Процесс стандартизации высшего образования в области дирижирования оркестром народных инструментов (на примере программ бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 27.01.2023

Статья просмотрена: 85 раз

Библиографическое описание:

Форкин, Р. Б. Процесс стандартизации высшего образования в области дирижирования оркестром народных инструментов (на примере программ бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки) / Р. Б. Форкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 190-201. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99439/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются разноуровневые образовательные стандарты 2010–2017 годов, регламентирующие подготовку дирижеров оркестра русских народных инструментов. Автором анализируются структурные элементы образовательных стандартов, фокусируется внимание на профессиональных компетенциях, фигурирующих в стандартах разных лет, даётся общая характеристика процесса разработки компетентностно-ориентированных стандартов по исследуемому направлению подготовки.

Ключевые слова : образование, бакалавр, магистр, ассистент-стажер, дирижер оркестра народных инструментов, компетенция, компетентность, ФГОС ВПО, ФГОС ВО.

Профессионализация музыканта — это долгий и сложный путь длинною в десятки лет. И это не только годы обучения, проведенные им в различных учебных заведениях, но и обязательное приобретение практического опыта. Компетентность музыканта в настоящем во многом зависит от качества, полученного им образования. Собственно, суть образовательного процесса как раз и состоит в балансе теоретической и практической его частей, направленных на формирование профессиональных качеств личности. И если фундаментом более ранних (до 2000 года) образовательных стандартов первого поколения (ГОС ВПО) была модель « знать, уметь, владеть ( иметь навык )», то уже стандарты последующих лет вводят понятие « компетенция ». Интеграция России в Болонский процесс привнесла в традиционную систему образования большие изменения, обновив техническую и профессиональную терминологию, усилив роль потенциальных работодателей, конкурентоспособность выпускников на рынке труда. В связи с этим компетентностный подход к результатам обучения становится концептом модернизации российского образования и закрепляется в Федеральных государственных образовательных стандартах. Обучающимся отныне вменяется освоение широкого спектра компетенций: общекультурных (ОК) , общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК). Появление компетентностно-ориентированных федеральных стандартов в сфере художественного высшего образования повлекло за собой ломку сложившихся традиций в методах обучения, критериях оценки знаний, увеличение доли интерактивных методик обучения, ориентацию на деятельность обучающихся. Компетенция становится мерилом результативности освоения образовательной программы выпускником согласно требованиям образовательных стандартов. Работодатель получает возможность оценить компетентность потенциального работника на основании сформированных за годы обучения компетенций.

Фактически до 2010 года в нашей стране нельзя было говорить о подготовке дирижерских кадров для оркестров народных инструментов как об отдельном направлении, осуществляемом на основе образовательного стандарта. Исторически сложилось, что дирижированию в формате пятилетнего специалитета на базе российских консерваторий обучали в основном будущих дирижеров симфонического оркестра и хормейстеров академического хора. На основе утвержденного в далеком 1997 году Государственного стандарта 051100 «Дирижирование» (по видам) как раз и осуществлялась профессиональная подготовка перечисленных выше специалистов и руководителей (дирижеров) народного хора в том числе [1]. Невнимание же чиновников к профессиональной подготовке дирижеров народных оркестров, именно к этой сфере исполнительского искусства, вызывало недоумение у преподавателей вузов культуры, в которых как правило и велась подготовка таких специалистов, а это были преимущественно профессиональные дирижеры-симфонисты, также и руководители оркестров народных инструментов. Здесь стоит вспомнить активную позицию заслуженного артиста РФ, профессора, известного петербургского дирижера Ю. Б. Богданова, долгое время преподававшего в стенах Санкт-Петербургского университета культуры, и возглавлявшего кафедру оркестрового дирижирования: «Переписка с чиновниками достойна особого упоминания — из Питера летели депеши за подписью самых авторитетных музыкантов города, а ответ, вложенный в уста высокого чиновника, гласил одно: оркестров профессиональных нет, следовательно и дирижеры не нужны!» [2, стр.125].

Тем не менее, во многих российских вузах культуры подготовка руководителей (дирижеров) оркестров русских народных инструментов осуществлялась в рамках специальности 053000 (позже индекс был изменён на 071301) «Народное художественное творчество», действующей с 1994 года, по специализации «Оркестр (ансамбль) народных инструментов», также в формате специалитета. Выпускникам присваивалась квалификация «Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель». Отнесение народного оркестра именно к этой специальности было закономерно, так как подразумевалась историческая принадлежность народных инструментов к русской традиции, к народному творчеству и культуре. Эта возможность осуществлять подготовку дирижеров-народников стала своего рода компромиссным вариантом до момента появления первых дирижерских стандартов в рамках болонской двухуровневой системы высшего образования.

Процесс разработки нормативной документации в сфере обучения дирижированию народным оркестром активизировался в период с 2010 по 2017 год включительно. Министерством образования и науки РФ был утвержден ряд Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО/ФГОС ВО), в которых вводятся новые определения такие как « направление подготовки » и « профиль подготовки » (применительно для программ бакалавриата и магистратуры).

