Особенности реализации стратегического стиля лидерства в государственных органах (на примере МЧС Республики Татарстан) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 21.01.2023

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Ботнев, В. К. Особенности реализации стратегического стиля лидерства в государственных органах (на примере МЧС Республики Татарстан) / В. К. Ботнев, Р. С. Цыганкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99230/ (дата обращения: 18.12.2024).



Уникальностью стратегического стиля лидерства в том, что позволяет решать ряд важнейших проблем. К таким проблемам следует относить: глобализацию экономических, политических и культурных процессов, ограниченность ресурсов, ускоренный темп развития информационных и цифровых технологий, рост радикальности и масштабов перемен. Решение наиболее важных современных проблем благодаря стратегическому стилю лидерства происходит благодаря видению пути развития организации, пониманию закономерностей на всех уровнях и знанию целей деятельности организации. Стратегическое лидерство может реализовываться только при использовании современных подходов психологии и науки.

Ключевые слова: управление, лидерство, стили лидерства, стратегический стиль лидерства, государство.

Перед исследованием понятия «стратегический стиль лидерства», следует разобрать ряд иных понятий. Так, под стратегией следует понимать план мероприятий, направленный на достижение желанных целей [12, с. 50]. Специалист стратегического управления Г. Минцберг под стратегией определяет модель, принцип поведения или устойчивую последовательность действий на определенном промежутке времени [13, с. 107-114].

При этом, совокупность действий, разработанных в рамках стратегии, и ведущих к результативности решений, способствующих достижению поставленных целей именуется как стратегическое управление [12, с. 51].

Даются и иные более развернутые понятия. Так, стратегическое управление представляет собой управление компанией с опорой на человеческий потенциал, гибко реагирующее и адаптирующееся под вызовы внешних обстоятельств, проводящая своевременные изменения в структуре министерства, которые позволяют добиться преимуществ, ориентируясь на потребности населения. В долгосрочной перспективе стратегический подход к управлению позволяет достигать поставленных перед ним целей и задач без ущерба для компании [1, с. 300].

Реализация в государственных органах, в том числе в государственных органах Республики Татарстан стратегического стиля управления подтверждается следующими нормативно-правовыми актами. Так, в 2014 г. был издан федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» [9]. Данный документ является основой государственного стратегического управления, реализуемого в государственных и муниципальных органах, в том числе и в Республике Татарстан.

Такого федерального закона, как отмечают в научной литературе [12, с. 52], очень долго не хватало, поскольку законодательство о стратегическом управлении и планировании до его принятия было разрознено, что говорит об отсутствии должного механизма стратегического управления.

Также на уровне Республики Татарстан установлен Закон № 12-ЗРТ «О стратегическом планировании в Республике Татарстан» от 16 марта 2015 г. [8] Говорить о содержании данного закона не считаем нужным, поскольку все региональные законы составляются в соответствии с федеральным законодательством, которое мы указали выше.

На основе действующего федерального законодательства в государственных органах устанавливается осуществление стратегического управления. Так, к примеру, в 2019 г. Президентом РФ утверждена стратегия развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года [7].

Иными словами, данная стратегия устанавливает развитие МЧС России до 2030 г., что также относится к МЧС Республики Татарстан. Важная ремарка, которую нужно отметить, что стратегия МЧС Республики Татарстан решается на уровне главы государства.

Что касается непосредственно стратегического управления в МЧС Республики Татарстан, то с 2016 по 2030 г. реализуется стратегия развития системы защиты населения и территории Республики Татарстан [5].

При стратегическом стиле управления государственным органом важно прохождением определенных этапов. Первый этап стратегического подхода к управлению — стратегический анализ. Стратегический анализ является основой для утверждения стратегических решений по управлению органом. При анализе происходит выбор стратегии на основе соотношения потенциала государственного органа с реалиями внешней среды, в которых осуществляет свою деятельность МЧС Республики Татарстан. Происходит оценка и сопоставление ресурсов органа с возможностями и угрозами внешней среды, в которой он находится [2, с. 57].

При стратегическом анализе исследуется ряд факторов: политические, технологические, социальные. Данные факторы являются определяющими в функционировании МЧС Республики Татарстан. Также изучается ситуация в регионе, динамика развития чрезвычайных ситуаций, потребности населения, потенциальные угрозы природного и техногенного характера, которые могут влиять на успешность осуществления своей деятельности МЧС Республики Татарстан.

