Психогимнастическая игра как средство коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 18.01.2023

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Кирпиков, А. Р. Психогимнастическая игра как средство коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет / А. Р. Кирпиков, О. И. Крючкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 253-256. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99054/ (дата обращения: 02.05.2024).



В дошкольных учреждениях педагоги-психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. Причины такого явления недостаточно изучены. Возникает необходимость разработать критерии, механизмы, средства профилактики, диагностики и коррекции агрессивного поведения. В данной статье отражено использование психогимнастических игр в коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Ключевые слова: агрессивное поведение, психогимнастика.

В дошкольных учреждениях педагоги-психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. Причины такого явления недостаточно изучены. Возникает необходимость разработать критерии, механизмы, средства профилактики, диагностики и коррекции агрессивного поведения.

Исходя из этого, было проведено научное исследование в области коррекции агрессивного поведения. Объектом исследования стало агрессивное поведение детей 5–6 лет. Предмет исследования — коррекция агрессивного поведения детей 5–6 лет посредством психогимнастических игр.

Чтобы найти решение проблемы, была определенацельисследования: разработать комплекс психогимнастических игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Исходя из цели исследования, были поставлены задачи :

– Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам агрессивного поведения и условиям его преодоления,

– подобрать методики и провести диагностику агрессивного поведения детей дошкольного возраста,

– разработать и апробировать комплекс психогимнастических игр по коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Теоретико-методологическими основаниями исследования были взяты работы И. А. Фурманова в вопросах агрессивного поведения детей, работы Е. К. Лютовой, А. А. Романова — в вопросах диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, работы Чистяковой М. И., Хрящёвой Н. Ю. в теоретических и практических вопросах психогимнастики с детьми дошкольного возраста.

Исследование теоретически значимо конкретизацией понятий «агрессия» и «агрессивность»; выявлением психолого-педагогических условий коррекции агрессивного поведения дошкольников.

Разработанный комплекс психогимнастических игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет может быть использован на практике психологами дополнительного образования, педагогами-психологами дошкольных учреждений, психологами, работающими с детьми дошкольного возраста. [6,7]

Изучая агрессивное поведение дошкольников, было выяснено, что в каждом периоде агрессия проявляется по-разному, в зависимости от особенностей возраста.

Также был установлен тот факт, что дошкольный возраст — это наиболее сензитивная фаза для коррекции их психологических и поведенческих установок. [5]

В ходе исследования проведен эксперимент, в котором была проверена эффективность разработанного комплекса психогимнастических игр на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный, по результатам которых был проведен анализ динамики агрессивного поведения детей, участвовавших в эксперименте.

В качестве диагностических методик по выявлению уровня агрессивного поведения нами был выбран метод наблюдения, результаты которого фиксировались по методике А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого» [3] и проективная методика «Несуществующее животное», разработанная М. З. Дукаревич. Эти диагностические методики наиболее подходят в нашем исследовании, так как они показывают наличие, и степень агрессивности у детей дошкольного возраста. Результаты диагностики отражены в рис. 1.

Уровни проявления агрессивного поведения детей на констатирующем этапе

Рис. 1. Уровни проявления агрессивного поведения детей на констатирующем этапе

На основании результатов диагностики мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса психогимнастических игр на коррекцию агрессивного поведения детей. [7]

Чтобы реализовать правильную и положительную коррекцию агрессивного поведения дошкольников, были соблюдены основные принципы, которыми должны руководствоваться действующие педагоги во время организации коррекционной работы:

Принцип первый

– единство коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй

– единство возраста и индивидуальности в развитии. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

Принцип третий

– единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

Принцип четвертый

– деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

Принцип пятый

– подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта.

Эксперимент проводился на базе детского сада села Уром Удмуртской Республики. В нем принимали участие 20 детей дошкольного возраста. Дети были условно разделены на две подгруппы: экспериментальную и контрольную. Подгруппы были максимально равны по социальному статусу, поведению, возрасту, половому составу.

На формирующем этапе было реализовано включение специально подобранных психогимнастических игр в деятельность детей дошкольного возраста, способствующих снижению уровня агрессивного поведения. За основу для подбора игр были взяты рекомендации М. И. Чистяковой и Хрящёвой Н. Ю. Игры проводились в свободное время в естественной жизнедеятельности детей в ДОО раз в неделю в течение трех месяцев.

Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента, продемонстрировали, что в экспериментальной группе уменьшилось количество детей, имеющих высокий уровень агрессивных проявлений в поведении. Дети научились выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, овладели приемлемыми методами разрядки своего гнева и агрессии, начали проявлять эмпатию к своим сверстникам и взрослым, узнали приемы адекватного взаимодействия с окружающими, улучшилось эмоциональное состояние. Динамика приведена в рис. 2.

