Особенности проектов двигательных режимов дошкольников, созданных на основе дифференцированного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 19.01.2023

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Питякина, Т. Ю. Особенности проектов двигательных режимов дошкольников, созданных на основе дифференцированного подхода / Т. Ю. Питякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99148/ (дата обращения: 17.12.2024).



Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку.

По наблюдениям и анализу М. А. Руновой двигательной деятельности ребенка можно отнести его к одной из трёх групп по двигательной активности [2]:

1) дети со средней, нормальной двигательной активностью;

2) детей малоподвижных, т. е. с низкой двигательной активностью;

3) дети с большой двигательной активностью.

Средняя, нормальная двигательная активность обеспечивает своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Дети со средней, нормальной двигательной активностью, в основном, имеют нормальную массу тела, редко болеют, успешны на занятиях в детском саду, хорошо усваивают материал. Поведение детей спокойное, они имеют равномерную подвижность на протяжении всего дня. При правильно созданных условиях они проявляют достаточную самостоятельную активность. Их движения достаточно развитые, уверенные, целенаправленные, четкие. Дети проявляют высокую саморегуляцию двигательной активности.

Малоподвижные дети, как правило, имеют лишний вес, который является дополнительной нагрузкой на состояние организма ребенка. Следствием лишнего веса являются различные отклонения в состоянии здоровья, сниженная работоспособность, отставание от сверстников по физическому, половому развитию, плохое владение движениями. Общее поведение детей этой группы спокойное. Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счет движений. Уменьшение числа движений в условиях интеллектуального утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Наилучшим средством восстановления умственной работоспособности, по мнению Н. Н. Ефименко, являются движения, выполняемые на воздухе. Однако малоактивные дети за счет малой подвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Поэтому лишний вес, по мнению В. Т. Кудрявцева, Б. Б. Егорова, негативно влияет на развитие психики.

Поведение вялое, пассивное, дети быстрее других устают. Л. И. Лубышевой было выявлено, что в ходе самостоятельной деятельности они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают игры, не требующие активных движений, вообще не любят игры с движениями, поскольку их двигательными умениями слабо развиты. Им присуща однообразная, малоинтенсивная деятельность с преобладанием статического компонента. Сверстники избегают с ними играть в подвижные игры, особенно, командные. У большинства малоподвижных детей отмечаются инертность, пассивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактировать со своими сверстниками. Вследствие этого может возникнуть комплекс неполноценности, сформироваться негативные черты характера (нерешительность, отсутствие уверенности в себе, зависть к детям, хорошо владеющим движениями) и нарушения коммуникации (замкнутость, робость, некоммуникабельность). Для таких детей необходимо изменить рацион питания и увеличить двигательную активность.

Дети с большой двигательной активностью всегда выделяются на общем фоне, поскольку они находят возможность двигаться в любых условиях, найти пространство для игр. Предпочтительными видами движений для детей этой группы являются бег, прыжки. Движения, требующие точности и сдержанности, не вызывают интереса. Движения характеризуются быстротой, резкостью, высокой интенсивностью и объемом, часто производят впечатление бесцельности. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, и, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности организма, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы.

Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Чрезмерная подвижность вызывает переутомление. На занятиях это проявляется в том, что чрезмерно подвижные дети (как и малоподвижные) выполняют задания в замедленном темпе, с трудом запоминают, проявляют невнимательность. Из-за того, что чрезмерная подвижность является раздражителем для нервной системы, эти дети отличаются неуравновешенным поведением, расторможенностью, крикливостью, несдержанностью и даже агрессивностью. Из-за общей импульсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями, например, самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие внимания, усидчивости.

Кроме того, дети с большой двигательной активностью очень подвержены заболеваниям. Чрезмерная двигательная активность вызывает повышенное потоотделение, в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и, как следствие, возникает заболевание. Индивидуальный подход к таким детям заключается в регулировании их двигательной активности, регулирование физической нагрузки, включение в совместную деятельность с более спокойными детьми и взрослыми.

