Влияние акцента на уровень успешности человека в рамках социального взаимодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (449) январь 2023 г.

Дата публикации: 16.01.2023

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Диленян, Т. М. Влияние акцента на уровень успешности человека в рамках социального взаимодействия / Т. М. Диленян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 426-428. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98981/ (дата обращения: 17.12.2024).



Большинство людей даже не задумывается, как сильно произносительный акцент влияет на мнение окружающих о конкретном человеке. А ведь в условиях того, что наш мозг бессознательно стремится «‎навесить ярлык» на собеседника при первом же знакомстве, неправильный акцент может сыграть с человеком злую шутку.

Ключевые слова: социальная значимость, уровень образования, том, язык.

Most people don’t even think about the reality of how much a pronunciation accent affects the opinions of others about a particular person. But in the conditions that our brain unconsciously seeks to “put a label” on the interlocutor at first sight, the wrong accent can play a cruel joke on a person.

Keywords: social significance, level of education, volume, language.

Все мы хотя бы раз в жизни задумывались о том, насколько знание иностранных языков повышает уровень жизни. Это и новые перспективы в карьере, и личностный рост, и качественный досуг, ведь с каждым новым языком в своей копилке знаний человек расширяет зону взаимодействия с миром вокруг себя.

‎Однако когда речь заходит о том, чтобы заняться изучением иностранного языка, практически никто не вспоминает, что наряду с грамматикой, лексикой и навыком письма необходимо работать и над своим произношением.

Это действительно важная часть всего процесса, но не потому, что так человек сможет похвастаться своей «‎крутостью»‎. На самом деле, все гораздо глубже. Дело в том, что исследования показали прямое влияние акцента на степень успешности человека во взаимодействии с социумом.

За ход подобных исследований отвечает социолингвистика — наука, изучающая связь между языком и социальными условиями его существования.

Необходимо понимать. что язык в социальном отношении совсем не является однородным и делится не только на всем известные диалекты. Так, преподаватель Саламанского университета в Испании, Гонсало де Корреас еще в XVII веке указал на эту градацию: «Нужно отметить, что язык имеет, кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности, связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей».

Подобные наблюдения ученых и преподавателей по всему миру позволяют предположить, что произношение играет одну из важнейших ролей при взаимодействии человека в рамках социума. Ведь еще в 30-е гг. XX в. американский социолингвист Уильям Уорнер установил, что высокий уровень богатства совершенно не гарантирует высокий социальный статус, престиж и всеобщее признание. По его мнению, социальный статус человека определяется такими характеристиками, как уровень образования, род занятий, величина состояния и доход, круг общения, привычки, манеры поведения и речи, и другими факторами.

Из чего можно сделать вывод, что состоятельность человека или, иными словами, экономический фактор уходит на второй план, уступая место личностным характеристикам — уровню образования и социальным институтам, частью которых он является.

Тут в игру и вступает такой незаметный на первый взгляд, но крайне важный фактор, как акцент. Он является той самой лакмусовой бумажкой для оппонента. Ведь, будучи совершенно не знакомыми, люди всегда стараются как можно скорее понять, какой именно человек перед ними стоит. Это происходит бессознательно, потому что мозгу необходима безопасность и появляется она лишь тогда, когда все вокруг человека ему известно и знакомо. Неправильное же произношение так или иначе ассоциируется с недостаточным уровнем образованности, а правильное, соответственно, с довольно высоким. Поэтому собеседник, сам того не отслеживая, уже в первые секунды разговора определит человека к тому или иному социальному кругу, ведь фонетический аспект при отсутствии близкого контакта является основополагающим фактором для принятия такого решения.

Наглядно это отследить можно, обратившись к трудам Т. И. Шевченко. Ее работы свидетельствуют о том, что в той же Британии существует негласная иерархия престижности акцента, которая насчитывает три уровня:

  1. RP (Received Pronunciation — британское нормативное произношение), шотландский, ирландский и некоторые иностранные акценты.
  2. Британские региональные диалекты.
  3. Акценты (социолекты) сообществ в крупных промышленных городах.

После проведения опроса, в котором людей просили оценить речь человека по двум шкалам (социальная значимость и успешность; личностные качества), было выяснено, что люди высоко оценили именно речь с Received Pronunciation. По словам самих испытуемых: «RP является необходимым условием для получение командной должности в государственном управлении и делопроизводстве, в юриспруденции, финансовом деле, дипломатии, церкви, образовании и культуре, военном деле».

То есть социальная значимость в глазах людей напрямую связана с произношением человека, и уже не так важно о каком конкретно языке пойдет речь.

Таким образом можно сделать вывод, что в рамках социальных взаимодействий изначально преимуществом будет обладать тот, чей произносительный акцент отвечает нормам фонетической грамотности конкретного языка. Ведь пока два человека достаточно друг с другом не знакомы, это единственное, что позволяет понять, кем является собеседник.

