Формирование музыкальной культуры студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 26.11.2018

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Тажетдинова, С. М. Формирование музыкальной культуры студентов / С. М. Тажетдинова, Г. Ж. Худайбергенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 380-382. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54206/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Характерными особенностями профессиональной подготовки музыкальных специалистов стало совершенствование системы учебно-воспитательной работы, внедрения новых технологий в учебный процесс. В научных исследованиях представлены эффективные научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов.

Ключевые слова: музыкальная культура, студент, эффективная подготовка, профессиональные знания, образование.

Введение. Участвуя в формировании определенной картины мира и мировоззрения человека, искусство осуществляет чрезвычайно существенное влияние на духовное и интеллектуальное развитие индивида. Его значение в современном мире важно и своими адаптивными свойствами, которые помогают личности идти в ногу с научно-техническим прогрессом, которым пропитан весь пространство жизнедеятельности человека, все отрасли духовно-хозяйственной деятельности.

Среди различных видов искусства особое место занимает музыка. Ее плыл на формирование, в частности, студенческой молодежи является огромным, поэтому и проблемы развития ее музыкальной культуры будут всегда актуальными.

И сегодня в области образования чрезвычайной актуальностью обозначена проблема общественного назначения учителя, его роли в реализации гуманитарно-социальной политики государства.

Современные процессы глобальной информатизации возлагают на учителя большую ответственность перед обществом за формирование общей культуры молодежи и за духовную культуру, в частности.

К сожалению, современная молодежь не всегда ценит гуманистические идеалы, которые пропагандируются высокохудожественными произведениями музыкального искусства. Преодолеть эту ситуацию может только хорошо подготовленный к организации музыкально-учебной работы учитель. И потому формированию музыкальной культуры у будущих специалистов путем современной художественного образования должно уделяться особое внимание.

Последние десятилетия в мире происходят процессы активного пропаганда массовой музыки с последовательным вытеснением с массового эфира серьезной музыки. А чрезмерная коммерциализация средств массовой информации способствовала отстранению государственных структур от контроля культурной политики каналов радиовещания и телевидения в популяризации продуктов массовой музыкальной культуры. Так «воспитывается» современный человек с непритязательным вкусом, более того — исчезают давнишние традиции классической музыкальной культуры, отлучается от нее молодежь.

Хорошо подготовленный учитель музыки играет важную роль в воспитании молодого поколения, воздействуя на выбор их профессии и формируя художественные вкусы. Поэтому во все времена музыкальная культура, процесс ее формирования находились под пристальным наблюдением политиков и идеологов.

Особенности взаимосвязей личности как субъекта и объекта воздействия, образования, культуры и общества определяют эффективность образования и воспитания, качество педагогически-воспитательного процесса в целом. Образование существенно влияет на формирование эстетических идеалов, даже поздравительных ценностей музыкантов. Среда, формируя профессионального музыканта через систему специальных знаний и практических навыков, одновременно способствует воспитанию у него определенного мировоззрения, художественного сознания, моральных принципов, всего того, на чем основывается культурный и профессиональный уровень человека.

Пути вступления профессионализма учителей освещаются в разработках новейших технологий, в частности, их применение в процессе преподавания художественной дисциплины в вузе. Если к этому добавляется активное внедрение преподавателями эффективных методов, направленных на креативный индивидуально-личностное развитие студента, то это значительно ускоряет овладение им технологии профессионального самосовершенствования.

Преподаватели специальных дисциплин усилили подготовку, использовали новые информационные технологии в обучении, вводили творческие задачи в процессе обучения игре на музыкальных инструментах, циклы звуковых дидактических материалов по изучению истории музыки, новые методики развития музыкальной памяти, формирование индивидуального исполнительского стиля и т. д.

Все больше в учебный процесс входит современная музыка, студенты выступают на фестивалях авторской и бардовской песни, телевизионных фестивалях-конкурсах эстрадной песни, участвуют в межвузовских фестивалях-конкурсах инструментальной и вокальной музыки.

В воспитании и обучении музыканта особую роль играют такие виды творчества, как композиция и импровизация. Музыканты разных специальностей неоднократно подчеркивали их роль в формировании личности, акцент на значении для развития всего комплекса музыкальных способностей, музыкально-образного мышления, рост эффективности процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков, необходимых музыканту-специалисту в его профессиональной работе.

