Перспективы развития международного транспортного коридора «Север — Юг» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.

Дата публикации: 30.01.2023

Статья просмотрена: 721 раз

Библиографическое описание:

Шибаев, Д. И. Перспективы развития международного транспортного коридора «Север — Юг» / Д. И. Шибаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 206-209. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99606/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются перспективы развития МТК «Север — Юг».

Ключевые слова: логистика, Россия, логистические проекты, экономика, перевозки, транспортные коридоры.

Мультимодальный международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» связывает северо-западную часть Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и страны Скандинавии с государствами Центральной Азии (ЦА), Персидского залива и Индийского океана.

Коридор включает инфраструктуру автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного транспорта, а также морские порты на Каспии, порты Персидского залива, автомобильные (АПП) и железнодорожные пункты пропуска и международные аэропорты. Коридор «Север — Юг» был создан 12 сентября 2000 г. Во время Второй международной конференции по транспорту в Санкт-Петербурге между Российской Федерацией, Республикой Индией и Исламской Республикой Иран.

В сложившейся ситуации санкционного ограничения Российской Федерации и Исламской Республики Иран возникла необходимость развития перспективного МТК «Север — Юг», связывающий скандинавские страны, СНГ, Восточную Европу, Иран, Индию, Пакистан и государства Персидского залива.

Однако существует ряд сдерживающих факторов:

  1. Политика, проводимая участниками МТК, недостаточно скоординирована: заседания координационного совета проходят достаточно редко (в период с 2007 по 2017 г. не проводились), заседания по таможенным, портовым и иным вопросам не осуществлялись.
  2. Ограничены возможности развития прямых железнодорожных перевозок между странами Евразии, входящими в «пространство 1520», и Исламской Республикой Иран. Это связано с необходимостью смены ширины колеи путем замены тележек грузовых вагонов или внедрения более технически сложной и дорогой тележки с автоматической сменой ширины колеи, что экономически не выгодно, учитывая нынешние объемы перевозок на данный момент: до 500 тысяч тонн грузов.
  3. Отставание в развитии железнодорожной сети Ирана не позволяет доставлять контейнеры с высокими маршрутными скоростями. Железнодорожная сеть страны в большей степени работает на тепловозной тяге и имеет однопутные линии.
  4. Несогласованная тарифная политика в области железнодорожных перевозок, а также обслуживания судов и грузов в морских портах.
  5. До настоящего времени достаточно низкой была эффективность паромных перевозок вагонов с контейнерами или большегрузных автотранспортных средств по сравнению с перегрузкой контейнеров в каспийских портах. Этот фактор стал следствием высокой себестоимости перевозок на устаревших железнодорожных паромах, построенных ещё в советское время.
  6. Несогласованные таможенные правила усложняют процедуры пересечения грузами и транспортными средствами государственных границ. На отдельных пунктах пересечения границ отсутствует механизм «единого окна», не внедрены рекомендации, изложенные в Транзитном руководстве Всемирной таможенной организации. Это приводит к увеличению сроков прохождения таможенных процедур в морских портах и в автомобильных пунктах пересечения границ.
  7. Отсутствие сквозного тарифа, до недавнего времени стоимость обслуживания судов зависела от флага судна. Высокая и непрозрачная стоимость захода судов в каспийские порты автоматически увеличивает тариф на паромные перевозки.
  8. Недостаточно развитая структура на протяжении всего коридора.
  9. Острый дефицит контейнерного парка в Иране.
  10. Нехватка тары в Российской Федерации.

Перспективы развития:

На развитие МТК «Север — Юг» в обозримой перспективе будут оказывать влияние следующие факторы:

— геополитические;

— транспортно-политические;

— торгово-экономические;

— инфраструктурные.

Развитие МТК «Север — Юг» может рассматриваться странами-участницами как страховка для бесперебойной торговли между Азией и Европой в контексте проблем функционирования Суэцкого канала — подобный инцидент, например, произошел в марте 2021 г., когда на мель сел контейнеровоз Ever Given. МТК «Север — Юг» может стать альтернативой маршруту глубоководных морских перевозок через Суэцкий канал

Важным фактором развития коридора должно стать увеличение объема торговли между Исламской Республикой Иран и КНР. В этом случае особое значение станет играть Восточный маршрут коридора, проходящий через Туркменистан и Казахстан, который китайской стороной будет позиционироваться как одно из направлений «Экономического пояса Шелкового пути» в рамках инициативы ОПОП.

В связи с недавними санкционными мерами в отношении Российской Федерации обсуждение и работа над совершенствованием МТК «Север — Юг» уже начались.

Таким образом уже 5 марта 2022 г. завершилось седьмое заседание Координационного совета международного транзитного коридора Север — Юг (INSTC).

Был принят ряд решений, которые в перспективе должны исключить сдерживающие факторы развития коридора: выравнивание таможенных тарифов для стран-участниц, создание государствами-членами совместной компании и определение управляющего коридором в каждой стране.

Выравнивание таможенных тарифов позволит сделать систему тарифов более прозрачной и равной на территориях стран участниц.

