В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено влияние на формирование и развитие универсальных учебных действий, формирующих социальный опыт младших школьников.
Ключевые слова: урочная и внеурочная деятельность, интеграция, самостоятельная деятельность учащихся, инновации, технологии, ФГОС НОО.
The author focuses on the role of integration of curricular and extracurricular activities in the process of increasing independence of students. The definition of extracurricular and extracurricular activities is given. The tasks which are solved by integration are defined. Influence on formation and development of universal educational actions which form social experience of younger schoolboys is considered.
Keywords: lesson and extracurricular activities, integration, students' independent activity, innovations, technologies, FGOS NOO.
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется за счет сочетания традиционных и инновационных подходов к организации целостного образовательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности учителей и учащихся. Учителя стремятся овладеть теорией и технологией интеграции школьного и внешкольного образования, урочно-внеурочной деятельности учащихся. Существующие варианты технологий интеграции урочной и внеурочной деятельности учащихся в основном разработаны учителями-практиками. Это отражает состояние теории и практики образования.
Поиск путей и методов сочетания различных видов воспитательной работы привел к необходимости создания и применения эффективной теории интеграции урочно-внеурочной деятельности учащихся.
Учителя стремятся по-настоящему овладеть теорией и технологией интеграции урочно-внеурочной деятельности. Концептуальные основы целостности воспитательного процесса были заложены А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским, С. Т. Шацким. Именно в 20–50-е годы прошлого столетия данными педагогами на практике была раскрыта сущность единства и взаимосвязи процессов обучения и воспитания учащихся. Они исходили из концептуальной позиции о необходимости целостного воспитания личности. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А. С. Макаренко) [2].
Педагогический процесс следует рассматривать как управляемый процесс совместной творческой деятельности учителей и учащихся, который создает условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий и обеспечивает реализацию потребностей общества и государства в образованной и воспитанной личности.
Урочные занятия позволяют прозрачно планировать и организовывать педагогическую работу и систематически контролировать процесс и результаты педагогической и познавательной деятельности учащихся [3]. Однако эти занятия предоставляют лишь ограниченные возможности для дифференцированной и творческой организации воспитания, обучения и развития личности учащихся, для создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителей и учащихся с учетом личностных особенностей учителей и учащихся, а также региональных возможностей и потребностей, для реальной индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения детей и молодежи, для их эффективной социальной адаптации и развития дружеского партнерства взрослых и детей в совместной деятельности.
Успешная реализация указанных позиций возможна во внеурочной деятельности. Она ориентирует учителя и учащихся на систематический, интенсивный и творческий поиск форм и средств совместной жизнедеятельности, продуктивного сотрудничества, взаимного доверия и уважения. Связь между урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе обеспечивается тремя основными звеньями: взаимодействие, организация и управление [1].
Рис. 1. Единство образовательной среды
Согласно Осмоловской И. М., «задачи, решаемые интеграцией:
– ориентация на практическое применение тех предметных знаний, которые обучающиеся приобретают в рамках общего образования, в том числе внеурочной деятельности;
– введение детей и подростков в основы культурнообразовательных практик, в обеспечении «проб» ученика в различных видах деятельности: в игре, общении, спорте, творчестве, науке и технике;
– освоение учениками знаний о современных сферах человеческой деятельности и характеристиках современного мира в формах, отличных от классно-урочной;
– решение индивидуальных образовательных задач, ориентированных на разнообразные интересы, и формирование пространства для самостоятельного выбора обучающимися источников формирования знаний, способностей, личностных качеств;
– приобретение обучающимися способности управлять собственным поведением, отношениями, знаниями для достижения общественно значимых результатов» [5].
По мнению Петруленкова В. М., «интеграция урочной и внеурочной деятельности — совокупность согласованных условий, обеспечивающих:
– здоровьесбережение;
– развитие в избранном направлении;
– оптимизацию организации деятельности обучающегося и учителя;
– снижение нагрузки за счет индивидуализации образования;
– повышение уровня качества образования;
– оптимизацию отношений в школьном коллективе» [6].
Следовательно, роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся неоценима.
Наше исследование проходило в три этапа:
На 1 этапе осуществлялось выявление начального уровня сформированности самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
На 2 этапе была организована работа по развитию самостоятельности у учащихся 2 класса в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности.
На 3 этапе проводится повторное наблюдение, и данные результаты сопоставляются с результатами, полученными на 1 этапе.
Для реализации цели 1 этапа исследования необходимо было решить ряд задач:
- Подобрать задания для проведения контрольного среза.
- Провести проверку уровня сформированности самостоятельности у детей.
