Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.10.2018

Статья просмотрена: 334 раза

Библиографическое описание:

Смирнова, Т. С. Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / Т. С. Смирнова, О. И. Кондакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3680/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: дошкольный возраст, агрессивное поведение, профилактика агрессивного поведения, субъекты профилактики.

Рассматривая особенности процесса профилактики агрессивного поведения в дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы делаем акцент на насущной необходимости организации ее в условиях образовательного учреждения. Так как на образовательные учреждения возложена миссия субъекта профилактики.

Организация профилактической деятельности в условиях дошкольного учрежденияэто процесс целостный и трудоемкий. Он требует размеренного выполнения взаимодополняющих, мероприятий с детьми, педагогами и родителями. Такое взаимодействие даст наиболее качественные результаты. Деятельность педагога-психолога подразумевает выполнение такой деятельности. Такая деятельность будет способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурных условий, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Основными действующими субъектами процесса профилактики являются:

1) педагогический коллектив ДОУ, который отвечает за организационно-педагогическую деятельность и административное направление;

2) психолого-педагогическая служба учреждения образования отвечает за организацию социально-психологического направления;

3) семья отвечает за социализацию и социальное воспитание [1].

Организация профилактической деятельности в условиях дошкольного учреждения состоит, таким образом, в отслеживании индивидуального и социального поведения детей. Организационно-педагогическая деятельность подразумевает планирование, постановку цели и отбор средств её реализации.

Психолого-педагогическая служба учреждения образования отвечает за выполнение социально-психологической цели. Педагог-психолог и социальный педагог вместе с педагогическим коллективом организует мероприятия по плану профилактической деятельности.

Первым этапом нашего исследования явилось изучение опыта работы дошкольного учреждения по созданию психолого-педагогической системы профилактики агрессивного поведения дошкольников в образовательном пространстве ДОУ и ее реализации.

По мнению Б. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, П. И. Третьякова, В. А. Якунина и других исследователей социального воспитания и предрасположенности детей дошкольного возраста к агрессивному поведению, основным элементом образовательного пространства, является педагогическая система. И показателем эффективности такой профилактической системы является структуризация жизнедеятельности педагогического коллектива и конкретного учреждения. Именно это делает создание педагогической системы профилактики агрессивного поведения в ДОУ не только возможным, но и целесообразным [2].

Если четко разграничивать функции отдельных компонентов системы, то необходимо понимать, что данные компоненты — педагогический коллектив, социально-психологическая служба, семья — должны быть взаимозаменяемы и работать по одной, строго запланированной схеме. Применительно к обоснованию педагогической системы профилактики агрессивного поведения дошкольников этот подход, в нашем понимании, является наиболее приемлемым для образовательного дошкольного учреждения. И может представлять собой совокупность теоретических и практических знаний о различных аспектах этой системы, для получения которых необходимо:

– определить основные составляющие педагогической системы –структурные службы образовательного учреждения, которые будут решать задачу формирования позитивного поведения детей;

– выстроить иерархическую цепочку профилактической деятельности;

– выделить функции всех элементов системы, которые в совокупности обеспечивают восприятие, отвечающее потребностям среды.

Для этого мы изучили социальный паспорт конкретного дошкольного учреждения с целью проанализировать степень погруженности дошкольников в агрессивную среду.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47» г. Арзамаса Нижегородской области. Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. МБДОУ д/с № 47 посещают 200 воспитанников.

В Учреждении функционируют 10 групп общеразвивающей направленности: 3 группы для воспитанников с 1,5 до 3-х лет; 2 группы для воспитанников с 3-х до 4-х лет; 2 группы для воспитанников с 4-х до 5-ти лет; 2 группы для воспитанников с 5-ти до 6-ти лет; 1 группа для воспитанников с 6-ти до 7-ми лет (группа № 10).

Социально-демографические параметры контингента воспитанников представляют следующую картину, на основании которых мы можем анализировать причинно-следственные связи агрессивного поведения дошкольников. Если мы подразумеваем, что они могут быть семейного генеза.

D:\ТАНЯ\РАЗНОЕ К РАБОТЕ\Кондакова\Презентация Microsoft PowerPoint.jpg

Рис. 1. Контингент воспитанников МБДОУ д/с № 47 на 2017–2018 учебный год.