Литература:

  1. Карасик В. И. Язык социального статуса. — М.: Гнозис, 2002. — 333 с.
  2. Мороз Н. Ю. К вопросу о создании «портрета» говорящего по его фонетическим характеристикам при обучении профессиональной коммуникации // Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам (социально-политический и экономический дискурсы). — М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2011. — С. 196–203.
  3. Шевченко Т. И. Коммуникативные функции социальной вариативности интонации: дис..... д-ра филол. наук. — М., 1990. — 365 с.
  4. Шевченко Т. И. Социальная дифференциация английского произношения. — М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  5. Шевченко Т. И. Фонетика и фонология английского языка. — Дубна: Феникс+, 2011. — 256 с.
  6. Шевченко Т. И. Фонологические категории как объект лингвокультурного анализа// Фонетика, фонология и межкультурная коммуникация. — М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. — С. 188–200.
  7. Попова, М. В. Роль произносительного акцента при определении социальной принадлежности говорящего / М. В. Попова. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-proiznositelnogo-aktsenta-pri-opredelenii-sotsialnoy-prinadlezhnosti-govoryaschego???history=30&pfid=1&sample=0&ref=0 (дата обращения: 14.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная значимость, уровень образования, произносительный акцент, том, язык.


Похожие статьи

Хобби как профилактика эмоционального выгорания

Актуальность проблемы профессионального выгорания в среде педагогов в последние годы приобрела масштабы бедствия. Педагог, как представитель профессии, классифицируемой, как «человек-человек» наиболее подвержен неврологическим и психологическим расст...

Влияние общения на коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в...

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста

Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...

Подходы к изучению специфики копинг-стратегий у подростков-сирот

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению копинг-стратегий у подростков-сирот. Анализируется влияние окружающей среды на психоэмоциональное развитие подростков-сирот, которое определяет ими выбор определенных копинг-стратегий. Каждо...

Эмоциональное выгорание консультантов экстренной психологической службы

Для профессий, связанных с взаимодействием с людьми, характерно формирование состояния «эмоционального выгорания». Это явление рассматривается как реакция на продолжительные профессиональные стрессы. С этой целью были изучены способы профилактики и п...

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Проективный метод диагностики — рисуночная методика «Моя семья»

В данной статье рассматриваются основы анализа рисунка семьи. Рисуночную методику «Моя семья» психологи используют для того, чтобы посмотреть, как ребенок воспринимает свою семью, свою в ней роль и роль других членов семьи, продиагностировать психиче...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Особенности межличностных отношений и социального благополучия гомосексуальных женщин

Социальное благополучие отражает как ситуацию в стране, так и субъективную оценку индивида, и степень удовлетворенности его потребностей. В нашей стране до сих пор не принято открыто говорить о своей ориентации, и поэтому большинство людей, которые о...

Похожие статьи

Хобби как профилактика эмоционального выгорания

Актуальность проблемы профессионального выгорания в среде педагогов в последние годы приобрела масштабы бедствия. Педагог, как представитель профессии, классифицируемой, как «человек-человек» наиболее подвержен неврологическим и психологическим расст...

Влияние общения на коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Данный возраст является ответственным в первую очередь и в...

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста

Актуальность заключается в том, что психологическое благополучие детей определяет высокий статус дальнейшего личностного развития и функционирования, в то время как существует недостаток теоретических и эмпирических исследований по конкретным вопроса...

Подходы к изучению специфики копинг-стратегий у подростков-сирот

В данной статье рассматриваются основные подходы к изучению копинг-стратегий у подростков-сирот. Анализируется влияние окружающей среды на психоэмоциональное развитие подростков-сирот, которое определяет ими выбор определенных копинг-стратегий. Каждо...

Эмоциональное выгорание консультантов экстренной психологической службы

Для профессий, связанных с взаимодействием с людьми, характерно формирование состояния «эмоционального выгорания». Это явление рассматривается как реакция на продолжительные профессиональные стрессы. С этой целью были изучены способы профилактики и п...

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности

В статье рассматриваются взаимоотношения в семье как основной фактор, влияющий на становление личности. Опираясь на проведенные исследования, авторы сделали выводы: 1. Невротизация личности ребёнка зависит от особенностей личности родителей. 2. Дети ...

Проективный метод диагностики — рисуночная методика «Моя семья»

В данной статье рассматриваются основы анализа рисунка семьи. Рисуночную методику «Моя семья» психологи используют для того, чтобы посмотреть, как ребенок воспринимает свою семью, свою в ней роль и роль других членов семьи, продиагностировать психиче...

Связь тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Статья посвящена теоретическому обоснованию связи тревожности и учебной мотивации в младшем школьном возрасте. На основе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что тревожность у младших школьников имеет свои особенности, которы...

Особенности межличностных отношений и социального благополучия гомосексуальных женщин

Социальное благополучие отражает как ситуацию в стране, так и субъективную оценку индивида, и степень удовлетворенности его потребностей. В нашей стране до сих пор не принято открыто говорить о своей ориентации, и поэтому большинство людей, которые о...

Задать вопрос