- Проанализировать полученные результаты.
Для выявления начального уровня самостоятельности у детей, мы применяли методы диагностики самостоятельности, разработанные А. К. Осницким, суть которых состоит в исследовании качеств, которые являются составляющими для самостоятельности.
Данные были обработаны и представлены в виде диаграммы в процентном соотношении.
Рис. 2. Выявление уровней сформированности самостоятельности у учащихся 2 класс
Как мы видим, у большинства учащихся достаточный уровень сформированности самостоятельности. В общем у 5 учеников наблюдается высокий уровень, а у 4 низкий. Стоит отметить, что большинство класса успешно справились с заданием и получили положительные оценки, а это значит, что у учеников присутствует положительная динамика развития самостоятельности. Для достижения высокого уровня самостоятельности и ответственности необходимо провести работу по формированию этих качеств.
Нами предлагается строить образовательный процесс, интегрируя урочную и внеурочную деятельность.
Например:
Направление: общекультурное.
- Урочная деятельность: технология, 2 класс: «Изделия из природного материала. Аппликация.
Внеурочная деятельность: экскурсия в парк с целью сбора природного материала, оформление поделками школьной выставки «Дары осени».
УУД:
1) Предметные: получение знаний об элементарных правилах создания рукотворного мира (прочность, эстетическая выразительность, симметрия)
2) Личностные: положительно относиться к труду людей, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам
3) Метапредметные: наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества, определять успешность выполнения своего задания, вести диалог
- Урочная деятельность: литературное чтение, 2 класс: В. Одоевский «В гостях у дедушки Мороза».
Внеурочная деятельность: мастерская деда Мороза по изготовлению ёлочных украшений.
УУД:
1) Предметные: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текста, выделять, называть и применять общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности
2) Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей чувств, владение коммуникативными умениями с целью успешного сотрудничества
3) Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого характера, умение работать в материальной и информационной среде.
Благодаря интегрированной работе дети развивают информационные, коммуникативные и социальные навыки. Освоение учащимися универсальных учебных действий происходит в контексте различных школьных предметов. Понятно, что нет и не может быть жесткой градации в формировании того или иного типа УУД в процессе изучения конкретного предмета. Однако изменение фокуса возможно. У одних субъектов большое внимание может быть уделено формированию определенных типов УУД, у других — формированию других типов УУД. Но в целом на современном уроке идёт сформированы четыре типа УУД.
По окончанию экспериментальной работы и для определения ее плодотворности, мы перешли к контрольному этапу практической деятельности, на котором использовали ту же методику А. К. Осницкого и наблюдение. Было замечено, что уровень сформированности самостоятельности у детей младшего школьного на высоком уровне вырос на 12 %, а на низком снизился с 15 % до 6 %, что говорит об успешности проделанной работе.
Таким образом, интеграция урочной и внеурочной деятельности в педагогическом процессе генетически взаимосвязаны и взаимозависимы. Переплетение урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся позволяет успешно интегрировать различные виды и формы нормативной и самодеятельной деятельности, придуманные участниками педагогического процесса (как коллективно, так и индивидуально).
Ключевой фактор — связать и сохранить преемственность общего и внешкольного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования, а также найти такие формы работы, которые максимально используют потенциал как урочных, так и внеурочных занятий.
Литература:
- Мандель, Б. Р. Педагогика: учебное пособие/ Б. Р. Мандель. — М.: Наука, 2014.- 288 с.
- Махмутов,М.И.Проблемноеобучение:основные вопросы теории/ М. И. Махмутов — 2-е изд. исправ. — М.: Просвещение, 2012.-368 с.
- Оконь, В. Основы проблемного обучения/ В.Оконь- 3-е. изд. стер. — М.: Просвещение, 2013.-208 с.
- Осницкий, А. К. Психологические механизмы самостоятельности/ А. К. Осницкий. — Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.-232 с.
- Осмоловская, И. М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ И. М. Осмоловская.– 2-е изд, стер. — М.: Академия, 2016.-240 с.
- Петруленков, В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1–11 классы/ В. М. Петруленков. — М.: ВАКО, 2015.-112 с.
- Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: ПСТГУ, 2013.-400 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011.-48 с.
- Цукерман, Г. А. Диагностика умения учиться/ Г. А. Цукерман, Е. В. Чудинова. — М.: Авторский клуб, 2016.-135 с.
- Шалова, С. Ю. Интеграция педагогической науки и профессионально- педагогического образования как научная проблема/ С. Ю. Шалова// Интеграция образования Тез. докл. межв. научн. конф. — Краснодар, 2016. — С. 12–14.