Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры у учащихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 20.12.2018

Статья просмотрена: 5058 раз

Библиографическое описание:

Панферова, Е. М. Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры у учащихся / Е. М. Панферова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3832/ (дата обращения: 25.04.2024).



Современная музыкальная педагогика ориентирована на воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения. Музыкальная культура довольно сложное и емкое понятие. Изучением феномена «музыкальная культура» занимались педагоги — методисты: Д. Б. Кабалевский, М. Т. Усова, А. В. Сокол, Л. Г. Дмитриева, А. Н. Сохор, Р. Н. Шафеев.

Наиболее распространенными определениями музыкальной культуры в научной литературе являются такие, как:1) определения описательные, например, музыкальная культура как сумма всех видов музыкальной деятельности (сочинение, исполнение, музыкальное восприятие); 2) исторические определения делающие упор на социальное наследие и традиции (например, музыкальная культура — это унаследованный комплекс (Западно-Европейская музыкальная культура, Русская музыкальная культура, Афро-Американская музыкальная культура и т. д.); 3) нормативные определения, в которых делается акцент на социальное наследие и традиции; (например, музыкальная культура как образ жизни, определяемый социальным окружением); 4) психологические определения, в которых значение музыкальной культуры усматривается в том, что она является результатом решения определенных проблем (например, музыкальная культура как образ жизни, как экономический продукт); определения, делающие упор на приобщение к музыкальной культуре в процессе обучения.

Проанализировав работы философов, культурологов, педагогов и методистов по проблеме изучения музыкальной культуры, мы можем уточнить и конкретизировать сущность этого понятия. Музыкальная культура представляет собой сложную и многогранную систему, которая объединяет знания о музыке (музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, о композиторах, исполнителях, истории создания музыкальных сочинений), музыкальные умения (умение воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений), музыкальные навыки (навыки игры на инструментах, чтение нот с листа).

Мы можем выделить следующие критерии сформированности музыкальной культуры у учащихся:

1) Музыкально-художественная грамотность — понятие довольно емкое, которое включает в себя: способность воспринимать музыку как искусство рожденное жизнью, т. е. музыка должна неразрывно быть связана с жизнью людей; музыкальное восприятие различных образов; знания о музыке: понимание музыкального языка посредством элементов музыкальной речи, способность характеризовать средства музыкальной выразительности, знание жанровых критериев, стилевых особенностей музыкальных произведений, музыкальных форм и т. д.

2) Мотивация общения с музыкальной культурой. Под мотивацией мы понимаем сложную динамическую систему побудителей, включающую потребности, мотивы, цели — своеобразную психическую деятельность, организующую и направляющую активность субъекта на удовлетворение его потребностей — достижения цели. Данный критерий является актуальным для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.

Мы можем выделить следующие факторы, которые могут способствовать формированию и развитию мотивации в процессе учебно-воспитательной деятельности:

‒ факторы, связанные с содержанием учебного материала: новизна материала, связь с жизнью, занимательность;

включенность учащихся в различные виды музыкальной деятельности;

разнообразие форм уроков;

‒ взаимосвязь уроков с внеурочной деятельностью учащихся (посещение концертных залов, музыкальных спектаклей, музеев);

‒ домашние задания творческого и поискового характеров, реализация метода проектной деятельности;

‒ применение современных мультимедийных образовательных технологий.

3) Музыкально-художественное восприятие — сложный психологический процесс, который предполагает умение выделять учащимися из общей ткани музыкального произведения отдельные средства музыкальной выразительности — мелодию, гармонию, фактуру, темп, ритм и др., т. е. воспринимать произведение, как в неразрывном единстве, так и отдельные ее элементы. Музыкально-художественное восприятие является сложным психологическим процессом.