Можно считать, что профессиональное обучение дирижеров народных оркестров на крепкой нормативно-правовой основе началось относительно недавно. Немаловажным фактом явилось и то обстоятельство, что выпускники наконец начали получать и получают сейчас дипломы государственного образца уже как дирижеры оркестров народных инструментов с правом ведения профессиональной деятельности в различных структурах: от образовательных учреждений до концертных организаций различного уровня. Таким образом наметился вектор развития профессиональной подготовки дирижеров народных оркестров: появляется научная и учебно-методическая документация, активно развиваются дирижерские конкурсы разных уровней, намечается признание статусности дирижирования народным оркестром в академической среде. Регулярное обновление образовательных стандартов вместе с тем увеличило и усложнило разработку сопровождающей и поясняющей учебно-методической литературы, требуя от педагогического состава вуза пересмотреть устоявшийся взгляд на структуру и результат обучения, внедрять инновационные подходы к обучению студентов. Как и ранее, так и сейчас компетентностная модель выпускника творческого вуза остаётся недопонятой частью педагогического сообщества. Это обусловлено устоявшейся в отечественном образовании установки на «знания, умения, навыки», тем самым, «компетенция-компетентность» понимается как синоним этой формулы.

Дихотомия понятий «компетенция» — «компетентность» в различной научной литературе подаётся под разным углом зрения в силу их неоднозначности и представляет определенную трудность для дескрипции. Например, в изданной в 2009 году методической работе под руководством «Координационного совета учебно-методических объединений (УМО) и научно-методических советов (НМС) Высшей школы» даётся пояснение: « компетенция — способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [3, 70].

Латинская же трактовка слова «компетенция», где « competentia» — « согласие, соразмерность» , «competere» означающее «соответствовать, подходить» — это некий круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён [4]. Разброс формулировок одного понятия не даёт чёткого понимания что данный термин значит. Обзор аналитических научных работ, исследующих проблематику компетентностного подхода в образовании, исследуют область применения данного понятия в различных аспектах. Компетенция может рассматриваться как личностная (индивидуальная) характеристика человека, и как требование работодателя к потенциальному соискателю рабочего места. Именно по этой причине, во ФГОС ВО последних пяти лет наметилась интегративная политика на тесное взаимодействие образовательных программ со сферой бизнеса (если так можно называть образовательные учреждения всех уровней, культурно-досуговые и развлекательные центры, различные филармонические коллективы как потенциальные места работы).

В ряде европейских стран внедрение компетентностного подхода (образование, ориентированное на компетенции — competence-based education) в образование проходило намного раньше, чем в России, — несколько неоднородно и с меньшим сопротивлением. В данном контексте можно привести пример из статьи В. С. Ермоловой, в которой анализируется опыт интеграции в Болонский процесс Великобритании, Германии и Франции. « Основной упор при обучении был на освоении знаний и навыков, которые при последующем трудоустройстве быстро теряли свою актуальность. Произошел переход отустоявшегося термина «квалификация» к оперированию сложной интегральной формой — «компетенция», изменившей экстенсивный и малопродуктивный характер обучения » [5, 194]. Абсолютно аналогичное произошло в сфере музыкального высшего образования России с момента начала реализации компетентностно-ориентированных ФГОС.

Итак, эволюция образовательных стандартов в области дирижирования оркестром народных инструментов охватывает небольшой временной отрезок. Как отмечалось ранее в 2010–2011 годах появились первые компетентностно-ориентированные ФГОС ВПО по направлению подготовки 073500 «Дирижирование», с указателем на квалификацию (степень) «бакалавр/магистр». В этих стандартах строго регламентировались области, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности обучающихся, перечислялось обязательное к освоению значительное количество компетенций. Заявленные компетенции, общекультурные (ОК), общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК), напрямую коррелировали с областями и задачами профессиональной деятельности будущих бакалавров и магистров. Учебные планы, составленные на основе ФГОС наполнялись набором дисциплин и практик, обуславливающих освоение компетенций. В контексте данного исследования больший интерес представляют именно профессиональные компетенции, как основополагающие по направлениям подготовки.

В Таблице 1 представлены профессиональные компетенции программ подготовки бакалавров и магистров.

Таблица 1

квалификация (степень) «бакалавр»

квалификация (степень) «магистр»

в области художественно-творческой и культурно-просветительской деятельности:

– умение дирижировать профессиональными, учебными, любительскими/самодеятельными хорами и оркестрами, руководить творческими коллективами (хором, ансамблем, оркестром), певческим коллективом (ПК-1);

– умение проводить репетиционную работу с творческими коллективами и солистами (ПК-2);

– умение осуществлять переложение музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля, оркестра) (ПК-3);

– способность быть исполнителем концертных номеров и программ в качестве артиста (солиста) хора; артиста/солиста оркестров народных и духовых инструментов (ПК-4);

– способность осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий (ПК-5);

– способность осуществлять постоянную связь со средствами массовой информации и различными слоями населения с целью просветительства, популяризации и пропаганды музыкальной культуры, искусства и педагогики, участвовать в проведении пресс-конференций, других PR-акций (ПК-6);

– умение осуществлять консультации при подготовке творческих проектов в области музыкального искусства и культуры (программы фестивалей, творческих конкурсов, мастер-классов) (ПК-7);

– способность анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнениям музыкального произведения, уметь проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций, выстраивать концепцию и драматургию музыкального произведения (ПК-8);

в области музыкально-исполнительской деятельности:

