Профессиональные и личностные качества менеджера | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 06.10.2015

Статья просмотрена: 2994 раза

Библиографическое описание:

Хабибулина З. З. Профессиональные и личностные качества менеджера [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 174-177. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8835/ (дата обращения: 19.10.2018).

В статье автор рассматривает вопросы профессиограммы менеджера, проводит анализ психолого-педагогической литературы, формулирует понятийный аппарат интересующей проблемы, выделяет компетенции будущего менеджера.

Ключевые слова: менеджер, профессиограмма менеджера, управление.

 

В последнее время российские специалисты все глубже осознают важность международной деятельности в сфере образования и все чаще подчеркивают необходимость интеграции России в европейскую систему высшего образования. Основные позиции международных отношений закреплены в положениях Болонской декларации, которую Россия подписала в 2003году в Берлине.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и работы многих ученых (В. П. Засыпкин, В. Никольский, В. А. Сластенин, Н. Н. Федотова и др.) постулируют, что идет процесс смены международных образовательных стандартов, обязательным требованием кадровой инфраструктуры становится массовое владение разговорным и деловым иностранным языком. Международное общение значимо и для тех сфер, где специалисты решают профессиональные вопросы в сфере межнационального бизнеса. Анализ ситуации общественного развития России свидетельствует о наличии потребности общества в системе формирования современной культуры делового общения в менеджменте, динамично развивающейся сфере, требующей утверждения цивилизованных форм деловой коммуникации, соответствующих международным стандартам. Именно в менеджменте, с учётом всех требований современности, раньше всего складываются самые эффективные модели делового общения, та самая деловая культура, без которой невозможна успешная профессиональная деятельность.

Исходя из вышеизложенного, необходимо составить профессиограмму менеджера, связанное с трансформацией его функций, обусловленной состоянием национальной экономики.

Термин «профессиограмма» происходит от лат. professio — специальность, занятие и греч. gramma — запись.

Определение термина «профессиограмма» встречается в социологической, экономической, психолого-педагогической литературе. Социологи дают следующее определение этому термину: «Профессиограмма — это описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику» [5]; «…описание в форме таблицы или графика какого-либо вида профессиональной деятельности в конкретных производственных условиях». А. А. Грицанов, Нартова-Бочавер С. К., Чекин А. Н., В. Н. Чернышев, А. П. Двинин и др. в систему требований, предъявляемых работнику, включают социально-экономические, производственно-технические, санитарно-гигиенические, психологические характеристики [2;7]. В психолого-педагогической литературе профессиограмма рассматривается как документ, результат исследования, подробное описание некоей профессии через систему требований, предъявляемых ею работнику, включая качества личности, знания, умения и навыки, нужные для успешного овладения этой профессией [1;7].

Разработке методологических требований к составлению профессиограмм посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых (Е. М. Ивановой, А. К. Марковой, В. Е. Гаврилова, Е. И. Гарбера, Е. А. Климова, И. Н. Шпильрейна и др.), но, тем не менее, ощущается нехватка практических разработок для каждой отдельной профессии. Е. Романовой [4] проведено наиболее полное и широкое исследование в направлении проекции существующих теоретических положений в сферу практического профессиографирования. При этом обобщение универсальных требований к специалистам рассматриваемой профессии следует регулярно корректировать в зависимости от изменения целей и задач организации, которое ведет к трансформации основных функций представителя данной профессии.

Ученые выделяют несколько методологических принципов разработки профессиограмм:

а) системность — в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника;

б) целостность — оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности;

в) практичность — результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса;

г) научность и современность — методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний;

д) эффективность — в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы [4].

Наличие профессиограммы позволяет определить степень соответствия личных и деловых качеств, способностей человека требованиям к профессии. При полном их соответствии самооценка человека превращается в мотиватор, повышающий интерес к делу. Несоответствие же их создает значительные трудности в освоении профессии и в работе из-за снижения мотивации.