Динамика уровня агрессивности детей экспериментальной группы, в %

Рис. 2. Динамика уровня агрессивности детей экспериментальной группы, в %

Таким образом, внедренные психолого-педагогические условия действительно стали эффективным средством коррекции агрессивного поведения.

Литература:

  1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. Просвещение, 2003. 192 с.
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми. СПб.: Речь, 2002.
  3. Романов А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. М.: Плэйт, 2002. 112 с.
  4. Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста // Современная психология: материалы Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2012. С. 25–27.
  5. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск.: 1996.
  6. Хрящева Н. Ю., Макшанова С. И. Психогимнастика в тренинге. СПб: 1993.
  7. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение детей, агрессивное поведение, дошкольный возраст, коррекционная работа, коррекция, агрессивное поведение дошкольников, Игра, ребенок, средство профилактики, экспериментальная группа.


Ключевые слова

агрессивное поведение, психогимнастика

Похожие статьи

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников...

Внастоящее время особенно обострилась проблема, касающаяся агрессивного поведения детей. Данная тема интересна не только специалистам, имеющим непосредственное отношение к феномену «агрессивное поведение», эта проблема насущна для всего человечества.

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное...

Важнейшей проблемой в эмоциональном развитии ребенка старшего дошкольного возраста является агрессия и агрессивное поведение. Понятие «агрессивное поведение» введено зарубежными авторами (Бандура А., Бэрон Р., Доллард Дж., Лоуренц К. и др.).

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Скорик, Е. Д. Агрессивное поведение детей дошкольного

Агрессивное поведение следует ждать у ребенка в 3 года (первый кризисный период).

Дошкольный возраст — наилучший период для коррекции агрессивного поведения.

ребенок, агрессивное поведение, вербальная агрессия, дошкольный возраст, агрессия...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное...

 Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это

− установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

Похожие статьи. ребенок, метод коррекции, агрессивное поведение, игра...

Изучение агрессивного поведения детей старшего...

Экспериментальное изучение агрессивности детей старшего дошкольного возраста проходило в 2012–2013 годах на базе МБДОУ «Детский сад № 24» г. Рязани. Всего в исследовании приняло участие 48 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до7 лет.

ребенок, метод коррекции, агрессивное поведение, игра...

помочь детям оценить свое состояние, проанализировать поведение; научить детей контролировать свои движения; способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Организация профилактики агрессивного поведения детей...

Рассматривая особенности процесса профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы делаем акцент на насущной необходимости организации ее в условиях образовательного учреждения.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения...

Важное значение в предупреждении агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Выделение условий профилактики агрессивного поведения дошкольников связано и с

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок

дошкольный возраст, агрессивное поведение, социальный педагог, детский сад...

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности...

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы.

Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом несколько ниже; однако некоторые агрессивные дети имеют хорошо развитую произвольность» [6, с. 19].

Похожие статьи

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников...

Внастоящее время особенно обострилась проблема, касающаяся агрессивного поведения детей. Данная тема интересна не только специалистам, имеющим непосредственное отношение к феномену «агрессивное поведение», эта проблема насущна для всего человечества.

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное...

Важнейшей проблемой в эмоциональном развитии ребенка старшего дошкольного возраста является агрессия и агрессивное поведение. Понятие «агрессивное поведение» введено зарубежными авторами (Бандура А., Бэрон Р., Доллард Дж., Лоуренц К. и др.).

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста

Библиографическое описание: Скорик, Е. Д. Агрессивное поведение детей дошкольного

Агрессивное поведение следует ждать у ребенка в 3 года (первый кризисный период).

Дошкольный возраст — наилучший период для коррекции агрессивного поведения.

ребенок, агрессивное поведение, вербальная агрессия, дошкольный возраст, агрессия...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное...

 Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это

− установите четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминайте о нем

Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы...

Похожие статьи. ребенок, метод коррекции, агрессивное поведение, игра...

Изучение агрессивного поведения детей старшего...

Экспериментальное изучение агрессивности детей старшего дошкольного возраста проходило в 2012–2013 годах на базе МБДОУ «Детский сад № 24» г. Рязани. Всего в исследовании приняло участие 48 детей старшего дошкольного возраста от 5,5 до7 лет.

ребенок, метод коррекции, агрессивное поведение, игра...

помочь детям оценить свое состояние, проанализировать поведение; научить детей контролировать свои движения; способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Организация профилактики агрессивного поведения детей...

Рассматривая особенности процесса профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы делаем акцент на насущной необходимости организации ее в условиях образовательного учреждения.

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения...

Важное значение в предупреждении агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Выделение условий профилактики агрессивного поведения дошкольников связано и с

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок

дошкольный возраст, агрессивное поведение, социальный педагог, детский сад...

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности...

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы.

Показатели развития произвольности в группе агрессивных детей в целом несколько ниже; однако некоторые агрессивные дети имеют хорошо развитую произвольность» [6, с. 19].

Задать вопрос