Осознание связи гармонии со всеми другими средствами выразительности в музыкальном тексте является важной предпосылкой для овладения как композицией, так и импровизацией. Умение импровизировать опирается на сложный комплекс навыков и требует, кроме достаточно высокой исполнительской-технической оснащенности, высокоразвитого слуха, чувства формы, стиля, владение широким запасом различных клише с музыки разных стилей и тому подобное.

Итак, научные исследования формирования музыкальной культуры студентов проявляют целый ряд средств практического обеспечения качественной подготовки высококлассных специалистов, как: обновление содержания учебного процесса, направленного на знакомство и осмысление новейших достижений науки и техники, повышение профессионализма, активное участие в научно-исследовательской работе, совершенствование практических умений и навыков.

Вывод.Характерными особенностями профессиональной подготовки музыкальных специалистов стало совершенствование системы учебно-воспитательной работы, внедрения новых технологий в учебный процесс. В научных исследованиях представлены эффективные научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов.

Литература:

  1. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. — М.: 2002.
  2. Арчажникова Л. Г. Теория и методика музыкального воспитания — М.: 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная культура, музыкальная культура студентов, учебный процесс, профессиональное усвоение, формирование, цель формирования, внедрение новых технологий, профессиональная подготовка, учебно-воспитательная работа, эффективная подготовка.


Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Эффективными путями формирования профессиональной культуры будущих специалистов в условиях ПТУ являются: организация целостного учебно-воспитательного процесса и его ориентация на развитие всех компонентов профессиональной культуры (информационного...

Культурологический подход к профессиональной подготовке...

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

В связи с этим, учебно-воспитательный процесс в музыкальном колледже при заданных образовательным стандартом параметрах предусматривает индивидуальную...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования, которые связаны с информатизацией системы образования, внедрением современного инструментария, а также с внедрением в педагогическую практику мультимедийных образовательных технологий.

Воспитательная концепция использования традиционных...

2. Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к воспитательной работе находится на значительно более низком уровне, чем подготовка к применению специальных и дидактических умений. 3. Не учитываются и, следовательно, не применяются, не...

Развитие художественно-эстетической подготовки студентов...

Сегодня становится значимой внедрение в учебно-воспитательный процесс художественно-эстетической культуры, призывающей к созданию специальных курсов, отражающих точку зрения уважения к разнообразию культур и возможности будущего учителя овладения ими.

Информационные технологии в музыкальном образовании

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Формы самостоятельного музыкального творчества студентов

Анализ литературы показал, что импровизация как форма учебно-воспитательной работы

Итак, использование различных форм музыкального творчества студентов, способствует

Музыкально-педагогическое образование, решающее задачи подготовки учителей музыки.

Мультимедийные образовательные технологии как современное...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом.

Применение современных педагогических технологий в среднем...

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Для реализации познавательной и творческой...

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Эффективными путями формирования профессиональной культуры будущих специалистов в условиях ПТУ являются: организация целостного учебно-воспитательного процесса и его ориентация на развитие всех компонентов профессиональной культуры (информационного...

Культурологический подход к профессиональной подготовке...

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

В связи с этим, учебно-воспитательный процесс в музыкальном колледже при заданных образовательным стандартом параметрах предусматривает индивидуальную...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Музыкальная педагогика испытывает значительные преобразования, которые связаны с информатизацией системы образования, внедрением современного инструментария, а также с внедрением в педагогическую практику мультимедийных образовательных технологий.

Воспитательная концепция использования традиционных...

2. Подготовка студентов музыкально-педагогических факультетов к воспитательной работе находится на значительно более низком уровне, чем подготовка к применению специальных и дидактических умений. 3. Не учитываются и, следовательно, не применяются, не...

Развитие художественно-эстетической подготовки студентов...

Сегодня становится значимой внедрение в учебно-воспитательный процесс художественно-эстетической культуры, призывающей к созданию специальных курсов, отражающих точку зрения уважения к разнообразию культур и возможности будущего учителя овладения ими.

Информационные технологии в музыкальном образовании

Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе инициирует процессы развития наглядно-образного и теоретического типов мышления, а также благоприятно влияет на развитие творческого, интеллектуального потенциала обучающихся.

Формы самостоятельного музыкального творчества студентов

Анализ литературы показал, что импровизация как форма учебно-воспитательной работы

Итак, использование различных форм музыкального творчества студентов, способствует

Музыкально-педагогическое образование, решающее задачи подготовки учителей музыки.

Мультимедийные образовательные технологии как современное...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы не только на производстве, но и в сфере жизни в целом.

Применение современных педагогических технологий в среднем...

Основой целью среднего профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Для реализации познавательной и творческой...

Задать вопрос