Индивидуально-дифференцированная направленность на двигательную активность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 21.11.2014

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Корнева, Т. А. Индивидуально-дифференцированная направленность на двигательную активность / Т. А. Корнева, Т. А. Маренкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 588-589. — URL: https://moluch.ru/archive/79/13754/ (дата обращения: 18.11.2024).

 В процессе воспитания дошкольника совершенно необходимо создать такие условия для формирования и развития, в которых его физиологические и душевные способности развернутся целиком. Этому может способствовать индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на занятиях.

Особенных познаний и умений педагога требует руководство двигательной активностью детей. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержания двигательной активности настолько велики, что выделяются отчетливо даже при обычном наблюдении дети средней, большой и малой подвижности. По мнению В. Н. Шебеко, критериями создания таких групп для занятий физической культурой могут выступать следующие показатели:

-          состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;

-          уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;

-          уровень двигательной активности, под которой понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

С. О. Филиппова выделяет в качестве критериев еще и тип нервной системы, а также половые особенности детей.

Итак, двигательная активность — это суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. Согласно усредненным данным физиологов, для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тыс. движений в день. Установлено, что уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяется не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка; индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья, половой принадлежностью и во многом зависит от внешних условий — гигиенических, социально-бытовых, климатических и т. п.

Основными показателями двигательной активности являются: объем движений, их интенсивность и продолжительность. Под объемом понимают общее количество движений; под интенсивностью следует понимать количество движений, выполняемых в 1 минуту; а продолжительностью является время, затраченное на выполнение двигательного действия.

На состояние двигательной активности детей значительное влияние оказывают как сезонные, суточные колебания, так и климатические и экологические особенности местности, где проживает ребенок. Суточные колебания основываются на закономерности биоритмов, в зависимости от принадлежности человека к конкретному типу людей, сгруппированных на основе их биоритмов, их двигательная активность в течение дня меняется. Так, например, у людей, относящихся к типу «жаворонок», повышение двигательной активности отмечается в утренние часы, а к вечеру постепенно — снижается их активность.

Наиболее уязвим организм малоподвижных детей малой подвижности. Низкая двигательная активность ребенка — плохой признак. Ее причинами могут быть плохой психологический климат в группе, однородность и нищета предметной среды, болезнь, слабые двигательные умения ребенка или постоянные запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения. По этой причине малоподвижность у детей дошкольного возраста недопустима.

Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, они очень быстро устают. Во время подвижной игры они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений, более спокойную. Они не уверенны в себе, не любят игры с активными движениями, робки в общении.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и уравновешенным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе они активны, самостоятельны. Движения у таких ребят обычно четкие, точные, уверенные, целенаправленные. При руководстве активностью этих детей достаточно создавать необходимые условия (место для движений, время, игрушки-двигатели).

Лучший метод руководства, по мнению В. Н. Шебеко — увлечь нерешительного ребенка, который не умеет двигаться игрой. Воспитатель создает условия для игры с движениями, старается вызвать у детей желание играть в движении. Предпочтение следует отдать простым, активным движениям, в которых не требуются точность.

Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют примерно 25 % от общего числа детей. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной активности они не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки и избегают движений, требующих четкости и точности. Движения их быстры, резки, но часто бесцельны. У такого ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. Здесь говорит нам Рунова М. А. золотое правило: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной активностью детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности управляемостью. Полезны точные движения с мячами (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке, в воротца и т. п.), ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих. Подбирая игры и упражнения для детей с гиперподвижным поведением (особенно подвижные), необходимо учитывать следующие особенности таких детей: недостаточно сосредоточенное внимание, импульсивность, очень высокая активность, а также неумение подчиняться групповым правилам длительное время, выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), утомляемость. В процессе игры им очень трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Следовательно, включать таких детей в коллективную работу нужно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

Многочисленные способы управления моторной инициативностью схожи с целью ребят различной физической активности. Таким образом, нужно давать ребятам для движения достаточные площади. Так, необходимо предоставлять детям для движения достаточные площади. При этом для малоподвижных детей они увеличиваются, а для детей с большей подвижности могут несколько уменьшаться. В игры абсолютно всех ребят необходимо вводить конкретные сюжеты, призывающие повышать активность, то что содействует активизации неподвижных ребят, записывает конкретную сознательную нацеленность в бесплодную беготню ребят большей физической активности. Сюжетной направленности движений способствует внесение атрибутов; подсказка игрового образца, наводящий вопрос, напоминание. Внесение нового оборудования всегда вызывает интерес у детей. Целесообразно сосредоточить интерес ребят на понимание их действий: то что совершаешь, вследствие чего, почему так, как ещё можно, с каким еще атрибутом можно выполнить данные движения, как возможно ещё разместить объекты с целью игры. Это необходимо для обогащения двигательной деятельности. В различных видах движений ребята менее устают, т. к. присутствие интенсивной нагрузки в разных мышцах совершается их отдых; они целеустремленно приступают применять перемещения в виде развлечения. Практическая деятельность демонстрирует, если подобные условия формируются систематично, ребята с наслаждением играют.

Полезно обратить внимание детей на осмысление их движений и действий: что делаешь, почему так, как можно по-другому, с каким еще атрибутом можно выполнить данные движения, как по-разному можно расставить предметы для движений. Это необходимо для обогащения содержания двигательной деятельности. При разных движениях дети меньше устают, т. к. при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых; они более целенаправленно начинают использовать движения в играх. Практика показывает, когда такие ситуации создаются регулярно, дети с удовольствием двигаются.

 

Литература:

 

1.                           Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников Текст.: Учебное пособие / В. Н. Шебеко, К. Н. Ермак, В. А. Шишкина. -М.:Академия. 1998.-192 с.

2.                           Шишкина, В. А. Какая физкультура нужна дошкольнику Текст.: Книга для воспитателей детского сада и родителей. —2-е изд. / В. А. Шишкина, М. В. Мащенко.-М.: Просвещение. 2000. -79 е.: ил. -ISBN 5–09–005860–1.

Основные термины (генерируются автоматически): движение, двигательная активность, ребенок, двигательная активность детей, игра, двигательная деятельность, малая подвижность, ребята, состояние здоровья.


Похожие статьи

Важность развития эмоционально-волевой сферы в формировании личности

Нравственное и когнитивно-познавательное развитие

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Взаимосвязь в развитии коммуникативных и речевых умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Просоциальная активность личности

Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста

Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность

Похожие статьи

Важность развития эмоционально-волевой сферы в формировании личности

Нравственное и когнитивно-познавательное развитие

Формирование эмоциональной сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи через самостоятельную творческую деятельность

Формирование познавательной сферы через двигательную активность у детей раннего возраста в период адаптации

Театрализованная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР

Взаимосвязь в развитии коммуникативных и речевых умений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Просоциальная активность личности

Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста

Профессионально значимые психофизиологические качества личности и их профессиональная обусловленность

Задать вопрос