Взяв за основу определение Е. В. Пичугиной, под профессиограммой мы понимаем описание, характеристику профессии, основной источник, регламентирующий требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам специалиста, отражающий его полную квалификационную характеристику [3].

Исследование профессиологического, нормативного, психологического, содержательного, личностного, технологического, информационного аспектов профессиограммы показало, что профессиограмма имеет многофункциональное назначение в сфере профессионального образования. С помощью профессиограммы возможен анализ всех сторон профессиональной деятельности специалиста. Профессиограмма является идеальной моделью личности и деятельности будущего специалиста; выступает базисом формирования содержания профессионального образования, служит ориентиром в выборе методов, форм, средств обучения, обеспечивающих формирование качеств личности и профессиональной деятельности специалиста, может быть использована в качестве инструмента контроля качества подготовки выпускника.

На основе исследования сущности и структуры профессиограмм (Батышев С. Я., Беляева А. П., Зеер Э. Ф., Е. А. Климов, Сотникова С. И. и др.), учитывая особенности труда специалиста в области управления образованием, в исследовании разработана профессиограмма менеджера.

Менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, толерантным, компетентным, иметь чувство юмора и эмпатию.

Менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики, права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательны знания иностранного языка и умения работать на ПК.

Е. С. Романова выделяет доминирующие виды деятельности менеджера:

-           работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха;

-           служение целям организации, подчинение вышестоящим инстанциям;

-           изучение спроса и предложения на рынке;

-           планирование деятельности организации;

-           коммуникация (установление и развитие взаимодействия между персоналом, другими учреждениями и организациями);

-           поиск и использование необходимых средств и ресурсов для наилучшего достижения основных целей организации;

-           разработка бизнес-плана и контроль над его реализацией;

-           руководство (доведение инструкций и полномочий), организация и оценка работы подчиненных;

-           контроль за исполнением данного задания;

-           участие в процессе приема, подбора и помощь в профессионально-квалификационном росте работников;

-           проведение переговоров, бесед с клиентами;

-           проведение презентаций.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (профессионально важные качества):

способности:

-           высокоразвитые организаторские способности (способность руководить);

-           коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения);

-           способность управлять собой;

-           высокая способность влиять на окружающих;

-           способность руководить;

-           способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;

-           способность решать проблемные ситуации в короткие сроки;

-           хорошо развитые аналитические способности;

-           высокий уровень понятийного мышления.

Личностные качества, интересы и склонности:

-           умение прогнозировать, предвидеть ситуацию;

-           уверенность в себе, в принимаемых решениях;

-           энергичность;

-           четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы);

-           умение подчиняться требованиям, нормам организации;

-           эрудированность;

-           стремление к постоянному личностному росту. [4].

Рабочие программы по направлению подготовки 38.03.04. «Государственное и муниципальное управление» выделяют компетенцию, которой будущий специалист должен овладеть при изучении иностранного языка в вузе, предусмотренных ООП: владеет способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК 5).

Таким образом, мы видим, что проблема профессиональной профессиограммы менеджера интересует ученых с различных точек зрения, проблемы определения и составления профессиограммы интересуют как методистов, так и ученых-педагогов, психологов, социологов. Подобный интерес связан, как нам кажется, прежде всего, с тем, что профессиограмма позволяет с новой, современной точки зрения подойти к пониманию и определению профессии менеджера, уточнить ее роль в современном мире.

 

Литература:

 

1.                  Акмеологический словарь/Под общей ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — 161 с.

2.                  Нартова — Бочавер С. К. Дифференциальная психология: учебное пособие. — изд-во Флинта, 2008.

3.                  Пичугина Е. В. Управленческо-педагогическая подготовка будущих менеджеров образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2006.

4.                  Романова Е. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. / Е. Романова. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 464 с.

5.                  Социология. Энциклопедия / Грицанов А. А., Абушенко В. Л., Евелькин Г. М., Соколова Г. Н., Терещенко О. В. — 2003.