– осуществлять на высоком художественном и техническом уровне музыкально-исполнительскую деятельность и представлять ее результаты общественности путем дирижирования профессиональными музыкальными коллективами (хорами, оркестрами) (ПК-1);

– быть мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара, участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-2);

области педагогической деятельности:

– умение преподавать дисциплины профильной направленности в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-9);

– способность планировать учебный процесс, осуществлять методическую работу, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические системы и методы, формулировать собственные педагогические принципы и методы обучения, используя традиционные и современные технологии и методики (в соответствии с предметной направленностью ООП) образования в области музыкального (дирижерского) искусства; формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус; ориентироваться в проблемном поле психолого-педагогической науки и руководствоваться современными ее достижениями для обеспечения качества образования в области музыкального искусства (ПК-10);

в области педагогической деятельности:

– применять основные положения и методы психолого-педагогических наук, использовать их

– при решении профессиональных задач, анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования (ПК-3);

– преподавать в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего

– профессионального образования, дополнительного образования детей (ПК-4);

– использовать разнообразные педагогические технологии и методы в области музыкального образования (ПК-5);

в области научно-методической деятельности:

– разрабатывать учебно-методические комплексы, отдельные методические пособия и материалы в соответствии с профилем преподаваемых предметов для всех форм обучения-очной, очно-заочной и заочной (ПК-6);

– разрабатывать новые образовательные программы и дисциплины и создавать условия для их внедрения в практику (ПК-7);

– проводить мониторинги, организовывать и проводить научно-практические конференции, семинары, мастер-классы (ПК-8);

в области научно-исследовательской деятельности:

– выполнять научные исследования в области искусства дирижирования и музыкального образования (ПК-9);

– руководить отдельными этапами (разделами) научно-исследовательских работ обучающихся, составлять научные тексты на иностранном языке (ПК-10);

– владеть методологией научно-исследовательской деятельности в области искусства дирижирования и музыкального образования (ПК-11);

в области организационно-управленческой деятельности:

– способность осуществлять организационно-управленческую работу в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования (ПК-11);

– способность осуществлять работу, связанную с проведением творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий) (ПК-12).

в области организационно-управленческой и менеджерской деятельности:

– выполнять управленческие функции в государственных и муниципальных органах управления культурой, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих союзах и обществах, образовательных учреждениях (ПК-12);

– разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры и искусств, репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов (ПК-13);

– осуществлять работу, связанную с организационно-производственной структурой концертных и театральных организаций, различных агентств, а именно: обеспечивать функционирование творческого коллектива, социально-культурное и финансовое планирование, проектирование и маркетинг в концертных организациях (ПК-14);

– применять знания в области организации менеджмента в сфере искусства, планирования и финансового обеспечения музыкально-театральной и концертной деятельности (ПК-15);

– осуществлять работу с авторами произведений музыкального искусства по пропаганде и распространению их продукции, выполнять заказы организаций в области музыкально-исполнительского искусства (ПК-16);

– применять управленческие технологии информационного маркетинга в сфере музыкального искусства, культуры, образования (ПК-17);

в области музыкально-просветительской деятельности:

– разрабатывать и реализовывать просветительские проекты в целях популяризации искусства в широких слоях общества, в том числе и с использованием возможностей радио, телевидения, Интернета (ПК-18);

– участвовать в общественных дискуссиях по вопросам развития музыкального искусства и образования, осуществлять связь со средствами массовой информации, организовывать пресс- конференции (ПК-19).

Текстуально и содержательно перечисленные профессиональные компетенции ставят перед участниками образовательного процесса определенную трудность как для их освоения со стороны студентов, так и для выбора стратегии формирования этих компетенций со стороны педагогического коллектива профильной кафедры. Если освоение общекультурных и общепрофессиональных компетенций осуществлялось через блок дисциплин гуманитарной и социально-экономической направленности, то процесс освоения профессиональных компетенций имел свою специфику. Набор профессиональных компетенций в области художественно-творческой и культурно-просветительской у бакалавров и музыкально-исполнительской у магистров не могли быть полноценно сформированы без функционирующего при образовательной организации учебного оркестра народных инструментов. Это ключевое требование стандартов — наличие учебного коллектива — для российских вузов культуры (в консерваториях реализовывалось преимущественно подготовка дирижёров-симфонистов и хормейстеров академического хора) стало критическим для самой возможности реализации этих программ. Предоставление большого оркестрового коллектива для регулярной дирижерской практики — задача и одновременно проблема для образовательной организации.

Следует упомянуть, что программы бакалавриата и магистратуры в России с начала 90-хх годов прошлого столетия уже активно реализовывались преимущественно в точных науках; для сферы же художественного образования эти программы не применялись. Подразумевалось, что программа бакалавриата станет самодостаточной, своего рода, базисом для дальнейшей профессиональной деятельности. Продолжение обучения в магистратуре было как тогда, так и сейчас строго ограничено контрольными цифрами приема (КЦП). Логика такого ограничения ясна: программа магистратуры имела больше научный уклон, в противовес практико-ориентированному бакалавриату, дающему необходимые полноценные знания, достаточные для ведения профессиональной деятельности. Таким образом программа магистратуры предназначена для тех, кто увлечен наукой по профилю, кому интересны научные исследования, педагогика.

