Профессионально важные качества специалистов сферы услуг как факторы успешного взаимодействия с клиентами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 21.01.2023

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Петрова, Е. А. Профессионально важные качества специалистов сферы услуг как факторы успешного взаимодействия с клиентами / Е. А. Петрова, М. А. Колоколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99086/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье авторы рассматривают профессионально важные качества специалистов сферы сервиса, которые позволяют успешно взаимодействовать с клиентами и максимально эффективно удовлетворять их потребности. Профессионально важные качества — это совокупность универсальных и специфичных качеств личности (психологических, психических, физиологических и т. д.), которые способствуют профессиональному становлению субъекта деятельности.

Ключевые слова: взаимодействие с клиентами, профессионально важные качества, сервисная деятельность, удовлетворение потребностей.

На сегодняшний день, в современной культуре сервисной деятельности одной из главных миссий становится эффективное взаимодействие с клиентами. Делая на этом акцент, работодатель выдвигает перед специалистами комплекс профессионально важных качеств, которые отвечают за успех в построении отношений с клиентами и максимальное удовлетворение их потребностей. Прежде чем рассматривать профессионально важные качества специалиста сервиса, необходимо разобраться в сути самого понятия.

В. Д. Шадриков определяет профессионально важные качества, далее ПВК, как «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения»[5, с. 66].По мнению автора, ПВК представляют собой набор психических, психомоторных и физических свойств личности, которые отвечают профессиональным требованиям и позволяют человеку успешно освоить трудовую деятельность [5]. Освоение ПВК одновременно ведет к профессиональному становлению сотрудника и совершенствованию этих качеств в процессе труда.

В дальнейшем, эти идеи развивались в научной деятельности другими авторами, которые давали ПВК собственное определение В. А. Бодров придерживается мысли о важности различных качеств личности, которые влияют на успешность в освоении какой-либо профессии. К ним он относит особенности темперамента, характера, свойства эмоционально-волевой сферы, а также физиологические и физические особенности [3].Психолог объединяет данные особенности в большой комплекс качеств личности и определяет его как «профессионально важные качества», под которыми понимается «вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности» [3, c. 153].

Б. И. Беспалов придерживается схожего мнения. Автор дает следующее определение ПВК — это «физические, анатомо-физиологические, психические и личностные свойства и отношения человека к миру, полезные или необходимые для быстрого и точного освоения и решения его профессиональных задач» [2, с. 79]. Б. И. Беспалов разделяет ПВК на два типа: универсальные и специфичные [2]. К первому типу относятся ПВК, которые необходимо развивать любому специалисту вне зависимости от его профессиональной квалификации. Психолог приводит в пример добросовестное отношение к работе, наличие интереса сотрудника к собственному профессиональному делу, профессиональную аккуратность [2]. Специфичные ПВК характеризуются как система специальных способностей, знаний и умений, которые соответствуют требованиям определенной профессии. Автор приходит к выводу о том, что успех в профессиональном становлении, определяется освоением субъектом деятельности не отдельного перечня ПВК, а целого комплекса таких качеств (универсальные и специфичные ПВК).

На основе анализа данных понятий, мы пришли к выводу о том, что профессионально важные качества личности — это совокупность универсальных и специфичных качеств личности (психологических, психических, физиологических и т. д.), которые способствуют профессиональному становлению субъекта деятельности.

В современных реалиях от профессионализма сотрудников сферы услуг зависит эффективность деятельности компании и ее способность к конкурентоспособности. Специалист сферы сервиса должен развивать те профессионально важные качества, которые способствуют выстраиванию наиболее эффективных отношений с клиентом и максимальному удовлетворению его потребностей.

В современных реалиях для специалиста сервисной сферы в своей профессиональной деятельности необходимо развивать не только профессионально важные качества, но и навыки, позволяющие эффективно выстраивать взаимоотношения с клиентами. От профессионализма специалиста зависит эффективность работы и конкурентоспособность организации. Профессионал сервисной деятельности владеет навыками эффективной коммуникации, способен выстроить стратегию взаимоотношений с клиентом, умеет адаптироваться в экстремальных ситуациях и находить для них решение, а также владеет клиентоориентированностью, считывает мотивы и желания людей и, следовательно, эффективно удовлетворяет их потребности.

К универсальным ПВК специалиста сферы услуг можно отнести следующий перечень личностных качеств [1]:

– внимательное и вежливое отношение к клиенту;

– самообладание и умение управлять своими эмоциями;

– выразительная речь, богатый словарный запас;

– умение решать конфликтные ситуации.