Также планируется создать Единого железнодорожного оператора для работы на западном маршруте МТК «Север — Юг» усилиями РФ, Азербайджана и Ирана. Он «обеспечит сквозной сервис и высокий уровень логистических услуг». Оператор должен будет выполнять также экспедиторские функции, контрактовать услуги перевозки, перевалки в морских портах, заниматься таможенным и иным сопровождением перевозки, что позволит ликвидировать неразбериху на участках коридора проходящих через страны-участницы и организовать единую интегрированную сеть поставок, что в свою очередь позволит снизить сроки доставки грузов.

Сервис будет предоставляться в формате «единого окна», Такой формат будет включать в себя организацию внешнеторговых и транзитных перевозок между РФ, Азербайджаном, Ираном и третьими странами. Также в сервисе будет предусмотрены услуги по транзитному таможенному оформлению, оплате сборов, информационному сопровождению перевозок, услуги погрузки, выгрузки и хранения в железнодорожных терминалах и другие транспортно-экспедиционные услуги, согласовываемые с грузоотправителем.

Для решения проблемы с различной шириной колеи на территориях стран участниц можно используя опыт перегрузки контейнеров с железнодорожной платформы на платформу при организации контейнерных поездов из Китая в Европу. Однако важно учитывать, что разная ширина колеи представляет значительное препятствие для других видов перевозок, в частности наливных, для которых в целях безопасности смена колесных пар или перегрузка груза из вагона в вагон не всегда возможна.

Также важным аспектом дальнейшего развития МТК «Север — Юг» является увеличение объемов транзитных перевозок. Тем временем, по Бакинской декларации, подписанной 8–9 сентября правительствами России, Азербайджана и Ирана, Азербайджан поставил цель к 2030 году довести объем транзитных перевозок по западному коридору МТК «Север — Юг» до 15 млн тонн.

Следующим шагом должны стать модернизация, реконструкция и открытие новых погранпереходов между странами-участницами, а также модернизация инфраструктуры Ирана.

На данный момент общестроительная готовность первого этапа реконструкции автомобильного погранперехода «Яраг–Казмаляр» с Азербайджаном, по данным Минтранса, составляет 76 %. Завершить первый этап планируют на конец года, второго — на третий квартал 2023 года. Модернизация погранперехода позволит увеличить его пропускную мощность почти в три раза — до 1,4 тысяч транспортных средств и до 5,1 тысяч человек в сутки. Открыто грузовое сообщение через погранпереход «Тагиркент–Казмаляр–Ханоба» с пропускной способностью до 200 грузовых машин в сутки. В круглосуточном режиме организован пропуск порожнего грузового автотранспорта через пункт пропуска «Ново-Филя – Ширвановка».

Следует отметить, что до конца 2027 года запланирована модернизация целого ряда погранпереходов, входящих в створ международного транспортного коридора «Север — Юг». Это и морские, и железнодорожные, и автомобильные пункты пропуска (среди них Верхний Ларс, Ново-Филя, Тагиркент–Казмаляр, Караузек, Махачкала, Дербенкт). Развитие инфраструктуры МТК будет способствовать сокращению сроков доставки грузов, создаст дополнительные возможности для развития экономики и снизит зависимость российской логистики от внешних факторов.

Консолидация усилий всех участвующих в проекте стран транзита (Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран, Индия) позволит выйти на объемы грузоперевозок в 2 млн тонн в следующем году и до 5 млн тонн к 2025 году.

Скорейшему создание единой технологии работы на всех ветках МТК «Север — Юг» позволит довозить грузы из Москвы, из Центрального федерального округа, до портов персидского залива не более, чем за 15 суток. Маршрут позволит отправлять товары не только в Индию, но и в страны Персидского залива, Африку и Азию.

Таким образом, МТК «Север — Юг» может стать конкурентноспособным транспортным коридором, который будет связывать Азию, Африку, страны Персидского залива со странами Балтики.

Литература:

  1. МТК «Север — Юг» обещают вывести на грузооборот в 2 млн тонн уже в следующем году. Подробнее: https://logirus.ru/news/transport/mtk_-sever-yug-_obeshchayut_vyvesti_na_gruzooborot_v_2_mln_tonn_uzhe_v_sleduyushchem_godu.html. — Текст: электронный // Logirus: [сайт]. — URL: https://logirus.ru/news/transport/mtk_-sever-yug-_obeshchayut_vyvesti_na_gruzooborot_v_2_mln_tonn_uzhe_v_sleduyushchem_godu.html (дата обращения: 30.01.2023).
  2. Эксперт: вывезти грузы из портов МТК «Север — Юг» практически нереально Подробнее: https://logirus.ru/news/transport/ekspert-_vyvezti_gruzy_iz_portov_mtk_-sever-yug-_prakticheski_nerealno.html. — Текст: электронный // Logirus: [сайт]. — URL: https://logirus.ru/news/transport/ekspert-_vyvezti_gruzy_iz_portov_mtk_-sever-yug-_prakticheski_nerealno.html (дата обращения: 30.01.2023).
  3. Россия, Азербайджан и Иран поняли, чего не хватает МТК «Север — Юг» Подробнее: https://logirus.ru/news/infrastructure/rossiya-_azerbaydzhan_i_iran_ponyali-_chego_ne_khvataet_mtk_-sever-yug.html. — Текст: электронный // Logirus: [сайт]. — URL: https://logirus.ru/news/infrastructure/rossiya-_azerbaydzhan_i_iran_ponyali-_chego_ne_khvataet_mtk_-sever-yug.html (дата обращения: 30.01.2023).
  4. Международный транспортный коридор «Север — Юг»: создание транспортного каркаса Евразии / Винокуров Евгений. — Текст: электронный // Евразийский Банк Развития: [сайт]. — URL: https://eabr.org/upload/iblock/c69/EDB_2021_Report_5_INSTC_rus.pdf (дата обращения: 30.01.2023).
  5. Степанов В. И. Логистика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): Иран, Персидский залив, Азербайджан, Север, Исламская Республика, Российская Федерация, Азия, перевозка, порт, Россия.


