Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.01.2017

Статья просмотрена: 205 раз

Библиографическое описание:

Олимова Т. О. Специфика логистической деятельности в агропромышленном комплексе (на примере экспорта зерна) // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 380-385. — URL https://moluch.ru/archive/137/38486/ (дата обращения: 21.05.2018).



Статья рассматривает специфику логистической деятельности в сфере экспорта зерновых культур на примере Ирака и Азербайджана.

Ключевые слова: логистические подходы, рынок зерна, поставки зерновых, трансграничная логистика, логистика в агропромышленном комплексе

Внедрение логистических подходов в управление товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. За последние несколько лет российский рынок логистических услуг шагнул далеко вперед и продолжает стремительно развиваться в пространстве и времени [1,8–10]. В этой связи эффективное управление транспортировкой сельскохозяйственной продукции приобретает особую значимость и актуальность.

Аграрно-промышленный комплекс (АПК) — это совокупность отраслей экономики страны, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, которые осуществляют перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку ее потребителям; обеспечивают сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями; обслуживают сельскохозяйственное производство [3].

На сегодняшний день менеджеры используют четыре основных направления управления логистическими процессами. Сюда включается стратегия минимальных общих затрат, максимального уровня обслуживания потребителей, стратегия максимальных конкурентных преимуществ и стратегия краткосрочной максимизации прибыли [1]. Все задачи предприятия должны быть взаимосвязаны между собой. Именно поэтому организациям целесообразно использовать всеобъемлющий, комплексный, гармонизированный и интегрированный подход на основе принципов логистики [5].

АПК, выступая как элемент общей системы «Национальная экономика», является в одновременно сложной и открытой организационно-аналитической системой, состоящей из различных подсистем. Зернопродуктовый комплекс — один из важнейших. Одной из подсистем зернопродуктового подкомплекса является рынок зерна, поскольку он является логическим продолжением в цепочке функционирования подкомплекса [6]. В 2016 году был поставлен рекорд по сбору зерновых за последние 38 лет: 118,3 млн. тонн (рисунок 1). [8] Из них:

  1. Пшеница — исторический рекорд — 72,2 млн. тонн.
  2. Ячмень -18,3 млн. тонн против 17,5 млн. тонн.
  3. Кукуруза — рекорд в 14,2 млн. тонн.

Рис. 1. Валовый сбор зерновых культур в 2016 году [8]

Основные страны — покупатели зерна отражены в таблице 1 и на рисунке 2. [8]

Таблица 1

Страны— покупатели российского зерна всезоне 2016–2017гг. [8]

Страна назначения

июль-октябрь

2015

2016

(+/-,%)

1

Египет

2 516

1 641

-34,8%

2

Турция

1 718

1 421

-17,3%

3

Бангладеш

553

1 153

108,3%

4

Саудовская Аравия

1 472

758

-48,5%

5

Иран

1 105

619

-44,0%

6

Азербайджан

536

592

10,5%

7

Нигерия

505

574

13,5%

8

Марокко

0

537

-

9

Ливан

293

527

79,7%

10

Израиль

281

393

39,8%

11

Йемен

338

379

12,2%

12

Корея южная

196

294

49,9%

13

Юар

645

287

-55,5%

14

Ливия

437

283

-35,4%

15

Грузия

257

228

-11,2%

16

Оаэ

256

226

-11,6%

17

Судан

131

203

54,9%

18

Сенегал

38

198

416,5%

19

Мозамбик

146

197

34,6%

20

Алжир

52

192

266,9%

21

Оман

238

174

-27,1%

22

Кения

190

167

-11,9%

23

Танзания

185

167

-9,6%

24

Мексика

115

163

42,4%

25

Латвия

74

124

68,1%

26

Япония

3

107

2991,8%

ВСЕГО

14 533

13 423

-8%

Рис. 2. Рейтинг стран-импортеров российского зерна в июле-октябре 2016/2017 [8]

Одна из крупнейших компаний, осуществляющих перевозку насыпных грузов — Русагротранс. В номенклатуру перевозимых компанией грузов входят зерновые и схожие с ними грузы, масличные, сахар-сырец, шрот, минеральные удобрения, глинозем, цемент и прочие насыпные грузы. Филиальная сеть компании Русагротранс насчитывает 6 представительств на территории России, расположенных в ключевых регионах произрастания и потребления зерновых культур.

