Психологические особенности коммуникации участников интернет-сообществ по вопросам психического здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (45) октябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 768 раз

Библиографическое описание:

Пономарева, Л. Г. Психологические особенности коммуникации участников интернет-сообществ по вопросам психического здоровья / Л. Г. Пономарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5557/ (дата обращения: 16.11.2024).

Стремительное развитие современных высокотехнологичных средств коммуникации, прежде всего сети Интернет, приводит к увеличению опосредованного общения. Среди всего многообразия виртуальных форм контакта между людьми, для нас актуальным является вопрос изучения особенностей коммуникации участников интернет – сообществ, в частности, форумов, по вопросам психического здоровья. Важно изучить, почему пользователи предпочитают интерактивную форму общения на темы психического здоровья, какие особенности коммуникации здесь присутствуют.

Как отмечает Д.Л. Сиволов [2], исследование Интернет - сайта существенно отличается от метода анализа документов.

Во-первых, информация на Интернет - сайтах (портале) постоянно трансформируется, дополняется, «стирается» и т.д., что получило среди пользователей Интернета название «живые документы».

Во-вторых, строго говоря, Интернет-сайт является не отдельным документом, а системой или совокупностью различных документов, организованных или объединённых в единый информационный ресурс. Иногда это очень сложная совокупность, как по количеству документов (текстов, в широком смысле), так и по структуре организации (тематике) документов, что не всегда позволяет говорить об Интернет - сайте как о системе документов, так как эти «документы» могут быть не организованны, а документами они выступают только в социологическом смысле, как зафиксированной в электронно-цифровом виде любой информации.

В контексте специфики социологического и психологического анализа документов исследование содержания сайта в Интернете является по форме особой разновидностью анализа документов - анализом интерактивных документов. Но, как отмечает Д.Л. Сиволов, Интернет - сайт не отражение о социальной реальности в виде документа, он и есть сама социальная реальность. По своему содержанию - это новая форма социального взаимодействия, которую М. Кастельс метко называет «реальная виртуальность», «в которой сама реальность (т. е. материальное / символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передаётся опыт, но сами становятся опытом».

Каждый участник электронной коммуникации в процессе общения выполняет какую – либо коммуникативную роль [1]. И.А. Стернин под коммуникативной ролью понимает принятое для той или иной социальной роли коммуникативное поведение; образ, который создается человеком в процессе общения для достижения определенной цели. Коммуникативные роли участников веб – форума являются инициативными, т.е. сознательно создаваемыми человека в общении для достижения определенных целей. Участник форума сам выбирает коммуникативную роль: герой, злодей. Бунтарь, арбитр, беспомощный, советчик и т.п. Коммуникативные инициативные роли являются средствами речевого воздействия для достижения эффективной коммуникации. Выделяют следующие коммуникативные роли участников виртуальных форумов:

  1. исходя из функции, выполняемой на форуме (администратор, модератор, участник);

  2. исходя из коммуникативного статуса – это приятые на форуме роли для характеристики субъекта относительно других субъектов и общей активности («новичок», «лейтенант», «бывалый» и т.п.), эти роли определяются для повышения активности участников;

  3. исходя из коммуникативной функции:

А) роли основных участников: топик – стартер (автор темы), консультант (специалист по данному вопросу), интерпретатор (разработчик темы), «режиссер» (регламентирует беседу);

Б) дополнительных участников: прямой/косвенный адресат, активный/пассивный участник, наблюдатель (практически не принимает участие в беседе), арбитр (выполняет роль судьи или посредника), «миротворец» (улаживает конфликты), резюмирующий (делает выводы по дискуссии), оценивающий (дает оценку репликам) и т.д. [1].

Роли коммуникативной функции непостоянны и могут пересекаться. Функциональные роли иерархичны, где мнение администратора является, часто ключевым, в то время, как мнение незарегистрированного пользователя малозначимым и неуважаемым. Следует отметить, что описанные роли скорее, формальны и не являются исчерпывающими: и на форумах определенной тематики или организационной структуры описанные роли могут быть неактуальными. Кроме того, такая классификация ролей не дает психологический портрет участника с данной ролевой позицией. Определенно, этот портрет будет варьироваться в зависимости от проблемного поля форума [1].