При реализации стратегического анализа необходимо использование следующих инструментов: SWOT-анализ, конкурентный анализ (исследование опыта соседних регионов, поскольку в связи с их близостью оперативная обстановка в них может быть похожа), сравнительный отраслевой анализ, анализ ресурсов (анализ материального обеспечения структурных подразделений МЧС Республики Татарстан), конкурентный анализ по модели «пять сил» М. Петрова, функционально-стоимостный анализ и даже бенчмаркетинг [3, с. 106], позволяющий исследовать передовой опыт иных субъектов РФ.

При этом, в рамках стратегического анализа существуют свои подэтапы:

1) анализ целей МЧС Республики Татарстан;

2) анализ внешних обстоятельств и оперативной обстановки в Республике Татарстан;

3) анализ внутренней среды министерства;

4) комплексный анализ региона и министерства.

Определение целей МЧС Республики Татарстан необходимо для идентификации данного государственного органа по сравнению с иными (например, ФСИН Республики Татарстан или МВД Республики Татарстан). При понимании целей, присущих непосредственно МЧС Республики Татарстан определяется стратегия управления в данном министерстве [11, с. 55].

При анализе внешних обстоятельств и оперативной обстановки руководство МЧС Республики Татарстан понимает состояние окружающей среды, производит оценку потенциальных возможностей развития и угроз для этого. Информация об оперативной обстановки постоянно анализируется и публикуется на официальном сайте МЧС Республики Татарстан [6].

При оценке внутренней составляющей министерства оценивается потенциал к развитию МЧС Республики Татарстан и ее структурных подразделений. Определяются сильные и слабые стороны министерства [4, с. 97-102]. Результатом такого анализа является определение стратегической позиции МЧС Республики Татарстан.

Целью стратегического анализа является формирование понимания у руководства МЧС Республики Татарстан ключевых факторов, влияющих на настоящее и будущее благополучие в регионе и определяющих в конечном итоге выбор стратегии. Мы уже отмечали выбранную стратегию МЧС Республики Татарстан в предыдущей главе. Из ее названия следует сделать вывод, что МЧС Республики Татарстан в настоящее врем заинтересованы в развитии системы защиты населения и территории Республики Татарстан.

По окончанию стратегического анализа государственный орган при стратегическом подходе к управлению переходит к стратегическому планированию. Под стратегическим планированием следует понимать процесс создания стратегического плана посредством определения целей и критериев управления, исследования проблем и среды, формулирования стратегических идей и дооснастив государственного органа.

Более подробно стратегическое планирование в МЧС Республики Татарстан будет проведено в следующей главе.

Следующим за стратегическим планированием следует этап формулирования и выбора стратегии. Определяются основные направления, характер движения, путь министерства, с помощью которого будут достигнуты стоящие перед МЧС Республики Татарстан цели и задачи. При выборе стратегии важно использование следующих инструментов: матрица БКГ, метод Маккинзи, портфельный анализ (для формирования основных направлений распределения бюджета МЧС Республики Татарстан), метод кривых освоения, Модель Shell/DPM, GAP-анализ (анализ «разрывов»), метод проверочного списка, метод оценки по системе баллов и др.

Предпоследний этап стратегического подхода к управлению, который могут называть и последним — реализация стратегии. При реализации стратегии возможно использование следующих инструментов: метод IDEF3 (документирование результатов стратегического управления), DFD (графическое представление протекающего процесса при стратегическом подходе к управлению), сценарное планирование, структура разбиения работ, система сбалансированных показателей и др. [3, с. 108]

На реализации стратегии стратегический подход к управлению не заканчивается. Крайний этап стратегического подхода к управлению — оценка и контроль реализуемой стратегии. Данный этап можно назвать «работой над ошибками», поскольку происходит корректирование изначально выбранной стратегии на основе происходящих во внутренней и внешней среде ситуаций. Могут быть уточнены цели, переориентирована деятельность подразделений МЧС Республики Татарстан, преобразовано политика, бюджет, структура, технологии управления, направления работы с личным составом и многое другое.

«Работа над ошибками» или оценка и контроль реализуемой стратегии как этап стратегического подхода к управлению важен с целью усиления МЧС Республики Татарстан и достижения долгосрочных и наиболее важных общегосударственных и региональных целей. Даже руководителям государственных органов следует периодически пересматривать выбранную стратегию и вносить корректировки [10, с. 347].