Итоговая аттестация выпускников обеих программ как раз и подводила определенную демаркационную черту между двумя уровнями высшего образования:

Таблица 2

итоговая аттестация

квалификация (степень) «бакалавр»

итоговая аттестация

квалификация (степень) «магистр»

– бакалаврская работа (дирижирование концертной программой в исполнении учебного оркестра народных инструментов), работа с оркестром;

– государственный экзамен

– художественно-творческий проект или магистерская диссертация;

– государственный экзамен

Государственный экзамен, устанавливаемый по решению Ученого совета вуза, призван комплексно оценить теоретическую подготовку выпускника по ряду ключевых дисциплин профессионального цикла, прежде всего. Форма данного экзамена — ответ на вопросы экзаменационного билета. Содержание экзамена определяется профильной кафедрой. Касаемо ВКР бакалавров, то в самом ФГОС дано пояснение в какой форме эта аттестация осуществляется. Сложнее организована процедура аттестации магистров. Для музыкантов наиболее понятный, а потому предпочтительный выбор защиты ВКР — в форме художественно-творческого проекта. ФГОС не пояснял что подразумевалось под этим проектом. Ясность вносила Примерная основная образовательная программа (ПООП), в которой разработчики ФГОС магистратуры давали пояснение, что под проектом понимается представление магистрантом концертной программы (в одном-двух отделениях) в качестве дирижера. Выполнить данное требование могли только те вузы, которые в структуре своей имели оркестровый коллектив, способный качественно исполнить большую концертную программы.

В 2016 году Минобрнауки издаёт очередной ФГОС ВО по направлению подготовки 53.03.05 Дирижирование (уровень бакалавриата) и 53.04.04 «Дирижирование» (уровень магистратуры). Слово «квалификация» в названии новых стандартах не указывается, в отличие от предшествующих стандартов 2010/2011 годов. Следующее нововведение этих двух документов выражалось в предлагаемой форме реализации программ бакалавриата и магистратуры: в академической или прикладной. В Таблице 3 для сравнения указаны фактически унифицированные формулировки этих форм:

Таблица 3

форма реализации программы бакалавриата

форма реализации программы магистратуры

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа академического бакалавриата);

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа академической магистратуры);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа прикладного бакалавриата).

ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа прикладной магистратуры).

В Таблице 4 представлена профессионально-компетентностная модель выпускников в ФГОС ВО:

Таблица 4

квалификация (степень) «бакалавр»

квалификация (степень) «магистр»

музыкально-исполнительская деятельность:

– способность демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания (ПК-1);

– способность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения (ПК-2);

– способность пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей (ПК-3);

– готовность к овладению музыкально-текстологической культурой, к прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста (ПК-4);

– способность дирижировать профессиональными, учебными, любительскими/самодеятельными хорами и оркестрами, руководить творческими коллективами (хором, ансамблем, оркестром), певческим коллективом (ПК-5);

– способность проводить репетиционную работу с творческими коллективами и солистами (ПК-6);

– способность осуществлять переложение музыкальных произведений для различных видов творческих коллективов (хора, ансамбля, оркестра) (ПК-7);

– способность быть исполнителем концертных номеров и программ в качестве артиста (солиста) хора, артиста/солиста оркестров народных и духовых инструментов (ПК-8);

– способность осуществлять подбор репертуара для концертных программ и других творческих мероприятий (ПК-9);

– готовность к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности (ПК-10);

– готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства (ПК-11);

– способность осуществлять творческую деятельность в учреждениях культуры (ПК-12);

– способность использовать фортепиано в своей профессиональной (исполнительской, педагогической) деятельности (ПК-13);

– готовность к использованию знаний об устройстве голосового аппарата и основ обращения с ним в профессиональной деятельности (ПК-14);

музыкально-исполнительская деятельность:

– осуществлять на высоком художественном и техническом уровне музыкально-исполнительскую деятельность и представлять ее результаты общественности путем дирижирования профессиональными музыкальными коллективами (хорами, оркестрами) (ПК-1);

– быть мобильным в освоении разнообразного классического и современного репертуара, участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду (ПК-2);

педагогическая деятельность:

– способность осуществлять педагогическую деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-15);

– готовность к использованию в музыкальной деятельности педагогических, психолого-педагогических знаний (ПК-16);

– способность изучать и накапливать педагогический репертуар (ПК-17);

– способность использовать в практической деятельности принципы, методы и формы проведения урока в исполнительском классе, методику подготовки к уроку, методологию анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способы их разрешения (ПК-18);

– способность воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением (ПК-19);

– готовность к непрерывному изучению методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики (ПК-20);

– способность анализировать и подвергать критическому разбору процесс исполнения музыкального произведения, проводить сравнительный анализ разных исполнительских интерпретаций на занятиях с обучающимися (ПК-21);

– способность использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе с обучающимися над музыкальным произведением (ПК-22);

– способность ориентироваться в выпускаемой профессиональной учебно-методической литературе (ПК-23);

способность планировать образовательный процесс, осуществлять методическую работу, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус (ПК-24);

педагогическая деятельность:

– применять основные положения и методы психолого-педагогических наук, использовать их при решении профессиональных задач, анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования (ПК-3);

