию, познанию мира и его преобразованию.

Представленными выше критериями принято характеризовать творческую деятельность в целом. Для развития креативных способностей, главной задачей педагога, является предоставить простор для поиска креативных решений, выступая в роли наставника индивидуального творческого процесса. Педагогу необходимо организовать среду для возможного проектирования, предоставить материально-техническую базу, необходимые знания и умения и сопровождать подростков в процессе проектирования, не вмешиваясь при этом субъективно.

Многие психологи утверждают, что творческие и креативные способности даются каждому человеку с детства, но не у всех они развиваются одинаково хорошо, в связи с окружающей средой и сопутствующими барьерами, что особо важно учитывать, создавая образовательную среду. Как правило, чем больше простора для мысли, тем сложнее процесс поиска и самоопределения, тем выше вовлечённость подростков в процесс и ценнее субъектный опыт.

Анализируя вышесказанное, репродуктивная часть мастер-классов и образовательных курсов способна оказывать влияние на развитие и формирование творческих способностей в целом, в основном работая на приобретение знаний и умений в том или ином художественном направлении, практически не развивая креативность (не имея ситуации проблемы). В то время, отказ от выполнения творческих работ по репродуктивному принципу, определение условных временных рамок и заданной общей тематики, работа с максимально широким выбором материалов, способствуют формированию и развитию креативных способностей подростков. Отклоняясь от репродуктивной модели, педагог предоставляет больший простор для поиска решения творческого проекта в ходе проектирования. Открывая подросткам простор для поиска решения, выявляя способность мыслить нешаблонно, указывая на необходимость постоянного расширения собственного кругозора, необходимость принятия собственных решений, необходимость приобретения умения анализировать результаты собственного мышления и творческих подходов — всё это позволяет подростку чувствовать себя увереннее в быстроразвивающемся современном мире. В свою очередь педагог имеет возможность в ходе занятия дать более глубокие, фундаментальные знания о композиции, цвете, физических процессах, которые, являясь метапредметными, при усвоении, способны подсказать решения в иных проблемных ситуациях.

Литература:

1 Выготский Л. С. Психологические основы творческой деятельности. — Ставрополь: СКИПКРО, 2000. — 97 с.

2 Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. — М.: Прогресс, 1965. — 75 с.

3 Капиренкова О. Н. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы: дис.... канд. психол. наук. Московский гуманитарный ун-т, Москва, 2004.

4 Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития: сборник трудов / Нижегород. гос. архитектур. — строит. ун-т; редкол.: Л. В. Филиппова, Е. А. Дрягалова, Е. Н. Касатова — Н. Новгород: ННГАСУ, 2016–281 с. ISBN 978–5–528–00119

5 Хашаева А. Б. Формирование креативного мышления молодёжи // «Журнал вестник ИКИАТ». — 2013.