При оценке и контроле исполнения стратегии важно проведение внутреннего аудита, стратегического аудита, также диагностической самооценки.

Таким образом, под стратегическим стилем лидерства следует понимать совокупность действий, разработанных в рамках стратегии, утвержденной соответствующим государственным органом, необходимых для достижения определенных целей и задач. Правовая основа стратегического управления строится на федеральном законодательстве, указах Президента РФ.

Этапы стратегического подхода к управлению являются важнейшими элементами реализации стратегического управления в МЧС Республики Татарстан. Выделяются следующие этапы:

1) стратегический анализ;

2) стратегическое планирование;

3) выбор стратегии;

4) реализации стратегии;

5) оценка и контроль стратегии.

При реализации в МЧС Республики Татарстан данных этапов важно применение ряда инструментов. Некоторые из них являются стандартными, а некоторые возможно применять, позаимствовав из бизнес-процессов.

Литература:

  1. Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — Москва: МАГИСТР ИНФРА-М, 2015. — 656 c. — Текст: непосредственный.
  2. Галынчик, Т. А. Роль самообучающейся организации в развитии интеллектуального капитала и управления знаниями / Т. А. Галынчик. — Текст: непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 9 (115). — С. 53–57.
  3. Захарова, К. А. Основные этапы стратегического управления и инструменты их реализации / К. А. Захарова, Н. В. Шарапова. — Текст: непосредственный // Вестник науки. — 2019. — № 12 (21). — С. 104–109.
  4. Кравченко, Е. Ю. Современные подходы к стратегическому анализу в менеджменте / Е. Ю. Кравченко, В. В. Лахнова. — Текст: непосредственный // Белгородский экономический вестник. — 2016. — № 4 (84). — С. 97–102.
  5. Об утверждении стратегии развития системы защиты населения и территорий Республики Татарстан на 2016–2030 годы: приказ МЧС Республики Татарстан от 24 июля 2017 г. № 585/446. — Текст: электронный // МЧС Республики Татарстан: [сайт]. — URL: https://mchs.tatarstan.ru/ (дата обращения: 19.01.2023).
  6. Оперативная информация. — Текст: электронный // МЧС Республики Татарстан: [сайт]. — URL: https://16.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/operativnaya-informaciya (дата обращения: 19.01.2023).
  7. О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 16 октября 2019 г. № 501. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2023).
  8. О стратегическом планировании в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 г. № 12-ЗРТ (ред. от 04.09.2020). — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2023).
  9. О стратегическом планировании в РФ: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020). — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2023).
  10. Силбигер, С. МВА за 10 дней: Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира: Пер. с англ. / С. Силбигер. — Москва: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. — 390 c. — Текст: непосредственный.
  11. Хмара, Е. В. Стратегический анализ как неотъемлемая часть разработки стратегии организации / Е. В. Хмара. — Текст: непосредственный // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 23 (35). — С. 55–58.
  12. Шацкая, И. В. От государственного стратегического планирования к стратегическому управлению / И. В. Шацкая. — Текст: непосредственный // Российское предпринимательство. — 2014. — № 1 (247). — С. 50–57.
  13. Mintzberg, H. The fall and rise of strategic planning / H. Mintzberg. — Текст: непосредственный // Harvard Business Review. — 1994. — №. — С. 107–114.
Основные термины (генерируются автоматически): Татарстан, стратегическое управление, МЧС Республики, стратегический подход, стратегический анализ, стратегическое планирование, выбор стратегии, государственный орган, оперативная обстановка, стратегический стиль лидерства.


Ключевые слова

управление, государство, лидерство, стили лидерства, стратегический стиль лидерства

Похожие статьи

Стратегическое развитие компании

В условиях переходной экономики, на начальной стадии управления рыночных отношений руководители и специалисты российских предприятий должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу относится стратегическое развитие, обеспечивающ...

Выбор конкурентной стратегии предприятия в условиях кризиса

В статье проведен анализ основных конкурентных стратегий, сделан акцент на особенностях выбора той стратегии, которая будет эффективна в условиях кризиса. Одной из важнейших задач в современных условиях функционирования является обеспечение долгосроч...

Риски предпринимательской деятельности и основные пути их минимизации

Актуальность статьи заключается в необходимости исследования увеличения рисков предпринимательской деятельности в условиях нарастания внешнеэкономических ограничений и ужесточения кризисных явлений. Это во многом связано с тем, что глобальная конкуре...