– преподавать в образовательных организациях высшего образования, профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного образования (ПК-4);

– использовать разнообразные педагогические технологии и методы в области музыкального образования (ПК-5);

организационно-управленческая деятельность:

– готовность к работе в коллективе в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности, планирования концертной деятельности творческого коллектива, организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий) (ПК-25);

организационно-управленческая и менеджерская деятельность:

– выполнять управленческие функции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления в области культуры, в организациях сферы культуры и искусства, в творческих союзах и обществах, организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-14);

– разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры и искусств, репертуарные планы, программы фестивалей, творческих конкурсов (ПК-15);

– осуществлять работу, связанную с организационно-производственной структурой концертных и театральных организаций, различных агентств, а именно: обеспечивать функционирование творческого коллектива, социально-культурное и финансовое планирование, проектирование и маркетинг в концертных организациях (ПК-16);

– применять знания в области организации менеджмента в сфере искусства, планирования и финансового обеспечения музыкально-театральной и концертной деятельности (ПК-17);

– осуществлять работу с авторами произведений музыкального искусства по пропаганде и распространению их продукции, выполнять заказы организаций в области музыкально-исполнительского искусства (ПК-18);

применять управленческие технологии информационного маркетинга в сфере музыкального искусства, культуры, образования (ПК-19).

музыкально-просветительская деятельность:

– готовность к показу своей исполнительской работы (соло, в спектакле, ансамбле, хоре, с оркестром) на различных сценических площадках (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, клубах, дворцах и домах культуры), к компетентной организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, осуществлению связей со средствами массовой информации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений народного музыкального искусства и культуры (ПК-26).

музыкально-просветительская деятельность:

– разрабатывать и реализовывать просветительские проекты в целях популяризации искусства в широких слоях общества, в том числе и с использованием возможностей радио, телевидения, сети «Интернет» (ПК-12);

участвовать в общественных дискуссиях по вопросам развития музыкального искусства и образования, осуществлять связь со СМИ, организовывать пресс-конференции (ПК-13);

научно-методическая деятельность:

– разрабатывать учебно-методические комплексы, отдельные методические пособия и материалы в соответствии с профилем преподаваемых дисциплин (модулей) для всех форм обучения (очной, очно-заочной и заочной) (ПК-6);

– разрабатывать новые образовательные программы и дисциплины (модули) и создавать условия для их внедрения в практику (ПК-7);

– проводить мониторинга, организовывать и проводить научные практические конференции, семинары, мастер-классы (ПК-8);

научно-исследовательская деятельность:

– способность применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации (ПК-27);

– способность выполнять под научным руководством исследования в области искусства дирижирования и музыкального образования (ПК-28).

научно-исследовательская деятельность:

– выполнять научные исследования в области искусства дирижирования и музыкального образования (ПК-9);

– руководить отдельными этапами (разделами) научно-исследовательских работ обучающихся, составлять научные тексты на иностранном языке (ПК-10);

– владеть методологией научно-исследовательской деятельности в области искусства дирижирования и музыкального образования (ПК-11);

Сравнительный анализ содержательной части профессиональных компетенций ФГОС ВПО 2010–2011 годов и ФГОС ВО 2016 года (см. Таб. 1 и Таб. 4) демонстрирует экспоненциальную степень возрастания предъявляемых требований к современному дирижеру-народнику. Наиболее объемный перечень компетенций сохраняется в программах бакалавриата, как базового образовательного уровня, однако надо понимать, что компетенции количественно коррелируются с формой реализации данной программы — прикладной или академической.

Музыкальное искусство находится в постоянном обновлении, возрастают требования к новому поколению музыкантов-интерпретаторов, к их навыкам, мировоззрению, эрудиции. Все современные тенденции отражаются в нормативной документации — в образовательном стандарте. Умение дирижировать, проводить репетиционную работу, осуществлять переложение музыкальных произведений, осуществлять подбор репертуара как ключевое требование сохранено. От бакалавра новой формации требуется уже гораздо большее — создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения. Эту компетенцию нельзя сформировать только лишь в дирижерском классе под аккомпанемент фортепиано; полноценный процесс профессионального становления молодого дирижера может осуществляться только в общении с оркестровым коллективом.

Примечательно, что итоговая аттестация выпускников по двум ФГОС ВО 2016 года предоставляет образовательной организации право вводить или не вводить государственный (междисциплинарный) экзамен:

Таблица 5

итоговая аттестация уровень «бакалавр»

итоговая аттестация уровень «магистр»

– защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты;

– подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

– защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты:

– подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

Исходя из специфики направленности подготовки, регламента самого стандарта выпускная квалификационная работа может являться самодостаточной аттестационной формой [6, пункт 12]. На основании «Закона об образовании» 2012 года (с учетом последующих редакций) в состав государственных экзаменационных комиссий вводят работодателей (статья 59). Конкретная форма аттестации, содержание каждого аттестационного испытания определяется вузом самостоятельно.

