В статье рассматриваются перспективы развития МТК «Север — Юг».
Ключевые слова: логистика, Россия, логистические проекты, экономика, перевозки, транспортные коридоры.
Мультимодальный международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» связывает северо-западную часть Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и страны Скандинавии с государствами Центральной Азии (ЦА), Персидского залива и Индийского океана.
Коридор включает инфраструктуру автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного транспорта, а также морские порты на Каспии, порты Персидского залива, автомобильные (АПП) и железнодорожные пункты пропуска и международные аэропорты. Коридор «Север — Юг» был создан 12 сентября 2000 г. Во время Второй международной конференции по транспорту в Санкт-Петербурге между Российской Федерацией, Республикой Индией и Исламской Республикой Иран.
В сложившейся ситуации санкционного ограничения Российской Федерации и Исламской Республики Иран возникла необходимость развития перспективного МТК «Север — Юг», связывающий скандинавские страны, СНГ, Восточную Европу, Иран, Индию, Пакистан и государства Персидского залива.
Однако существует ряд сдерживающих факторов:
- Политика, проводимая участниками МТК, недостаточно скоординирована: заседания координационного совета проходят достаточно редко (в период с 2007 по 2017 г. не проводились), заседания по таможенным, портовым и иным вопросам не осуществлялись.
- Ограничены возможности развития прямых железнодорожных перевозок между странами Евразии, входящими в «пространство 1520», и Исламской Республикой Иран. Это связано с необходимостью смены ширины колеи путем замены тележек грузовых вагонов или внедрения более технически сложной и дорогой тележки с автоматической сменой ширины колеи, что экономически не выгодно, учитывая нынешние объемы перевозок на данный момент: до 500 тысяч тонн грузов.
- Отставание в развитии железнодорожной сети Ирана не позволяет доставлять контейнеры с высокими маршрутными скоростями. Железнодорожная сеть страны в большей степени работает на тепловозной тяге и имеет однопутные линии.
- Несогласованная тарифная политика в области железнодорожных перевозок, а также обслуживания судов и грузов в морских портах.
- До настоящего времени достаточно низкой была эффективность паромных перевозок вагонов с контейнерами или большегрузных автотранспортных средств по сравнению с перегрузкой контейнеров в каспийских портах. Этот фактор стал следствием высокой себестоимости перевозок на устаревших железнодорожных паромах, построенных ещё в советское время.
- Несогласованные таможенные правила усложняют процедуры пересечения грузами и транспортными средствами государственных границ. На отдельных пунктах пересечения границ отсутствует механизм «единого окна», не внедрены рекомендации, изложенные в Транзитном руководстве Всемирной таможенной организации. Это приводит к увеличению сроков прохождения таможенных процедур в морских портах и в автомобильных пунктах пересечения границ.
- Отсутствие сквозного тарифа, до недавнего времени стоимость обслуживания судов зависела от флага судна. Высокая и непрозрачная стоимость захода судов в каспийские порты автоматически увеличивает тариф на паромные перевозки.
- Недостаточно развитая структура на протяжении всего коридора.
- Острый дефицит контейнерного парка в Иране.
- Нехватка тары в Российской Федерации.
Перспективы развития:
На развитие МТК «Север — Юг» в обозримой перспективе будут оказывать влияние следующие факторы:
— геополитические;
— транспортно-политические;
— торгово-экономические;
— инфраструктурные.
Развитие МТК «Север — Юг» может рассматриваться странами-участницами как страховка для бесперебойной торговли между Азией и Европой в контексте проблем функционирования Суэцкого канала — подобный инцидент, например, произошел в марте 2021 г., когда на мель сел контейнеровоз Ever Given. МТК «Север — Юг» может стать альтернативой маршруту глубоководных морских перевозок через Суэцкий канал
Важным фактором развития коридора должно стать увеличение объема торговли между Исламской Республикой Иран и КНР. В этом случае особое значение станет играть Восточный маршрут коридора, проходящий через Туркменистан и Казахстан, который китайской стороной будет позиционироваться как одно из направлений «Экономического пояса Шелкового пути» в рамках инициативы ОПОП.
В связи с недавними санкционными мерами в отношении Российской Федерации обсуждение и работа над совершенствованием МТК «Север — Юг» уже начались.
Таким образом уже 5 марта 2022 г. завершилось седьмое заседание Координационного совета международного транзитного коридора Север — Юг (INSTC).
Был принят ряд решений, которые в перспективе должны исключить сдерживающие факторы развития коридора: выравнивание таможенных тарифов для стран-участниц, создание государствами-членами совместной компании и определение управляющего коридором в каждой стране.
Выравнивание таможенных тарифов позволит сделать систему тарифов более прозрачной и равной на территориях стран участниц.
Также планируется создать Единого железнодорожного оператора для работы на западном маршруте МТК «Север — Юг» усилиями РФ, Азербайджана и Ирана. Он «обеспечит сквозной сервис и высокий уровень логистических услуг». Оператор должен будет выполнять также экспедиторские функции, контрактовать услуги перевозки, перевалки в морских портах, заниматься таможенным и иным сопровождением перевозки, что позволит ликвидировать неразбериху на участках коридора проходящих через страны-участницы и организовать единую интегрированную сеть поставок, что в свою очередь позволит снизить сроки доставки грузов.
