Перспективы развития международного транспортного коридора «Север — Юг» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 30.01.2023

Статья просмотрена: 397 раз

Библиографическое описание:

Шибаев, Д. И. Перспективы развития международного транспортного коридора «Север — Юг» / Д. И. Шибаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99606/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье рассматриваются перспективы развития МТК «Север — Юг».

Ключевые слова: логистика, Россия, логистические проекты, экономика, перевозки, транспортные коридоры.

Мультимодальный международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» связывает северо-западную часть Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и страны Скандинавии с государствами Центральной Азии (ЦА), Персидского залива и Индийского океана.

Коридор включает инфраструктуру автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного транспорта, а также морские порты на Каспии, порты Персидского залива, автомобильные (АПП) и железнодорожные пункты пропуска и международные аэропорты. Коридор «Север — Юг» был создан 12 сентября 2000 г. Во время Второй международной конференции по транспорту в Санкт-Петербурге между Российской Федерацией, Республикой Индией и Исламской Республикой Иран.

В сложившейся ситуации санкционного ограничения Российской Федерации и Исламской Республики Иран возникла необходимость развития перспективного МТК «Север — Юг», связывающий скандинавские страны, СНГ, Восточную Европу, Иран, Индию, Пакистан и государства Персидского залива.

Однако существует ряд сдерживающих факторов:

  1. Политика, проводимая участниками МТК, недостаточно скоординирована: заседания координационного совета проходят достаточно редко (в период с 2007 по 2017 г. не проводились), заседания по таможенным, портовым и иным вопросам не осуществлялись.
  2. Ограничены возможности развития прямых железнодорожных перевозок между странами Евразии, входящими в «пространство 1520», и Исламской Республикой Иран. Это связано с необходимостью смены ширины колеи путем замены тележек грузовых вагонов или внедрения более технически сложной и дорогой тележки с автоматической сменой ширины колеи, что экономически не выгодно, учитывая нынешние объемы перевозок на данный момент: до 500 тысяч тонн грузов.
  3. Отставание в развитии железнодорожной сети Ирана не позволяет доставлять контейнеры с высокими маршрутными скоростями. Железнодорожная сеть страны в большей степени работает на тепловозной тяге и имеет однопутные линии.
  4. Несогласованная тарифная политика в области железнодорожных перевозок, а также обслуживания судов и грузов в морских портах.
  5. До настоящего времени достаточно низкой была эффективность паромных перевозок вагонов с контейнерами или большегрузных автотранспортных средств по сравнению с перегрузкой контейнеров в каспийских портах. Этот фактор стал следствием высокой себестоимости перевозок на устаревших железнодорожных паромах, построенных ещё в советское время.
  6. Несогласованные таможенные правила усложняют процедуры пересечения грузами и транспортными средствами государственных границ. На отдельных пунктах пересечения границ отсутствует механизм «единого окна», не внедрены рекомендации, изложенные в Транзитном руководстве Всемирной таможенной организации. Это приводит к увеличению сроков прохождения таможенных процедур в морских портах и в автомобильных пунктах пересечения границ.
  7. Отсутствие сквозного тарифа, до недавнего времени стоимость обслуживания судов зависела от флага судна. Высокая и непрозрачная стоимость захода судов в каспийские порты автоматически увеличивает тариф на паромные перевозки.
  8. Недостаточно развитая структура на протяжении всего коридора.
  9. Острый дефицит контейнерного парка в Иране.
  10. Нехватка тары в Российской Федерации.

Перспективы развития:

На развитие МТК «Север — Юг» в обозримой перспективе будут оказывать влияние следующие факторы:

— геополитические;

— транспортно-политические;

— торгово-экономические;

— инфраструктурные.

Развитие МТК «Север — Юг» может рассматриваться странами-участницами как страховка для бесперебойной торговли между Азией и Европой в контексте проблем функционирования Суэцкого канала — подобный инцидент, например, произошел в марте 2021 г., когда на мель сел контейнеровоз Ever Given. МТК «Север — Юг» может стать альтернативой маршруту глубоководных морских перевозок через Суэцкий канал

Важным фактором развития коридора должно стать увеличение объема торговли между Исламской Республикой Иран и КНР. В этом случае особое значение станет играть Восточный маршрут коридора, проходящий через Туркменистан и Казахстан, который китайской стороной будет позиционироваться как одно из направлений «Экономического пояса Шелкового пути» в рамках инициативы ОПОП.

В связи с недавними санкционными мерами в отношении Российской Федерации обсуждение и работа над совершенствованием МТК «Север — Юг» уже начались.

Таким образом уже 5 марта 2022 г. завершилось седьмое заседание Координационного совета международного транзитного коридора Север — Юг (INSTC).