С 2012 года АО «Русагротранс» входит в Группу компаний «РТК», многопрофильный железнодорожный холдинг, являющийся лидером на рынке перевозок насыпных и лесных грузов, владеющий собственными вагоностроительными мощностями. Топ 10 стран — импортеров российского зерна представлен на рисунке 3. [8]

Рис. 3. Топ -10 стран-импортеров российского зерна в 2015–2016 гг. [8]

В преддверии начала эксплуатации международного транспортного коридора «Север-Юг», хотелось бы особое внимание уделить таким импортерам, как Азербайджан и Иран. Очевидно, что приведенные данные свидетельствуют о значимости Азербайджана и Ирана в объемах поставок российского зерна: эти страны входят в первую пятерку импортеров, и можно с достаточно большой уверенностью предполагать, что подобная ситуация сохранится в ближайшей перспективе. В течение последних 5 лет объемы поставок российского зерна в Азербайджан постоянно растут, в то время как транзит данной продукции из Казахстана сократился более чем в 10 раз (рисунок 4). [8]

Рис. 4. Направления перевозок в Азербайджан в 2011–2016 гг., тыс. тонн [8]

Переходя непосредственно к теме логистики, отметим, что основной объем поставок зерна из РФ в Азербайджан осуществляется по Северо-Кавказской железной дороге. Так, совокупные поставки зерна из России в Азербайджан по железной дороге в июле 2015 г. — октябре 2016 г. составили 1,04 млн. тонн, из которых 830 тыс. тонн (80 %) было поставлено со станций, расположенных в Ставропольском крае. При этом среднее расстояние перевозок со станций Ставропольского края до пограничного перехода на границе с Азербайджаном — станции «Самур экспедиционная» — составляет от 550 до 700 км. Транзитные железнодорожные перевозки зерна из Казахстана в Азербайджан осуществляются через Астраханскую область России, при этом суммарный объем перевозок в июле–феврале 2015–2016 гг. оценивается в 86 тыс. тонн.

При оценке перспектив экспорта зерна в Иран мнения специалистов Русагротранс практически полностью совпадают с прогнозами ведущих мировых аналитиков, которые полагают, что в ближайшие 10 сезонов доля Ирана в мировом импорте пшеницы, ячменя и кукурузы вырастет с 3,3 % в 2015–2016 г.г. до 3,9 % к сезону-2025–2026 гг. При этом импорт пшеницы в страну в указанный период останется стабильным (около 5 млн. тонн в год), рост будет наблюдаться в поставках ячменя — с 1,5 до 2,1 млн. тонн и кукурузы — с 5 до 7 млн. тонн. Потенциал России в экспорте пшеницы и ячменя в Иран, по оценке Русагротранса, к 2025 году может достигнуть около 3,2 млн. тонн, что составит порядка 36 % общего объема импорта в страну данных культур [8]. При этом следует отметить, что основные поставки российских зерновых в Иран традиционно осуществляются через порты Каспия, в т. ч. 46 % — через порты Астрахани, 36,5 % — через малые порты Азовского моря и Волго-Донского бассейна. Также небольшой объем приходится на глубоководные порты. До порта перевалки 28 % российского зерна, экспортируемого в Иран, доставляется железнодорожным транспортом, 72 % — автомобильным.

В текущем сезоне Россия поставила в Иран 1,6 млн. тонн пшеницы и ячменя, что составляет около 31 % общего объема импорта данных зерновых в страну. Из указанного объема через малые порты Азовско-Черноморского бассейна было отгружено 590 тыс. тонн или 37 % общего объема, из глубоководных портов Азовско-Черноморского бассейна — 276 тыс. тонн (17 %), из портов Каспия и Волжского бассейна — 749 тыс. тонн (46 %), через железнодорожный переход ст. Самур в Азербайджане — 4 тыс. тонн (менее 1 %). Ключевым регионом по накоплению зерна, предназначенного для экспорта в Иран через порты Каспия (Астрахань, Оля, Махачкала и др.), являются Волжский (76 %), Северо-Кавказский (16 %) и Волго-Донской (6 %) кластеры. Не менее 70 % всего экспортного зерна доставляется непосредственно в порты Каспия, из них около 21 % — по железной дороге со средним плечом перевозки 1000 км, 79 % — автотранспортом с плечом перевозки 400 км. Также следует отметить, что около 30 % всего экспортного зерна доставляется в порты Каспия через речные порты Волги и Дона со средним плечом перевозки по реке 500–650 км и около 350 км автотранспортом [8].

Что касается Северо-Кавказского кластера, то расстояние железнодорожных перевозок до порта Махачкала составляет до 1150 км. Расчётное транзитное время между российскими портами Каспия (Астрахань, Оля) и иранскими портами (Энзели, Ноушехр, Амирабад) составляет около 5 дней. Если обобщить то, что было сказано о логистике поставок российского зерна в Азербайджан и Иран, то на сегодняшний день можно констатировать, что 100 % экспорта в Азербайджан осуществляется по железной дороге. Срок поставки непосредственно до потребителя составляет от 5 до 7 суток, логистические затраты, включая вывозную пошлину, оцениваются на уровне $35 за тонну.

Что касается Ирана, куда, как говорилось, двумя логистическими плечами экспортируются примерно равные объемы зерна, то через порты Каспийского моря поставка идет по схеме «автомашина/железная дорога/речное судно/морское судно», срок поставки составляет 10–12 суток, затраты оцениваются в $69–72 за тонну. Поставка из портов Азово-Черноморского бассейна по схеме «автомашина/железная дорога/морское судно» занимает от 30 до 36 суток (а иногда и до 40) при затратах около $72 за тонну.

