Психологические особенности образа Я | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 2182 раза

Библиографическое описание:

Фомина, О. С. Психологические особенности образа Я / О. С. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 497-500. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70875/ (дата обращения: 17.04.2024).



Встатье представлен теоретический анализ психологических особенностей образа Я. Описываются когнитивные, аффективные и конативные компоненты Я-концепции.

Ключевые слова: образ Я, Я-концепция, психологические особенности, когнитивные, аффективные, конативные компоненты.

The article presents a theoretical analysis of the psychological characteristics of the image of «I«. The cognitive, affective and conative components of the self-concept are described.

Keywords: image of “I”, I-concept, psychological characteristics, cognitive, affective, conative components.

Постановка проблемы. Я-концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.

Исследование образа «Я» является перспективным направлением области общей психологии, так как его результаты могут оказать существенную практическую пользу в психологическом консультировании, психотерапии и медицине. Сформированный образ «Я» является неотъемлемым показателем нормального развития личности.

Анализ литературы. Понятие «образ Я» появилось в связи с необходимостью исследования и описания глубинных психологических структур и процессов личности. Оно используется вместе с такими понятиями, как «самосознание», «самооценка», «Я-концепция», «Я», «картина Я», «представление о себе» и неразрывно с ними связано. [8].

Образ «Я» — это представление о самом себе: об уме, теле, способностях, чертах характера. Наличие собственного «Я» у каждого человека выражается в том, что он понимает свою идентичность в настоящем, прошлом и будущем.

Младенцы поначалу не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «Я», с осознанием которого приходит понимание не идентичности внутреннего и внешнего миров. Позже маленькие дети начинают сравнивать себя со своими родителями, сверстниками и родственниками, находя те или иные различия. К среднему детству их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целую систему оценок собственных качеств.

В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для юношей и девушек первостепенной задачей. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.

На протяжении всего взрослого периода жизни Я-концепция человека одновременно стремится сохранить преемственность и претерпевает изменения. Важные события жизни: смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе [5].

Целью статьи является рассмотрение теоретического анализа психологических особенностей образа «Я».

Изложение основного материала.

История изучения образа «Я» начинается рядом работ, в которых «Я» рассматривается как сознательная часть психического аппарата. У. Джемс, выделял два аспекта понимания Я — структурный и процессуальный. В структурном аспекте проблема дается в рамках анализа состояний, ролевых позиций, структурных элементов личности (физическое, социальное, моральное, зеркальное «Я», Эго). В процессуальном аспекте — это процессы самосознания, самовосприятия, саморегуляции, самоотношения, самооценивания, самоактуализации. [1].

С. Кон подчеркивает, что образ «Я» — это не просто психическое отражение в форме представлений или понятий, но и социальная установка, разрешаемая через отношение личности к себе самой [6].

По мнению Д. А. Ошанина, одной из основных особенностей «образа Я» является двойственность его назначения:

1) инструмент познания — образ, призван отражать объект во всем богатстве и многообразии доступных его отражению свойств;

2) регулятор действия — специализированный информационный комплекс, содержание и структурная организация которого подчинены задачам конкретного целесообразного воздействия на объект [7].

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Когнитивная:

Обычно человек считает, что обладает определёнными характеристиками. Эти характеристики нельзя вывести или свести к одному текущему моменту его жизни — если человек считает, что он «сильный», это не значит, что он в данный момент поднимает тяжесть. Более того, на самом деле этот человек объективно может и не быть сильным. А может и быть. Набор убеждений о самом себе и есть когнитивная составляющая «я»-концепции.

Эти убеждения могут иметь разную значимость для индивида. Он может считать, например, что он в первую очередь смелый, а сильный только в десятую очередь. Эта иерархия не постоянна и может меняться в зависимости от контекста или с течением времени. Сочетание и значимость характеристик на тот или иной момент в значительной степени обуславливают установки индивида, его ожидания относительно себя.

Наряду с прочим, когнитивная компонента «Я» концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.

Оценочная:

Индивид не только полагает, что обладает определёнными характеристиками, но и определённым образом оценивает их, относится к ним. Ему может нравиться или не нравиться что он, к примеру, сильный. Важную роль в формировании этой оценки играют:

− соотнесение представлений о себе с идеальным «Я»;

− соотнесение представлений о себе с социальными ожиданиями;

− оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

Поведенческая:

Кем бы человек себя ни считал, он не может игнорировать то, как он на самом деле себя ведёт, то, что ему на самом деле удаётся. Эта «объективная» часть и есть поведенческая составляющая «Я»-концепции.