Был принят ряд решений, которые в перспективе должны исключить сдерживающие факторы развития коридора: выравнивание таможенных тарифов для стран-участниц, создание государствами-членами совместной компании и определение управляющего коридором в каждой стране.

Выравнивание таможенных тарифов позволит сделать систему тарифов более прозрачной и равной на территориях стран участниц.

Также планируется создать Единого железнодорожного оператора для работы на западном маршруте МТК «Север — Юг» усилиями РФ, Азербайджана и Ирана. Он «обеспечит сквозной сервис и высокий уровень логистических услуг». Оператор должен будет выполнять также экспедиторские функции, контрактовать услуги перевозки, перевалки в морских портах, заниматься таможенным и иным сопровождением перевозки, что позволит ликвидировать неразбериху на участках коридора проходящих через страны-участницы и организовать единую интегрированную сеть поставок, что в свою очередь позволит снизить сроки доставки грузов.

Сервис будет предоставляться в формате «единого окна», Такой формат будет включать в себя организацию внешнеторговых и транзитных перевозок между РФ, Азербайджаном, Ираном и третьими странами. Также в сервисе будет предусмотрены услуги по транзитному таможенному оформлению, оплате сборов, информационному сопровождению перевозок, услуги погрузки, выгрузки и хранения в железнодорожных терминалах и другие транспортно-экспедиционные услуги, согласовываемые с грузоотправителем.

Для решения проблемы с различной шириной колеи на территориях стран участниц можно используя опыт перегрузки контейнеров с железнодорожной платформы на платформу при организации контейнерных поездов из Китая в Европу. Однако важно учитывать, что разная ширина колеи представляет значительное препятствие для других видов перевозок, в частности наливных, для которых в целях безопасности смена колесных пар или перегрузка груза из вагона в вагон не всегда возможна.

Также важным аспектом дальнейшего развития МТК «Север — Юг» является увеличение объемов транзитных перевозок. Тем временем, по Бакинской декларации, подписанной 8–9 сентября правительствами России, Азербайджана и Ирана, Азербайджан поставил цель к 2030 году довести объем транзитных перевозок по западному коридору МТК «Север — Юг» до 15 млн тонн.

Следующим шагом должны стать модернизация, реконструкция и открытие новых погранпереходов между странами-участницами, а также модернизация инфраструктуры Ирана.

На данный момент общестроительная готовность первого этапа реконструкции автомобильного погранперехода «Яраг–Казмаляр» с Азербайджаном, по данным Минтранса, составляет 76 %. Завершить первый этап планируют на конец года, второго — на третий квартал 2023 года. Модернизация погранперехода позволит увеличить его пропускную мощность почти в три раза — до 1,4 тысяч транспортных средств и до 5,1 тысяч человек в сутки. Открыто грузовое сообщение через погранпереход «Тагиркент–Казмаляр–Ханоба» с пропускной способностью до 200 грузовых машин в сутки. В круглосуточном режиме организован пропуск порожнего грузового автотранспорта через пункт пропуска «Ново-Филя – Ширвановка».

Следует отметить, что до конца 2027 года запланирована модернизация целого ряда погранпереходов, входящих в створ международного транспортного коридора «Север — Юг». Это и морские, и железнодорожные, и автомобильные пункты пропуска (среди них Верхний Ларс, Ново-Филя, Тагиркент–Казмаляр, Караузек, Махачкала, Дербенкт). Развитие инфраструктуры МТК будет способствовать сокращению сроков доставки грузов, создаст дополнительные возможности для развития экономики и снизит зависимость российской логистики от внешних факторов.

Консолидация усилий всех участвующих в проекте стран транзита (Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Индия) позволит выйти на объемы грузоперевозок в 2 млн тонн в следующем году и до 5 млн тонн к 2025 году.

Скорейшему создание единой технологии работы на всех ветках МТК «Север — Юг» позволит довозить грузы из Москвы, из Центрального федерального округа, до портов персидского залива не более, чем за 15 суток. Маршрут позволит отправлять товары не только в Индию, но и в страны Персидского залива, Африку и Азию.

Таким образом, МТК «Север — Юг» может стать конкурентноспособным транспортным коридором, который будет связывать Азию, Африку, страны Персидского залива со странами Балтики.