Немаловажным условием при организации заявленной деятельности мы считаем профессионализм и квалифицированность педагогического состава образовательного учреждения. А также условия обучения и воспитания, созданные в ДОУ. Все педагогические работники своевременно проходят подготовку на курсах НИРО и имеют свидетельства и удостоверения установленного образца. За последние годы наблюдается рост профессионального уровня педагогов. Достаточно высокий кадровый потенциал, стремление педагогов к повышению профессионального уровня и педагогическому поиску создают необходимые условия для развития и движения вперед.

Область наших интересов лежит в изучении психолого-педагогического обеспечения профилактики агрессивного поведения у дошкольников. В рамках данной деятельности выполняются следующие задачи: сопровождение адаптации поступления детей в ДОУ; поддержка воспитанников в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах; формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

В дошкольном учреждении разработан и реализуется психолого-педагогический проект «Психолого-педагогическое обеспечение профилактики агрессивного поведения и опыт ее реализации в условиях современного ДОУ».

Основная идея проекта — взаимодействуя с существующими общественными ценностями в жизни, ребенок сравнивает свое поведение с теми образцами, которые предлагаются ближайшим окружением: родителями, воспитателями и другими значимыми для него взрослыми и сверстниками. Несоответствия между реальным поведением и предлагаемыми образцами формирует в сознании ребенка негативное отношение, как к предлагаемым ценностям, так и к самому себе; нарушения в развитии и фрустрация потребностей личности — все это факторы аномальных взаимоотношений с окружающими людьми, которые приводят к тем или иным формам осложненного поведения.

В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит в конечном счете состояние общественного сознания и общественной жизни.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве РФ 14 ноября 2013 г. № 30384) (далее — ФГОС ДО).
  2. Микляева Н. В. Создание условий эффективного воздействия с семьей: методическое пособие для воспитателей ДОУ/М.: Айрис-пресс,2006. — (Дошкольное воспитание и развитие)
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, дошкольное учреждение, педагогический коллектив, дошкольный возраст, профилактическая деятельность, агрессивное поведение дошкольников, образовательное учреждение, дошкольное образовательное учреждение, образовательное пространство, организационно-педагогическая деятельность.

Ключевые слова

дошкольный возраст, агрессивное поведение, профилактика агрессивного поведения, субъекты профилактики

Похожие статьи

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского...

Профилактическая работа по проблеме агрессивного поведения должна быть направлена на ликвидацию причин агрессивного поведения, а не

Агрессивное поведение — способ самовыражения, поэтому и педагогическому коллективу образовательного учреждения, и...

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по...

— 160с. Психолог в детском дошкольном учреждении.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного...

Психолого-педагогические аспекты использования игровой...

Важнейшей проблемой в эмоциональном развитии ребенка старшего дошкольного возраста является агрессия и агрессивное поведение. Понятие «агрессивное поведение» введено зарубежными авторами (Бандура А., Бэрон Р., Доллард Дж., Лоуренц К. и др.).

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения...

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения... агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, воспитание детей, воспитание старших дошкольников, неполная семья...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное...

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное...

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского... агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок, агрессия, агрессивность, детский сад, педагогический коллектив, профилактическая деятельность...

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности...

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности...

Похожие статьи

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского...

Профилактическая работа по проблеме агрессивного поведения должна быть направлена на ликвидацию причин агрессивного поведения, а не

Агрессивное поведение — способ самовыражения, поэтому и педагогическому коллективу образовательного учреждения, и...

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по...

— 160с. Психолог в детском дошкольном учреждении.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного...

Психолого-педагогические аспекты использования игровой...

Важнейшей проблемой в эмоциональном развитии ребенка старшего дошкольного возраста является агрессия и агрессивное поведение. Понятие «агрессивное поведение» введено зарубежными авторами (Бандура А., Бэрон Р., Доллард Дж., Лоуренц К. и др.).

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения...

В статье рассматриваются особенности проявления агрессивности в дошкольном возрасте и основные подходы к ее профилактике. Вместе с этим выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации профилактической работы с агрессивными...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное...

Педагогические условия профилактики агрессивного поведения... агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, ребенок, воспитание детей, воспитание старших дошкольников, неполная семья...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное...

Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и...

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного...

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение...

агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное...

Профилактика агрессивного поведения у воспитанников детского... агрессивное поведение, дошкольный возраст, агрессивное поведение детей, ребенок, агрессия, агрессивность, детский сад, педагогический коллектив, профилактическая деятельность...

Агрессивность в дошкольном возрасте: сущность, особенности...

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Наблюдения показывают, что все эти формы агрессивности...

Задать вопрос