Похожие статьи

Международный транспортный коридор «Север — Юг» — ключевой элемент транспортного каркаса и «новой» логистики

В статье делается анализ международного транспортного коридора Север-Юг, как ключевого элемента транспортного каркаса и «новой» логистики.

Развитие Восточного полигона

В статье рассматриваются перспективы развития Восточного полигона.

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры

Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом. Большое внимание уделяется основному элементу Шёлкового пути — экономический поясу, который заключается в высоком уровне развития инфрастр...

Международные дороги, соединяющие регионы

Возможности и перспективы возрождения Шёлкового пути в рамках инициативы КНР «Один пояс — один путь»

В данной статье анализируется инициатива «Один пояс — один путь» в контексте возрождения Шелкового пути, рассматривается роль Китая как инициатора, интересы стран-организаторов проекта, а также пути возрождения Шелкового пути и их влияние на туристич...

Особенности развития железнодорожных перевозок (международный и российский опыт)

Статья посвящена основным проблемам и направлениям развития железнодорожной отрасли России.

Проблемы развития логистики и основные направления совершенствования транспортной системы в России и Красноярском крае

В данной статье рассматриваются вопросы развития логистики в России, основные направления транспортной политики, рейтинг транспортно-логистических компаний в России, проблемы и пути совершенствования транспортной системы в Красноярском крае.

Международная логистика Россия — Индия

Международная логистика — это очень важный элемент экономических отношений между странами. Такие крупные государства как Россия и Индия не могут обойтись без взаимовыгодного партнерства в сфере торговли, логистики и грузоперевозок на международном ур...

Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок

В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру. В статье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную ...

Развитие Арктической зоны Российской Федерации

В данной статье рассмотрена тема развития Арктической зоны Российской Федерации. Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их проблемы и перспективы развития.

Похожие статьи

Международный транспортный коридор «Север — Юг» — ключевой элемент транспортного каркаса и «новой» логистики

В статье делается анализ международного транспортного коридора Север-Юг, как ключевого элемента транспортного каркаса и «новой» логистики.

Развитие Восточного полигона

В статье рассматриваются перспективы развития Восточного полигона.

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для развития транспортной инфраструктуры

Статья посвящена вопросу о влиянии великого шёлкового пути на развитие глобальной торговли и логистику в целом. Большое внимание уделяется основному элементу Шёлкового пути — экономический поясу, который заключается в высоком уровне развития инфрастр...

Международные дороги, соединяющие регионы

Возможности и перспективы возрождения Шёлкового пути в рамках инициативы КНР «Один пояс — один путь»

В данной статье анализируется инициатива «Один пояс — один путь» в контексте возрождения Шелкового пути, рассматривается роль Китая как инициатора, интересы стран-организаторов проекта, а также пути возрождения Шелкового пути и их влияние на туристич...

Особенности развития железнодорожных перевозок (международный и российский опыт)

Статья посвящена основным проблемам и направлениям развития железнодорожной отрасли России.

Проблемы развития логистики и основные направления совершенствования транспортной системы в России и Красноярском крае

В данной статье рассматриваются вопросы развития логистики в России, основные направления транспортной политики, рейтинг транспортно-логистических компаний в России, проблемы и пути совершенствования транспортной системы в Красноярском крае.

Международная логистика Россия — Индия

Международная логистика — это очень важный элемент экономических отношений между странами. Такие крупные государства как Россия и Индия не могут обойтись без взаимовыгодного партнерства в сфере торговли, логистики и грузоперевозок на международном ур...

Современное состояние, проблемы и перспективы развития интермодальных перевозок

В настоящее время интермодальные перевозки являются наиболее востребованным способом перевозки грузов по всему миру. В статье рассматривается особенности данного вида перевозок, его преимущества и недостатки с учетом влияния пандемии на транспортную ...

Развитие Арктической зоны Российской Федерации

В данной статье рассмотрена тема развития Арктической зоны Российской Федерации. Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их проблемы и перспективы развития.

Задать вопрос