Применение инструментов проектного менеджмента в государственных учреждениях

Представленная статья посвящена вопросу применения принципов проектного менеджмента в практике государственных учреждений. В статье обосновывается важность применения принципов и инструментов проектного менеджмента, в первую очередь, как драйверов пр...

Конкурентные стратегии и стратегические преимущества малых и средних предприятий

В данной статье рассматриваются конкурентные стратегии малых и средних предприятий (МСП) с целью выявления основных стратегических преимуществ, связанных с этими компаниями, которые могут стать ключом к их конкурентному успеху в современных глобализи...

Методы прогнозирования социально-экономического развития

Мировая экономика и потребительская культура населения стремительно меняются. Информатизация и высокие технологии повлияли на образ жизни во всех сферах. В этих условиях совершенствование механизмов развития и методов прогнозирования для его достижен...

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в современных условиях

В рамках статьи в качестве основных направлений государственной политики по обеспечению национальной экономической безопасности определены развитие системы госуправления и стратегического планирования, создание условий для разработки и внедрения совр...

Стратегические показатели качества процессов в организации

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с исследованием качества в производственной деятельности каждого предприятия. Качество процессов является ключевым звеном управления. Помимо этого, особое значение приобретает стра...

Управление талантами — реальность современного менеджмента

В статье рассматриваются проблемные вопросы современного менеджмента в контексте поиска и управления талантами. Обозначены существующие модели, применяемые за рубежом и основные направления, которые рационально развивать применительно к российской би...

Возникновение и становление организационных структур управления субъектов предпринимательской деятельности

В результате совершенствования форм собственности и хозяйствования за счет производительных сил общества сформировались современные организационные управленческие структуры. По этой причине актуально и важно анализировать историческое развитие органи...

Похожие статьи

Стратегическое развитие компании

В условиях переходной экономики, на начальной стадии управления рыночных отношений руководители и специалисты российских предприятий должны осваивать адекватные методы и процедуры управления. К их числу относится стратегическое развитие, обеспечивающ...

Выбор конкурентной стратегии предприятия в условиях кризиса

В статье проведен анализ основных конкурентных стратегий, сделан акцент на особенностях выбора той стратегии, которая будет эффективна в условиях кризиса. Одной из важнейших задач в современных условиях функционирования является обеспечение долгосроч...

Риски предпринимательской деятельности и основные пути их минимизации

Актуальность статьи заключается в необходимости исследования увеличения рисков предпринимательской деятельности в условиях нарастания внешнеэкономических ограничений и ужесточения кризисных явлений. Это во многом связано с тем, что глобальная конкуре...

Применение инструментов проектного менеджмента в государственных учреждениях

Представленная статья посвящена вопросу применения принципов проектного менеджмента в практике государственных учреждений. В статье обосновывается важность применения принципов и инструментов проектного менеджмента, в первую очередь, как драйверов пр...

Конкурентные стратегии и стратегические преимущества малых и средних предприятий

В данной статье рассматриваются конкурентные стратегии малых и средних предприятий (МСП) с целью выявления основных стратегических преимуществ, связанных с этими компаниями, которые могут стать ключом к их конкурентному успеху в современных глобализи...

Методы прогнозирования социально-экономического развития

Мировая экономика и потребительская культура населения стремительно меняются. Информатизация и высокие технологии повлияли на образ жизни во всех сферах. В этих условиях совершенствование механизмов развития и методов прогнозирования для его достижен...

Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в современных условиях

В рамках статьи в качестве основных направлений государственной политики по обеспечению национальной экономической безопасности определены развитие системы госуправления и стратегического планирования, создание условий для разработки и внедрения совр...

Стратегические показатели качества процессов в организации

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с исследованием качества в производственной деятельности каждого предприятия. Качество процессов является ключевым звеном управления. Помимо этого, особое значение приобретает стра...

Управление талантами — реальность современного менеджмента

В статье рассматриваются проблемные вопросы современного менеджмента в контексте поиска и управления талантами. Обозначены существующие модели, применяемые за рубежом и основные направления, которые рационально развивать применительно к российской би...

Возникновение и становление организационных структур управления субъектов предпринимательской деятельности

В результате совершенствования форм собственности и хозяйствования за счет производительных сил общества сформировались современные организационные управленческие структуры. По этой причине актуально и важно анализировать историческое развитие органи...

Задать вопрос