Данные профессионально важные качества являются основными и должны быть освоены всеми сотрудниками сервиса, вне зависимости от того, где находится их рабочее место.

Ниже представлен перечень специфичных ПВК, которые позволяют специалисту сферы услуг наиболее эффективно взаимодействовать с клиентом [4]:

– общительность, умение устанавливать контакт;

– экстравертированность;

– активное взаимодействие с людьми;

– адекватная самооценка и способность к рефлексии;

– способность справляться со стрессом;

– активная профессиональная деятельность.

Успешное взаимодействие с клиентом определяется, прежде всего, способностью специалиста сервиса устанавливать контакт и вести беседу с людьми. Специалист должен владеть коммуникативной компетентностью, которая подразумевает владение вербальными и невербальными способностями. К невербальным навыкам относятся внешний вид сотрудника, его имидж, стиль, соответствующий культуре организации, уверенная поза и жесты. Невербальные навыки позволяют благоприятно влиять подсознательно на психику клиента. Такие навыки способствуют созданию положительного впечатления (первого и последующего) у клиента к сотруднику и организации в целом. Вербальные навыки позволяют наиболее эффективно вести беседу с людьми. К ним относятся: эрудированность, активное слушание, умеренная и логически построенная речь, способность акцентировать внимание клиента на важную информацию с помощью интонации голоса.

Культура современного сервиса предполагает взаимодействие с большим количеством людей каждый день. Поэтому, принимая новых сотрудников в организацию, работодатель делает выбор в сторону экстравертированных личностей, нежели интровертов. Экстравертам свойственна открытость, активность и инициативность в общении. Такие люди легче адаптируются к новым быстроизменяющимся условиям.

Активное взаимодействие с клиентами, логически вытекает из предыдущего профессионально важного качества. Приходя в организацию, каждый клиент ожидает профессионального отношения со стороны сотрудников. Поэтому активное взаимодействие предполагает внимательное отношение к клиенту, эмоциональный отклик, приветливость и доброжелательность. Владея данным ПВК, специалист повышает уровень удовлетворенности клиента от оказанной услуги и создает доверительные отношения с ним.

Адекватная самооценка является не менее важным профессионально важным качеством сотрудника. Специалист должен уметь адекватно оценивать не только собственные достоинства, но и недостатки. Способность к рефлексии своего поведения и профессиональной деятельности развивают личность сотрудника и улучшают его взаимодействие с людьми.

Ритм работы специалистов сервиса требует от тех максимальной подготовки к противостоянию стрессу. Стрессовые ситуации могут создавать следующие факторы: режим работы, чрезмерные физические нагрузки, конфликтные ситуации с людьми. Поэтому необходимо развивать стрессоустойчивость, которая предполагает психологическую гибкость, способность адаптироваться в экстремальных ситуациях, при этом сохраняя эффективность работы в стрессе.

Активная профессиональная деятельность и направленность на дело показывают максимальную заинтересованность сотрудника сервиса жизнью и культурой организации. Сотрудник с высоким уровнем направленности стремится к решению деловых проблем, принимает активное участие в жизни организации, а также постоянно повышает профессиональное мастерство.

Подводя итоги, мы пришли к выводу о том, что в современной культуре сервисной деятельности сотрудникам необходимо развивать профессионально важные качества, которые позволяют достигнуть главную цель сервиса — эффективное взаимодействие с клиентами и максимальное удовлетворение их потребностей. Для того чтобы достигнуть эту цель, важно осваивать целый комплекс универсальных и специфичных ПВК, которые предполагают психологические, психические и физиологические качества личности, способствующие профессиональному становлению сотрудника.

Литература:

  1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 318 c.
  2. Беспалов Б. И. Психодиагностика профессионально-важных качеств и профотбор диспетчеров пожарной службы «01» // Вестник Моск. Ун-та Сер. 14. Психология. — 1998. — № 3. — С.79–94.
  3. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В. А. Бодров. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 c.
  4. Кондратович С. В. Психологические аспекты коммуникации в сервисной деятельности: техники и технологии: учеб. пособие / С. В. Кондратович; под ред. С. В. Новаковского. — М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 122 с.
  5. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): клиент, качество, сервисная деятельность, активное взаимодействие, максимальное удовлетворение, способность, адекватная самооценка, активная профессиональная деятельность, профессиональная деятельность, современная культура.


Похожие статьи

Понятие профессионального самосознания в психологической...

...самосознания на познании и оценке профессиональных качеств и отношении к ним [1].

Так, А. К. Маркова, описывая структуру профессионального самосознания, включает в нее

относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности.

это положительное отношение к себе, адекватная профессиональная самооценка.