Литература:

  1. МТК «Север — Юг» обещают вывести на грузооборот в 2 млн тонн уже в следующем году. Подробнее: https://logirus.ru/news/transport/mtk_-sever-yug-_obeshchayut_vyvesti_na_gruzooborot_v_2_mln_tonn_uzhe_v_sleduyushchem_godu.html. — Текст: электронный // Logirus: [сайт]. — URL: https://logirus.ru/news/transport/mtk_-sever-yug-_obeshchayut_vyvesti_na_gruzooborot_v_2_mln_tonn_uzhe_v_sleduyushchem_godu.html (дата обращения: 30.01.2023).
  2. Эксперт: вывезти грузы из портов МТК «Север — Юг» практически нереально Подробнее: https://logirus.ru/news/transport/ekspert-_vyvezti_gruzy_iz_portov_mtk_-sever-yug-_prakticheski_nerealno.html. — Текст: электронный // Logirus: [сайт]. — URL: https://logirus.ru/news/transport/ekspert-_vyvezti_gruzy_iz_portov_mtk_-sever-yug-_prakticheski_nerealno.html (дата обращения: 30.01.2023).
  3. Россия, Азербайджан и Иран поняли, чего не хватает МТК «Север — Юг» Подробнее: https://logirus.ru/news/infrastructure/rossiya-_azerbaydzhan_i_iran_ponyali-_chego_ne_khvataet_mtk_-sever-yug.html. — Текст: электронный // Logirus: [сайт]. — URL: https://logirus.ru/news/infrastructure/rossiya-_azerbaydzhan_i_iran_ponyali-_chego_ne_khvataet_mtk_-sever-yug.html (дата обращения: 30.01.2023).
  4. Международный транспортный коридор «Север — Юг»: создание транспортного каркаса Евразии / Винокуров Евгений. — Текст: электронный // Евразийский Банк Развития: [сайт]. — URL: https://eabr.org/upload/iblock/c69/EDB_2021_Report_5_INSTC_rus.pdf (дата обращения: 30.01.2023).
  5. Степанов В. И. Логистика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): Иран, Персидский залив, Азербайджан, Север, Исламская Республика, Российская Федерация, Азия, перевозка, порт, Россия.


Похожие статьи

Важность геостратегического расположения Узбекистана...

На севере, чтобы добраться до российских и прибалтийских портов

Коридор 4 (ТРАСЕКА) — транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан в порты Чёрного моря. (приложение № 2). Коридор 5 — транзитом через Туркменистан и Иран в порт Бандар-Аббас, находящийся на

− из Китая через ЦА и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю

Иран и Первая война в заливе | Статья в журнале...

Первая война в заливе закончилась безрезультатно для обеих сторон.

сегодня, ирано-иракский конфликт, вылившийся в Первую войну в заливе, не должен затеряться в российской гуманитарной

2. Родригес А. М. История стран Азии и Африки в Новейшее время: учебник для вузов.

Основные термины (генерируются автоматически): Саудовская Аравия, США, Россия...

Внешняя политика Ирана в период войны в Персидском заливе...

Вначале 1990-х гг. также несколько улучшились отношения между США и Ираном.

Россией и некоторыми странами Центральной Азии, а также со странами Юго-Восточной Азии.

стороны, распад СССР создал группу мусульманских государств между Ираном и Россией, и эти

Иран, Персидский залив, США, внешняя политика, отношение, Ирак, Саудовская Аравия...

Политические и культурные условия внешней политики исламской...

Основной целью статьи является политические и культурные условия внешней политики Исламской Республики Ирана на основе политики «ни Восток, ни Запад» в исторический период, начиная с победы исламской революции и до недавних времен.

Противостояние Персии и Османской Империи за контроль над...

Война 1514–1555 годов началась после захвата персидским шахом Исмаилом I Курдистана

Султан Селим I нанёс ответный удар, он истребил в 1513 году в Малой Азии 40 тысяч

В результате похода в Закавказье в 1536 году Порта присоединила часть Юго-Западной Грузии.

Иран, Персидский залив, США, внешняя политика, отношение, Ирак, Саудовская Аравия...

Специфика логистической деятельности в агропромышленном...

В текущем сезоне Россия поставила в Иран 1,6 млн. тонн пшеницы и ячменя, что

На побережье Каспийского моря расположено 5 государств: 1. Российская Федерация – с запада и.

С помощью эти портов возможна транспортировка грузов на восток России, а именно в такие.

...коридор «Север-Юг», создаваемый усилиями правительств России, Ирана и Индии.

Энергоресурсы Каспийского моря и роль Грузии в их...

1. Российская Федерация – с запада и северо-запада омывается Каспийским морем

и южный субрегион, центр которого представляет Исламская республика Иран.

в Прикаспийском регионе, добавились суверенные республики- Азербайджан, Казахстан и Туркмения.

до Азербайджана, а затем к нему будут подключены нефтяные месторождения Средней Азии.

Россия и Англия на персидских рынках в 1850-1870-х гг.: первый...

Библиографическое описание: Макутчев, А. В. Россия и Англия на персидских рынках в

Россия, в свою очередь, стремилась не пустить британцев в Среднюю Азию и потому не

По их данным в персидской армии работали российские офицеры-инструкторы, и осада Герата была

Для России юг Персии и побережье залива были малодоступны ввиду географической...