Большинство современных учёных, занимающихся проблемами личности, приходят к выводу, что наиболее продуктивно при исследовании «Я» образа перейти от метафор к сферам и свойствам психики, «работающим» на «Я» образ. Они, как вектора, определяют некую общую нагрузку и направление центральной структуры, которую часто называют «самостью» [2].

Г. Е. Залесским выделяются два компонента образа «Я» — мотивационный и когнитивный. Применительно к изучению возрастных особенностей развития образа «Я», особое внимание уделяется прояснению вопроса о том, как происходит формирование каждого из компонентов, когда два компонента образа «Я» начинают взаимодействовать.

Когнитивный блок образа «Я» отражает содержательные представления о себе. Такое понимание когнитивного блока образа «Я» близко к пониманию образа «Я» другими исследователями. Но в этот блок добавляются и оценочные (самооценка), и целевые (уровень притязаний, система запретов и поощрений) компоненты. Мотивационный блок отвечает за функциональную значимость этих качеств, то есть выступают ли эти качества критериями в выборе мотивов, целей, поступков. И если выступают, то выполняют ли качества функцию действующих или смыслообразующих мотивов [4].

Наиболее распространенным является представление о структуре образа «Я» как единстве когнитивного (образ своих качеств, способностей, внешности и др.), эмоционального (самоуважение, самоуничижение и т. д.) и оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и др.) компонентов (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).

Р. Бернс выделил когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие образа «Я».

Когнитивный компонент включает знание личности о своих возможностях, в том числе и о физических. Так же это восприятие своего внешнего вида, своего тела, физических данных (сила, выносливость, ловкость и т. д.). Данный элемент не только формирует представление человека о самом себе, но и включает отношение к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной степени зависит от социального окружения, семейного воспитания и жизненного опыта.

Эмоционально-оценочный компонент образа «Я» отражает результаты сравнения знаний индивида о себе с другими. Аффективная оценка представлений личности о своих возможностях может обладать различной интенсивностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением себя. Огромное значение на формирование эмоционального компонента самооценки влияет обобщенные представление человека о себе в процессе общения и деятельности. Негативная эмоциональная оценка себя нередко приводит к саморазрушающему поведению, что может проявляться в наркомании, алкоголизации, табакокурении, в склонности к азартным играм и т. д.

Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный компонент адаптации индивида к окружающей действительности [3].

Содержание и объем понятия «образа Я» до настоящего времени остаются не до конца изученными. [8]. Так же до сих пор не изучено, с помощью каких внутренних механизмов происходит осознание личностью отраженных внешним окружением ее характеристик и почему Образ «Я» представляется социальным по происхождению и отрицается внутренняя мотивация поведения [9].

Выводы. Результаты теоретического анализа позволяют определить, что «Образ-Я», или представление личности о себе — это обобщенное представление человека о себе, система его установок относительно собственной личности.

Существует множество вариантов описания основных компонентов образа «Я». По моему мнению эти подходы в большей степени похожи, потому что почти каждый ученный выделяет три ключевых особенности образа «Я»:

− когнитивный компонент, который характеризует содержание представлений человека о себе: своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах;

− аффективный компонент отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п. и проявляется в самооценке, уровне притязаний и самоуважении;

− Конативный компонент предполагает анализ поступков человека, способность к изменению своего «Я».

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов — М.: Смысл, 2001–414 с.
  2. Бернс Р. Б. Что такое Я-концепция // Бёрнс Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — С. 30–66.
  3. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс — Москва: Прогресс, 1986. — С. 30–66.
  4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Флинта, 1968. — 300 с.
  5. Залесский Г. Е., Редькина Е. Б. Психодиагностика убеждений и ориентаций личности. — МГУ, 1996.
  6. Зворыкин А. А. Из истории развития теории культуры на Западе // Вопросы философии. — 1992. — № 10, — С. 99.
  7. Ошанин, Д. А. Предметное действие и оперативный образ: автореф. дис.... д-ра психол. наук / Д. А. Ошанин. — М., 1973. — 42 с.
  8. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003. –303 с.
  9. Хьелл, Л. Теории личности /Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): самое дело, теоретический анализ, интерпретация опыта, когнитивный компонент, образ, окружающий мир, представление, представление человека, самооценка, соотнесение представлений, уровень притязаний, характеристика.