С разницей в один год, в 2017 году, по двум направлениям утверждаются так называемые «ФГОС ВО 3++» с формулировкой «бакалавриат по направлению» 53.03.05 «Дирижирование», и «магистратура по направлению» 53.04.04 «Дирижирование». Действующие на сегодняшний день эти стандарты ориентированы на профессиональные стандарты, утверждённые Министерством труда и социальной защиты РФ. В стандарте фигурируют профессиональные стандарты по укрупнённой группе: 01. «Образование и наука» и 04. Культура и искусство». Формулировка и содержание, и наименование компетенций подверглись изменениям. На смену неизменно присутствующих во всех стандартах прошлых лет общекультурные компетенции упразднены. На смену им введены универсальные , сгруппированные по предметным областям знания (одинаково для двух уровней). В Таблице 6 можно убедиться в универсальности компетенций, предлагаемых для освоения бакалаврами и магистрантами:

Таблица 6

бакалавриат

магистратура

Системное и критическое мышление;

Разработка и реализация проектов;

Командная работа и лидерство;

Коммуникация;

Межкультурное взаимодействие;

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение);

Безопасность жизнедеятельности.

Системное и критическое мышление;

Разработка и реализация проектов;

Командная работа и лидерство;

Коммуникация;

Межкультурное взаимодействие;

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение);

Безопасность жизнедеятельности.

По тому же принципу в стандартах нового поколения определены общепрофессиональные компетенции, что указана в Таблице 7:

Таблица 7

бакалавриат

магистратура

История и теория музыкального искусства;

Музыкальная нотация;

Музыкальная педагогика;

Работа с информацией;

Информационно-коммуникационные технологии;

Музыкальный слух;

Государственная культурная политика.

История и теория музыкального искусства;

Музыкальная нотация;

Музыкальная педагогика;

Работа с информацией

Касаемо же профессиональных компетенций, то они никак не определены и не сформулированы в стандартах. Именно в этой части должно быть осуществлено сращение с профессиональными стандартами. Следует уточнить, что на сегодняшний день нет даже проекта профессионального стандарта «Дирижер оркестра» (симфонического или народного), соответственно, полноценного слияния с бизнесом по данному профилю подготовки не случилось. Как следует из пунктов 3.4 и 3.5 обоих стандартов, где указано, что при отсутствии таковых стандартов предлагается самостоятельная разработка и формулирование профессиональных компетенций образовательной организацией, исходя из современных требований рынка труда, рекомендаций работодателей по профилю подготовки.

Важной вехой в сфере высшего дирижерского образования в целом стало обращение внимания Министерства культуры РФ к разработке нормативной документации послевузовского образования, к программам так называемой творческой аспирантуры, а именно — к ассистентуре-стажировке. Данная форма является последней, высшей, ступенью в системе подготовки дирижерских кадров. Понятие «ассистентура-стажировка» как форма профессионализации творческих кадров известна в системе высшего образования с давних пор. Фактически с 50-хх годов прошлого века многие вузы (преимущественно консерватории) осуществляли подготовку специалистов в аспирантуре на основе различных положений.

Коллаборация Минвуза ( Министерство высшего и среднего специального образования) СССР с Министерством культуры СССР в области регламентирующей документации принесла пользу: с 1968 года ассистентуру-стажировку как форму послевузовской подготовки творческих кадров вводят в структуру научной аспирантуры. В статье бывшего директора Департамента науки и образования Минкультуры России Аракеловой А.О на тему становления ассистентуры-стажировки как формы послевузовского образования в РФ поясняется: « Особенность послевузовского образования в сфере искусств определялась, в частности, тем, что здесь от аспирантов (до 1968 г.), а позднее — от ассистентов-стажеров не требовалось написания диссертации ». [7,95]. Последующие нормативно-регулирующие документы не позволяли осуществлять подготовку кадров в ассистентуре-стажировке на основании стандарта и выдачу выпускникам соответствующего диплома. Ситуация изменилась только в 2011 году, когда Министерством культуры РФ было издано «Положение о получении послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки» [8], а в 2012 году появились «Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки» [9].

С 2012 года на основании ФГТ в вузах искусства в аспирантуру начался прием на обучение творческих кадров, имеющих различные достижения в своей области. Для многих дирижеров-народников такая форма стала долгожданной и востребованной. Единственным упущением перечисленных выше документов стало то, что выпускники не получали диплома установленного образца об окончании ассистентуры-стажировки. Но на основании Закона «Об образовании» 2012 года вузам предоставлялась возможность самостоятельно разрабатывать документы (дипломы), подтверждающие факт завершения обучения в аспирантуре по программе ассистентуры-стажировки.

И только в 2015 году, утвержденный ФГОС ВО (уровень — подготовка кадров высшей квалификации) по творческой специальности (программа ассистентуры-стажировки) 53.05.09 «Искусство дирижирования (по видам)» инициировал выдачу дипломов государственного образца. Выпускникам присваивается квалификация — «дирижер высшей квалификации, преподаватель творческих дисциплин в высшей школе». Стандарт строго регламентировал образовательный процесс по данной специальности; в нём, как и в ряде других стандартов, указывались виды и задачи профессиональной деятельности (концертно-исполнительская, педагогическая, музыкально-просветительская), компетенции универсальные (УК) и профессиональные (ПК), в том числе. В Таблице 8 обращает внимание последовательность перечисления видов деятельности ассистентов-стажеров.