4) Педагоги предают музыкальной памяти важное значение в комплексе музыкальной культуры ученика. Музыкальная память — это психологический процесс, который включает в себя постижение образно-эмоционального содержания музыки через осмысление музыкальной формы, логики тонального плана, характерных особенностей голосоведения, мелодии, гармонии, фактуры изучаемого произведения, т. е. всего комплекса художественно выразительных и технических средств, используемых композитором. Роль памяти важна в любом виде музыкальной деятельности: в массовом музыкальном воспитании детей, в профессиональном обучении музыки и в повседневной работе концертирующих исполнителей. Музыкальная память в определенной степени является способностью врожденной. Тем не менее, она, как и любая другая способность поддается развитию. Чем больше развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы музыкальной памяти, и наоборот.

5) Важным критерием, на наш взгляд сформированности музыкальной культуры личности является творческий компонент. Музыкально-творческая деятельность проявляется в непосредственном общении учащегося с музыкальным искусством, в процессе которого развиваются музыкально-творческие способности, которые в свою очередь и являются показателями высокого уровня развития музыкальной культуры. В музыке творческая деятельность выражается через: 1) умение воспроизводить музыкальное произведение; 2) умение интерпретировать музыкальное сочинение; 3) умение воспринимать музыку, «переживать» ее.

Изучив исследования Ю. Л. Яворского, мы можем выделить этапы музыкального творчества у учащихся: 1) накопление впечатлений; 2) спонтанное выражение творческого начала; 3) коллективное творчество; 4) создание собственных композиций, аранжировок, импровизация.

В музыкальной педагогике музыкальное импровизационное искусство совершенствуется, и главным становится в импровизации ученика — это музыкальное произведение, при этом деятельность ученика состоит из двух элементов: 1) сочинение музыкального произведения, 2) исполнение музыкального произведения.

Я. А. Пономарев выделил четыре основных фазы творчества: первый этап — постановка проблемы, ее осознание; логический анализ; второй этап — нахождение принципа решения проблемы (гипотеза, идея сочинения, замысел художественного произведения); интуитивное решение, третий этап — обоснование и развитие найденного принципа (технологическая разработка его; конкретизация и доказательство гипотезы — научное творчество; развитие и разработка замысла — художественное творчество); вербализация интуитивного решения; четвертый этап — практическая проверка гипотезы (исполнение сочинения, объективизация художественного произведения — сочинение, аранжировка мелодии и т. д.); формализация вербализованного решения.

Таким образом, нами выделены следующие критерии, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой: музыкально-художественная грамотность, мотивация, музыкально-художественное восприятие, музыкальное мышление, музыкальная память, музыкально-творческие способности. При определении уровня музыкальной культуры учащихся необходимо также учитывать показатели сформированности музыкальной культуры: 1) интерес к музыке, потребность в общении с музыкальным искусством; 2) наличие музыкальной эрудиции; 3) музыкальный вкус.

Опираясь на указанные критерии, мы можем выделить три основных уровня сформированности музыкальной культуры учащихся:

1 уровень — пороговый (репродуктивный),

2 уровень — средний (продуктивный)

3 уровень — высокий (творческий).

Пороговый уровень (репродуктивный) характеризуется слабым представлением учащихся о музыкальной культуре как целостном и ценном опыте предыдущих поколений. У них недостаточно сформировано понимание необходимости в овладении музыкальной культурой для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни, не наблюдается личной заинтересованности и потребности в её практическом овладении, они не связывают её с собственным развитием, не проявляют познавательного интереса к музыкальному искусству. В процессе самореализации у учащихся с репродуктивным уровнем музыкальной культуры слабо проявляются следующие качества: духовность, способность к творчеству, самосовершенствование, саморазвитие.

Средний уровень (продуктивный) характеризуется чётким представлением учащихся о культуре как о целостном и ценном для них опыте предыдущих поколений. Представления учеников о культуре носят целостный характер, однако учениками (каждым по-своему) отмечается её духовная и творческая основа, личная заинтересованность и потребность в её практическом овладении. Есть понимание ценности культуры для личности и необходимость в её изучении. Ученики связывают уровень сформированности у них музыкальной культуры с собственным развитием. Они проявляют познавательный интерес к музыкальному искусству, к процессу обучения у них проявляются следующие качества: духовность, самосовершенствование, стремление к творческому самовыражению, к познанию нового, к саморазвитию, самостоятельности,наличие у личности инициативности, критичности, адекватной самооценки, способности к музыкальному диалогу.

