Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Международный транспортный коридор «Север — Юг» — ключевой элемент транспортного каркаса и «новой» логистики

Экономика и управление
05.02.2023
580
Поделиться
Библиографическое описание
Милёшкина, Ю. И. Международный транспортный коридор «Север — Юг» — ключевой элемент транспортного каркаса и «новой» логистики / Ю. И. Милёшкина, А. А. Хисамова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 5 (452). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/452/99736/.


В статье делается анализ международного транспортного коридора Север-Юг, как ключевого элемента транспортного каркаса и «новой» логистики.

Ключевые слова: международный транспортный коридор, логистика, инфраструктура, Север-Юг, барьеры, маршруты, инвестиции.

Международные транспортные коридоры (МТК) — это мультимодальные маршруты для перевозки пассажиров и грузов, включающие воздушное, морское, железнодорожное и автомобильное сообщения. Транспортные коридоры призваны создать предсказуемые и прозрачные маршруты для всех участников мирового рынка логистики.

В данной статье мы рассматриваем один из важнейших транспортных коридоров — международный транспортный коридор Север-Юг. Он является ключевым элементом транспортного каркаса Евразии, стыкуется с большинством широтных транспортных коридоров, создавая широкие возможности для развития логистических цепочек доставки товаров между странами ЕАЭС, Европой, Азией и Ближним Востоком.

Транспортный коридор «Север-Юг»

Рис. 1. Транспортный коридор «Север-Юг»

Проект международного транспортного коридора Север-Юг длиной более 7000 километров от Балтики до Индии, начатый двадцать два года назад в настоящее время заметно ускорился.

В текущих геополитических условиях важность скорейшего запуска современной транспортно-логистической инфраструктуры, которая свяжет Россию, страны ЕАЭС, Южного Кавказа, Центральной Азии с государствами на побережье Индийского океана невозможно переоценить.

Международный транспортный коридор Север-Юг — важнейший элемент Евразийского транспортного каркаса. Он уже сейчас участвует в формировании «новой» логистики.

Основное его преимущество — стыковка с важнейшими транспортными коридорами — маршрутами, которые проходят через регион в направлении Восток-Запад. И уже сейчас коридор Север-Юг участвует в «новой» логистике, связывая Запад и Восток. По коридору идут международные автомобильные перевозки в направлении из стран Европейского Союза через Азербайджан, а также реализуются новые контейнерные сервисы, в частности в сентябре 2022 года был реализован на контейнерный поезд с грузом автокомплектующих из Китая в Иран через Казахстан и Туркменистан.

В прошлом году было проведено исследование грузопотоков, в соответствии с которым от 15 до 25 миллионов тонн могут потенциально тяготеть к этому коридору. Это разные грузы: от контейнеров до зерна, от металлов до грузов деревообработки.

Коридор Север-Юг — это не просто альтернатива маршруту через Суэцкий канал — это еще и качественное улучшение логистики для прикаспийских стран. Именно в Каспийском бассейне коридор разделяется на три маршрута:

– западный: из России в Иран через Азербайджан;

– восточный: по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан и Туркменистан;

– транскаспийский: с использованием паромных и контейнерных линий на Каспийском море.

Также была проведена экспертизу барьеров, которые в настоящее время сдерживают развитие коридора. Их систематизировали и дали рекомендации по их устранению.

Более 40 барьеров сдерживает привлечение грузопотоков на международный транспортный коридор Север-Юг. Эти барьеры могут быть разделены на две группы: инфраструктурные и нефизические.

Инфраструктурные барьеры — критически узкие места, недостающие звенья и дефицит инвестиций в развитие. А именно: автодороги, железные дороги, порты и терминалы, внутренние водные пути, каналы, ТЛЦ, пункты пересечения границ.

Нефизические барьеры — связанные с негармонизированными процедурами пересечения границ, с проблемами во взаиморасчетах и в страховании грузов и транспортных средств, в отсутствии института уполномоченного экономического оператора, в недостаточно используемом механизме единого окна. У международных автомобильных перевозчиков существуют проблемы с выдачей виз для профессиональных водителей, а также с получением разрешения для осуществления перевозок. Отсутствует механизм по скоординированному управлению развитием коридора.

Развитие МТК Север-Юг требует инвестиций. Основная часть проекта сконцентрирована в Каспийском регионе и на Кавказе. Наиболее капиталоемкими при этом являются проекты развития железных и автодорог.

Задача инфраструктурного развития коридора не могут быть решены без активного госучастия, в том числе и финансового. Однако анализ показывает — в рамках МТК Север-Юг есть немало проектов, которые могут быть интересны и коммерческим инвесторам, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

Евразийским банком развития было проведено более 100 инвестиционных проектов по развитию международного транспортного коридора Север-Юг.

По приоритетности эти проекты могут быть разбиты на три группы.

Первая группа — наиболее приоритетные проекты, направленные на устранение критических узких мест, недостающих звеньев. В первую очередь -достройка участка Решт — Астара в Иране, строительство автомобильных дорог на подходах к крупным городам, развития инфраструктуры пограничных пунктов пропуска и развития логистических центров и придорожного сервиса.

Вторая группа — улучшение качественных характеристик основных участков и развитие альтернативных участков с целью повышения общей пропускной способности коридора.

Третья группа — развитие ответвлений и примыкающих участков, обеспечивающих сопряжение МТК Север-Юг с другими коридорами и маршрутами.

Необходимо отметить, что значительная часть инвестиций в развитии коридора Север-Юг имеет государственное происхождение. 67 из 102 проектов развития МТК Север-Юг финансируются из государственных источников. В частности, в Азербайджане, в республике Казахстан более 80 процентов всех средств — средства национальных бюджетов на развитие коридора.

Вместе с тем существуют проекты, которые будут привлекательны для частного капитала, для международных банков развития. И это проекты, которые имеют хорошую окупаемость — это участки платных дорог, логистические центры, объекты придорожного сервиса и, наконец, проекты по обновлению парка подвижного состава и флота.

Развитие физической инфраструктуры не даст результатов, если не совершенствовать так называемую мягкую инфраструктуру, которая предусматривает устранение барьеров. В первую очередь, гармонизация и упрощение международных перевозок грузов и процедур пересечения границ. Это цифровизация перевозок и транспортных документов, формирование скоординированной тарифной политики. Наконец, необходимо создание эффективного механизма по управлению развития международным транспортным коридором.

Транспортный коридор Север-Юг имеет большое значение и огромный потенциал для развития. Его преимущество — стыковка с важнейшими транспортными коридорами. Это пересечение дает возможность включить туда целый ряд транзитных потоков и грузов и создать единый транспортный каркас. В перспективе это может изменить всю мировую логистику.

Литература:

  1. Международный транспортный коридор «Север — Юг»: инвестиционные решения и мягкая инфраструктура: [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/analytics/special-reports/mezhdunarodnyy-transportnyy-koridor-sever-yug-investitsionnye-resheniya-i-myagkaya-infrastruktura/
  2. Википедия. Транспортный коридор Север — Юг: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Морские вести России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.morvesti.ru/analitika/1692/98285/
  4. Российская газета. Транспортный коридор Север-Юг: [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/07/12/iz-mumbai-v-piter.html
  5. Википедия. Международный транспортный коридор: [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
международный транспортный коридор
логистика
инфраструктура
Север-Юг
барьеры
маршруты
инвестиции
Молодой учёный №5 (452) февраль 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 181-183):
Часть 3 (стр. 151-225)
Расположение в файле:
стр. 151стр. 181-183стр. 225

Молодой учёный