6.                  Толковый словарь иноязычных слов / Крысин Л. П.. М,: ЭКСМО, 2008. — 944 с.

7.                  Чекин А. Н. Управление персоналом в России: современные исследования, проблемы и решения// материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ульяновск: УлГТУ, 2011. — 170 с.

Основные термины (генерируются автоматически): способность, иностранный язык, менеджер, психолого-педагогическая литература, система требований, профессиональное образование, профессиональная деятельность специалиста, профессиональная деятельность, деловое общение, будущий специалист.

Ключевые слова

управление., менеджер, профессиограмма менеджера

Похожие статьи

Профессиограмма менеджера как эталонная модель специалиста

менеджер, способность, умение, психолого-педагогическая литература, система требований, профессиональное образование, профессиональная деятельность специалиста...

Анализ категории «профессионализм» специалиста...

1. Социальная, психолого-педагогическая. Педагогический профессионализм; профессиональный социум; профессиональное бытие; профессиональная культура; профессиональное образование; профессионально обучение...

Иностранный язык как составляющий фактор... | Молодой ученый

иностранный язык, профессиональное общение, будущая профессиональная деятельность, высшая школа, высшее учебное заведение, деловое общение, будущий специалист, коммуникативное поведение...

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении...

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Развитие компетентности современного учителя.

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

деловое общение, общение, профессиональное общение, проблема общения, отношение, вид общения, коммуникативная деятельность, деятельность, совместная деятельность, деятельный человек.

О способах организации профессионально-ориентированного...

О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса. Автор: Зыбина Наталья Евгеньевна. Рубрика: Педагогика.

К вопросу о формировании компетентного специалиста

компетентный специалист, компетенция, будущий специалист, высшее профессиональное образование, профессиональная деятельность, коммуникативная компетенция, процесс формирования, иностранный язык...

Коммуникативные способности в профессиональной...

Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения. Автор: Гусева Наталья Владимировна. Рубрика: Психология и социология.

Проблема качества подготовки современного специалиста

Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности. Модель специалиста является одним из важнейших понятий педагогики высшей школы и представляет собой набор требований...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Профессиограмма менеджера как эталонная модель специалиста

менеджер, способность, умение, психолого-педагогическая литература, система требований, профессиональное образование, профессиональная деятельность специалиста...

Анализ категории «профессионализм» специалиста...

1. Социальная, психолого-педагогическая. Педагогический профессионализм; профессиональный социум; профессиональное бытие; профессиональная культура; профессиональное образование; профессионально обучение...

Иностранный язык как составляющий фактор... | Молодой ученый

иностранный язык, профессиональное общение, будущая профессиональная деятельность, высшая школа, высшее учебное заведение, деловое общение, будущий специалист, коммуникативное поведение...

Роль психолого-педагогической компетентности в становлении...

знание, профессионально-педагогическая компетентность, умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, высшее образование, профессиональная... Развитие компетентности современного учителя.

Деловое общение как психолого-педагогическая проблема

деловое общение, общение, профессиональное общение, проблема общения, отношение, вид общения, коммуникативная деятельность, деятельность, совместная деятельность, деятельный человек.

О способах организации профессионально-ориентированного...

О способах организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку будущих специалистов сферы туризма и сервиса. Автор: Зыбина Наталья Евгеньевна. Рубрика: Педагогика.

К вопросу о формировании компетентного специалиста

компетентный специалист, компетенция, будущий специалист, высшее профессиональное образование, профессиональная деятельность, коммуникативная компетенция, процесс формирования, иностранный язык...

Коммуникативные способности в профессиональной...

Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения. Автор: Гусева Наталья Владимировна. Рубрика: Психология и социология.

Проблема качества подготовки современного специалиста

Будущая профессиональная деятельность должна определять содержание и формы учебной деятельности. Модель специалиста является одним из важнейших понятий педагогики высшей школы и представляет собой набор требований...

Задать вопрос