Исследование познавательной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 27.01.2023

Статья просмотрена: 269 раз

Библиографическое описание:

Пономарева, И. В. Исследование познавательной самостоятельности обучающихся в учебной деятельности / И. В. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99494/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор делает акцент на актуальной проблеме формирования познавательной самостоятельности обучающихся общеобразовательной школы и предлагает методы ее диагностики в дистанционном формате.

Ключевые слова: дистанционное обучение, регулятивные универсальные учебные действия, познавательная самостоятельность, учебная деятельность, самостоятельная работа.

Проблема формирования познавательной самостоятельности в современном образовании достаточно актуальна. Это связано, во-первых, со стремительным развитием цифровых технологий и применением их на всех уровнях образования; во-вторых — обстоятельствами, которые возникли в ходе вынужденного перехода системы образования в режим дистанционного обучения в период распространения COVID-19. Научные исследования и процесс реализации дистанционных образовательных технологий показали, что большинство обучающихся испытывают затруднения, связанные с неготовностью выполнять учебную деятельность в онлайн-режиме [1].

В своем исследовании мы опираемся на регулятивные универсальные учебные действия (РУУД), так как достаточный уровень сформированности данных действий позволяет ученикам планировать, осуществлять и контролировать свою учебную деятельность с высокой степенью самостоятельности, в том числе, и в условиях дистанционного обучения.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что проблема формирования и развития РУУД в очном режиме обучения в отечественной науке рассматривается достаточно активно. Большинство диагностических материалов рассчитаны на диагностику выявления уровня сформированности РУУД и его компонентов в очном формате [2].

Особенность проведения диагностики в дистанционном формате состоит в том, что эксперт не имеет возможности непосредственно наблюдать за ходом процесса диагностики и за обучающимися. Еще одной чертой является то, что обучающийся должен самостоятельно пройти диагностику, выполнить все предложенные задания и отправить исследователю. Основными компонентами, необходимыми для реализации самостоятельности в условиях дистанционного обучения, являются: самоорганизация, целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самооценка и рефлексия [3].

На наш взгляд, для диагностики РУУД обучающихся в дистанционном режиме наиболее эффективным будет метод анкетного опроса. Нами использовались следующие диагностики:

  1. Анкета-опрос для обучающихся по выявлению уровня сформированности РУУД в процессе дистанционного обучения, (автор В. Ф. Поберезкая).
  2. Анкета для педагогов по определению уровня самостоятельности в дистанционном обучении, (авторы В. Ф. Поберезкая, Н. Н. Новикова).

В экспериментальном исследовании принимали участие 48 обучающихся 7-х классов.

Результаты, полученные в ходе проведения анкеты-опроса для обучающихся, оформлены в таблицу 1.

Таблица 1

Количественные показатели анкеты-опроса для обучающихся по выявлению уровня сформированности РУУД

Компонент РУУД

Группы испытуемых, средний балл

Экспериментальная

Контрольная

Самоорганизация

Минимальный балл — 0.

Максимальный балл — 12.

3

3

Целеполагание

Минимальный балл — 0.

Максимальный балл — 18.

6

9

Планирование

Минимальный балл — 0.

Максимальный балл — 9.

3

3

Прогнозирование

Минимальный балл — 0.

Максимальный балл — 6.

3

3

Самоконтроль

Минимальный балл — 0.

Максимальный балл — 15.

9

12

Самооценка

Минимальный балл — 0.

Максимальный балл — 18.

12

12

Рефлексия

Минимальный балл — 0.

Максимальный балл — 3.

-

3

Данные таблицы показывают, что на низком уровне у обучающихся обеих групп находятся такие компоненты РУУД, как «Самоорганизация» — средний балл 3 из 12 возможных; «Планирование» — средний балл 3 из 9 возможных; и «Прогнозирование» — средний балл 3 из 6 возможных. Большинство обучающихся испытывают затруднения при определении цели своего обучения, постановке для себя новых учебных задач. У ребят недостаточно сформулировано умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Ученики не умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

На достаточном уровне в обеих группах испытуемых групп находятся такие компоненты РУУД, как «Самоконтроль» — средний балл в экспериментальной группе 9, в контрольной — 12, из 15 возможных. В процессе обучения ученики ориентируются на правило контроля и успешно используют его в процессе, почти не допуская ошибок. Выявленные ошибки исправляют самостоятельно, контролируют процесс реализации учебного задания. Однако при решении новой ситуации не могут самостоятельно скорректировать правило контроля под новые условия.

И компонент «Самооценка» — средний балл 12 из 18 возможных. Приступая к решению новой учебной задачи, могут с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, опираясь на анализ уже известных способов действия; однако делают это неуверенно, с трудом.

Следует обратить внимание и на такой компонент РУУД, как «Целеполагание»: средний балл в экспериментальной группе 6, в контрольной — 9, из 18 возможных. Предъявляемое учебное требование осознается учениками лишь частично. Ученики нуждаются в пооперационном контроле со стороны учителя, не могут ответить на вопросы о том, что они собираются делать или сделали.