Педагогическая деятельность:

ПК-1готовность преподавать творческие дисциплины на уровне, соответствующем требованиям ФГОС ВО в области дирижирования;

ПК-2способность анализировать актуальные проблемы и процессы в области музыкального образования, применять методы психолого-педагогических наук и результаты исследований в области музыкальной педагогики в своей педагогической деятельности;

ПК-3способность разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальную цель и стратегию обучения, создавать творческую атмосферу образовательного процесса;

ПК-4способность формировать профессиональное мышление, внутреннюю мотивацию обучаемого, систему ценностей, направленных на гуманизацию общества;

– ПК-5способность осваивать разнообразный по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям педагогический репертуар.

Концертно-исполнительская деятельность:

ПК-6способность создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения;

ПК-7способность осуществлять концертно-исполнительскую деятельность и представлять ее результаты общественности;

ПК-8способностью обладать знаниями закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки к публичному выступлению, студийной записи;

ПК-9способность быть мобильным в освоении репертуара разнообразного по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям.

Музыкально-просветительская деятельность:

ПК-10готовность показывать свою исполнительскую работу на различных сценических площадках;

ПК-11готовность участвовать в культурной жизни общества, создавая художественно-творческую и образовательную среду;

ПК-12 способность разрабатывать и реализовывать собственные и совместные с музыкантами-исполнителями других организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и учреждений культуры просветительские проекты в целях популяризации искусства в широких слоях общества, в том числе, и с использованием возможностей радио, телевидения и информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет).

Анализируя формулировку всех профессиональных компетенций, можно отметить, что дирижер оркестра русских народных инструментов — бакалавр, магистр, ассистент-стажер — в современной образовательной системе должен обладать гораздо большим функционалом, чем просто уметь дирижировать. Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, которые понимаются не только как объем усвоенной информации, но и как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Выпускники должны быть деятельностными: свободно ориентироваться в информационно-коммуникационной среде профессиональной сферы деятельности, приобретать новые знания с помощью современных информационных технологий, стремиться к освоению культуры социальных отношений, анализировать исходные данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам, аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, и многое другое.

Резюмируя изложенное выше, надо отметить положительную динамику развития нормативной документации в области дирижирования оркестром народных инструментов. Эта часть исполнительского искусства всегда находилась в тени академического в силу историко-культурных традиций, активного развития симфонического ансамблево-оркестрового исполнительства, оперной и кантатно-ораториальной музыки, примата западноевропейского искусства в России на протяжение многих веков. Всё это обуславливало оттеснение фольклора, народно-инструментальной культуры, а связь русских народных инструментов с демократической направленностью деятельности скоморохов провоцировало гонения на народное искусство со стороны светской и церковной власти. Прошло слишком много времени, чтобы народно-инструментальное исполнительство заняло свою достойную нишу среди академического искусства.

Утверждаемые Министерством образования и науки РФ разноуровневые ФГОС, сформировали некую систему, которую условно можно рассматривать как трехуровневую вертикаль «бакалавр — магистр — ассистент-стажер». При идеальных условиях, когда обучающийся проходит все образовательные уровни от бакалавра до ассистента-стажера, получается компетентный музыкант, владеющий системными знаниями в области дирижирования оркестром народных инструментов, теории и истории дирижерского искусства, методологии педагогического процесса в различных образовательных учреждениях (дополнительного образования детей, организации среднего профессионального образования, высшего образования), а также владеющий широким диапазоном репертуара для оркестра русских народных инструментов.

Начавшись в конце XX столетия европеизация российского художественного образования, активно развивается и в наши дни. На пороге внедрение ФГОС ВО 4-ого поколения. Процесс стандартизации образования в области дирижирования оркестром народных инструментов находится в активной фазе своего развития.

Литература:

  1. FGOSVO. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. — Точка доступа https://fgosvo.ru/archivegosvpo/index/2?parent=207&edutype=3 (Дата обращения: 09.01.2023 г).
  2. Богданов Ю. Б. «Дневники по памяти (осколки воспоминаний)». — Спб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2013. — 196 с.. ил.
  3. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Высшего Профессионального Образования: законодательно-правовая база проектирования и реализации. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет УМО и НМС Высшей школы, 2009. — 100 с.
  4. Википедия — электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Точка доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Компетенция#:~:text=Компете́нция %20— %20круг %20вопросов %2C %20в,всех %20(большинства) %20профессий %20и %20специальностей (Дата обращения: 15.01.2023 г.).
  5. Ермолова В. С. Проблемы развития теории компетентностного подхода в ведущих странах западной Европы // Человек и образование. 2018. № 4 (57). стр.192–195.
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» [Электронный ресур]. — Точка доступа: https://base.garant.ru/71145690/ (дата обращения: 16.01.2023 г).
  7. Аракелова А. О. «К вопросу об ассистентуре-стажировке» //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011 / 3 (27). Стр. 95–101.
  8. Об утверждении Положения о получении послевузовского профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки (зарегистрирован Минюстом России № 23618 от 27.03.2012) [Электронный ресурс]. — Точка доступа: https://culture.gov.ru/documents/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-poluchenii-poslevuzovskogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-forme-assis_1133/?sphrase_id=698446 (Дата обращения: 19.01.2023 г.).
  9. «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности «Искусство дирижирования (по видам)» [Электронный ресурс]. — Точка доступа: https://culture.gov.ru/documents/project-document-public-discussions-1403125/?sphrase_id=698454 (Дата обращения: 22.01.2023 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное искусство, музыкальное образование, область, способность, музыкальное произведение, профессиональная деятельность, компетенция, стандарт, государственный экзамен, оркестр, педагогическая деятельность, программа.