К этой группе относятся гиперактивные дети. Одной из характеристик гиперактивности А. Л. Сиротюк называет нарушение контроля над двигательной активностью, процессами возбуждения и торможения [3]. Это связано с нарушением (недостатком) регулирующего влияния лобных участков коры головного мозга. Слабость их тормозной способности вызывает дисбаланс процессов возбуждения и торможения (возбуждение преобладает над торможением).

Такие дети характеризуются повышенной возбудимостью — реакции возникают у них очень быстро и интенсивно, причем на относительно слабые раздражители, низким порогом сенсорного насыщения — а значит, постоянно ощущают сенсорный «голод», нуждаются во впечатлениях, активности, стимуляции. Они значительно быстрее начинают скучать, поэтому для них важна частая смена активности. Поэтому импульс к движению и исследованию окружающего им также очень трудно сдержать. Одним из аспектов общей гиперреактивности и слабости саморегуляции является двигательная гиперактивность. Двигательная гиперактивность проявляется в потребности находиться в постоянном движении, ребенок не может длительное время сидеть на одном месте. С ней тесно связано нарушение регулирования процессов активизации/успокоения. У некоторых детей с двигательной гиперактивностью наблюдаются неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

Двигательная гиперактивность является лишь одним, не основным симптомом этого расстройства СДВГ, хотя именно этот симптом наиболее заметен. При правильно организованном педагогическом воздействии с возрастом симптом двигательной гиперактивности больше, чем все другие симптомы, подвергается редукции, смягчению, ослаблению.

Двигательная гиперактивность сопровождается импульсивностью в общении, низкой рефлексией, чрезмерной болтливостью, а, следовательно, может стать причиной нарушения социальных и коммуникативных навыков у ребенка, социальной изоляции ребенка.

Вследствие импульсивности дети с двигательной гиперактивностью часто не учитывают опасность, не успевают о ней вспомнить, осознать ее. Потому их двигательная активность сопровождается чрезмерным риском и травмами.

Двигательная деятельность, связанная с выполнением правил (эстафеты, подвижные игры, игры с элементами соревнований) дается таким детям трудно не потому, что они не знают правил, а потому, что они не успевают их вспомнить и часто не в состоянии эффективно применить в тот момент, когда необходимо.

Проанализированные выше индивидуальные особенности двигательной активности старших дошкольников находят подтверждение в работах Л. Н. Волошиной о том, что каждому ребенку свойственен определенный диапазон уровня развития, середина которого может быть оптимальной, а крайние пределы неблагоприятными [1]. Уровень двигательной активности ребенка должен удовлетворять биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям растущего организма, способствовать улучшению состояния здоровья и гармоническому физическому развитию.

Точку зрения Л. Н. Волошиной разделяет С. Б. Шарманова и вводит понятие «двигательный тип» — набор индивидуальных двигательных особенностей, присущих данному ребенку. Каждый ребенок обладает своим типом двигательной активности. Если не выявить этот тип и навязать ребенку несвойственный ему тип движения, то у ребенка может сформироваться неприязнь к этому движению и к двигательной активности вообще.

Поэтому увеличение количества двигательной деятельности, которая не является для ребенка необходимой психоэмоциональной разрядкой, и не соответствует его типу двигательной активности, может привести к резко отрицательным последствиям, стать источником длительного стресса, способствующего неприязни к движениям.

Литература:

  1. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 3–7 лет. Б.: Изд-во Белый город. 2013.
  2. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. — М.: Академия, 2006
  3. Сиротюк А. Л. Детская гиперактивность: причины, рекомендации //Дошкольное воспитание. 2007. № 8. С. 44–50
Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, ребенок, движение, лишний вес, нормальная двигательная активность, двигательная деятельность, сердечно-сосудистая система, умственная работоспособность, физическая нагрузка, чрезмерная подвижность.


Похожие статьи

Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности

Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза

Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников

Особенности применения дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников

Похожие статьи

Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности

Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза

Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников

Особенности применения дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста

Сущность и возможности метода наглядного моделирования как средства развития связной речи дошкольников

Задать вопрос