Экологическое состояние азербайджанской части...

Интенсивная интеграция транспортных процессов развивается как в Европе, так и в Азии, наиболее

Россия и Азербайджан, как и все страны региона, заинтересованы в участии в этих процессах.

Рис. 1. Маршруты транспортировки грузов в направлении Север — Юг (Иран — Европейский Союз) [7].

Рис. 2. Азербайджанская часть транспортного коридора Север-Юг [8].

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Сам Китай планирует к 2025 году осуществлять до 20 процентов внешнеторговых перевозок по транспортной магистрали.

Так Инструкция 1893 г. определила, что "под суверенитет России подпадают все заливы

Куватов В.И. Потенциал Северного морского пути Арктической зоны России.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от...

Похожие статьи

Важность геостратегического расположения Узбекистана...

На севере, чтобы добраться до российских и прибалтийских портов

Коридор 4 (ТРАСЕКА) — транзитом через Туркменистан, Казахстан и Азербайджан в порты Чёрного моря. (приложение № 2). Коридор 5 — транзитом через Туркменистан и Иран в порт Бандар-Аббас, находящийся на

− из Китая через ЦА и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземному морю

Иран и Первая война в заливе | Статья в журнале...

Первая война в заливе закончилась безрезультатно для обеих сторон.

сегодня, ирано-иракский конфликт, вылившийся в Первую войну в заливе, не должен затеряться в российской гуманитарной

2. Родригес А. М. История стран Азии и Африки в Новейшее время: учебник для вузов.

Основные термины (генерируются автоматически): Саудовская Аравия, США, Россия...

Внешняя политика Ирана в период войны в Персидском заливе...

Вначале 1990-х гг. также несколько улучшились отношения между США и Ираном.

Россией и некоторыми странами Центральной Азии, а также со странами Юго-Восточной Азии.

стороны, распад СССР создал группу мусульманских государств между Ираном и Россией, и эти

Иран, Персидский залив, США, внешняя политика, отношение, Ирак, Саудовская Аравия...

Политические и культурные условия внешней политики исламской...

Основной целью статьи является политические и культурные условия внешней политики Исламской Республики Ирана на основе политики «ни Восток, ни Запад» в исторический период, начиная с победы исламской революции и до недавних времен.

Противостояние Персии и Османской Империи за контроль над...

Война 1514–1555 годов началась после захвата персидским шахом Исмаилом I Курдистана

Султан Селим I нанёс ответный удар, он истребил в 1513 году в Малой Азии 40 тысяч

В результате похода в Закавказье в 1536 году Порта присоединила часть Юго-Западной Грузии.

Иран, Персидский залив, США, внешняя политика, отношение, Ирак, Саудовская Аравия...

Специфика логистической деятельности в агропромышленном...

В текущем сезоне Россия поставила в Иран 1,6 млн. тонн пшеницы и ячменя, что

На побережье Каспийского моря расположено 5 государств: 1. Российская Федерация – с запада и.

С помощью эти портов возможна транспортировка грузов на восток России, а именно в такие.

...коридор «Север-Юг», создаваемый усилиями правительств России, Ирана и Индии.

Энергоресурсы Каспийского моря и роль Грузии в их...

1. Российская Федерация – с запада и северо-запада омывается Каспийским морем

и южный субрегион, центр которого представляет Исламская республика Иран.

в Прикаспийском регионе, добавились суверенные республики- Азербайджан, Казахстан и Туркмения.

до Азербайджана, а затем к нему будут подключены нефтяные месторождения Средней Азии.

Россия и Англия на персидских рынках в 1850-1870-х гг.: первый...

Библиографическое описание: Макутчев, А. В. Россия и Англия на персидских рынках в

Россия, в свою очередь, стремилась не пустить британцев в Среднюю Азию и потому не

По их данным в персидской армии работали российские офицеры-инструкторы, и осада Герата была

Для России юг Персии и побережье залива были малодоступны ввиду географической...

Экологическое состояние азербайджанской части...

Интенсивная интеграция транспортных процессов развивается как в Европе, так и в Азии, наиболее

Россия и Азербайджан, как и все страны региона, заинтересованы в участии в этих процессах.

Рис. 1. Маршруты транспортировки грузов в направлении Север — Юг (Иран — Европейский Союз) [7].

Рис. 2. Азербайджанская часть транспортного коридора Север-Юг [8].

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Сам Китай планирует к 2025 году осуществлять до 20 процентов внешнеторговых перевозок по транспортной магистрали.

Так Инструкция 1893 г. определила, что "под суверенитет России подпадают все заливы

Куватов В.И. Потенциал Северного морского пути Арктической зоны России.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федеральный закон от...

Задать вопрос