Профессионально важные качества руководителя

Адекватная самооценка — показывает в способности к самонаблюдению, самоконтролю

способность предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, способности спроса

Рис. 2. Профессионально важные качества руководителя. Таким образом, из всего

Основные термины (генерируются автоматически): качество, способность, деятельность...

Способности как фактор профессионального самоопределения

Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практической деятельности. Б. М. Теплов внес большой вклад в разработку общей теории способностей.

Ценностные ориентации и профессиональный путь личности

...идеалов, целей и определяют его деятельность, его способности трансформации я.

Но и профессиональная деятельность детерминирует личностный онтогенез, формируя

Взаимодействие личностного и профессионального становления проявляется и в том, что

Патрушев Г. А., Шигапова Д. К. Национальные проекты в области образования / Качество...

Профессиональные и личностные качества менеджера

...общения, та самая деловая культура, без которой невозможна успешная профессиональная деятельность.

- изучение спроса и предложения на рынке; - планирование деятельности организации

выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества)

- высокоразвитые организаторские способности (способность руководить)

Понятие профессионального выбора в современных...

Схожее определение понятия профессионального выбора дает Т. А. Фирсова [12].

Т. А. Фирсова считает, что отсутствие адекватной Я-концепции, мировоззренческого выбора, учебно-профессиональной мотивации, неустойчивая самооценка, т. е. искаженное

‒ Преимущества в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности.

Современные качества нового специалиста в обществе...

...среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности

педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, а через создание

2. Лебедева, Е. А. Управление качеством учебного процесса и деятельности

педагог, исследовательская деятельность, умение, задача, исследовательская...

Особенности формирования профессионального самосознания...

Профессиональное самосознание представляет собой самосознание человека, активно участвующего в

Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку

Операциональный (саморегуляция, способность к управлению собой).

Согласно Д. Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим...

социальная работа, профессиональная деятельность...

Высокоэффективная деятельность характеризуется высокими показателями качества и

Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления

Не менее опасна и заниженная самооценка социального работника — неверие в свои силы и

2. Лаврененко И. М. Личность и профессиональная деятельность социального работника...

Похожие статьи

Понятие профессионального самосознания в психологической...

...самосознания на познании и оценке профессиональных качеств и отношении к ним [1].

Так, А. К. Маркова, описывая структуру профессионального самосознания, включает в нее

относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности.

это положительное отношение к себе, адекватная профессиональная самооценка.

Профессионально важные качества руководителя

Адекватная самооценка — показывает в способности к самонаблюдению, самоконтролю

способность предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, способности спроса

Рис. 2. Профессионально важные качества руководителя. Таким образом, из всего

Основные термины (генерируются автоматически): качество, способность, деятельность...

Способности как фактор профессионального самоопределения

Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование в практической деятельности. Б. М. Теплов внес большой вклад в разработку общей теории способностей.

Ценностные ориентации и профессиональный путь личности

...идеалов, целей и определяют его деятельность, его способности трансформации я.

Но и профессиональная деятельность детерминирует личностный онтогенез, формируя

Взаимодействие личностного и профессионального становления проявляется и в том, что

Патрушев Г. А., Шигапова Д. К. Национальные проекты в области образования / Качество...

Профессиональные и личностные качества менеджера

...общения, та самая деловая культура, без которой невозможна успешная профессиональная деятельность.

- изучение спроса и предложения на рынке; - планирование деятельности организации

выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества)

- высокоразвитые организаторские способности (способность руководить)

Понятие профессионального выбора в современных...

Схожее определение понятия профессионального выбора дает Т. А. Фирсова [12].

Т. А. Фирсова считает, что отсутствие адекватной Я-концепции, мировоззренческого выбора, учебно-профессиональной мотивации, неустойчивая самооценка, т. е. искаженное

‒ Преимущества в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности.

Современные качества нового специалиста в обществе...

...среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности

педагогическое взаимодействие осуществляется не через предметную деятельность, а через создание

2. Лебедева, Е. А. Управление качеством учебного процесса и деятельности

педагог, исследовательская деятельность, умение, задача, исследовательская...

Особенности формирования профессионального самосознания...

Профессиональное самосознание представляет собой самосознание человека, активно участвующего в

Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку

Операциональный (саморегуляция, способность к управлению собой).

Согласно Д. Б. Эльконину, «учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим...

социальная работа, профессиональная деятельность...

Высокоэффективная деятельность характеризуется высокими показателями качества и

Умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления

Не менее опасна и заниженная самооценка социального работника — неверие в свои силы и

2. Лаврененко И. М. Личность и профессиональная деятельность социального работника...

Задать вопрос