Наглядно результаты анкеты-опроса для обучающихся представлены на рисунке 1.

Количественные показатели анкеты-опроса для обучающихся по выявлению уровня сформированности РУУД

Рис. 1. Количественные показатели анкеты-опроса для обучающихся по выявлению уровня сформированности РУУД

Проведем анализ результатов по анкете для педагогов по определению уровня самостоятельности обучающихся в процессе дистанционного обучения.

После подсчета числа обучающихся по каждому уровню самостоятельности были получены следующие результаты: учеников с несформированным уровнем самостоятельности педагогами в группах не обнаружено.

В экспериментальной группе низкий уровень самостоятельности выявлен у 6 человек (25 %). Базовый уровень самостоятельности имеют 8 детей (33 %), ниже базового — у 10 обучающихся (42 %).

В контрольной группе низкий уровень самостоятельности имеют 5 человек (21 %), базовый уровень самостоятельности выявлен у 6 детей (25 %). Уровень ниже базового показали 13 учеников (54 %).

Результаты анкетирования педагогов оформлены в таблицу 2.

Таблица 2

Количественные показатели анкетирования педагогов по определению уровня самостоятельности в дистанционном обучении

Уровни самостоятельности

Группы испытуемых

Экспериментальная

Контрольная

абсолютный показатель (количество детей)

относительный показатель (%)

абсолютный показатель (количество детей)

относительный показатель (%)

Уровень не сформирован

-

-

-

-

Низкий

6

25 %

5

21 %

Ниже базового

10

42 %

13

54 %

Базовый уровень

8

33 %

6

25 %

Качественный анализ «портретов» обучающихся, составленных педагогами, позволил обозначить следующую картину: дети с базовым уровнем самостоятельности умеют самостоятельно сформулировать задание, определять его цель; самостоятельно прогнозировать результат, составлять алгоритм деятельности при решении проблем учебного, творческого и поискового характера. В процессе выполнения задания эти ученики постоянно соотносят промежуточные и конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем; умеют самостоятельно корректировать работу по ходу выполнения задания. Они умеют самостоятельно оценивать результат своей работы, а также оценить действия других учеников, выделяют критерии оценки.

Испытуемые, у которых уровень самостоятельности ниже базового, при помощи учителя могут сформулировать задание, иногда выполняют эти действия самостоятельно, но неуверенно. Ребята умеют самостоятельно прогнозировать результат в основном учебных (по образцу) заданий, планировать алгоритм его выполнения. В процессе выполнения задания соотносят конечные результаты своей деятельности с целью или с образцом, предложенным учителем, из-за чего теряют много времени. Умеют корректировать работу по ходу выполнения задания при указании им на ошибки извне (учителем); самостоятельно оценивают результат своей работы по предложенным учителем критериям оценки.

Обучающиеся с низким уровнем самостоятельности не могут словесно сформулировать задание, определить цель своей деятельности; положительные попытки являются единичными и неуверенными. Ребята выполняют задания, не соотнося их с целью или с образцом, предложенным учителем. Самостоятельно не могут найти ошибку в своей деятельности. Не умеют корректировать работу по ходу выполнения задания при указании на ошибки извне (учителем или одноклассниками).

Сопоставив данные всех проведенных диагностических методик, мы пришли к выводу, что в обеих группах испытуемых преобладает уровень сформированности самостоятельности ниже базового.

Нами была также составлена гистограмма результатов исследования (рис. 2).

Показатели уровня сформированности самостоятельности в экспериментальной и контрольной группах, (%)

Рис. 2. Показатели уровня сформированности самостоятельности в экспериментальной и контрольной группах, (%)

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости организации коррекционной работы, которая будет направлена на повышение уровня самостоятельности обучающихся в условиях дистанционного обучения.

Литература:

  1. Хухлаева О. В., Кудикова Е. А., Кривцова А. С. Диагностика развития готовности к сотрудничеству. Банк для диагностик // Справочник педагога-психолога. — 2015. — № 6. — С. 9–16.
  1. Иванова О. А., Шалашова М. М. Обновление системы подготовки педагогов естественнонаучных предметов. / Иванова О. А., Шалашова М. М. //Материалы Международной научно-практической конференции. Алматы: КазНПУ имени Абая, 2019. С. 262–265.
  2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа обучающихся на уроках. — URL: https://shkola30.livejournal.com/38438.html (дата обращения 23.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, максимальный балл, минимальный балл, уровень самостоятельности, обучающийся, предложенный учитель, базовый уровень самостоятельности, выявление уровня, учебная деятельность, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»

В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.

Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Похожие статьи

Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»

В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.

Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе

В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Формирование нравственно-патриотической направленности личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога

В статье рассматриваются особенности формирования нравственно-патриотической личности обучающихся начальной школы в процессе образовательной деятельности педагога. Автором разработана программа, которая реализуется в модели и выделены уровни ее освое...

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках школьного научного общества учащихся

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Задать вопрос