Методологическим основанием исследования явились работы А.Е. Войскунского, С.В. Скрипкина, А.Е. Жичкиной, С. Московичи, Л.С. Патрушева, Д.Л. Сиволова, Ю.Г. Фроловой. Здесь мы используем материалы Интернет – форумов, в рамках которых обсуждаются проблемы психического здоровья. Всего было проанализировано 30 источников, которые соответствовали поисковому запросу «Психическое здоровье». Помимо этого нами был проведен сплошной анализ 3 форумов, включающих обсуждения вопросов психического здоровья и вопросов, не связанных с этой темой. Анализ позволил выявить психологические особенности коммуникации участников интернет – форумов по вопросам психического здоровья. Метод обработки данных – качественный контент анализ. Руководствуясь принципом конфиденциальности, мы не будем указывать электронные адреса ресурсы, однако приведем примеры высказываний.

Результаты исследования:

1. В ходе анализа сообществ о психическом здоровье, нами были выделены следующие коммуникативные роли: «Информатор» «Диагност», «Эксперт», «Специалист», «Сочувствующий», «Цензор», «Собеседник», «Интересующийся», «Демонстративный», «Прогнозирующий», «Советчик», «Скептик», «Оценивающий», «Провокатор», «Миротворец». Отметим, что один участник может выступать и в роли «информатора», и «советчика», и «эксперта», и «миротворца» и т.д., и между различными ролями существуют различные типы коммуникативного взаимодействия. Специфичными коммуникативными в этих сообществах являются роли «Специалиста», «Эксперта» «Советчика», «Диагноста», «Скептика», «Провокатора». Примеры высказываний (без изменения авторской орфографии и стилистики) участников таких форумов мы приводим в таблице 1:


Таблица 1

Коммуникативные роли участников интернет-сообществ
по вопросам психического здоровья

Название роли

Пример высказываний

«Информатор»

«Анна Васильевна, врач – психиатр, контакты посмотрите, я раньше писал в этой ветке», Уважаемый Алексей, даю ссылку на источник…».

«Диагност»

«У вас депрессия на фоне стрессового расстройства», «Не слушайте никого, не МДП, а просто ДЕПРЕССИЯ», «согласна, что тут анорексией попахивает, .т.к. рвоту вызывают только эти больные!!!»,

«Эксперт»

«Действительно от воспитания ничего не зависит, чему быть того не миновать»; «скорее всего вы переувлеклись психоанализом».

«Специалист»

«Как психолог замечу, что психиатр явно здесь более уместней, чем ванны жемчужные».

«Сочувствующий»

«… не расстраиваетесь!», «все будет хорошо, главное – бороться и искать, найти и перепрятать!!!!», «Ты держись», «… не расстраиваетесь!»;

«Цензор»

«Нужно слова подбирать, наверное, когда такое пишете!!».

«Миротворец»

«Вы оба правы и не правы, так что давайте не будем здесь разводить оскорбления».

«Собеседник»

«Моя подруга рассказывала (она врач), что многие сами себе придумывают болезни).

«Интересующийся»

«А давно это у вас?», «Расскажите подробнее о своих симптомах».

«Демонстративный»

«вот сейчас меня торкнуло: это ж какая у меня наследственность! И шизофрения, и депрессия...».

«Прогнозирующий»

«Дальше хуже будет».

«Советчик»

«Стоит, наверное, делиться с другими переживаниями и выходить на свежий воздух, научиться расслабляться, радоваться…».

«Скептик»

«ахаха сейчас все будут автора уговаривать что у нее все пучком, а потом она вас прикончит в переулке или врежется в дтп когда ей черти казаться будут…».

«Оценивающий»

«Проблема ЗДОРОВЬЯ, как я уже говорил, намного шире той которую мы здесь обсуждаем».