Ключевые слова

компетентность, компетенция, образование, бакалавр, ФГОС ВПО, магистр, ФГОС ВО, ассистент-стажер, дирижер оркестра народных инструментов

Похожие статьи

Современные требования в области подготовки специалистов...

Профессиональные функции: общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие

7. Применение теоретических знаний в музыкально-исполнительской деятельности.

Мы сможем поднять музыкальное образование на достойную профессиональную ступень и

Занимаясь вопросами обучения и воспитания студентов в сфере музыкального искусства...

Некоторые аспекты специфики профессиональной...

...в сфере музыкального образования (музыкальное отделение педагогического колледжа).

Именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что. Очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера.

музыкальное искусство, область, знание, музыкально-педагогическая деятельность...

Формирование музыкальной культуры студентов

Характерными особенностями профессиональной подготовки музыкальных специалистов стало

Среди различных видов искусства особое место занимает музыка.

Итак, использование различных форм музыкального творчества студентов, способствует. Музыкально-педагогическое образование, решающее задачи подготовки учителей музыки.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Одним из видов дополнительного образование является музыкальное образование детей.

Воспроизведение музыкального произведения предполагает эмоционально – оценочное отношение к нему, в

Направленность деятельности в интересах кого – чего-н. (книжн.).

9. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства...

Роль компетентностного подхода в процессе воспитания...

В стратегии модернизации системы образования, в том числе и музыкального

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.

9. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М,: Музыка, 1988. 240 с.

Культурологический подход к профессиональной подготовке...

Исполнительская деятельность студентов, непосредственно связанная с интерпретацией

В учебные программы исполнительских отделений включены произведения карельских композиторов.

Педагогическая культура как составляющая профессиональной...

образовательное учреждение, педагогический потенциал, музыкально-культурная среда.

Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры...

‒ включенность учащихся в различные виды музыкальной деятельности

Музыкальная память в определенной степени является способностью врожденной.

В музыке творческая деятельность выражается через: 1) умение воспроизводить музыкальное произведение; 2)

В музыкальной педагогике музыкальное импровизационное искусство совершенствуется, и...

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

Именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что

Знания и навыки, необходимые концертмейстеру для профессиональной деятельности в

− знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы

Так же одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность...

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду

Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С., Программа: Воспитание и обучение в детском саду.

Зацепина М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности.- М.: Сфера, 2010.

Многие родители считают, что музыкальное образование не так важно, как например.

Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка.

Похожие статьи

Современные требования в области подготовки специалистов...

Профессиональные функции: общее музыкально-эстетическое воспитание и развитие

7. Применение теоретических знаний в музыкально-исполнительской деятельности.

Мы сможем поднять музыкальное образование на достойную профессиональную ступень и

Занимаясь вопросами обучения и воспитания студентов в сфере музыкального искусства...

Некоторые аспекты специфики профессиональной...

...в сфере музыкального образования (музыкальное отделение педагогического колледжа).

Именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что. Очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера.

музыкальное искусство, область, знание, музыкально-педагогическая деятельность...

Формирование музыкальной культуры студентов

Характерными особенностями профессиональной подготовки музыкальных специалистов стало

Среди различных видов искусства особое место занимает музыка.

Итак, использование различных форм музыкального творчества студентов, способствует. Музыкально-педагогическое образование, решающее задачи подготовки учителей музыки.

Дополнительное музыкальное образование детей как условие...

Одним из видов дополнительного образование является музыкальное образование детей.

Воспроизведение музыкального произведения предполагает эмоционально – оценочное отношение к нему, в

Направленность деятельности в интересах кого – чего-н. (книжн.).

9. Примерные учебные планы образовательных программ по видам музыкального искусства...

Роль компетентностного подхода в процессе воспитания...

В стратегии модернизации системы образования, в том числе и музыкального

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения. 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.

9. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М,: Музыка, 1988. 240 с.

Культурологический подход к профессиональной подготовке...

Исполнительская деятельность студентов, непосредственно связанная с интерпретацией

В учебные программы исполнительских отделений включены произведения карельских композиторов.

Педагогическая культура как составляющая профессиональной...

образовательное учреждение, педагогический потенциал, музыкально-культурная среда.

Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры...

‒ включенность учащихся в различные виды музыкальной деятельности

Музыкальная память в определенной степени является способностью врожденной.

В музыке творческая деятельность выражается через: 1) умение воспроизводить музыкальное произведение; 2)

В музыкальной педагогике музыкальное импровизационное искусство совершенствуется, и...

Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

Именно музыкально-педагогическая деятельность является исходным звеном во всем, что

Знания и навыки, необходимые концертмейстеру для профессиональной деятельности в

− знание истории музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы

Так же одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность...

Музыкально-образовательная деятельность в детском саду

Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С., Программа: Воспитание и обучение в детском саду.

Зацепина М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности.- М.: Сфера, 2010.

Многие родители считают, что музыкальное образование не так важно, как например.

Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка.

Задать вопрос