К вопросу о теоретических подходах к пониманию ассертивности как структурного качества личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 18.01.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Баринова, Е. Н. К вопросу о теоретических подходах к пониманию ассертивности как структурного качества личности / Е. Н. Баринова, Э. А. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 45-46. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99047/ (дата обращения: 28.04.2024).



Рассмотрены теоретические подходы к основам понимания ассертивности как многокомпонентного качества личности. Выделены основные компоненты в структуре ассертивности, признаваемые в сегодняшней науке.

Ключевые слова: ассертивность, аффективный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент

Исследованию ассертивности посвящено немало работ в отечественной и зарубежной науке, и мы в своем теоретическом изыскании попытались выделить основные, уже общепринятые, взаимосвязанные компоненты. Во-первых, примем во внимание, что не существует однозначного понимания самого понятия «ассертивность», его структуры и составляющих компонентов. В зависимости от типа исследования автора, его философских взглядов и концепций на процесс осмысления проблемы, теоретико-методологических подходов к изыскательной деятельности и выбранного направления работы в психологической практике, точка зрения на внутренние составляющие структуры ассертивности, процесс ее формирования в онтогенезе, и даже модель коррекции, будет меняться. Однако, можно выделить общий взгляд на проблему: ассертивность — есть структурное образование личности.

Какие же компоненты можно включить в структуру ассертивности?

Несомненно, первый компонент — компонент поведенческий. Само изучение ассертивности началось с его выделения как важного качества, раскрывающегося в поведении человека: работы А. Солтера, затем Дж. Вольпе, А. Лазаруса ассертивность рассматривали как способ эффективного поведения в социуме, противоположный агрессивности и пассивности. Р. Ульрих (1978), Р. Мэй (2001) акцентируются на настойчивости, А. Ланж и П. Якубовски (1976) проводят параллель между понятиями «уверенность в себе» и «ассертивность», К. Рудестам (1976) рассматривает ассертивность как способ социального взаимодействия.

Постепенно, ученые стали добавлять к поведенческому компоненту ассертивности новые составляющие. Х. Уолкер и С. Мак-Коннел (1995) включили эмоциональную составляющую в понятие «ассертивности», Д. Гелдард и К. Гелдард (1999) выделяют высокую самооценку, как составляющую ассертивности. A. A. Леонтьев определяет ассертивность, как стабильную личностную характеристику, в составе которой высокая самооценка и доверие. Он выделяет «следующие структурные компоненты: поведенческий, когнитивный, эмоционально-ценностный и личностный» [1,2].

И. В. Попова, определила ассертивность как интегральное свойство личности, которое проявляется в поведении, эмоционально-волевой деятельности и когнитивной сфере [3]. В. А. Шамиева, определяет структуру ассертивности, включающую когнитивно-смысловые, аффективные и поведенческие компоненты [5]. И. В. Лебедева выделяет детерминанты ассертивности: мотивационные характеристики и ценностно-смысловые жизненные ориентиры личности [1]. В. Л. Оганян, рассматривая формирование ассертивности у подростков обращает внимание на ее интегративное свойство [3]. Ю. В. Шильцова в своей научной работе включает в ассертивность следующие компоненты: когнитивно-смысловой, аффективный и поведенческий [6].

Таким образом, несомненно, что в структуре ассертивности прочно закрепились три составляющих компонента: поведенческие навыки, как основной способ проявления внутренних качеств личности, эмоциональные реакции, как способ отражения, а также смысловые, ценностно-мотивационные характеристики человека.

Как структурное качество, ассертивность должна содержать в себе взаимосвязь компонентов. Чем качественнее и прочнее связи между компонентами ассертивности, тем ярче ее выраженность в человеке. Для практического изучения ассертивности и ее взаимосвязей необходимо выделить определенные критериальные показатели.

В поведенческом компоненте такими показателями могут выступать: выбор копинг-стратегий в различных ситуациях, модель поведения в конфликтных ситуациях, степень проявления автономности и самостоятельности, настойчивость в достижении цели, развитость коммуникативных навыков и т. п.

Аффективная составляющая ассертивности может включать в себя весь спектр эмоционально-чувственного восприятия человека, например, уровень тревожности или ощущение счастья, как ярко выраженные чувства. Способность выражения своих эмоций, эмпатичное принятие себя и другого человека, доверительность в отношениях, также могут выступать критериальными показателями.