«Провокатор»

«ты бы здесь не сидел, если бы был нормальным, а не психом. Я прав?»,


Отметим, что между различными ролями существуют различные типы коммуникативного взаимодействия. Достаточно яркие конфликты можно наблюдать между ролями: «Специалист», «Эксперт» «Советчик», «Диагност», «Скептик», «Провокатор», как конкуренция, так и кооперация между участниками с ролью «Диагност», «Эксперт», «Советчик». По нашему мнению, конфликты возникают из-за недоверия к мнению и статусу собеседника и из-за стереотипов восприятия людей с психическими проблемами.

2. При анализе форумов иной тематики, мы выделили следующие коммуникативные роли: «Идентифицирующийся», «Организатор», «Эксперт», «Поддерживающий», «Цензор», «Миротворец», «Собеседник», «Интересующийся», «Информатор», «Демонстративный», «Прогнозирующий», «Советчик», «Скептик», «Специалист», «Оценивающий», «Провокатор». На таких форумах участники не стремятся сохранить анонимность и часто выражают сожаление, что не могут предоставить реальную информацию (например, фотографию). В то время, как в сообществах о психическом здоровье, участники предпочитают сохранять анонимность и не сообщать данные, которые могут идентифицировать их. Если пользователи желают вступить в контакт вне рамок форума, они оставляют, как правило, данные других форм виртуального контакта (e-mail, icq, skype и т.п.). Мы объясняем это тем, что обсуждение психического здоровья является для многих не желаемым или болезненным (особенно для человека с психическими проблемами). Такая коммуникативная особенность интернета, как анонимность, снимает многие ограничения. Однако вне интернета на эти темы участники не общаются.

3. Если на форуме не о психическом здоровье даже короткое сообщение вызвало достаточно высокую активность обсуждения, то на форумах о психическом здоровье - только эмоциональные сообщения, сообщения с подробным описанием переживаний и личной истории, стимулировали коммуникацию.

Мы считаем, что анализ конфликтов на форумах, по вопросам психического здоровья (а также отсутствие ярких конфликтов на форумах иной тематики) позволил выявить определенные особенности коммуникации, связанные с процессом приобретения статуса в виртуальном сообществе. Стремление играть роль эксперта или компетентного лица на форумах, проблема обсуждения которых воспринимается с позиции мифичности, узконаправленности, специфичности и т.п. повышает статус пользователя, поскольку общедоступной информацией владеют многие участники, а уникальной – только он. Это является нашим предположением, которое требует более детального изучения.


Литература:

  1. Патрушева Л.С. Коммуникативные роли участников интернет форума / Л.С. Патрушева / Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — № 10. — С. 109 — 113.

  2. Сиволов, Д.Л. Интернет – сайт как предмет социологического исследования: метод анализа интерактивных документов / Д.Л. Сиволов // Виртуальные миры. − 2011. −№4. −С. 139 − 143.

Основные термины (генерируются автоматически): психическое здоровье, роль, форум, коммуникативная роль, Советчик, участник, Диагност, коммуникативная роль участников, коммуникативное взаимодействие, процесс общения.


Похожие статьи

Влияние интернет-сообществ на региональные социальные процессы

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Методологические подходы к анализу социального неравенства в молодежной среде

Подходы к определению корпоративной социальной ответственности и ее роли в решении социальных проблем

Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов

Проблемы применения информационно-коммуникативных технологий в физкультурном образовании

Разработка эффективных принципов по формированию профессиональной культуры менеджеров туристических агентств

Похожие статьи

Влияние интернет-сообществ на региональные социальные процессы

Проблемы формирования профессиональной компетенции педагога-психолога в области общения с подростками

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Актуальность использования технологии игрового моделирования в ходе развития педагогических способностей будущих учителей

Методологические подходы к анализу социального неравенства в молодежной среде

Подходы к определению корпоративной социальной ответственности и ее роли в решении социальных проблем

Психологическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях образовательного учреждения

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов

Проблемы применения информационно-коммуникативных технологий в физкультурном образовании

Разработка эффективных принципов по формированию профессиональной культуры менеджеров туристических агентств

Задать вопрос