Ключевые слова

я-концепция, психологические особенности, образ Я, когнитивные, аффективные, конативные компоненты

Похожие статьи

Формирование представлений у дошкольников о себе...

- когнитивный компонент представлений о себе 16 % детей находится на высоком уровне сформированности, у 40 % детей — на среднем и у 52 % детей — на низком; - у 100 % детей старшего дошкольного возраста в отмечается высокий уровень развития...

Связь образа тела и самоотношения у современных девушек

Образ тела включен в когнитивную составляющую Я-концепции и состоит из трех компонентов: когнитивного компонента (представление индивида о своем теле), аффективного компонента (эмоциональная оценка), поведенческого компонента...

Теоретический анализ структурных компонентов...

Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности.

б) когнитивный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представление о вероятных изменениях...

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

Самооценка является ядерным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я»...

Анализ образа Я как продукта самосознания личности

Представления о себе могут относиться к разным сферам проявления человека.

Отметим, что различные формы представлений человека о себе дифференцированны либо

В отличие от представлений о себе, являющихся компонентами образа Я, они не всегда доступны для...

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Проведенный анализ, позволяет выделить три уровня сформированности когнитивного компонента отношения к сверстнику у старших

Средний уровень — испытуемые проявляют негативное отношение как сверстникам, так и к детскому саду, имеют представления о...

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей, своего места в обществе. Самооценка бывает: адекватная и неадекватная, которая в свою очередь делится на завышенную и заниженную.

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей, своего места в обществе среди других людей. Она является важнейшим компонентом личности.

Личностные репрезентации «образа мира» в условиях слуховой...

Образ мира определяется как целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В структуру образа мира человека кроме системы пространственно-временных координат включаются значения и смыслы.

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников...

Оно трактуется как представление человека о себе. Одни исследователи рассматривают образ Я как компонент личности, другие — как личность в целом; – современная педагогическая наука обратилась к поиску возможных путей и средств актуализации познания человеком себя...

Похожие статьи

Формирование представлений у дошкольников о себе...

- когнитивный компонент представлений о себе 16 % детей находится на высоком уровне сформированности, у 40 % детей — на среднем и у 52 % детей — на низком; - у 100 % детей старшего дошкольного возраста в отмечается высокий уровень развития...

Связь образа тела и самоотношения у современных девушек

Образ тела включен в когнитивную составляющую Я-концепции и состоит из трех компонентов: когнитивного компонента (представление индивида о своем теле), аффективного компонента (эмоциональная оценка), поведенческого компонента...

Теоретический анализ структурных компонентов...

Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности.

б) когнитивный (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, знание способов решения, представление о вероятных изменениях...

Самооценка как один из факторов готовности детей к школьному...

Самооценка является ядерным образованием самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я»...

Анализ образа Я как продукта самосознания личности

Представления о себе могут относиться к разным сферам проявления человека.

Отметим, что различные формы представлений человека о себе дифференцированны либо

В отличие от представлений о себе, являющихся компонентами образа Я, они не всегда доступны для...

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Проведенный анализ, позволяет выделить три уровня сформированности когнитивного компонента отношения к сверстнику у старших

Средний уровень — испытуемые проявляют негативное отношение как сверстникам, так и к детскому саду, имеют представления о...

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей, своего места в обществе. Самооценка бывает: адекватная и неадекватная, которая в свою очередь делится на завышенную и заниженную.

Роль родителей в формировании самооценки ребёнка

Самооценка — это представление человека о важности своей личности, оценка личностью самой себя, своих качеств, возможностей, своего места в обществе среди других людей. Она является важнейшим компонентом личности.

Личностные репрезентации «образа мира» в условиях слуховой...

Образ мира определяется как целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. В структуру образа мира человека кроме системы пространственно-временных координат включаются значения и смыслы.

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников...

Оно трактуется как представление человека о себе. Одни исследователи рассматривают образ Я как компонент личности, другие — как личность в целом; – современная педагогическая наука обратилась к поиску возможных путей и средств актуализации познания человеком себя...

Задать вопрос