Смысловой или ценностно-мотивационный компонент ассертивности, в нашем исследовании мы определяем — когнитивный, может затрагивать не только ценностно-мотивационную сферу человека, как движущую направляющую силу его развития, но и способность к интроекции, анализу себя и ситуаций, осмыслению своего предыдущего опыта и прогнозированию своих дальнейших действий, внутренним закрепленным установкам в отношении себя, окружающих и мира в целом. Показателями наполняемости когнитивного компонента можно считать самооценку, мотивацию на успех, открытость, проявление гибкости мышления, отсутствие жестких иррациональных установок в отношении себя, мира или других людей, наличие позитивных установок.

Выделенные критериальные показатели не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик данных компонентов в структуре ассертивности, но они являются наиболее значимыми для изучения. Практическое доказательство выявленных взаимосвязей между этими компонентами поможет более полно сложить картину ассертивности как структурного качества.

Литература:

  1. Лебедева, И. В. Психологические детерминанты ассертивности личности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01 / Попова Ирина Викторовна; Сибирский гос. технол. ун-т. — Красноярск, 2014. — 12 с.
  2. Леонтьев, А. А. Ассертивность. Общение и деятельность общения [Текст] / А. А. Леонтьев Р. Харре, М. Аргайл, А. Фернхэм, Д. А. Грэхем. — СПб.: Питер, 2008. — С.160–215.
  3. Оганян, Л. В. Формирование ассертивности подростков-воспитанников кадетской школы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. педаг. наук: 13.00.01 / Оганян Лилит Вилямовна; Московский гос. гум. ун-т им. Шолохова. — Москва, 2012. — 26 с.
  4. Попова, И. В. Особенности ассертивности в подростковом возрасте: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.13 / Попова Ирина Викторовна; Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. — Санкт-Петербург, 2011. — 26 с.
  5. Шамиева В. А. Ассертивность в структуре личности субъекта адаптации: дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / В. А. Шамиева; Дальневосточный гос. университет путей сообщения. — Хабаровск, 2009. — 274 с.
  6. Шильцова, Ю. В. Ассертивность как один из психологических механизмов развития социальной адаптации у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07 / Шильцова Юлия Вячеславовна; Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования — Москва, 2012. — 23 с.
Основные термины (генерируются автоматически): компонент, поведенческий компонент, высокая самооценка, когнитивный компонент, составляющая, структура, структурное качество.


Ключевые слова

поведенческий компонент, когнитивный компонент, ассертивность, аффективный компонент

Похожие статьи

Теоретический анализ структурных компонентов...

Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.

Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «Я» — мотивационный и когнитивный.

Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкретные действия, которые могут быть

Это очень важный компонент адаптации индивида к окружающей действительности [3].

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Самооценка является ведущим компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности

Структура самооценки включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (Е. З. Басина, А. В. Захарова, И. С. Кон, М. И. Лисина, И. И. Чеснокова и др.).

Развитие высших психических функций и личности в...

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

7. Эстетические склонности. Уникальность и уравновешенность структуры — вот что

В когнитивный компонент компетентности в общении следует включать прежде всего знания

По мнению Л. Я. Гозмана, самооценка — это отношение к себе как носителю определенных свойств и

Поведенческий компонент, прежде всего, включает в себя свободное владение...

Особенности проявления ответственности в младшем школьном...

Анализ исследования поведенческого компонента показал, что ребята, в большинстве

Всего у 23 % (7 человек) оказался высокий уровень развития поведенческого компонента. Подводя итог и говоря об особенностях проявления такого нравственного качества, как

Структура самооценки включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий...

Положительная профессиональная Я-концепция как фактор...

Автор: Янченко Инна Валериевна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Я — концепции А. М. Рикель выделяет в ней поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты (рис. 1). Важнейшим элементом эмоционального компонента в структуре

Особо отметив в структуре профессиональной Я-концепции самооценку, ясность мышления...

Психологическая природа уверенности в себе у подростков

Ключевые слова: уверенность в себе, компоненты уверенности в себе, подростковая

Уверенная в себе личность высоко ценит свои качества, характеризуется соответствием

Уверенность в себе подростков включает в себя: высокий уровень самооценки; активное

должно включать 4 компонента: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

О компонентах процесса творческого саморазвития личности...

Первая составляющая оценочно-рефлексивного компонента проявляется в сознательных

Коммуникативно-творческий компонент имеет особое значение в структуре процесса

Обозначенные выше компоненты, являясь частями целостного процесса, предполагают

Коммуникативно-творческий компонент основан на комплексе поведенческих качеств...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

- самоанализ и самооценка собственного поведения в процессе общения (рефлексивный компонент)

2) когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга

3) поведенческий компонент (умения и навыки как способы общения) [4]. Нам ближе именно это разделение коммуникативной компетентности на структурные компоненты.

Профессиональное самосознание педагога как основа...

Когнитивный компонент, являющийся ведущим в структуре профессионального

Аффективный компонент профессионального самосознания педагога представляет собой совокупность

На наш взгляд, правомерно включить самооценку в качестве составляющей

Поведенческий компонент профессионального самосознания педагога детерминируют его...

Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной...

 В статье рассмотрено понятие профессиональной Я-концепции, описывается структура

Структура профессиональной Я-концепции по А. М. Рикелю состоит из поведенческой

В эмоциональной: самооценку и профессиональную самооценку и ощущение

Поведенческий компонент А. М. Рикель выделил реальное профессиональное поведение.

Похожие статьи

Теоретический анализ структурных компонентов...

Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.

Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «Я» — мотивационный и когнитивный.

Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкретные действия, которые могут быть

Это очень важный компонент адаптации индивида к окружающей действительности [3].

Педагогические условия формирования самооценки в младшем...

Самооценка является ведущим компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности

Структура самооценки включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты (Е. З. Басина, А. В. Захарова, И. С. Кон, М. И. Лисина, И. И. Чеснокова и др.).

Развитие высших психических функций и личности в...

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

7. Эстетические склонности. Уникальность и уравновешенность структуры — вот что

В когнитивный компонент компетентности в общении следует включать прежде всего знания

По мнению Л. Я. Гозмана, самооценка — это отношение к себе как носителю определенных свойств и

Поведенческий компонент, прежде всего, включает в себя свободное владение...

Особенности проявления ответственности в младшем школьном...

Анализ исследования поведенческого компонента показал, что ребята, в большинстве

Всего у 23 % (7 человек) оказался высокий уровень развития поведенческого компонента. Подводя итог и говоря об особенностях проявления такого нравственного качества, как

Структура самооценки включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий...

Положительная профессиональная Я-концепция как фактор...

Автор: Янченко Инна Валериевна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Я — концепции А. М. Рикель выделяет в ней поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты (рис. 1). Важнейшим элементом эмоционального компонента в структуре

Особо отметив в структуре профессиональной Я-концепции самооценку, ясность мышления...

Психологическая природа уверенности в себе у подростков

Ключевые слова: уверенность в себе, компоненты уверенности в себе, подростковая

Уверенная в себе личность высоко ценит свои качества, характеризуется соответствием

Уверенность в себе подростков включает в себя: высокий уровень самооценки; активное

должно включать 4 компонента: личностный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

О компонентах процесса творческого саморазвития личности...

Первая составляющая оценочно-рефлексивного компонента проявляется в сознательных

Коммуникативно-творческий компонент имеет особое значение в структуре процесса

Обозначенные выше компоненты, являясь частями целостного процесса, предполагают

Коммуникативно-творческий компонент основан на комплексе поведенческих качеств...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

- самоанализ и самооценка собственного поведения в процессе общения (рефлексивный компонент)

2) когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга

3) поведенческий компонент (умения и навыки как способы общения) [4]. Нам ближе именно это разделение коммуникативной компетентности на структурные компоненты.

Профессиональное самосознание педагога как основа...

Когнитивный компонент, являющийся ведущим в структуре профессионального

Аффективный компонент профессионального самосознания педагога представляет собой совокупность

На наш взгляд, правомерно включить самооценку в качестве составляющей

Поведенческий компонент профессионального самосознания педагога детерминируют его...

Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной...

 В статье рассмотрено понятие профессиональной Я-концепции, описывается структура

Структура профессиональной Я-концепции по А. М. Рикелю состоит из поведенческой

В эмоциональной: самооценку и профессиональную самооценку и ощущение

Поведенческий компонент А. М. Рикель выделил реальное профессиональное поведение.

Задать вопрос