Высокий уровень (творческий) характеризуется сформированностью целостного представления о музыкальной культуре как об опыте предыдущих поколений в области развития человека и общества. Учащиеся относятся к музыкальной культуре как к ценности, у них возникает потребность в общении с музыкальным искусством, они не проявляют равнодушия и чувствуют свою сопричастность к миру музыки. Отечественный психолог Б. М. Теплов писал: «Музыкальное содержание по существу своему есть эмоциональное переживание. Восприятие музыки идет через эмоции, музыкальные впечатления, которые учащиеся получают от «диалога» с музыкой. Музыка есть эмоциональное познание. Основным признаком музыкальности Б. М. Теплов считает «способность переживания музыки, как выражение некоторого содержания», центром которой является «эмоциональная отзывчивость на музыку». [2, с. 64]

Учащиеся должны осознавать важность музыкальной культуры в жизни человека и общества, необходимость овладения ею для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни. У них проявляется личная заинтересованность и потребность в её практическом усвоении, они связывают её с собственным развитием, проявляют познавательный интерес к музыкальной культуре. Учащиеся имеют ценностные ориентации на социальное и индивидуально-личностное развитие. В процессе самореализации проявляются следующие качества: духовностьнравственность, способности к музыкальному творчеству, направленность на самосовершенствование, к познанию нового, к саморазвитию, самостоятельности, критичности, адекватной самооценки, способности к музыкальному диалогу.

Литература:

  1. Рагс Ю. Н. Взаимодействие музыкального искусства и человека: три уровня анализа / Ю. Н. Рагс, О. В. Маркова, Д. В. Федоров // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997. Вып. 4.
  2. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / АПН РСФСР. — М., 1947. — 252 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная культура, музыкальная память, музыкальное искусство, музыкальное произведение, собственное развитие, музыка, личная заинтересованность, музыкальная выразительность, музыкально-художественное восприятие, познавательный интерес.

Похожие статьи

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Роль музыкально-дидактических игр в развитии...

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Музыка — уникальный вид искусства, воздействующий на всестороннее развитие

Основа целостности музыкального восприятиявосприятие выразительности отдельных

Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию...

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

музыкальное произведение, музыкальное восприятие...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Художественное слово как средство восприятия...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного...

Основы развития музыкального восприятия детей старшего... музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами искусства

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Художественное слово как средство восприятия...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Роль музыки в психическом развитии дошкольника.

Особенности художественной деятельности...

Музыкально-просветительная функция артиста заключается в том, чтобы в актуальный общественный репертуар входило все достойное

Таким образом, музыкальное искусство как бы само себя воспроизводит в ходе общественного потребления, обеспечивая тем самым...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального, т. е. ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность...

Похожие статьи

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Роль музыкально-дидактических игр в развитии...

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Музыка — уникальный вид искусства, воздействующий на всестороннее развитие

Основа целостности музыкального восприятиявосприятие выразительности отдельных

Образный рассказ способствует заинтересованности детей, более глубокому пониманию...

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

музыкальное произведение, музыкальное восприятие...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Художественное слово как средство восприятия...

Метод моделирования в слушании музыки у детей дошкольного...

Основы развития музыкального восприятия детей старшего... музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность...

Духовно-нравственное воспитание молодёжи средствами искусства

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Художественное слово как средство восприятия...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность... Роль музыки в психическом развитии дошкольника.

Особенности художественной деятельности...

Музыкально-просветительная функция артиста заключается в том, чтобы в актуальный общественный репертуар входило все достойное

Таким образом, музыкальное искусство как бы само себя воспроизводит в ходе общественного потребления, обеспечивая тем самым...

Музыка и развитие личности ребенка | Статья в журнале...

Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального, т. е. ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность...

Задать вопрос