Существенный прорыв в развитии поставок зерновых грузов из России в Азербайджан и Иран ожидается с началом полноценной эксплуатации международного транспортного коридора «Север-Юг». Данный проект предусматривает три основных маршрута следования грузов: Транскаспийский (через порты Астрахань, Оля, Махачкала), Восточный (прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен-Серахс) и Западный, который является наиболее перспективным для России [2].

Западный маршрут предусматривает поставки по направлению Астрахань-Махачкала-Самур и далее по территории Азербайджана до пограничной станции Астара. По территории Ирана транзит должна обеспечивать линия Астара-Решт-Казвин, которая предусматривает соединение действующих железных дорог России, Азербайджана и Ирана. Ввод в эксплуатацию Западного маршрута позволит коренным образом изменить не только логистику поставок, но и кардинально нарастить объемы экспорта российского зерна в направлении Азербайджана и Ирана, что окажет существенное влияние на функционирование данного рынка в прикаспийских странах. Если говорить об открывающихся перспективах в иранском направлении, то полноценный ввод в эксплуатацию Западного коридора даст возможность Ирану завозить весь объем российского зерна по железной дороге с сокращением времени поставки до 5–6 суток и увеличением годового объема до 3,5 млн. тонн на внутреннее потребление и до 2,5 млн. тонн транзита [8].

Сокращение логистических затрат при этом оценивается в 30–35 % — до $47 за тонну. Кроме того, данный маршрут дает прямой выход российскому зерну на порты Персидского залива, что означает возможность существенного расширения рынков и объемов поставок. Следует отметить, что логистика АПК в настоящее время развивается, как и отечественная, национальная логистика в соответствии с опытом, достижениями, основными аспектами, тенденциями трансграничной [15,16], международной [15,16] логистикой, ее поступательной эволюцией товаропроводящих сетей [17], логистических цепей поставок и звеньев и элементов [18]. Исследовательская работа выполнена в научной школе кафедры логистика ГУУ в соответствии с ее тематикой, планами и методологией проведения исследований [19–21].

Литература:

  1. Афонин А. М. Промышленная логистика: учеб. пособие для СПО — М.: ФОРУМ, 2012. — 303 с.
  2. Доклад директора департамента стратегического маркетинга АО «Русагротранс» Алексея Федотенкова на Каспийско-Черноморском аграрном конгрессе (12–13 апреля 2016 г., Баку, Азербайджан)
  3. Мумладзе Р. Г. Основы логистики в АПК: учебник / Р. Г. Мумладзе, А. А. Гайдаенко, О. В. Гайдаенко. — М.: РУСАЙНС, 2016. — 328
  4. Экономика отраслей АПК/ И. А. Минаков, Н. И. Куликов, О. В. Соколов и др.; под ред. И. А. Минакова.- М.: КолосС, 2004.- 464 с.
  5. Хмельницкая З. Б. Формирование логистических систем агропромышленного комплекса с использованием информационно-консультационных служб// Известия УрГЭУ. — 5 (61) 2015
  6. Шумакова И. Зернопродуктовый комплекс АПК России// Материалы Международных студенческих научно-практических конференций (УГАВМ, 19–22 апреля, 28–29 апреля 2010 г).
  7. Обзор рынка зерна по состоянию на 17.08.2016 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rusagrotrans.ru/analitika/20160817.pdf
  8. Официальный сайт АО «Русагротранс» http://www.rusagrotrans.ru/o-kompanii/
  9. Воронов В. И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. — 316 с.
  10. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19–20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
  11. Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56–59.
  12. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И. А.; Учирова М. Ю.; Рудая И. Л. Учебное пособие / Москва, 2014.
  13. Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана [текст]: учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» — 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2013. -173 с.
  14. Лазарев В. А., Воронов В. И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном союзе [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2014. -158 с.
  15. Воронов В. И., Воронов А. В., Лазарев В. А., Степанов В. Г. Международные аспекты логистики: Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
  16. Воронов В. И., Воронов А. В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27–36
  17. Воронов В. И., Воронов А. В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
  18. Воронов В. И., Воронов А. В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.
  19. Ермаков И., Филиппов Е., Белова С. Становление научных школ кафедры логистики ГУУ. Логистика. 2014. № 10 (95). С. 71–75.
  20. Аникин Б. А., Ермаков И.А, Белова С. Научная школа «Логистика» ГУУ. Управление. 2015. Т.3.№ 2 С. 5–15.
  21. Воронов В. И., Сидоров В. П. Основы научных исследований (учебное пособие) Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003 г. Присвоен гриф ДВ РУМЦ (УМО)-160c.
Основные термины (генерируются автоматически): российского зерна, поставок российского зерна, порты Каспия, железной дороге, экспорта зерна, экспортного зерна, стран-импортеров российского зерна, экспорта российского зерна, объем поставок зерна, примере экспорта зерна, плечом перевозки, средним плечом перевозки, объем российского зерна, международного транспортного коридора, совокупные поставки зерна, малые порты, общего объема, общего объема импорта, перспектив экспорта зерна, эксплуатации международного транспортного.


Ключевые слова

рынок зерна, трансграничная логистика, логистические подходы, поставки зерновых, логистика в агропромышленном комплексе

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос