Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 14.06.2021

Статья просмотрена: 72 раза

Библиографическое описание:

Шляхина, Е. В. Стратегии построения карьеры как компонент профессиональной Я-концепции / Е. В. Шляхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 502-504. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82412/ (дата обращения: 18.01.2022).



В статье рассмотрено понятие профессиональной Я-концепции, описывается структура профессиональной Я-концепции с выделением когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов. Основные вопросы построения и развития карьеры в профессиональной деятельности человека, стратегии построения карьеры.

Ключевые слова: карьера, стратегии, профессиональная Я-концепция.

Российская исследовательница С. Т. Джанерьян наиболее точно дала описание профессиональной Я-концепции. Итак, она определила ее как «систему сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенную для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии» [1] Смысловое отношение к профессии, нахождение глубинных смыслов деятельности, обеспечивающие регуляцию деятельности, взаимоотношений с профессиональным сообществом, развитие личности в профессиональной сфере С. Т. Джанерьян считает центральным звеном в профессиональной Я-концепции. При этом она отмечает, что профессиональная Я-концепция является динамическим образованием, это обозначает ее изменчивость с течением времени. Функционально-целевой смысл профессиональной Я-концепции заключается в изучении человеком своего места в регуляции и интеграции собственной деятельности и процесса изучения себя. Здесь видны конкретные функции: координирование деятельности, организация взаимоотношений с профессиональным сообществом и формирование личности в профессиональной сфере [2]. В литературе о профессиональной Я-концепции предоставлено множество различных феноменов связанных с профессиональной Я-концепцией: соотношение человека с профессией, биографические кризисы, типов «Я», поведение профессионалов, активности самосознания, саморегуляции и самооценок как профессионального компонента самосознания и др. При этом закономерностей, связанных с профессиональной Я-концепцией, на данный момент не существует [1].

Структура профессиональной Я-концепции по А. М. Рикелю состоит из поведенческой, когнитивной и эмоциональной компонентов. В когнитивный компонент профессиональной Я-концепции входят: представления о своих профессионально-релевантных качествах, представлениях о карьерных ориентациях, профессиональной самоэффективность, представлениях о карьере и труде, представлениях о профессиональной востребованности (когнитивный компонент). В эмоциональной: самооценку и профессиональную самооценку и ощущение профессиональной востребованности (эмоциональный компонент). Поведенческий компонент А. М. Рикель выделил реальное профессиональное поведение. Профессиональная Я-концепция выполняет функцию объединения всех компонентов, которые в свою очередь создают профессионально релевантные представления о себе [2]. В том числе, в профессиональной Я-концепции, центральную роль занимает профессиональное развитие, самореализация, что является важным составляющим карьеры. Данный фактор влияет на удовлетворённость трудом и в целом жизнью человека. Карьера занимает наибольшее значение в самоутверждении и реализации своего благополучия, уважения, материального состояния, она обеспечивает развитие человека не только в профессиональном продвижении, но и в достижении поставленных целей улучшая положение в обществе. Это поэтапное продвижение в служебной деятельности, изменение навыков, профессиональных возможностей и увеличение финансового состояния. В понятии карьера наиболее часто используются термины движение, продвижение, рост это свидетельствует о том, что это процессуальный объект. В узком значении карьера является должностью и занимаемое положение в организации. В карьере существует множество стратегий. Карьерная стратегия обозначает организационное продвижение по службе, обеспечивающее использование двигательных элементов, отстраняя при этом факторы сопротивления и сдерживания. Целью стратегии является оснащение стабильности карьерного процесса. В целях карьеры важно учитывать предпочтения, личные качества, психологические особенности и интересы человека. Для планирования карьеры необходимо осознанное понимание в рабочей области, какие мотивации и эмоциональное состояние, некоторые факторы могут выступать побудителями к трудовой деятельности. Построение карьеры начинается с выбора профессии, какая сфера деятельности наиболее близка для человека. Для выбора профессиональной деятельности есть несколько факторов

  1. Необходимо изучить наличие всех профессий, какие предъявляются требования для выполнения работы к человеку. Узнать какой профессиональный рост возможен в перспективе на выбранной должности и какие возможны пути смены деятельности при появлении препятствующих ситуаций.
  2. Определить склонности и интересы, какие возможности, физическое состояние, способности, предъявляемые при выбранной профессии.
  3. Необходимо изучить рынок труда, какие потребности и региональные рекомендации
  4. Какие существуют возможности при получении образования и возможности получения дополнительного повышения квалификаций или переобучения [4]

После изучения рекомендаций необходимо выбрать самые подходящие профессии и создать собственный путь для достижения цели. Далее создать стратегия выполнения поставленной цели. В карьере возможен выбор нескольких стратегических путей: один из них подходит больше для экспертных профессий, специалист глубоко усваивает более узкие навыки изучает все нюансы для решения поставленных задачи, после этого является для руководства незаменимым сотрудником; второй путь пошагового продвижения по службе, начинается с низшей ступени, таких как стажёр и поэтапно следует шаг за шагом следуя до руководителя.

Следуя из всего исследования, карьера является активным действием к достижению поставленной цели, Я-концепция неразделимо связана с достижением этой цели, только самоуверенный, ориентированный, целеустремленный, коммуникабельный и ответственный будет стабильно двигаться по своему стратегическому пути, добиваясь поставленной цели построения карьеры.

Литература:

  1. Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. N 4. Приложение «Гуманитарные науки». С. 162–169.
  2. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru.
  3. Янченко, И. В. Положительная профессиональная Я-концепция как фактор успеха в будущей карьере выпускника вуза / И. В. Янченко. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 129–132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3320/
  4. Фоменко, А. В. Карьерная стратегия в профессиональной деятельности человека / Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании» // А. В. Фоменко. ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Институт финансов, экономики и управления г. Севастополь, Российская Федерация — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная Я-концепция, карьер, когнитивный компонент, поставленная цель, представление, профессиональная деятельность, профессиональная сфера, профессиональное сообщество, профессия.


Задать вопрос