Сервис будет предоставляться в формате «единого окна», Такой формат будет включать в себя организацию внешнеторговых и транзитных перевозок между РФ, Азербайджаном, Ираном и третьими странами. Также в сервисе будет предусмотрены услуги по транзитному таможенному оформлению, оплате сборов, информационному сопровождению перевозок, услуги погрузки, выгрузки и хранения в железнодорожных терминалах и другие транспортно-экспедиционные услуги, согласовываемые с грузоотправителем.
Для решения проблемы с различной шириной колеи на территориях стран участниц можно используя опыт перегрузки контейнеров с железнодорожной платформы на платформу при организации контейнерных поездов из Китая в Европу. Однако важно учитывать, что разная ширина колеи представляет значительное препятствие для других видов перевозок, в частности наливных, для которых в целях безопасности смена колесных пар или перегрузка груза из вагона в вагон не всегда возможна.
Также важным аспектом дальнейшего развития МТК «Север — Юг» является увеличение объемов транзитных перевозок. Тем временем, по Бакинской декларации, подписанной 8–9 сентября правительствами России, Азербайджана и Ирана, Азербайджан поставил цель к 2030 году довести объем транзитных перевозок по западному коридору МТК «Север — Юг» до 15 млн тонн.
Следующим шагом должны стать модернизация, реконструкция и открытие новых погранпереходов между странами-участницами, а также модернизация инфраструктуры Ирана.
На данный момент общестроительная готовность первого этапа реконструкции автомобильного погранперехода «Яраг–Казмаляр» с Азербайджаном, по данным Минтранса, составляет 76 %. Завершить первый этап планируют на конец года, второго — на третий квартал 2023 года. Модернизация погранперехода позволит увеличить его пропускную мощность почти в три раза — до 1,4 тысяч транспортных средств и до 5,1 тысяч человек в сутки. Открыто грузовое сообщение через погранпереход «Тагиркент–Казмаляр–Ханоба» с пропускной способностью до 200 грузовых машин в сутки. В круглосуточном режиме организован пропуск порожнего грузового автотранспорта через пункт пропуска «Ново-Филя – Ширвановка».
Следует отметить, что до конца 2027 года запланирована модернизация целого ряда погранпереходов, входящих в створ международного транспортного коридора «Север — Юг». Это и морские, и железнодорожные, и автомобильные пункты пропуска (среди них Верхний Ларс, Ново-Филя, Тагиркент–Казмаляр, Караузек, Махачкала, Дербенкт). Развитие инфраструктуры МТК будет способствовать сокращению сроков доставки грузов, создаст дополнительные возможности для развития экономики и снизит зависимость российской логистики от внешних факторов.
Консолидация усилий всех участвующих в проекте стран транзита (Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Индия) позволит выйти на объемы грузоперевозок в 2 млн тонн в следующем году и до 5 млн тонн к 2025 году.
Скорейшему создание единой технологии работы на всех ветках МТК «Север — Юг» позволит довозить грузы из Москвы, из Центрального федерального округа, до портов персидского залива не более, чем за 15 суток. Маршрут позволит отправлять товары не только в Индию, но и в страны Персидского залива, Африку и Азию.
Таким образом, МТК «Север — Юг» может стать конкурентноспособным транспортным коридором, который будет связывать Азию, Африку, страны Персидского залива со странами Балтики.
Литература:
- МТК «Север — Юг» обещают вывести на грузооборот в 2 млн тонн уже в следующем году. Подробнее: https://logirus.ru/news/transport/mtk_-sever-yug-_obeshchayut_vyvesti_na_gruzooborot_v_2_mln_tonn_uzhe_v_sleduyushchem_godu.html. — Текст: электронный // Logirus: [сайт]. — URL: https://logirus.ru/news/transport/mtk_-sever-yug-_obeshchayut_vyvesti_na_gruzooborot_v_2_mln_tonn_uzhe_v_sleduyushchem_godu.html (дата обращения: 30.01.2023).
- Эксперт: вывезти грузы из портов МТК «Север — Юг» практически нереально Подробнее: https://logirus.ru/news/transport/ekspert-_vyvezti_gruzy_iz_portov_mtk_-sever-yug-_prakticheski_nerealno.html. — Текст: электронный // Logirus: [сайт]. — URL: https://logirus.ru/news/transport/ekspert-_vyvezti_gruzy_iz_portov_mtk_-sever-yug-_prakticheski_nerealno.html (дата обращения: 30.01.2023).
- Россия, Азербайджан и Иран поняли, чего не хватает МТК «Север — Юг» Подробнее: https://logirus.ru/news/infrastructure/rossiya-_azerbaydzhan_i_iran_ponyali-_chego_ne_khvataet_mtk_-sever-yug.html. — Текст: электронный // Logirus: [сайт]. — URL: https://logirus.ru/news/infrastructure/rossiya-_azerbaydzhan_i_iran_ponyali-_chego_ne_khvataet_mtk_-sever-yug.html (дата обращения: 30.01.2023).
- Международный транспортный коридор «Север — Юг»: создание транспортного каркаса Евразии / Винокуров Евгений. — Текст: электронный // Евразийский Банк Развития: [сайт]. — URL: https://eabr.org/upload/iblock/c69/EDB_2021_Report_5_INSTC_rus.pdf (дата обращения: 30.01.2023).
- Степанов В. И. Логистика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2013.